ПРОГРАММА летнего пришкольного лагеря дневного пребывания «Солнышко»
рабочая программа на тему

Брылёва НатальяСергеевна

Комплексная   краткосрочная   образовательно – досуговая

  программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_2012.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Бобровская СОШ»

ПРОГРАММА

летнего пришкольного лагеря дневного пребывания

«Солнышко»

             ( комплексная   краткосрочная   образовательно – досуговая

  программа )

Участники программы: дети и подростки  в возрасте от 6 до 15 лет

Срок реализации: 1  смена  летнего оздоровительного сезона  2012 года

Форма реализации программы:

  • 1 смена - игровая программа  краеведческого направления, посвящённая юбилею села  «Бобровке-250»

Автор: Брылева Наталья Сергеевна

(педагог-организатор  МКОУ «Бобровская СОШ»)

                                                            Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная Игра,

которая помогает детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков

Педагогические  проблемные факторы:

1. Индивидуально – личностное развитие каждого ребенка (а их в лагере 145) требует как можно большего числа   дополнительных  образовательных услуг.

Программа позволит предложить детям максимальную линейку предложений в данном направлении с помощью включения в дополнительную образовательную деятельность не только руководителей кружков и секций, но и вожатых и воспитателей, владеющих навыками в той или иной творческой деятельности и передающих свои знания и  умения детям   в «Часы Творчества».

2. Многие дети из года в год посещают  лагерь каждое лето  и  нужно сделать так, чтобы им было интересно каждый раз.

Основной  организационно – педагогической спецификой лагеря  является то, что в лагерь ежегодно посещают более 80 % одних и тех же детей. Поэтому перед  педагогическим коллективом и, в первую очередь, перед разработчиками программы  лагеря, стоит важная задача сделать так, чтобы все разрабатываемые  программно - методические материалы, вся деятельность лагеря, способствовали  как формированию традиционных основ деятельности (они способствуют формированию системы воспитательной работы с детьми и педагогическим коллективом и т.д.), так и ежегодному  инновационному содержательному наполнению его концептуальной модели, что позволяет организовывать деятельность лагеря в режиме развития, а не функционирования.

Исходя из обозначенных проблем, определяются следующие цели:

  • оптимизация процесса отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей  средствами  программно – методического и кадрового обеспечения
  •  создание максимально благоприятных условий в лагере, способствующих раскрытию гражданско – патриотического, духовно – нравственного, психо - физического, интеллектуально – творческого  потенциала личности ребенка – участника программы

В соответствии с этим  предстоит решить следующие задачи:

  • осуществить подбор квалифицированных педагогических кадров и провести предлагерное обучение  вожатского состава в творческом объединении «Школа вожатых»;
  • проводить корректировку программно – методического обеспечения деятельности лагеря;
  • разработать программу  психолого – педагогического сопровождения  и осуществить ее реализацию;
  • организовать деятельность  детей и взрослых на основе соуправления;
  • включать в ежедневную деятельность как отдельной группы по месту размещения, так и в целом, лагеря, формы работы, максимально организуемые на свежем воздухе и  соответствующие возрасту, интересам и потребностям детей;
  • предоставить участникам программы для  индивидуального выбора  максимальное количество направлений деятельности дополнительного образования детей.

   В соответствии с  Указом Президента Российской Федерации «О  проведении в Российской Федерации Года Истории»  и юбилейным годом для села Бобровка, летом 2012 года в рамках программы лагеря будет проведена соответствующая работа по проведению  мероприятий в рамках проводимого в Российской Федерации  Года Истории. С января месяца в школе проходило КТД «Бобровке -250». В лагере мы продолжим работу по изучению истории села и России, благоустройству территории Бобровки. Таким образом, реализация программы лагеря будет осуществляться через участие детского и педагогического коллектива лагеря в  игре краеведческого направления «Бобровке – 250».

Адресат программы - дети от 6 до 15 лет. Основной состав участников – учащиеся МКОУ «Бобровская СОШ».

География участников программы – с. Бобровка, Троицкого района

Количество участников программы – 120 человек

Сроки проведения программы – июнь  2012 года.

Количество смен – 1 смена - 18 дней.

Тип лагеря – летний пришкольный лагерь дневного пребывания.

        

Программа будет осуществлена на базе МКОУ «Бобровская  средняя общеобразовательная школа» с привлечением Бобровского Дома Культуры и Бобровской сельской библиотеки.

Общие положения программы:

1.Организатором смены лагеря является МКОУ «Бобровская средняя общеобразовательная школа»;

2.Организатор смены лагеря несёт ответственность за:

- обеспечение жизнедеятельности детей;

- создание условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья детей;

-качество реализуемой программы смены лагеря;

-соответствие форм, методов, средств целям и задачам занятий;

- соблюдение прав и свобод детей.

3. Смена лагеря организуется для учащихся с 6 до 15 лет на период летних каникул на базе школы.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать о том, что программа лагеря будет носить следующий характер:

1.По уровню разработки – программа летнего пришкольного лагеря дневного пребывания «Солнышко»

2.По направленности – комплексная, так как объединяет различные направления отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей  и другой деятельности детского временного коллектива.

3.По продолжительности – краткосрочная, так как реализуется только в ходе  одной смены  летнего сезона 2012 года.

4.По целевой направленности – образовательно – досуговая, так как предусматривается работа не только по организации отдыха и оздоровления, но и дополнительного образования детей.

                                                  

                                               

                                                     

                                                 Игра.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается поток представлений,

 понятий об окружающем мире.

Игра  – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности

В.А. Сухомлинский

Программа лагеря - это непрерывный поиск вариантов, позволяющих ребенку расширить как пространство внешнего взаимодействия в среде детского оздоровительного лагеря, так и  раздвинуть границы пространства собственного мироощущения;  а взрослому, педагогу, понять и яснее увидеть проблемы детей сегодняшнего дня и помочь каждому ребенку – участнику программы  в решении его проблем. Чтобы сформировать свое ценностно – смысловое пространство ребенок должен жить в мире общечеловеческих ценностей, таких как: Добро и Справедливость, Честность и Порядочность, Патриотизм и Гражданственность, Любовь к Родине и Любовь к своей Семье, Мир и Культура и многих других. И здесь на помощь приходит игра – универсальное педагогическое средство.

Игровые технологии являются и сегодня актуальными. Ориентируясь на  интересы детей (а  они выявляются  каждое лето в ходе проведения  входящей и итоговой диагностики), а так же  на  потребности социума, автор разрабатывает новые, инновационные формы игровой деятельности и наполняет их  новой тематикой и нестандартным содержанием. Разработка осуществляется на летнюю   оздоровительную  смену.

Все дни проживания ребенка в лагере объединяются  определенным сюжетом ролевой игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на  промежуточных и итоговых  этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры и др.) – создает  условия для индивидуально – личностного развития ребенка в той сфере, которая наиболее полно позволяет  раскрыть и реализовать  его способности и возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Содержание.

1 смена игровая программа краеведческого направления, посвящённая юбилею села  «Бобровке-250»

       Программа смены представляет собой игру, основными целями которой является улучшение  здоровья детей, приобщение к спорту, развитие творческих способностей, изучение истории своего села Бобровка.

      Участники смены совершают увлекательное путешествие по истории села Бобровка и становятся её жителями. В День открытия смены для детей проводится устный журнал по истории села «Моё село - Бобровка». На протяжении всей смены учащиеся встречаются с интересными людьми села, посещают школьный музей, участвуют в экологических акциях по благоустройству Бобровки, создают исследовательские проекты «Старые фотографии рассказали».

  В летнем ЛАГЕРЕ  на 18 дней все ОТРЯДЫ  становятся улицами села со своими названиями, девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается  и изготавливается детьми.

Каждая улица составляет свой   план изучения истории села Бобровка.

Взрослые и дети – жители села.

Каждая улица выбирает главу улицы, который входит в состав ШТАБА лагеря  (орган соуправления).

Воспитатели и вожатые, а так же иной педагогический персонал являются    ОРГАНИЗАТОРАМИ  всех дел.

Дни смены

Мероприятия

1-й день(4 июня)

День детства.

Знакомство

- Линейка, посвящённая открытию 1 смены.

- «Огоньки знакомства» (вожатые в отрядах)

 -Беседы и инструктажи по технике безопасности.

-Операция «Уют» в отрядных комнатах.

- Игровая программа в Д/к

-Взвешивание ребят (шк. медик)

-Анкетирование шк. психолога.

2- день(5 июня)

Открытие смены

«Бобровке – 250»

- Устный журнал по истории села «Моё село – Бобровка»

-Оформление отрядных уголков.

- «Старты надежд» (Физрук)

- Викторина «Золотой ключик»  ( для младших) в Д/к

- Проведение конкурсов творческих работ (рисунков, фотографий, поделок из природного материала, стихов, сочинений на тему «Село моё родное»».

3-день (6 июня)

День сказок

-Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки» (для старших) в Д/к

- Праздничное театрализованное представление «В царстве славного Салтана» (для младших) в с/библиотеке.

- Сказочные эстафеты (в отрядах проводят вожатые)

4 день ( 7 июня)

День сюрпризов

-КТД «Танцевальное ассорти» (для всех)

- В отрядах конкурс «Мисс отряда» (вожатые)

- Познавательная конкурсная программа «Язык цветов» (для старших) в Д/к

-Соревнования по шашкам между отрядами.

5-день (8 июня)

День экологии

- Познавательно-развлекательная программа «Берегите природу!» (для  старших) в Д/к

- Игра-путешествие «В царстве Берендея» (для младших) в Д/к

- В отрядах «Зоологические забеги» (вожатые)

- Экологические акции по благоустройству села

6-день (9 июня)

День экологии

- Экологическая сказка «Красная  Шапочка» в Д/к

-В отрядах экологические викторины «Знай и люби свой край»  (вожатые)

- Подвижные игры на свежем воздухе (физрук)

7-день (11 июня)

День здоровья

- Игра -  «вертушка» - «Секреты здоровья»

- Беседы с мед. работником «Хочешь быть здоровым? Будь!»

- Спортивный праздник «О спорт, ты - мир!»(Физрук)

- Викторины «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!» (вожатые по отрядам)

8-день ( 12 июня)

День России

- Познавательная КИП «Русь величавая»  ( по отрядам) в Д/к

- Викторина, посвящённая войне 1812 года (организатор)

- Товарищеская встреча по футболу, посвящённая Дню России

9-день (13 июня)

День девочек


- Конкурс «Мисс лагеря»

- Конкурсно - игровая программа «Про мальчишек и девчонок» (для старших) в с/библиотеке

- Игровая программа «Шкатулка» для младших в Д/к

- Игра «Найди пакет» по отрядам (вожатые)

10-день (14 июня)

День спортивных достижений, посвящённых 250-летию Бобровки

- Соревнования по лёгкой атлетике (бег, прыжки, метание, подтягивание, отжимание…)

- Конкурс «Мистер отряда» по отрядам  (вожатые)

- ИП «Чудетство» (для младших) в Д/к

- Викторина «Бобровка – село моё родное» по отрядам.

11-день (15 июня)

День игр

- КИП «Сухопутный круиз» для старших в Д/к

- Подвижные игры «Играем вместе» (для младших) в с/библиотеке

- Игровая программа «Смак» по отрядам (вожатые)

- Встречи с интересными людьми ( по отрядам)

12-день (16 июня)

 День мальчиков

- Конкурсная программа « Самый, самый» по отрядам (вожатые)

- Конкурс «Мистер лагеря»

- КИП «Воздушная фантазия» (для младших) в Д/к

- КИП «Проказы Тома» (для старших) в Д/к

13-день ( 18 июня)

День самоуправления.

- Соревнования по пионерболу.

- Конкурс вожатского мастерства «Лучшая вожатая 2012 года».

- КИП «Весёлое домино» (для младших) в Д/к

- Экскурсии в школьный музей «История села Бобровка» ( по отрядам)

14-день (19 июня)

День приятных неожиданностей

- Праздник «В гостях у тёти Кошки» в Д/к для всех

-Чемпионат лагеря по шахматам.

-Интеллектуальные игры по отрядам «Бобровские умники и умницы»(вожатые)

- Подведение итогов конкурсов творческих работ (рисунков, фотографий, поделок из природного материала, стихов, сочинений на тему «Село моё родное»).

15 день ( 20 июня)

День села

-Защита исследовательских проектов «Старые фотографии рассказали»

-Экскурсии в школьный музей «История  села Бобровка» (по отрядам)

- Конкурс рисунков на асфальте «Бобровке-250!»

- Встречи с интересными людьми села (по отрядам)

-ИП «Необыкновенный концерт» (для старших) в Д/к

16 день (21 июня)

День смеха

- «Звёздное шоу» - (пародии на современных артистов и танцевальный марафон)

- Командные соревнования «Круг друзей» (для старших) в с/библиотеке

- ИП «Ладушки» для младших в Д/к

-Взвешивание детей (шк. медик)

17 день ( 22 июня)

День памяти

-Митинг, посвящённый Дню памяти и скорби «Будем помнить!» совместно с Д/к

- Марафон, посвящённый Дню памяти (физрук)

- Экологический десант, посвящённый Дню памяти.

- Просмотр х/ф про ВОВ.

18 день ( 23 июня)

День закрытия лагеря

-  Шоу -  программа «Бобровские звёздочки»

-Почта «Я вам пишу».

- Операция «Порядок»

- Анкетирование шк. психолога «Уровень удовлетворённости»

                   Прогнозируемые  результаты  реализации  программы

В процессе реализации программы будут формироваться, в первую очередь,  ценностные ориентации  детей и подростков. Сюжетный, тематический замысел смены будет способствовать  формированию у  участников программы социально – значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.

Реализация программы сделает реальными следующие результаты:

  • формирование коллектива  единомышленников - детей и педагогов, взаимодействующих  в  психологически комфортном климате лагеря на принципах содружества, сотрудничества и сотворчества
  • рост  у детей чувства защищенности  со стороны  педагогов и иного персонала лагеря; повышение доверия к педагогическому коллективу; осознание важности  профессии педагога: учителя, воспитателя, вожатого и др.
  • психо - физическое  оздоровление детей через ежедневные занятия физкультурой и спортом, через усвоение ими санитарно – гигиенических правил  и норм, привычек здорового образа жизни, несовместимых с применением психо – активных  и др. вредных для здоровья веществ, ежедневные занятия физкультурой и спортом
  • получение дополнительных знаний, умений и навыков в том или ином направлении или виде деятельности дополнительного образования детей
  • освоение, усвоение и присвоение детьми и подростками  традиций  лагеря: Добра и Справедливости,  Дружеской  Помощи и Поддержки, Патриотизма и Гражданственности, Игры и  Романтики  и др.
  • мотивацию на дальнейшее творчество и познавательную деятельность по окончании летней смены

                                 Механизм  управления  программы

      Механизм реализации программы. Этапы реализации программы

Подготовительный этап

 (Апрель – май)

Разработка программы на летний оздоровительный сезон. Подготовка програмно-методической документации( программа, календарно –тематический план, игровые технологии  и др.)

Подбор и подготовка кадров для работы в ДОЛ. Оформление пакета документов на каждого педагога  для приема на работу. Предлагерное обучение вожатых в творческом объединении «Школа вожатых. Прохождение кадрами медицинского обследования и оформление санитарных книжек.

Установление интеграционных связей с учреждениями образования, культуры и др., с общественными объединениями и организациями  и др. с целью материально - технической, информационно – методической поддержки и иной поддержки.

Определение контингента участников смены и налаживание информационного контакта с ними.

Определение ожиданий от смены (эмоциональная настройка ребенка и взрослого на предстоящую смену). Психологическая и практическая подготовка к  лагерю.

     Подготовка (оформление, обустройство и др.)   воспитателями и вожатыми мест отдыха  детей (игровых комнат, спортзала и др.), места питания группы в столовой. Подготовка  внутренней педагогической среды лагеря (спортивной площадки, комнаты для кружковой работы и др.)  Проведение  организационных совещаний, планерок и др.

Организационный этап смены. Запуск игровой модели

(с 1 по 2 день смены)

 Встреча детей. Диагностика интересов, потенциала, лидерских, организаторских, творческих и др. способностей детей и подростков. Запуск игровой модели. Игровое знакомство участников смены. Закладка основ временного детского коллектива. Знакомство с правилами жизнедеятельности, законами, традициями лагеря. Формирование органов соуправления. Выявление лидеров. Открытие смены.

Основной этап смены. Реализация игровой модели

(с 3 по 16 день смены)

 Реализация основных принципов и идей игровой модели. Организация деятельности органов соуправления. Корректировка ценностно – мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности. Корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий.

Разворачивание деятельности кружков   развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей. Включение детей в различные виды коллективно – творческой деятельности (привлечение детей в различные  объединения: кружки, секции и др.). Проведение дополнительной образовательной деятельности. Проведение тематических дней, ролевых, деловых и др. игр, соревнований, конкурсов и др. в соответствии с календарно – тематическим планом работы лагеря и игровым замыслом. Показ детских достижений через   разные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, трудовые акции и др. Показ знаний, умений и навыков, полученных в работе кружков. Анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разных видах деятельности.

Заключительный этап смены. Подведение итогов смены

(с 17 по 18 день смены.)

Итоговая диагностика.  Оценка и самооценка участниками смены личностно – значимых результатов участия в программе. Групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений. Создание  эмоциональной атмосферы успешного завершения смены. Подведение итогов  смены. Награждение и поощрение участников и активистов. Анализ предложений и рекомендаций детей, родителей, персонала и др. Выработка перспектив деятельности. Закрытие смены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»

Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря....

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания "Солнышко"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его ...

Программа "Фантазия"летнего пришкольного лагеря дневного пребывания

Данная программа стала победителем в конкурсе вариативных программ....

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»...

Программа оздоровления летнего пришкольного лагеря дневного пребывания

Основная идея программы ЛДП «Солнышко» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общест...

Конспект внеклассного занятия по английскому языку «Поем по-английски» в летнем пришкольном лагере дневного пребывания

laquo;История одной песни» (“My Bonnie Lies Over the Ocean.”)Задачи мероприятия:а) основные (коммуникативные):1) научить умению высказываться на заданную тему на уровне фразы, монол...

Презентация программы летнего пришкольного лагеря дневного пребывания "Солнечная страна"

Хотим мы сделать этот мир добрей,Мы команда хороших и активных детейПояснительная запискаЛагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная ...