Творческая работа "Хранители природы"
методическая разработка (2 класс) по теме

Коростелева Елена Александровна

Общение с природой обогащает нас знаниями. Самый доступный способ познания природы – наблюдение. Оно позволяет каждому, кто того захочет, читать открытую перед всеми книгу природы. Наблюдая природу, мы ставим перед ней вопросы и у неё же ищем ответы на них. Наблюдая за синицами, нам захотелось узнать: полезные или вредные это птицы?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_khraniteli_prirody.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Черемшанская СОШ имени Сергея Павлова                                                 Тюменцевского района Алтайского края

 Районный конкурс         «Хранители природы»

Исследовательская работа

СИНИЦЫ…

«полезные» или «вредные» птицы?

Учащиеся 1 класса

Руководитель: Коростелева Е.А.

Село Черемшанка

2011-2012 уч.год

Оглавление

  1. Введение
  • Цель
  • Задачи
  • Методы и приемы
  • Гипотеза
  • Объект исследования
  1. Основная часть
  • Знакомство
  • Постройка гнезд
  • Питание птиц
  1. Заключение
  • Вывод
  • Итоги работы
  1. Список литературы
  2. Приложение

Синицы…

«полезные» или «вредные» птицы?

(исследовательская работа)

  1. Введение

Наш русский лес очень нуждается

В друзьях-хранителях.

(Д.Кайгородов)

Птицы – это часть живой природы. Они оживляют леса, поля, рощи, парки звучными песнями, радуют глаз ярким оперением, подвижностью, красотой.

Общение с природой обогащает нас знаниями. Самый доступный способ познания природы – наблюдение. Оно позволяет каждому, кто того захочет, читать открытую перед всеми книгу природы. Наблюдая природу, мы ставим перед ней вопросы и у неё же ищем ответы на них. Наблюдая за синицами, нам захотелось узнать: полезные или вредные это птицы?

Цель

Определить роль синиц в природе и жизни человека.

Задачи

  1. Подобрать и изучить литературу о жизни синиц.
  2. Понаблюдать за птицами в природе.
  3. Определить значение синиц в природе и жизни человека.
  4. Написать памятки «Поведение человека в природе» и «Как подкармливать птиц зимой».
  5. Сделать зимние кормушки для птиц
  6. Создать папку творческих и литературных работ о птицах (рисунки, стихи, загадки, пословицы, приметы о птицах)
  7. Составить вопросы для викторины о птицах.

Методы и приемы

  • Наблюдение за синицами;
  • Сбор информации о синицах;
  • Экскурсия;
  • Самостоятельная работа с литературой (помогают родители);
  • Обработка собранной информации;
  • Творческие работы.

Гипотеза

Если изучить значение синиц в жизни природы  и человека, то можно узнать, полезные или вредные это птицы.

Объект исследования: синица.

  1. Основная часть

Знакомство          

Однажды мое внимание привлекли громкие птичьи голоса, доносившиеся из открытого окна. Я выглянула и увидела сидящих на дереве птиц. Их было много, и все они одновременно громко кричали. Птицы оказались смелыми: они не улетали, увидев меня в окне дома, а продолжали с писком перелетать с ветки на ветку, с дерева на дерево, осматривая каждую трещинку в коре. Я стала наблюдать за этими непоседами. Они были подвижные: подвешивались к веткам вниз головой, качались, держась на самых тонких веточках. В этом им помогали их длинные и острые когти, загнутые вниз. Лапки у них сильные и толстые. Одна из птиц села на подоконник. Я стала её внимательно рассматривать. Грудка у нее лимонно – желтая, а посередине черный галстук; спинка зеленая; на голове бархатная шапочка; щечки белые; хвост короткий, ровный с небольшой вырезкой; крылья и хвост серого цвета. Красивая птица!

Почему же этих баловниц люди назвали синицами – ведь синих перьев у них нет? Прислушавшись к голосам птиц, я услышала: «Си-си-си». Птица громко попискивала, будто сама себя называла. Ну, раз так, стоит ли людям спорить? Наверное, поэтому их и назвали синицами.

Синицы меня очень заинтересовали, и я решила узнать о них как можно больше. Где живут эти птицы? Чем они питаются? Вредные синицы или полезные?

Постройка гнезд

Однажды апрельским утром я услышала голоса синиц: тили-тили-тень, тили-тень! Выглянув в окно, заметила, как две синицы заметались в кустах. Я стала следить за ними. Птицы опускались на землю, повисали на ветках деревьев, гонялись друг за другом – наверное, они играли в догонялки. Так продолжалось несколько дней. Синицы осматривали деревья, как будто что-то искали.

Как-то, возвращаясь из школы, я увидела на стене бани синицу. Она упиралась в бревно лапками и вытягивала клювом паклю. Набрала целый пучок и стрелой к дереву, юркнула в дупло. А другая синица в это время несла тонкую веточку. Потом птичка подлетела к окну и стала дергать нитки из марли, которой было закрыто окно. Тут я догадалась: птицы строят себе гнездо. Пять дней синички таскали в гнездо корешки, мох, клочки шерсти собак, сухие стебельки трав. Строили гнездо вместе, дружно.

Из книг я узнала, что селятся синицы в самых разных местах. Известны случаи использования для гнездования совершенно необычных мест: например, в пустыне Кызылкум пара синиц свила гнездо и вывела птенцов в черепе верблюда. Гнездятся они иногда и в почтовых ящиках. Но любят жить в лиственных лесах. Устраивают гнезда в старых гнездах белок, в дуплах дятлов. В дупла синицы натаскивают иногда до 200 г строительного материала. С раннего утра и до позднего вечера трудятся птицы. Значит, это трудолюбивый народ.

Питание синиц

Холодно и голодно птицам зимой. Земля, дороги, деревья – всё покрыто глубоким снегом. Трудно пернатым добывать корм. Голодные и ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Ведь голодную птичку может погубить даже самый маленький морозец. А вот сытой птичке и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.

Всему миру показали свою находчивость и изобретательность. Так, например, в Англии синицы, обитавшие около загородных усадеб, научились снимать крышки с выставленных бутылок с молоком или продырявливать крышки клевать сливки. Чтобы защититься от синиц, люди стали покрывать бутылки салфетками или пустыми коробками.

В России синицы научились забираться в свертки и пакеты с продуктами, которые люди вывешивали за окнами домов. Иногда эти разбойницы залетали в форточки между оконными рамами, где хранятся зимой продукты. За то синиц прозвали «форточницами». Но сейчас свертков за окнами стало меньше – у всех появились холодильники. Сейчас людям не приходится прятать свои продукты от птиц. Значит, синицы не приносят вреда человеку.

Но птицам стало трудно находить корм зимой. Я решил помочь им в голодное время. Мы с дедушкой сделали 2 кормушки. Одну  отнёс в школу, а другую повесили  около дома. Каждое утро я оставлял там корм. Что птицы любят я узнал в школе, на уроке окружающего мира. К кормушке прилетали и синицы, и воробьи, и другие птицы. Они с удовольствием клевали крошки от булочки, семечки, маленькие кусочки мяса, сало, семена подсолнечника и арбуза.

Оказывается, большая синица – всеядная. За сутки она съедает насекомых примерно в 2 раза больше, чем весит сама.

Летом она питается гусеницами, мухами, жуками и пауками. Осенью ест ягоды и плоды. Весной лакомится семенами и жуками.

Синицы истребляют насекомых, которые губят зеленые насаждения. Тем самым синицы спасают леса, парки, сады. Синицы уничтожают вредителей и их личинок и яйца. В России считалось , что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота.

Птицы являются и санитарами: они уничтожают мух, которые являются разносчиками разных болезней.

Итак, гипотеза о том, что синицы – полезные птицы, оказалась верной. Никакого вреда человеку и природе они не приносят. А, наоборот, надёжно охраняют наши леса, сады, парки от вредных насекомых. А ещё они радуют нас своим пением и красотой. Поэтому людям необходимо помогать птицам, выжить зимой. Надо делать для пернатых друзей кормушки. Пусть им будет сытно и тепло в холодное время.

  1. Заключение

Вывод

На основе наблюдений за синицами, изучения литературы, рассказов учительницы были сделаны выводы о том, что синицы – полезные птицы. Они охраняют зеленые насаждения от вредных насекомых, поэтому люди должны:

  • Соблюдать правила поведения в природе;
  • Делать для птиц кормушки и подкармливать их зимой;
  • Защищать и охранять птиц.

ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!

Итоги работы

Создание памяток «Правила поведения в природе», «Как подкармливать птиц»;

Изготовление кормушек;

Создание папки творческих и литературных работ о птицах, подбор стихов, загадок, пословиц, примет о птицах;

Составление вопросов для викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние природы на творческие способности детей

Статья о том как влияет природа на творческие способности детей с их работами собственного сочинения...

Творческое изложение с языковым анализом текста "Душа природы".

Урок русского языка для 4 класса..Изложение по тексту русского писателя Г.В.Сапгира....

Проектная работа "Творческая мастерская природы. Осы и бумага"

В работе рассматривается история появления и процесс изготовления бумаги.  человек научился делать бумагу, наблюдая за осами....

Творческая научно-практическая работа: "Песок - Песчинка неповторимое чудо природы"

В работе представлены материалы по истории  использования песка в производстве стекла,строительстве, здравоохранении, искусстве. Практическая часть работы показывает, как происходиточистка воды в...

Элементы экологического воспитания школьников в работе творческого объединения "Юные друзья природы"

Многообразие экологического воспитания, развитие эстетического отношения к природе....