Методика воспитания локального патриотизма в группе продленного дня в начальных классах
классный час (2 класс) по теме

Блохина Ирина Борисовна

Одной из целей педагогического процесса в группах продленного дня в начальных классах является воспитание локального патриотизма. Под локальным патриотизмом здесь понимается любовь не к своей стране, а к своему городу и району. Локальный патриотизм является ключевым для формирования городской, региональной и национальной идентичности, тем самым способствуя развитию ребенка как человека и представителя гражданского общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_patriotizm.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методика воспитания локального патриотизма в группе продленного дня в начальных классах

Одной из целей педагогического процесса в группах продленного дня в начальных классах является воспитание локального патриотизма. Под локальным патриотизмом здесь понимается любовь не к своей стране, а к своему городу и району. Мы считаем локальный (региональный, местечковый) патриотизм основой, на которой должен стоять любовь по отношению к России. Более того, местечковый патриотизм является ключевым для формирования городской, региональной и национальной идентичности, тем самым способствуя развитию ребенка как человека и представителя гражданского общества.

        Методика воспитания в учениках начальных классов национального самосознания и любви к своей стране – предмет исследования многих педагогов. Техники, используемые для прививания патриотизма, достаточно просты и понятны интуитивно, о них можно прочитать в статье (ссылка). С локальным патриотизмом, особенно на уровне конкретного района, значительно сложнее. В моей ситуации район, в котором находится школа, не обладает большим количеством ярких исторических достижений, в нем почти нет построек, несущих культурно-историческую ценность; таким образом, метод использования истории (экскурсии, классные часы с рассказами о славном прошлом района) как средства для воспитания патриотизма не подходит. Таким образом, пришлось работать над созданием других методов.

        Основными способами стали использование компьютерных презентаций с целью заинтересовать ребенка, и проведение субботников в различных местах района.

        Несмотря на отсутствие исторических событий, район, в котором располагается школа, как и каждый населенный пункт, обладает различными «интересными фактами». Скажем, в районе находится самая длинная улица в городе, для строительства домов была засыпана речка, и так далее. Было рассказано о происхождении названий улиц: детям интересно узнать, кто такой Ярослав Гашек, в честь которого названа соседняя улица, а туманное название «проспект Александровской фермы» не могло не заинтересовать детей. Для демонстрации данных фактов была создана презентация, включавшая в себя и другие «интересные факты», связанные с этимологией названий улиц и местностей, фотографии различных районных пространств; было рассказано об истории района, его значении для города, транспортной сети. Таким образом, с помощью презентаций, дети могут получить любопытные сведения о районе, что приведет к возникновению у них интереса к нему и, как следствие, к появлению гордости за него.

        В свою очередь, субботники помогают детям ощутить причастность к своему району. Их работа, направленная на благоустройство территории, приводит к возникновению ощущения ассоциирования себя с местностью, что ведет к пониманию роли района в жизни человека. Кроме того, у субботников существует латентная функция: облагораживая территорию, дети учатся не мусорить и признавать чужой труд.

        Проблема воспитания регионального патриотизма нечасто поднимается в российской педагогической практике. Патриотизм зачастую понимается исключительно как национальное понятие, тогда как в реальности местечковый патриотизм является не только важным качеством для становления личности, но и замечательным подспорьем для возникновения патриотизма по отношению к своей стране. Методы, использованные мною, могут быть усовершенствованы и переработаны, но включение воспитания локального патриотизма в педагогическую практику является необходимым требованием современности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников в группе продленного дня

Этот материал о духовно-нравственном воспитании младших школьников в ГПД...

Статья "Организация занятий в группе продленного дня в начальных классах"

Задача педагога группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны шко...

Доклад «Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня»

Доклад" Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня"...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продленного дня

Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат. В настоящее время человечество находится в условиях ...

"Экономическое воспитание детей в рамках группы продленного дня"

В методической разработке представлен сценарий игры,направленной на экономическое воспитание обучающихся, посещающих группу продленного дня...

Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня.

В статье рассмотрена актуальность  нравственного воспитания детей младшего школьного возраста....