Тема урока: «Куликовская битва»
классный час по теме

Филенкова Людмила Михайловна

Тема урока: «Куликовская битва»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Куликовская битва»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

1) дать представление    учащихся о Куликовской битве, о подвигах защитников Руси;

  1. развивать устную речь, творческое мышление, память, познавательный
    интерес;
  2. воспитывать гордость к подвигам великих людей из русской истории.

Оборудование: Доска.

Ход урока:

1 .Организационный момент. 1 мин.

2.Постановка цели урока. 3 мин.

3.Подготовительный этап. Вводное слово.5 мин.

4.Изучение новой темы. 10 мин.

5.Физкультминутка. 1 мин.

6.Работа с учебником. 5 мин.

7.Подведение итогов. 5 мин.

1.Организационный момент:

Здравствуйте, ребята, меня зовут Галина Александровна, и я буду сегодня вести у вас урок истории.

2.Постановка цели урока:

Мы видим на доске дату (8 сентября 1380)

В этот год произошло очень важное для России событие. Это была Куликовская битва. Ещё её называют Мамаево или Донское побоище. Она и будет темой нашего сегодняшнего урока.

3.Подготовительный этап. Вводное слово:

В Куликовской битве участвовали Московское княжество и Золотая Орда.

В Москве с 1359 года по 1389 княжил внук Ивана Калиты, Дмитрий Иванович

Донской.

А Золотой Ордой правил полководец Мамай, с середины 14 века.

Под его властью находилось большинство русских земель. И Руси с 1240 года (в котором произошло нашествие Батыя, в результате которого почти вся Русь была разорена) пришлось платить дань Орде. А Дмитрий Донской бросил Орде открытый вызов - перестал выплачивать дань, все это заставило Мамая начать подготовку похода на Русь.

Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относиться к завоевателям монголо-татарам.

Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)

Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел разгромить Русь.

4.Изучение новой темы:

Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось войско из 70 тысяч человек, такое войско ещё никогда не собиралось на Руси.

Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к церковному деятелю Сергию Радонежскому. Он обладал провидческим даром.

Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал, что смерть их минует, хотя жертв будет великое множество. Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь! ». Дмитрия тревожила не столько своя судьба, как судьба своего войска, и попросил Сергия благословить все полки русские, которые выйдут на битву. По просьбе великого князя он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов - Пересвета и Ослябю.

И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через реку Дон на Куликово поле, чтобы по глубоким оврагам и реке Непрядве татарская конница не смогла обойти в основном пешее войско.

После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь

мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Чтобы никто и не думал

о возможности отступления. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл

русскому войску.)

5.Физкультминутка

А теперь ребята, давайте мы немного разомнёмся, встаньте из-за парт, встаньте в

ряд и повторяйте за мной.

Мы старались, мы учились. (Наклоны корпусом вправо) И немного утомились. (Наклоны корпусом влево) Сделать мы теперь должны (Наклоны корпусом назад) Упражненье для спины. (Наклоны корпусом вперёд)

Мы работаем руками. (Руки вверх и вниз)

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех? (Дети имитируют движения крыльев.)

6.Работа с учебником

А сейчас сядьте на свои места тихонечко и откройте учебники на странице 70. Давайте рассмотрим картинку, посмотрим как вооружались русские воины. Кто-нибудь может ответить что изображено на картинке? (шлем, кольчуга, меч)

Давайте посмотрим на рисунок соседней страницы. Мы видим как русское войско во главе Дмитрия Донского направляется к Куликову полю по мосту, через реку Дон.

Теперь давайте перевернём страницу, там мы видим карту, давайте найдём на ней место Куликовской битвы, оно обозначено розовым крестиком на карте. Все увидели? А теперь давайте проследим путь русского войска, он обозначен розовой стрелкой, мы видим что они отправились из Москвы. И давайте посмотрим путь монголо-татарского войска, он обозначен чёрной стрелкой. И также мы видим что обратно они уходили тем же путём что и пришли.

А теперь закройте глаза и представьте себе ночь накануне сражения.

"Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие"

Открываем глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман.

7.Подведение итогов урока

Беседа по вопросам:

  • Кто возглавлял ордынское войско? (Мамай)
  • Что послужило причиной похода Мамая на Русь? (Почему Мамай выступил против
    Руси?) (невыплата дани)
  • Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде? (Дмитрий Донской)
  • Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом? (Сергий
    Радонежский)
  • Кто такой Ослябя? (Монах из монастыря Сергия Радонежского, прославленный
    воин)
  • Где произошла битва? (На Куликовом поле)
  • Какое значение имела Куликовская   битва ? (Москва стала центром объединения
    русских земель, а ещё уменьшился размер дани)
  • А что вам ещё запомнилось?
    Молодцы, а теперь давайте подведём итог.

Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую

землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

Наш урок подходит к концу, и я хочу закончит его словами поэта и военного лётчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе - сила! Никто не справится с тобой!

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Куликовская битва" по курсу "Окружающий мир" 4 класс

конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России",автор Плешаков А.А....

Конспект урока "Куликовская битва"

Конспект урока "Куликовская битва" разработанного с применением технологии критического мышления....

Презентация к уроку "Куликовская битва"

Презентация к уроку "КУликовская битва"...

Конспект урока "Куликовская битва", 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФРОС НОО....

Конспект урока "Куликовская битва" ("Школа России" 4 класс)

Цели урока:•узнать о Куликовской битве;•узнать о подвигах защитников Руси;•познакомиться с деятельностью князя Дмитрия Ивановича....