Конспект урока №2 по курсу ОРКСЭ, модуль ОПК , 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме

Чунихина Елена Михайловна

 

Курс ОРКСЭ

Модуль «Основы Православной культуры».

Тема. Культура и религия.

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no2_orkse_opk.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Автор : учитель ОПК МАОУ СОШ №4 г.Абинска  Чунихина Е.М.

Урок № 2

Курс ОРКСЭ

Модуль «Основы Православной культуры».

Тема. Культура и религия.

Цель: познакомить с понятиями «культура»,«православие» ,« религия»,        «христианин.

 Задачи : 

1. Личностные результаты: воспитывать осознание себя жителем России, Кубани ,воспитывать чувства любви и уважения к русской культуре.

2. Метапредметные результаты: способность работать в мини- группах при изучении  понятий .

3.Предметные результаты: усвоение первоначальных сведений об особенностях культуры  православной религии ; умение наблюдать , фиксировать , сравнивать ,выделять характерные  особенности православной культуры .    

Оборудование :компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки ,

                           МП«Православный календарь» и  творческие задания ,

                           автор :Чунихина Е.М.; презентация с использованием

                           электронного приложения к учебнику А.Кураева по ОПК

                           курса ОРКСЭ.

Ход урока.

  1. Организация урока.

          Страничка православного календаря .

           Учитель в начале  и в течение урока акцентирует внимание учащихся на том ,что 2012 год- это год истории и для российского гражданина это значимо, потому что каждый уважающий и любящий свою страну должен знать историю и культуру своей Родины .

        Православный календарь.(Мультимедийное приложение «Православный календарь» Чунихиной Е.М. на весь календарный год, исп. сентябрь  )

        Рассказ учителя о житии Александра Невского .(дополнительный материал по выбору учителя в замечаниях презентации)

        Рассматривание иконы под песнопение.                            Слайд №1.

  1. III. Работа над новым материалом.

1.Сообщение темы урока.                                            Слайд №2.

2.Вступительная беседа и анализ произведений.

 Постановка проблемы .

-Как взаимосвязаны между собой культура и религия? Могут ли они существовать друг без  друга? Докажите.

         Рассматривание слайдов  и  краткий анализ художественных музыкальных  произведений.

- Каждый из этих людей, внес свой бесценный вклад в развитие культуры, созданные ими произведения, являются культурным наследием, не только нашей страны, но и мира.

-Как вы думаете ,что помогает творческим людям создавать прекрасные произведения для людей ?

-Взгляните на слайд. .                                                                     Слайд №3.

- Кто изображён на этой картине Крамского ? Расскажите. (А.С.Пушкин -поэт).

Слушание отрывка из стихотворения А.С.Пушкина.

- Какое направление культуры  в этой картине? (ИЗО) Слайд №4.

Рассматривание картины и слушание отрывка из песнопения.

            Рассматривание картины В.Д.Поленов .Олива в Гефсиманском саду 

Слайд №5

- Вдохновение необходимо и для музыкантов .Кто изображён на этой картине? (П.И.Чайковский –русский композитор)                              Слайд №6

Слушание отрывка из музыкального произведения .П.И.Чайковского.

-Какие чувства у вас возникли во время прослушивания этого произведения?

-Какой труд осуществили все представители творческих профессий? Откуда они черпали силы для создания столь великолепных произведений?

3.Новые слова и понятия.                                                                       Слайд №7

- Что такое на ваш взгляд культура?

- Послушайте ,что такое «культура»,как об этом пишут в словарях.

(Включить эл.приложение к учебнику А.Кураева , словарь с речевым озвучиванием понятия «Культура» запись слова в рабочую тетрадь.

            Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.

             В терминологии естественных наук слово «культура» сохранило своё первоначальное значение (культивировать, возделывать). В Священном Писании говорится: «И выслал его (Адама) Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю» (Быт. 3, 23). Человек стал возделывать землю, выращивать скот, строить дома. Потом стал строить большие города, в которых были бы библиотеки, соборы, концертные залы, монастыри. Он стал украшать свой дом, свою одежду, писать книги, рисовать картины, сочинять музыку... Чтобы создать всё это, он трудился не только физически, но и духовно. «Природа, возделанная духом человеческим, есть культура», — сказал русский философ Д.М. Велланский. В древней летописи о труде говорится так: «На земле добра без труда не достичь, так отчего же мы избегаем труда благословенного?»

(Электронное приложение к учебнику А.Кураева ОПК 4-5 )

4.Работа по учебнику,с.6.

1)работа над понятием «культура».

 - Найдите  в тексте ,что такое «культура»?Прочитайте, запишите  в рабочую тетрадь.

        Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.

 2)работа с текстом ;

-Прочитайте в тексте ,как влияет культура на жизнь человека.

 Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда. Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры.

-Какие ещё вопросы рассматривает культуры в жизни общества и человека?

          Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.

           В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

             По отчеству зовут даже крестьян. Черный хлеб любят больше белого.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

3)работа над понятием «религия»,

             - Прочитайте, запишите  в рабочую тетрадь.

         Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

 4)работа над понятием «православие»,

       -Прочитайте, запишите  в рабочую тетрадь.

Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры православной религии. Например, русское слово «спасибо » – это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.

...Каждый истинный христианин, уважающий себя и знающий свои немощи, не имеет побуждений гордиться, выставляться собою, своим правоверием, унижаться пред другими, уступать верованиям чуждых, притеснять другого. При таком взаимообщении естественно предполагать и уважение чужих прав и обязанностей, следствием чего бывает согласие в обществе, мир, развитие умственных и нравственных сил, благопоспешество и благоустроенность.

(Из книги «Объяснение апостольских чтений» протоиерея В. Михайловского.)

Слайд №9

-Кинематограф тоже часть нашей культуры.                                  Слайд№10

-Посмотрите  м/ф«Ангел» и ответьте на вопрос:«Кто помог девочке выздороветь?»

Просмотр мультипликационного фильма «Ангел »с последующим обсуждением .

- Кто помог девочке выздороветь?

-Чему учит эта история? Правдива ли она или сказочна? Почему?

-К кому человек привык обращаться в трудную минуту?

        *пример поведения православного христианина.

« Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего.»

(Из записей Павла Алеппского, 17 век)

Работа в микрогруппах.Обсуждение.

-Почему так поступал царь? Был ли он православным ?Почему?

           Слово православие – это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфо-графия. Орто означает «верный, правильный». А вот слово докса в греческом языке имеет два значения. Первое – «учение», «мнение». Второе – «прославление». Значит, слово ортодоксия, как и слово православие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение православный христианин точнее, чем просто слово православный.                                                                          Слайд №11

5) чтение стихотворения,

РОССИИ(читает заранее подготовленный учащийся)

Тебе Бог дал свое призванье,

 Тебе Он светлый дал удел:

 Хранить для мира достоянье

 Высоких жертв и чистых дел;

 Хранить племен святое братство,

 Любви живительный сосуд,

 И веры пламенной богатство,

 И правду, и бескровный суд.

 О, вспомни свой удел высокий,

 Былое в сердце воскреси

 И в нем сокрытого глубоко

 Ты духа жизни допроси!

 Внимай ему, и все народы

 Обняв любовию своей, -

 Скажи им таинство свободы,

 Сиянье веры им пролей!

 (Алексей Хомяков 1839)                                                            

Рассматривание слайда «Крест и Библия»        Слайд №12

-Что вы видите  на фотографии?

-Для чего необходимы эти предметы православному христианину?

-Казаки – выбрали тоже веру –православную. Почему?Слайд №13

Это интересно(Заранее готовят уч-ся)

Большая буква

           1.Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и мифы), то в этом случае пишем это слово с маленькой буквы.

            2.Если верующие говорят или упоминают о Боге как о Творце нашего мира – слово Бог пишется с большой буквы. Это касается и местоимений. Если встречается так написанная строчка: «Тогда Он сказал», то сразу понятно, что это о Боге. Или же: «человек обратился к Тому, Кто…».

3.***

И просветлел мой темный взор,

 И стал мне виден мир незримый,

 И слышит ухо с этих пор,

 Что для других неуловимо.

 И вещим сердцем понял я,

 Что все рожденное от Слова*,

 Лучи любви кругом лия,

 К нему вернуться жаждет снова;

 И всюду звук, и всюду свет,

 И всем мирам одно начало,

 И ничего в природе нет,

 Что бы любовью не дышало.

 (Алексей Толстой 1852)

* Слово с большой буквы – это Бог

6)работа с текстом с.6-7

-Прочитайте ,разделите текст на части составьте план.

III. Закрепление знаний. Творческие задания ,упражнения .

  1. работа в 4 микрогруппах. (по 4 человека)

-Каждая микрогруппа должна  ответить на свой вопрос.

Вопросы:

1. Что такое культура и религия? Какова связь между ними?

2. Что значит быть православным человеком?

4. Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

Прохождение теста по электронному учебнику А.Кураева .

Задание №1

Раздели слова на группы.

        Интерес

Проявление религии в человеке

Проявление культуры в человеке

  к живописи, чтение книг, помощь ближним, молитва, правила  поведения, изучение стихосложения, знание основ живописи, исповедание грехов, пост, милостыня, посещение музеев, добродетели, интеллигентность, нормы морали ,совесть.

Задание №2.

Продолжи фразу. Религиозным человека можно назвать ,если он:

-называет себя верующим;

-знает основы религии;

-соблюдает правила, установленные в его религии.

Задание №3.

Продолжи фразу.

Что является самым важным показателем религиозности человека?

-демонстрация своего отношения к религии других людей ;

-вера;

-положение в церковном мире.

Задание №4.

Продолжи фразу.

правила хорошего тона, духовных ценностях, материальном состоянии народа

Культура  даёт человеку знание о ____________________.

2)работа в тетрадях с творческими заданиями .(Приложение №1,2)

Дополнительно.*

3)Контрольные вопросы .Значение культуры и религии в жизни человека.

Тренажёр (Электронное приложение к учебнику А.Кураева ОПК 4-5)

1.Для чего человеку необходима культура?

-чтобы знать свои традиции ,приобщаться к наследию своей Родины, ценить и умножать культурное достояние своего народа;

-чтобы гордиться перед другими народами достояниями своей культуры

-чтобы быть лучше всех.

2.Что религия даёт человеку?

-нормы морали и нравственности  ,ориентиры на жизненном пути , возможность быть счастливым;

-материальное благополучие;

-превосходство над нерелигиозными людьми.

3.Как культура и религия взаимодействуют друг с другом?

-Культура и религия взаимно дополняют друг друга. Религиозные переживания людей находят отражение в культуре, а культура углубляет религиозные представления.

-Религия основана на культуре.

-Культура существует только благодаря религии.

4.Когда человек считается культурным ?

-когда он знает особенности культуры своей Родины и поступает в соответствии со своим знанием;

-когда  он читал книги о культуре;

-когда он занимается физической культурой.

Домашнее задание .

1)работа по учебнику с.6-7 ,отвечать на вопросы;

2)работа в тетрадях с творческими заданиями .(Приложение №3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс

Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе  на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение  обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема "Семья"

Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры". Тема "Пасха"

Цель. Формирование уважительного отношения к культурным традициям, на примере православного праздника «Пасха»....

Конспект урока по предмету ОРКСЭ , модуль ОПК по теме "Заповеди"

На уроке используется групповая форма работы, детям предлагается маршрутный лист для организации самостоятельной работы на уроке. Новизна урока в сочетании разнообразных приёмов и методов, позволяющих...


 

Комментарии

Чунихина Елена Михайловна

Уважаемые посетители!Копировать разрешается только при указании авторства и ссылки на мой мини-сайт.