Программа патриотического воспитания
рабочая программа по теме

Смирнова Галина Геннадьевна

Программа  внеурочной деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию «Я – гражданин»

на 2013 – 2017 годы для обучающихся  1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr1.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

города Мурома Владимирской области

Программа  внеурочной деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию «Я – гражданин»

на 2013 – 2017 годы для обучающихся  1-4 классов.

                                       Разработала:

                                                                Учитель начальных классов

                                         Смирнова Г.Г.

Удомля

2011

I . Пояснительная записка.

1.1.Назначение программы.

      Актуальность проблемы патриотического воспитания обучающихся.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

      В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

     Принятая Правительством РФ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» даёт право  классному руководителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

     Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у обучающихся младших классов.

    Данная программа представляет систему работы классного руководителя, которая строится на основе форм, методов и приёмов педагогического воздействия, опирается на принципы деятельностно-отношенческого подхода, а также  устанавливает взаимодействие личности и коллектива в развивающей  воспитанной  и образовательной  среде.

     Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

     Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

    Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине.

    Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.

    Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

1.2.Цели и задачи программы.

Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста чувства патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:

1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения.

2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи.

3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России.

4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.

 Основополагающие принципы и направления их реализации

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

1.3 . Основные направления реализации программы.

     На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Разработка тем и конструирование содержания курса «Я – гражданин» для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.

1.4.Организация деятельности.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения, 33 часа в год.

II .Содержание деятельности.

Программа включает в себя следующие направления:

2.1. Направление «Связь поколений».

Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1.Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2.Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2.2. Направление « Растим патриота и гражданина России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1.Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2.Формировать культуру проявления гражданской позиции.

3.Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

2.3. Направление «Мой край родной»

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1.Изучать историю родного края.

2.Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Муромского  края».

3.Формировать экологическое поведение.

Формы: тематические беседы, совместные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

2.4. Направление «Я и семья»

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3.Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через

знания по основанным предметам начального общего образования.

Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

Участие в тематических конкурсах, выставках.

Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

III. Тематическое планирование.

1 класс

          Название

      мероприятия

    Форма проведения

Кол-во

часов

        Дата проведения

1.

Урок России

урок

1

сентябрь

2.

 «Твои права и обязанности»»

беседа с участием

социального педагога

1

сентябрь

3.

Операция «По дорогам города»

Практическое занятие

1

сентябрь

4.

Мероприятия, посвящённые Дню герба и флага.

Игровая программа

1

октябрь

5.

Акция «Забота».

Акция, посвящена Дню учителя.

1

октябрь

6.

 Дорога, транспорт и я.

Беседа с инспектором ГИБДД

3

сентябрь

февраль

май

7.

Мероприятия, посвящённые Дню народного Единства

Беседа

1

ноябрь

8.

На кого я хочу быть похожим

классный час – вернисаж

1

ноябрь

9.

 Главный закон моей страны.

классный час, посвящённый Дню Конституции

1

декабрь

10.

 Закон и вредные привычки.

классный час

1

декабрь

11.

Посещение музея краеведения.

экскурсия

1

январь

12.

Мы скоро подрастем и Родину защищать пойдем.

классный час, посвящённый Дню защитника Отечества

1

февраль

13.

Наши папы – защитники Родины

собрание-концерт

1

февраль

14.

Посещение музея боевой славы.

экскурсия

1

февраль

15.

Ю.А.Гагарин - первый космонавт Земли.

классный час, посвящённый  Дню Космонавтики

1

апрель

16.

Космическая эпопея.

конкурс рисунков

1

апрель

17.

Космос и я.

конкурс художественного творчества

1

апрель

18.

Спешите делать добро.

акция.

апрель

19.

День Победы

встреча с ветеранами

1

май

20.

Защитникам Родины посвящается.

конкурс рисунков

1

май

21.

Подарок ветерану.

акция

1

май

22.

День защиты детей.

игровая программа

1

май

IV. Ожидаемые результаты реализации программы:

4.1.Уровень

 Совершенствовать систему патриотического воспитания в школе.

Формировать чувство гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину.

4.2. Уровень

Сформировать готовность у  учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции; отвлечь учащихся от противоправной деятельности;

Формировать уважение и чувство долга по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе,  активную жизненную позицию.

 4.3.Уровень

 Оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей; создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.

V.Условия и ресурсы реализации программы.

5.1.Организация работы.

Для реализации программы созданы все условия в школе. На базе образовательного учреждения активно ведут свою деятельность:

 Музей боевой славы,

экспозиция «Крестьянская изба»,

 культурно - досуговый центр,

 библиотечно - информационный центр.

Используются ресурсы внешкольных учреждений (Дома ремесел, дома творчества, ДЮСШ, Центр общественной информации, Центр досуга)

5.2.Кадровое оснащение.

Программа реализуется в классном коллективе под руководством учителя  на уроке и во внеурочное время. При проведении мероприятий привлекаются учителя предметники (учитель музыки, физкультуры). Основными помощниками являются родители.

5.3.Материально-техническое оснащение:

  1. Компьютер
  2. Принтер
  3. Проектор
  4. Экран
  5. Магнитофон

VI.Используемая литература.

6.1.Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2010.

6.2.Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

6.3.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

6.4.Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

6.5.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

6.6.Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

6.7.Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

6.8.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

6.9.Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.

Методическое обеспечение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания "Моя Родина-Россия".

Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий,опирается на принципы индивидуализации, мотивированно...

Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»

Программа патриотического воспитания младшего школьника "Моё Отечество" расчитана на 4 года, имеет концентрическую структуру. В данной работе демонстрируется рабочая программа и мероприятия, про...

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Программа патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"

Программа патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....

Тематическое игровое занятие в рамках программы: «Патриотическое воспитание» «С чего начинается Родина?»

Сценарий внеклассного занятия "С чего начинается Родина?" в рамках программы по патриотическому воспитанию. Рассчитано на возраст: 2-3 класс....

программа патриотического воспитания детей при школьном летнем лагере дневного пребывания

Данная Программа имеет патриотическую направленность.Программа составлена мной для использования при работе в ЛДП при школе в летний период.Наша программа была признана лучшей в районном туре республи...