Система работы Тынцовской НОШ по воспитанию патриотизма. Статья.
статья по теме

Захарова Гульнара Галимзяновна
В настоящее время совершенно очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека со своими корнями. В соответствие с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, одним из важнейших педагогических понятий является патриотизм. В данной статье учитель, работая в малокомплектной школе, делится опытом патриотического воспитания младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс статей

по духовно-нравственному воспитанию

Система работы

Тынцовской  НОШ

по воспитанию

патриотизма

                   

               Автор:

Захарова Гульнара Григорьевна,

                                                   учитель начальных классов

                                                   Структурное подразделение

                                                  МОУ  Вахромеевская СОШ

п. Красина,  2012

В настоящее время совершенно очевидна необходимость  восстановления утраченных связей современного человека со своими корнями. В соответствие с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, одним из важнейших педагогических понятий является патриотизм. Под ним подразумевается «…чувство или   сформировавшаяся позиция верности своей стране».  Патриотизм является базовой национальной ценностью и включает в себя «чувство гордости за своё Отечество, малую родину…».

Преподавание ведется по УМК «Школа России». Для духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников  работа в нашей школе  организуется  в рамках урочной и внеурочной деятельности. Самый большой потенциал воспитательного воздействия в данном направлении у предметов литературное чтение, окружающий мир и факультативного курса «Наш край».

Художественное литературное произведение по своей природе  оказывает большое воспитательное воздействие  на школьника, формирует его личность. Особенно «сильными» считаю  программные  произведения:   «Моя Родина» Михаила  Пришвина, «Цветок на земле» Андрея Платонова,  «Дедушка Мазай и зайцы» Николая Некрасова,  «Русь» Ивана Никитина. Трудно переоценить роль древнерусских произведений, которым уделяется в 4 классе  целый раздел.   При изучении малых жанров устного народного творчества даю детям задание  спросить у родителей и бабушек, какие скороговорки, приметы, песенки и потешки помнят они. Внимание учащихся останавливаю на творчестве поэтов и писателей, связавших свою жизнь с  владимирским краем. На уроках внеклассного чтения знакомлю детей с отрывками из  серьёзных произведений Сергея Никитина, Виктора Солоухина, Сергея Голицына, весёлыми стихами Алексея Шлыгина. В мини-сочинениях предлагаю детям  порассуждать  о том, что мы может сделать для того, чтобы наша Родина стала краше, богаче,  за что  любит герой (или автор) свою страну, свой дом, свою маму.

На окружающем  мире дети с  интересом изучают темы, связанные с родным краем: «Где мы живём?», «Охрана растений и животных нашего края», «Родной край – часть большой страны». На уроках имеют место экскурсии, практические работы, проекты, игры, викторины.

 На занятиях  факультатива «Наш  край»  школьникам  наиболее интересны  разделы  «Герои земли  владимирской» и «Круг светлых дней». Дети  узнают о роли великих людей, внёсших свой вклад в развитие нашего края, начиная с князя Владимира Мономаха, кончая Владимировым Владимиром Фёдоровичем, Героем Великой Отечественной войны, уроженцем села  Тынцы. Дети на занятиях факультатива не только  получают готовые знания, но и учатся сами добывать их и распространять. Так,  ученики 4 класса создавали свои презентации  о городах Владимирской области.  А прежде чем изготавливать куклу-чучело на  Масленицу,  дети узнали, по каким канонам эта кукла делалась.

В школе действует детское объединение «Родничок», основная цель которого – способствовать воспитанию гражданина-патриота своего Отечества, любящего Родину, свой край. Ведущее направление деятельности – эколого-краеведческое. Приятно, что некоторые мероприятия отлично «зарекомендовали себя» и стали традиционными.  

Уже который год осенью наш  небольшой, но дружный коллектив выезжает  на экскурсии по нашему краю.  Мы уже побывали  в Боголюбове, где подивились изяществу храма Покрова-на-Нерли и  таланту русских мастеров, его создавших.  В музее деревянного зодчества Суздаля дети с особой гордостью рассматривали  избу, привезённую в музей из  села Тынцы, а  возле усыпальницы суздальского князя Дмитрия Пожарского с интересом слушали экскурсовода, так как   много говорили о герое на занятиях. Во Владимире посетили  Золотые ворота  и Музей природы.

Традиционными остаются и  пешие походы.  И не только осенью и поздней весной, в конце учебного года, но и зимой  мы встаём на лыжи и отправляемся в  лес. Такие походы  носят и оздоровительный, и ознакомительный, и природоохранный характер. То мы  изучаем редкие и лекарственные растения, то наблюдаем за жизнью  муравьёв, то на снегу пытаемся прочитать узоры из следов птиц и зверюшек. Дети очищают лес от мусора, с интересом  изучают жизнь растений и животных.

23 февраля, День защитника Отечества, мы отмечаем  по-спортивному. Накануне праздника  проводим  турниры и конкурсы, на которых дети не только соревнуются, но и узнают много нового об армии и защитниках Руси.  

Школьники шефствуют над памятниками погибшим воинам в селе Тынцы и посёлке Красина.  Ко Дню Победы  школа готовится с особой серьёзностью и ответственностью. Ведь  на нас  смотрит всё село. Жители, молодые и старые,  приходят отдать дань памяти погибшим родственникам, участникам Великой Отечественной войны. Дети на митинге рассказывают стихи, поют песни.  Сразу после торжества, взяв цветы и подарки (подарки дети делают сами),  мы идём в гости  к ветерану войны. Наши ветераны уже старенькие. Они не ходят на митинг, но каждый  год с нетерпением ждут нас в гости.

Более 10 лет дружно живут в одном здании два учреждения: начальная школа и библиотека. Благодаря  совместной работе все  проводимые  мероприятия становятся более познавательными и  запоминающимися: урок гражданина России «В единстве наша сила», классный час «Символ величия Руси», посвящённый Александру Невскому, информационный час «Великое государство Российское», час интересных сообщений «Сунгирская лошадка».

 Любая работа в школе  идёт легко и на подъёме, если есть поддержка родителей, семьи. И эту поддержку мы ощущаем постоянно. Родители наших детей легко откликаются на конкурсы и мероприятия: помогают в организации поездок и экскурсий,  берут  свои рюкзаки и идут с нами в поход.  Живой интерес у взрослых и детей вызывают задания, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.

У ребят наблюдается активная познавательная позиция,  устойчивый интерес к изучению истории страны и малой родины.  Дети активно участвуют в школьных мероприятиях и районных, соответствующих их возрасту. В 2009 и 2011 годах  Тынцовская начальная школа  заняла призовые места в муниципальном конкурсе на лучшее образовательное учреждение по экологической и природоохранной работе. В 2010 году  - 1 место в районном конкурсе агитбригад «Солдатами не рождаются» и 2 место – в фестивале инсценированной патриотической песни «Песни великого подвига». Кузнецов Егор и Данилова Екатерина были награждены грамотами за второе и третье место в районном конкурсе творческих работ по военно-патриотической тематике в номинации  «Рисунок».  Гадалова Полина заняла первое место в  муниципальном конкурсе «Лучший  читатель года». В работу, представленную  на конкурс, вошли  её собственные сочинения: отзыв о прочитанной книге Сергея Голицына  «Про бел-горюч камень», экологическая сказка «Куда течёт ручеёк?», стихи.

 Детям интересно узнавать новое о своём родном крае. Они небезразличны к  прошлому  своей Родины. Они готовы действовать  во благо окружающему их миру.  А это и есть главный показатель  положительного результата в воспитании  маленького патриота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Доклад опирается на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Проанализирована работа школы по разным направлениям....

Система работы по военно-патриотическому воспитанию с обучающимися начальной школы

Основной задачей военно-патриотического воспитания младшего школьника я считаю формирование духовно-нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны (изучение государственны...

Система работы по формированию экологического воспитания младших школьников

Представлен опыт работы по зкологическому воспитанию на уроках и внеклассной деятельности в начальной школе....

Воспитание патриотизма в системе работы классного руководителя

«Ты должен посвятить Отечеству свой век,коль хочешь навсегда быть честный человек"Д.И. Фонвизин...

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения"

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения" в номинации "Методический семинар"на конкурс "Учитель года-2016"...

Особенности знаниевого и компетентностного подходов к педагогическому проектированию системы работы учителя по экономическому воспитанию младших школьников

О необходимости экономического образования и воспитания начиная с начальной школы. Варианты заданий экономического характера в разных УМК и во всероссийских проверочных работах. Характеристика и сравн...