Классный час «Курская битва»
классный час (4 класс) по теме

Шестакова Любовь Николаевна

---

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurskaya_bitva_klassnyy_chas.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Курская  битва»

"Тут каждый биться был готов,
Стоял кромешный ад.
А до войны без лишних слов
Здесь цвел красивый сад."

                                                                                                                    Г. Ильин                                                                                   

                                                                                     

Ведущий 1:

Грозные события четырехлетней войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них  живет и всегда будет жить слава героических подвигов советского народа и его Вооруженных Сил, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.

Ведущий 2:        

Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, и все же Великая Отечественная война 1941—1945 гг., навязанная  германским фашизмом, занимает особое место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех моральных и духовных сил советского народа, самой суровой проверкой его боевых качеств.

 

Ведущий 3:

Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертный бой «не ради славы, ради жизни на земле». Но даже в дни тяжелых испытаний – в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре – наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.

Чтец:

           Мы по дорогам пыльным с боем шли,

        От бомб земля дрожала, как живая.

        Мы каждый метр своей родной земли

        Отстаивали, кровью поливая.

        Когда от бомб, казалось, мир оглох,

        И друг мой пал из нашей роты первым,

        Я знал: нужны не слезы и не вздох,

        А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

        Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

        В атаку шел – других не гнулся ниже,

        Шел смело в бой не потому, что смел,

        А потому, что трусость ненавижу.

        Свинцовая метелица мела,

        Рвались снаряды, мины завывали.

        И песня нашей спутницей была.

        В бою. В походе. На ночном привале.

Инсценировка песни «Землянка».

На сцене палатка, «костер», санитарки перевязывают раненых.

Ведущий 4:

В истории Великой Отечественной войны есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одним из таких событий является победа Советских Вооруженных Сил в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года.

Курская битва продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.

 

Ведущий 1: 

Гитлеровское командование хотело взять реванш за Сталинград, изменить ход войны в свою пользу. Германия по-прежнему располагала большой военной мощью. Она провела тотальную (всеобщую) мобилизацию людских резервов, оснастила армию новой боевой техникой – тяжелыми танками «тигр» и «пантера», самоходными орудиями «Фердинанд», новыми самолетами.

Ведущий 2:

 Для проведения крупной наступательной операции, получившей кодовое название «Цитадель», фашисты избрали Курское направление.

        Линия фронта к началу летне – осенней кампании 1943 года проходила от Баренцева моря к Ладожскому озеру, далее по реке Свирь к Ленинграду, оттуда на юг. У Великих Лук она поворачивала на юго-восток и в районе Курска образовывала огромный выступ, глубоко вдававшийся в расположение немецких войск. Далее от района Белгорода линия фронта шла восточнее Харькова, а потом по рекам Северский Донец и Миус тянулась к восточному побережью Азовского моря.

 Им казалось, что выдвинутый на запад Курский выступ создавал благоприятные возможности для окружения и разгрома советских войск и перехвата стратегической инициативы. Основная ставка делалась на внезапность танковых ударов на узких участках фронта.

 Ведущий 3: 

Разрабатывая план летней кампании 1943 года, советское командование на основании разведывательных данных разгадало замысел врага и 12 апреля приняло решение о переходе к преднамеренной обороне. К началу июля Ставка сосредоточила на Курском  направлении крупные силы и средства, обеспечивающие перевес в пользу советских войск. Теперь они были способны не только отразить мощное наступление, но и перейти в решительное контрнаступление.

Ведущий 4: 

Гитлеровцы рассчитывали ошеломить советские войска внезапной лавиной артиллерийского огня и новых мощных танков – «тигров» и «пантер». Однако на рассвете 5 июля сосредоточенные на исходном положении для атаки их войска были сами ошеломлены сокрушительными залпами «катюш», орудий и минометов. Артиллерийская и авиационная контрподготовка войск Центрального и Воронежского фронтов нанесла противнику серьезный урон, сразу нарушив тщательно размеченный график его действий.

Ведущий 1:

  Итак, фашистское наступление началось 5 июля 1943 года.

Чтец:

          Плескалось багровое знамя

        Горели багровые звезды

        Слепая пурга накрывала

        Багровый от крови закат.

        И слышалась поступь дивизий,

        Точная поступь солдат!

        Навстречу раскатам ревущего грома

        Мы в бой поднимались сурово.

        На наших знаменах начертано слово:

        «Победа!»

Ведущий 2: 

Контрнаступление Красной Армии успешно развивалось .

В районе Прохоровки произошло одно из крупнейших в мировой истории танковых сражений. В этом сражении участвовало с обеих сторон около 1200 танков и артиллерийских самоходных установок. 12 июля немцы были вынуждены перейти к обороне, а 16 июля начали отступление. Преследуя противника, советские войска отбросили немцев на исходный рубеж. В то же время в разгар сражения, 12 июля, советские войска на Западном и Брянском фронтах начали наступление в районе Орловского плацдарма и освободили города Орел и Белгород. Активную помощь регулярным войскам оказали партизанские соединения. В одной только Орловской области с 21 июля по 9 августа было подорвано более 100 тысяч рельсов.

В честь этой победы в Москве в тот же день был произведен первый торжественный артиллерийский салют.

Ведущий 3:

50 дней продолжалось Курская битва. За эти дни фашистские войска потеряли более полумиллиона  солдат и офицеров, огромный урон понесли танковые войска и военно-воздушные силы.

Советские войска завершили разгром всей Белгородско-Харьковской группировки противника и заняли выгодное положение для перехода в общее наступление с целью освобождения Левобережной Украины и Донбасса.

Ведущий 4: 

23 августа Курская битва завершилась. Это победа и последовавший за ней выход советских войск на Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Чтец:

КУРСКАЯ ДУГА

В тургеневских охотничьих местах

Воронки, груды мертвого металла.

Здесь за день по двенадцати атак

Отчаянная рота отбивала.

А как бомбили нас! Не говори —

Такого в Сталинграде не видали.

Всю ночь качались в небе фонари,

Кровавым светом озаряя дали.

С рассветом «тигры» шли на нас опять

И вспыхивали дымными столбами,

И приникали мы, устав стрелять,

К горячей фляге пыльными губами.

А все же удержали рубежи,

В июльской битве оправдав надежды.

Окопы на полях примятой ржи

Проходят там, где проходили прежде.

И на скелете пушки «фердинанд»,

Прорвавшейся на курские пригорки,

Фотографируется лейтенант,

И над пилоткой нимбом — дым махорки.

1943                                                        

Ведущий 1:

В Курской битве проявился стратегический талант советских полководцев.

Рокоссовский Константин Константинович.

Родился 21 декабря 1896 в небольшом русском городке Великие Луки, в семье железнодорожного машиниста поляка Ксаверия (Константина) Рокоссовского и его русской супруги Антонины. В 1943 году, став во главе Центрального фронта, Рокоссовский сначала успешно  провел оборонительное сражение на Курской дуге, а затем, организовав контрнаступление западнее Курска, разгромил здесь фашистские войска, освободив от оккупантов всю территорию восточнее рек Сож и Днепра от Гомеля до Киева, захватив ряд плацдармов на западном берегу Днепра.

Ведущий 2:

Жуков  Георгий Константинович.

Родился 19 ноября(1 декабря) 1896 года в деревне Стрелковке Угодско – Заводской волости Малоярославецкого  уезда Калужской области (ныне Жуковский район Калужской области), в семье крестьян Константина Артемьевича и Устиньи   Артемьевны     Жуковых. С августа 1942 года Г. К. Жуков- первый заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомандующего.

Ведущий 3:

Конев Иван Степанович.

Родился 16 декабря(28 декабря) 1897 года в деревне Лодейное Подосиновского района Кировской области, из крестьян, русский.

Конев Иван Степанович – дважды Герой Советского Союза. Он награжден 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова I степени, 2 орденами Кутузова I степени, орденом Красной Звезды, орденом «Победа», почетным оружием с золотым изображением Государственного герба СССР, а также 10 медалями СССР и 24 медалями и орденами иностранных государств.

Ведущий 4:

Ватутин Николай Фёдорович.

Н. Ф. Ватутин родился 16 декабря 1901 года в селе Чепухино Валуйского уезда, в семье крестьянина – середняка. С 22 марта 1943 года генерал армии Ватутин командует Воронежским фронтом, выполнившим одну из основных задач в разгроме фашистских армий на Курской дуге. 6 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР генералу армии Н.Ф. Ватутину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
    В городе Валуйки его именем названы улицы и кинотеатр, на привокзальной площади открыт памятник Н.Ф. Ватутину. Создан мемориальный музей на родине генерала армии.

Ведущий 1: 

Велик вклад в победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу – женщин, стариков. Они заменили ушедших на фронт мужей и сыновей, отцов и братьев, трудясь на полях, заводах, на транспорте.

Чтец:

          Да разве об этом расскажешь –

        В какие ты годы жила!

        Какая безмерная тяжесть

        На женские плечи легла!

        Ты шла, затаив свое горе,

        Суровым путем трудовым,

        Весь фронт, что от моря до моря,

        Кормила ты хлебом своим.

        В холодные зимы, в метели,

        У той, у далекой черты

        Солдат согревали шинели,

        Что сшила заботливо ты.

        Рубила, возила, копала, -

        Да разве же все перечтешь?

        А в письмах на фронт уверяла,

        Что будто б отлично живешь.

        Бойцы твои письма читали,

        И там, на переднем краю,

        Они хорошо понимали

        Святую неправду твою.

        И воин, идущий на битву,

        И встретить готовый ее,

        Как клятву шептал, как молитву,

        Далекое имя твое.

                                                         М. Исаковский.

Ведущий 2: 

Прошло уже 70 лет со дня Курской битвы. Светла и прекрасна наша память о людях, которых страна потеряла в годы войны. Безмерна скорбь о тех, кто погиб за Родину.

Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами  жизнь. Прошу всех встать.

Чтец:

 Вечная слава и вечная память

 Павшим в жестоком бою!

 Бились отважно и стойко с врагами

 Вы за Отчизну свою!

 Вечная слава героям!

 Слава! Слава! Слава!                                              М. Исаковский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...