Классный час «Курская битва»
классный час (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час «Курская битва»
"Тут каждый биться был готов,
Стоял кромешный ад.
А до войны без лишних слов
Здесь цвел красивый сад."
Г. Ильин
Ведущий 1:
Грозные события четырехлетней войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет и всегда будет жить слава героических подвигов советского народа и его Вооруженных Сил, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.
Ведущий 2:
Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, и все же Великая Отечественная война 1941—1945 гг., навязанная германским фашизмом, занимает особое место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех моральных и духовных сил советского народа, самой суровой проверкой его боевых качеств.
Ведущий 3:
Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертный бой «не ради славы, ради жизни на земле». Но даже в дни тяжелых испытаний – в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре – наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.
Чтец:
Мы по дорогам пыльным с боем шли,
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали, кровью поливая.
Когда от бомб, казалось, мир оглох,
И друг мой пал из нашей роты первым,
Я знал: нужны не слезы и не вздох,
А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.
Мне смерть страшна, но в битвах не робел,
В атаку шел – других не гнулся ниже,
Шел смело в бой не потому, что смел,
А потому, что трусость ненавижу.
Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали.
И песня нашей спутницей была.
В бою. В походе. На ночном привале.
Инсценировка песни «Землянка».
На сцене палатка, «костер», санитарки перевязывают раненых.
Ведущий 4:
В истории Великой Отечественной войны есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одним из таких событий является победа Советских Вооруженных Сил в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года.
Курская битва продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.
Ведущий 1:
Гитлеровское командование хотело взять реванш за Сталинград, изменить ход войны в свою пользу. Германия по-прежнему располагала большой военной мощью. Она провела тотальную (всеобщую) мобилизацию людских резервов, оснастила армию новой боевой техникой – тяжелыми танками «тигр» и «пантера», самоходными орудиями «Фердинанд», новыми самолетами.
Ведущий 2:
Для проведения крупной наступательной операции, получившей кодовое название «Цитадель», фашисты избрали Курское направление.
Линия фронта к началу летне – осенней кампании 1943 года проходила от Баренцева моря к Ладожскому озеру, далее по реке Свирь к Ленинграду, оттуда на юг. У Великих Лук она поворачивала на юго-восток и в районе Курска образовывала огромный выступ, глубоко вдававшийся в расположение немецких войск. Далее от района Белгорода линия фронта шла восточнее Харькова, а потом по рекам Северский Донец и Миус тянулась к восточному побережью Азовского моря.
Им казалось, что выдвинутый на запад Курский выступ создавал благоприятные возможности для окружения и разгрома советских войск и перехвата стратегической инициативы. Основная ставка делалась на внезапность танковых ударов на узких участках фронта.
Ведущий 3:
Разрабатывая план летней кампании 1943 года, советское командование на основании разведывательных данных разгадало замысел врага и 12 апреля приняло решение о переходе к преднамеренной обороне. К началу июля Ставка сосредоточила на Курском направлении крупные силы и средства, обеспечивающие перевес в пользу советских войск. Теперь они были способны не только отразить мощное наступление, но и перейти в решительное контрнаступление.
Ведущий 4:
Гитлеровцы рассчитывали ошеломить советские войска внезапной лавиной артиллерийского огня и новых мощных танков – «тигров» и «пантер». Однако на рассвете 5 июля сосредоточенные на исходном положении для атаки их войска были сами ошеломлены сокрушительными залпами «катюш», орудий и минометов. Артиллерийская и авиационная контрподготовка войск Центрального и Воронежского фронтов нанесла противнику серьезный урон, сразу нарушив тщательно размеченный график его действий.
Ведущий 1:
Итак, фашистское наступление началось 5 июля 1943 года.
Чтец:
Плескалось багровое знамя
Горели багровые звезды
Слепая пурга накрывала
Багровый от крови закат.
И слышалась поступь дивизий,
Точная поступь солдат!
Навстречу раскатам ревущего грома
Мы в бой поднимались сурово.
На наших знаменах начертано слово:
«Победа!»
Ведущий 2:
Контрнаступление Красной Армии успешно развивалось .
В районе Прохоровки произошло одно из крупнейших в мировой истории танковых сражений. В этом сражении участвовало с обеих сторон около 1200 танков и артиллерийских самоходных установок. 12 июля немцы были вынуждены перейти к обороне, а 16 июля начали отступление. Преследуя противника, советские войска отбросили немцев на исходный рубеж. В то же время в разгар сражения, 12 июля, советские войска на Западном и Брянском фронтах начали наступление в районе Орловского плацдарма и освободили города Орел и Белгород. Активную помощь регулярным войскам оказали партизанские соединения. В одной только Орловской области с 21 июля по 9 августа было подорвано более 100 тысяч рельсов.
В честь этой победы в Москве в тот же день был произведен первый торжественный артиллерийский салют.
Ведущий 3:
50 дней продолжалось Курская битва. За эти дни фашистские войска потеряли более полумиллиона солдат и офицеров, огромный урон понесли танковые войска и военно-воздушные силы.
Советские войска завершили разгром всей Белгородско-Харьковской группировки противника и заняли выгодное положение для перехода в общее наступление с целью освобождения Левобережной Украины и Донбасса.
Ведущий 4:
23 августа Курская битва завершилась. Это победа и последовавший за ней выход советских войск на Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Чтец:
КУРСКАЯ ДУГА
В тургеневских охотничьих местах
Воронки, груды мертвого металла.
Здесь за день по двенадцати атак
Отчаянная рота отбивала.
А как бомбили нас! Не говори —
Такого в Сталинграде не видали.
Всю ночь качались в небе фонари,
Кровавым светом озаряя дали.
С рассветом «тигры» шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами,
И приникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.
А все же удержали рубежи,
В июльской битве оправдав надежды.
Окопы на полях примятой ржи
Проходят там, где проходили прежде.
И на скелете пушки «фердинанд»,
Прорвавшейся на курские пригорки,
Фотографируется лейтенант,
И над пилоткой нимбом — дым махорки.
1943
Ведущий 1:
В Курской битве проявился стратегический талант советских полководцев.
Рокоссовский Константин Константинович.
Родился 21 декабря 1896 в небольшом русском городке Великие Луки, в семье железнодорожного машиниста поляка Ксаверия (Константина) Рокоссовского и его русской супруги Антонины. В 1943 году, став во главе Центрального фронта, Рокоссовский сначала успешно провел оборонительное сражение на Курской дуге, а затем, организовав контрнаступление западнее Курска, разгромил здесь фашистские войска, освободив от оккупантов всю территорию восточнее рек Сож и Днепра от Гомеля до Киева, захватив ряд плацдармов на западном берегу Днепра.
Ведущий 2:
Жуков Георгий Константинович.
Родился 19 ноября(1 декабря) 1896 года в деревне Стрелковке Угодско – Заводской волости Малоярославецкого уезда Калужской области (ныне Жуковский район Калужской области), в семье крестьян Константина Артемьевича и Устиньи Артемьевны Жуковых. С августа 1942 года Г. К. Жуков- первый заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомандующего.
Ведущий 3:
Конев Иван Степанович.
Родился 16 декабря(28 декабря) 1897 года в деревне Лодейное Подосиновского района Кировской области, из крестьян, русский.
Конев Иван Степанович – дважды Герой Советского Союза. Он награжден 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова I степени, 2 орденами Кутузова I степени, орденом Красной Звезды, орденом «Победа», почетным оружием с золотым изображением Государственного герба СССР, а также 10 медалями СССР и 24 медалями и орденами иностранных государств.
Ведущий 4:
Ватутин Николай Фёдорович.
Н. Ф. Ватутин родился 16 декабря 1901 года в селе Чепухино Валуйского уезда, в семье крестьянина – середняка. С 22 марта 1943 года генерал армии Ватутин командует Воронежским фронтом, выполнившим одну из основных задач в разгроме фашистских армий на Курской дуге. 6 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР генералу армии Н.Ф. Ватутину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В городе Валуйки его именем названы улицы и кинотеатр, на привокзальной площади открыт памятник Н.Ф. Ватутину. Создан мемориальный музей на родине генерала армии.
Ведущий 1:
Велик вклад в победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу – женщин, стариков. Они заменили ушедших на фронт мужей и сыновей, отцов и братьев, трудясь на полях, заводах, на транспорте.
Чтец:
Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым,
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той, у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву,
И встретить готовый ее,
Как клятву шептал, как молитву,
Далекое имя твое.
М. Исаковский.
Ведущий 2:
Прошло уже 70 лет со дня Курской битвы. Светла и прекрасна наша память о людях, которых страна потеряла в годы войны. Безмерна скорбь о тех, кто погиб за Родину.
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.
Чтец:
Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за Отчизну свою!
Вечная слава героям!
Слава! Слава! Слава! М. Исаковский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-303221-1480498112.jpg)
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-703209-1446742213.jpg)
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/30/picture-73412-1632983553.jpg)
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-1269479-1600255525.jpg)
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...