Я- гражданин России
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Лаврухина Маргарита Ивановна

- посредствам разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
- формировать у детей представление о необходимости соблюдения гражданского долга;
- развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;
- помочь детям осознать его значимость в развитии и процветании России;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_pravakh_rebenka.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

Урок знаний.

Тема:

Я – гражданин России.

Класс: 2 - Б

Учитель начальных классов

М.И. Лаврухина


Цели:
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы
- актуализировать личностный смысл учащихся к данной теме;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала
- содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте

Задачи:
- посредствам разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
- формировать у детей представление о необходимости соблюдения гражданского долга;
- развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;
- помочь детям осознать его значимость в развитии и процветании России;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину

Оборудование:  контурные карты, человечки, символика РФ, свидетельство о рождении, презентация к уроку


Ход урока

1. Орг. момент.
Поздравление учителя с началом нового учебного года.


2.Настрой на мыслительную деятельность

Карандаш на столе у вас (Да)
Пластилин  (Да)
Тогда урок начинаем сейчас (Да)
Раз все у вас в порядке
Будьте внимательны, послушны, наблюдательны!
Чтоб мир окружающий познать,
Нужно серьезно все изучать

3. Постановка цели урока, сообщение темы.

- Сегодня мы с вами проведем необычный урок, но очень важный для каждого из вас.   Прочитайте тему урока. (Я- гражданин.)

Сегодня мы должны понять свою значимость в развитии своей страны, что значит быть гражданином своей страны.

4. Постановка проблемного вопроса
-  Расскажите, в каких прекрасных местах провели каникулы, что видели, что узнали. (РАССКАЗ)

Но, где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой, Как часто мы слышим громкое, звучное слово - Родина. А что связано с этим понятием, как понимаете значение этого слова?
(каждый заканчивает фразу одним словом: Родина - это)
Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово РОДИНА.
(учитель просит на заготовленных человечках написать что значит для них РОДИНА)
СТИХ – Е   М. Исаковского «Родина»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это – русское раздолье,

Это – русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря:

Это – русские картины,

Это – родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это – русская сторонка,

Это – родина моя!


5. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, в какой стране мы с вами живем? ( Россия)
- Какой главный город нашей страны? (Москва)
- Правильно, Москва столица нашей страны.
( Учитель обозначает флажком на карте город Москва)

- Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертание нашего государства. У каждого государства свои границы.
(Обращение к карте, учитель обводит по карте границы красным).
- Итак, каждое государство имеет свои границы,
изобразите на своих контурных картах границы страны и подпишите сверху название нашей страны. 
(Дети на контурных картах рисуют границы и подписывают.)


6. Работа над новым материалом.
- Без кого не может существовать государство? (Без людей)
- Давайте сейчас заселим нашу страну людьми.
( Дети берут человечков и наклеивают на карту, которая висит на доске). Теперь это непросто люди - народ это граждане своего государства, то есть, как мы их можем назвать? РОССИЯНЕ
- Вы, ребята, говорили, что Родина - это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина это дом, в котором живем. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.

7.
Физминутка (дети ложатся на парты и закрывают глаза)
А теперь представьте (включается музыка), знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, береза распустившая свои листочки под окном школы. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Вот шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Мы любим свою землю, потому что не можем без запаха родных цветов, без красоты природы! Это Родина моя!

8. Постановка проблемного вопроса.


- Посмотрите, ребята, что у меня в руках. (учитель показывает свидетельство о рождении)
- Что в нем записано, кто знает?
- Да, это важный документ говорит не только о факте своего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны. Скажите, гражданином какой страны вы являетесь?
- Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?
- Да, имеет. Человек когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может , но в это время его права отстаивают его родители. А теперь подумайте , ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права?
(
Право учиться)
- Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам,
право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции. Конституция это Основной Закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Тогда в стране будет порядок.

(СЛАЙД)

- Ребята, скажите, а человек имеет только права?
( Нет, есть и обязанности.)
- А какая ваша обязанность?
( Соблюдать законы.)
- Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы?
(чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений ).
- А в какой стране вам бы хотелось жить?
Ученица:

В какой бы я хотела жить в стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда!


- Правильно. Без закона, не будет порядка, без закона каждый будет творить , что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.

ИГРА

В классе спрятались таблички, на которых написаны права человека. Ваша задача найти их и прикрепить на доску под словом КОНСТИТУЦИЯ.


А теперь попробуем применить Конституцию к сказкам. Я буду задавать вопросы, а вы должны подумать, какой сказочный герой воспользовался своими правами?
1. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение на нетрадиционном аппарате?
Ответ: Лягушка путешественница, Старик Хотабыч, Элли из Изумрудного города и так далее.
3. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
4. Кто продал свою азбуку и не воспользовался правом на бесплатное обучение?
Ответ: Буратино

- Молодцы, я вижу, вы неплохо разбираетесь в правах.
- А каждый гражданин имеет права и обязанности, прописанные в Конституции или нет?
( Каждый)
- Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые!

8.Закрепление. Групповая работа.


- А теперь маленькие задания.
( Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает по сказочному герою и в течение нескольких минут обсуждают, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям.


1 группа Карабас Барабас
Ответ: Карабас Барабас нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве?
2 гуппа Лиса
Ответ: нарушение прав зайчика на неприкосновенность жилища
3 группа кот Базилио и лиса Алиса
Ответ: лишили Буратино прав на имущество
4 группа Кощей Бессмертный
Ответ: нарушила право на свободу
5 группа Баба Яга
Ответ: покушение на жизнь человека и причинение вреда ему
6 группа Снежная Королева
Ответ: нарушила право на свободу
- Настало время рассказать про наших героев.
( Ребята по очереди дают ответы)- учитель поправляет

(СЛАЙД)


-Мы думаем, что
-Мы считаем, что..
-Мы хотим доказать, что

9. Подведение итогов урока
1..- Какими качествами должен обладать гражданин?
- Вот молодцы! Что нового вы узнали сегодня на уроке
(о своих правах и обязанностях)

-В какой книге законов записаны все права и обязанности граждан?

-С какими правами вы сегодня познакомились?
- А ваша какая главная обязанность?
( Хорошо учиться)
- А право?
( Бесплатно учиться)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"

  Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....