Внеклассное мероприятие "Учимся дружить"
классный час (3 класс) по теме

Шадская Анита Вячеславовна

Классный час «Учимся дружить» имеет своей целью формирование нравственных качеств учащихся и повышение интереса к  книге, побуждающей к добрым мыслям и поступкам.
    На этом занятии  можно выявить, какие качества ребята считают      важными для настоящей дружбы; ознакомить с произведениями художественной литературы, где затрагивается тема дружбы; путём постановки проблемных ситуаций помочь детям принять правильное решение; ознакомить учащихся с пословицами и поговорками по теме; совместно с ребятами вывести кодекс дружбы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchites_druzhit.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕСЬ ДРУЖИТЬ

Цель классного часа «Учитесь дружить» является формирование нравственных качеств учащихся и повышение интереса к хорошей умной книге, побуждающей к добрым мыслям и поступкам.


 Задачи классного часа:


  • применяя методику тестирования, выявить, какие качества ребята считают важными для настоящей дружбы;

  • ознакомить с произведениями художественной литературы, где затрагивается тема дружбы;

  • путём постановки проблемных ситуаций помочь детям принять правильное решение;

  • ознакомить учащихся с пословицами и поговорками по теме;

  • совместно с ребятами вывести кодекс дружбы .

Оформление классного часа: Песня «Если с другом вышел в путь».

  1. Эпиграф:


Самый верный путь найти друга—быть им. Р.Эмерсон

Предварительная подготовка:


  • разучивание стихотворений;

  • поиск пословиц и поговорок.
  • анкетирование;

  • мини-сочинения на тему «Мои друзья в моём классе»;

Учитель: Сегодня наш классный час посвящён теме дружбы, значению дружбы в жизни человека. Греческий философ Аристотель считал, что «Дружба—самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». Сможете ли вы прожить на свете без друзей? Каким он должен быть—настоящий друг? Каким ты должен быть, чтобы тебя ценили? На эти и на многие другие вопросы мы постараемся ответить во время нашего классного часа «Учимся дружить».

Многие из вас хорошо знакомы с произведениями Льва Толстова и, наверняка, читали его рассказы о животных. В этой книге приведены некоторые из них. Кто помнит, о чём рассказ
«Котёнок»? Мальчик Вася, не испугавшись больших охотничьих собак, рискуя своей жизнью, спас маленького котёнка, закрыв своим телом это беззащитное животное. В рассказе «Булька» один офицер сам выкормил маленького щенка и, когда ему надо было уехать служить на Кавказ, он не захотел его туда брать и Бульку заперли. Но такова уж преданность собак: он не захотел остаться без хозяина и , разбив раму, выскочил из окна и скакал по следу во весь дух 20 вёрст( 1 верста—1,06 км), но догнал. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы послушали рассказ « Лев и собачка» и высказали свои мнения.

(Ученик читает рассказ, потом выслушиваются мнения учеников).


Учитель: Даже между животными может быть такая сильная привязанность и нам есть чему у них поучиться. В этом году много говорилось о конце света. Много было передач о том, к чему могут привести изменения, связанные с глобальным потеплением: Южный и Северный полюса могут поменяться местами, тогда ледники растают и некоторые страны и многие города могут уйти под воду. Специалисты видят выход в изменении отношений между людьми. Мы должны научиться больше ценить и любить друг друга. Может быть, Лев Толстой, как Великий Нострадамус, более 100 лет назад предчувствовал это и хочет нас предостеречь от грозящей нам беды?
А теперь послушаем стихотворение Агнии Барто «
^ Нет сердца у Валерика»очень тесно связанное с этим.

Ученик читает стихотворение:

Нет сердца у Валерика!

С его щенком—истерика,

Бедняга лает взаперти:

- Гулять, гулять меня пусти!

Но дела нет Валерию,

Что пёс скулит за дверью.
Мы на просмотре фильма

Волнуемся в кино,

Переживаем сильно,

Валерке всё равно!
- Дружить не будем с сухарём!—

Сказали мы Валерию.

Ему билета не берём

На вторую серию.

Учитель: Как правильно сказал когда-то Антуан де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Когда вы учились в начальных классах, вы читали замечательный рассказ Валентины Осеевой. Сейчас вы увидите маленькую инсценировку по этому рассказу. Постарайтесь вспомнить, как называется этот рассказ, и оцените поведение главных героев.

(Три ученика инсценируют рассказ В.Осеевой «
^ Синие листья»)

А как бы вы поступили на их месте? Представьте, что мы снимаем фильм по собственному сценарию: как бы вы сыграли роли этих девочек?

( Можно прослушать 1-2 пары)

Учитель: Да, правильно гласит народная мудрость:
А для милого дружка и серёжку из ушка. Какие ещё пословицы и поговорки вы можете вспомнить о дружбе и друзьях?

(Часть пословицы проектируется на экран, а другую половину ребятам надо закончить самим, например:)


  • Был бы друг…..( будет и досуг)

  • Старый друг…..(лучше новых двух)

  • Дерево держится корнями, а……(человек дружбой)

  • Не тот друг, кто потакает, а тот…..(кто на ум наставляет)

  • Не хвались другом три дня, а хвались……(три года)

  • Друг познаётся……..(в беде)

  • Нет друга ищи, а нашёл -- …….. (береги)

  • Других не суди—………(на себя погляди)

  • Друг спорит, а враг……(поддакивает)

  • Не в службу, а ……..(в дружбу)

  • Новых друзей наживай, ……….(а старых не теряй)

    Учитель: В пословицах заключена народная мудрость. Хотя они простые и короткие, но богатые по мысли изречения. Каждая из них может служить для нас девизом в жизни.

    Хорошо, когда у вас есть настоящие друзья. А какой он настоящий друг? В нашем классе тоже есть неразлучные друзья. Давайте спросим у них, на чём основывается их дружба.

    (Два друга, два Николая, высказываются о своей дружбе и читают стихотворение Самуила Маршака «
    ^ Друзья- товарищи»)

    День стоял весёлый

    Раннею весной.

    Шли мы после школы—

    Я да ты со мной.

    Куртки нараспашку,

    Шапки набекрень, --

    Шли куда попало

    В первый тёплый день.

    Шли куда попало—

    Просто наугад,

    Прямо и направо,

    А потом назад.

    А потом обратно,

    А потом кругом,

    А потом вприпрыжку,

    А потом бегом.

    Весело бродили

    Я да ты со мной,

    Весело вернулись

    К вечеру домой.

    Весело расстались—

    Что нам унывать?

    Весело друг с другом

    Встретимся опять!


    ^

Почему им весело вместе? Как поётся в детской песенке


… Как положено друзьям

Всё мы делим пополам:

И смешинки, и слезинки

Пополам, пополам,

Пополам, лам-лам…

Но иногда бывает совсем другая ситуация. Послушайте, что произошло однажды между двумя друзьями.

(Два ученика читают стихотворение С. Погореловского «
^ Побил меня друг») 

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слёзы проглотил.


Пришёл домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!..

Но больше дружбе не бывать!


А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом—ты, матросом—я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперёк…

Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!

Такую дружбу не сберёг!


Ты не сберёг мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?


Да это Колька—так несмело

Вошёл с поникшей головой:

-Прости уж! Сердишься?.. За дело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: -- Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придёшь!

Правильно он поступил, что простил своего друга? У каждого из вас не так уж много настоящих друзей, поэтому их надо беречь, уметь прощать, быть немножко снисходительнее к человеческим слабостям. Вот как сказал об этом поэт Расул Гамзатов:


(Ученик читает стихотворение Р.Гамзатова «
^ Берегите друзей»)

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный

Изливать повсюду не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг—и повинился—

Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.


Учитель: Да, в жизни всякое может случиться

И если ваша дружба крепка

Из-за глупого пустяка

Ты не должен ей дать разбиться.

Давайте вместе постараемся разрешить несколько ситуаций.

Ситуация 1:

Осень. Вся школа работает на поле на заготовке овощей для школьной столовой. А твоему другу не хочется идти, так как утром по телевизору будут показывать, его любимый мультфильм. Он просит тебя сказать учительнице, что у него заболела бабушка и ему надо за ней присматривать.

Как ты поступишь? Как переубедить друга?

(Выслушиваются мнения нескольких учеников)

Учитель делает вывод: Он просит солгать, а лгать нехорошо. Маленькая ложь может привести потом к большой лжи. Солгал раз—кто поверит в другой? Ложь—недостойное друга качество. Надо помочь ему избавиться от этого недостатка. На лжи не может существовать дружба. Ведь отношения между друзьями строятся на основе уважения друг к другу, честности, взаимопонимания. Поэтому надо прямо сказать ему об этом.

Не тот друг, кто потакает,

а тот, кто на ум наставляет.

Ситуация 2:

У твоего друга хороший музыкальный слух. Он поёт и пытается научиться играть на скрипке. Но дело двигается с трудом. Он часто теряет терпение, ленится. Однажды ты оказался рядом в минуту его отчаяния. Его состояние выражается словами: «Да ну её, эту скрипку! Лучше пойдём на концерт  и послушаем других».

Как ты поступишь? Как подбодрить друга? Как переубедить не бросать занятия?

( Выслушиваются мнения нескольких учеников)

Учитель делает вывод:
Настоящий друг везде

Верен: в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь—он спать не может,

И всегда, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

( В. Шекспир)

Мы послушали стихи, посмотрели инсценировки, вспомнили пословицы и поговорки о дружбе, обдумали вместе несколько ситуаций. Можете ли вы изобразить графически, как он выглядит—настоящий друг?

( Постер «Настоящий друг»)

Пока ученик рисует, другие ребята с помощью учителя выводят законы (кодекс) дружбы. Что надо делать, чтобы дружба была крепка?


  • быть верным в дружбе

  • быть порядочным

  • помогать другу в трудную минуту

  • делиться с ним тем, что имеешь

  • уметь прощать, уступать

  • быть снисходительным к его слабостям

  • быть добрым, честным, тактичным

  • прислушиваться к совету товарища

  • ценить школьную дружбу

  • не оставлять друга в беде

  • не подводить друга

  • не быть равнодушным

  • не быть завистливым

  • не забывать старых друзей, если заводишь новых


(на следующий день каждый ученик получает «
Кодекс дружбы» в распечатанном виде, чтобы хранить его под рукой).

Учитель: А что английские девочки и мальчики говорят о дружбе?

Все вместе: Friendship is a thing for two

Three or four, even more.

Like a song that’s made to sing

Friendship is a doing thing.

Знаете, ребята, у американцев, живущих на Гавайских островах, есть такая замечательная традиция: в качестве символа дружбы, любви и преданности они надевают на шею товарища ожерелье из цветов. Оно называется ‘лэй’( от англ. a lei).

(Ребята надевают друзьям гирлянды)

В конце классного часа все дружно исполняют песню « Большой секрет для маленькой компании» Сергея и Татьяны Никитиных.


Не секрет, что друзья не растут в огороде,

Не продашь и не купишь друзей.

И поэтому я всё бегу по дороге

С патефоном волшебным в тележке своей.

Под грустное молчание,

Под бодрое мычание,

Под дружеское ржание рождается на свет

Большой секрет для маленькой

Для маленькой такой компании,

Для скромной такой компании

Огромный такой секрет.


Использованная литература:


  1. Каменина Л.В. Предметная неделя английского языка в школе.Серия «Библиотека учителя». Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

  2. Селевко Г.В. Сделай себя сам. Профессиональная библиотека учителя. М.: Народное образование, 2001.

  3. Школа радости. Настольная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  4. Толстой Л.Н. Лев и собачка. Рассказы. М.: Дет. лит.,1989.

  5. Маршак С. Рассказ о неизвестном герое. Стихи. М.: Дет. лит., 1980.

  6. Барто А. Есть такие мальчики. Стихи. М.: Дет. лит., 1989.

  7. Осеева В. Волшебное слово. Рассказы. М.: дет. лит., 1984.

  8. При солнышке тепло, при матери добро. Русские пословицы и поговорки. М.: Дет. лит., 1979.

  9. Золотая коллекция. Пословицы и поговорки. Мн.: Харверст, 2004.

  10. Яковлев Ю. Верный друг. Повести. М.: Дет. лит., 1990.
  11. 4. Стихотворение Расула Гамзатова "Берегите друзей" (рассказывает ученик)
  12. Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
    И судом поспешным не греши
    Гнев на друга, может быть, мгновенный
    Изливать повсюду не спеши.
    Может, друг твой сам поторопился
    И тебя обидел невзначай,
    Провинился друг – и повинился –
    Ты ему греха не поминай.
    Люди, я прошу вас, ради Бога,
    Не стесняйся доброты своей.
    На земле друзей не так уж много,
    Опасайтесь потерять друзей.
  13. 9. Проверка домашнего задания
  14. (Дети показывают рисунок, на котором они изобразили портрет своего друга и рассказывают о нем.)
  15. 10. Итог урока
  16. – На вашей парте лежит картинка с изображением сердечка. Возьмите его и приклейте на наш термометр рядом с тем словом, которое характеризует ваше чувство, состояние на сегодняшнем уроке. (Если детям непонятно какое-то слово, то им в помощь лежит на столе толковый словарь, разбирается коллективно)

– При каких условиях может возникнуть настоящая дружба?

  • Коллективные и совместные дела, в которых полнее узнаются люди, возникает потребность помочь друг другу.
  • Такт.
  • Чуткость.
  • Способность понять другого.
  • Правильно реагировать на замечания.
  • Уступать, но и отстаивать свою точку зрения.

Быть интересным человеком. (К нему тянутся, с ним интересно общаться, с ним интересно поговорить.)

– А когда дружба не состоится?

  • Обидчивый.
  • Завистливый.
  • Безответственный.
  • Не умеет хранить тайну.
  • Жадный.
  • Эгоистичный.

Праздник   «Давайте  жить дружно!»

Цели: 1.Раскрыть роль дружбы в жизни людей. Благодаря проживанию ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, увидеть на собственном примере модели эффективного общения в различных ситуациях. Развивать способность к самоконтролю в социальной ситуации. Воспитывать чувства дружбы и товарищества.

Оборудование:

 у учителя: магнитофон,  повязки на глаза, 6 флажков разного цвета (красный, желтый, голубой, зеленый, оранжевый, фиолетовый), 6 карточек с заданиями, 6 полосок бумаги с пословицами, разрезанными  на слова, сердце-кармашек из бумаги.

у учеников: конверты, в которых вложены лепесток цветка, геометрическая фигура (круг, треугольник или квадрат), ладошка, вырезанная из бумаги, ручка.

Оформление класса. Дети сидят  полукругом.  В центре  класса – 6 парт. На каждой парте стоит флажок разного цвета, клей-карандаш, ручка. На трех столах – по одной геометрической фигуре: круг, треугольник, квадрат.

Оформление доски: надпись «Дружба – соучастие в благих делах и в испытаниях» Платон. Большое сердце – кармашек.

Ход праздника

Учитель: Ребята, как называются отношения, когда люди всегда рады видеть друг друга, они вместе проводят время, помогают друг другу, выручают в беде, радуются успехам друг друга?

             

Учитель: Вы правы. Такие отношения называются дружбой. Наш сегодняшний праздник посвящен этому прекрасному чувству. Мы должны с вами выяснить, что значит дружить, какие друзья настоящие, с чего начинается дружба.  

Дети: Давайте отложим дела на потом.

О дружбе расскажем, о дружбе споём.

Пусть искорка дружбы, что вместе зажжём,

Подарит нам радость, согреет теплом!

(Песня «Настоящий друг»)

Учитель: Какое прекрасное слово – дружба! Произносишь его и сразу вспоминаешь свою подругу или друга, с которым тебе интересно вместе играть, или читать новую книгу, или посекретничать о своих тайнах. А с чего все началось? Откуда появилось у нас само слово – друг?

Дети: Когда ещё никто не знал ни слова,

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и то же).

Но словом стал гортанный звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг»!

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих!

Как жил бы я? Что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю –

Я никогда ничем не оскорблю.

Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал «дурак»,

Показывал язык или кулак

И корчил рожи (что одно и то же).

Учитель:  У кого из вас, ребята, есть друг? А у кого есть друг в классе? Древнегреческий ученый Аристотель сказал что «Друг – это две души в одном теле». Давайте проверим, хорошо ли вы чувствуете друг друга. Игра называется «Дружеское рукопожатие». Два человека стоят рядом с завязанными глазами. Им предлагается сделать шаг вперед, стать спиной друг к другу, разойтись на 5 шагов, затем, повернувшись, стать лицом друг другу, сделать 5 шагов навстречу и обменяться рукопожатием.

 (Дети играют).

 

Учитель: Как приятно иметь доброго, надежного друга в классе. Вместе легче на уроке. Ты отвечаешь у доски, а друг смотрит добрыми глазами или кивает ободряюще головой. Да и на переменах с другом  веселей. Но иногда бывает и по-другому.

Инсценировка «Два козла»

(у детей на голове шапочки с изображением дерущихся козлов)

Дети: -Однажды на лужайке подрались два козла.

-Подрались для забавы, не то, чтобы со зла.

-Один из них тихонько приятеля лягнул,

-Другой из них тихонько приятеля боднул.

-Один лягнул приятеля немного посильней,

-Другой боднул приятеля немного побольней.

-Один разгорячился, боднул что было сил,

-Другой его рогами под брюхо подцепил.

-Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

-Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз!

Учитель: Я вспомнила ту драку, когда передо мной
      На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

Можно таких ребят назвать друзьями?

 

Учитель: Да, такие отношения дружескими не назовешь. Умению дружить, а значит, умению общаться с людьми, надо учиться с детства. Давайте и мы будем учиться общаться с одноклассниками. Из конвертов возьмите лепесток. Объединитесь в группы по цвету лепестков.

(Дети собираются в группы по 4-5человек у стола с соответствующим флажком)  

Задание группам:

1. Составить из отдельных лепестков цветок своей группы и прикрепить его на доску.

2. Кто с кем дружит?  Составить пары друзей.( Имена героев записаны на карточках)

Забавные бурундучки Чип и ….(Дейл)

Добрая Белоснежка и … (7 гномов)

Прекрасная Русалочка и ….(Най Себастьян)

Забавный Вини Пух и …(Пятачок)

Добрый Малыш и …(Карлсон)

Доверчивый Буратино и …(Мальвина, Пьеро)

Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка)

3. Придумать как можно больше слов с корнем –друж-.

(Дружба, дружный, подружка, дружок, дружелюбный, дружочек, подруженька, дружина, дружеский, дружинник, дружно, дружище, дружить, подружиться)

Учитель: Молодцы! Вы дружно поработали! А сейчас мы отдохнем и дружно песенку споем.

Песня «Пополам».

Дети: Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт!

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг.

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку.

Если есть друзья на свете –

Всё прекрасно! Всё цветёт!

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнёт!

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать!

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел,

Мы с тобой живём на свете

Для хороших, добрых дел!

Учитель: Какие замечательные слова. Нельзя быть равнодушным к чужому несчастью. Надо помнить, что мы живем на свете только один раз, поэтому надо спешить делать добро. Кто из вас захочет быть другом герою следующего стихотворения?

Дети: Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал.

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу, не влечёт.

Учитель:  Почему никто из вас не захотел подружиться с данным героем?

  

Учитель: Каким, по-вашему, должен быть друг?

 

Учитель: Я согласна с вашими ответами и рада, что вы так думаете. Если у людей одинаковые интересы, вкусы, если им нравятся одни и те же игры, занятия, если они добры и внимательны, то и дружба бывает настоящей. Дружить можно со всеми и с кем-то одним. Дружить можно и целым классом. Тогда самое трудное дело будет по плечу. А мы с вами продолжим учиться общению, учиться сотрудничать.

       Возьмите из конверта геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник). Объединитесь в группы по форме фигуры. Давайте попробуем договориться с товарищами по группе и дружно выполнить задание: собрать пословицы о дружбе и дружно прочитать их вслух.

(Дети объединяются в группы по 8-9 человек и из отдельных слов собирают пословицы.)

О   - ДРУЖБА – НЕ ГРИБ, В ЛЕСУ НЕ НАЙДЁШЬ.

<   -  НЕ ТОТ ДРУГ, КОТОРЫЙ МЕДОМ МАЖЕТ, А ТОТ,

        КОТОРЫЙ ПРАВДУ СКАЖЕТ.                

     - ДРУЖБА КРЕПКА НЕ ЛЕСТЬЮ, А ПРАВДОЙ И ЧЕСТЬЮ.

О  - ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК ДРУЖБОЙ.

<  - ВЕЩЬ ХОРОША НОВАЯ, А ДРУГ –СТАРЫЙ.

    - ДРУЖНЫЙ ТАБУН ВОЛКОВ НЕ БОИТСЯ.

Учитель:  Какие пословицы о дружбе приготовили вы?

(Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Нет друга – ищи, а найдешь – береги. Не мил и свет, когда друга нет. Кто друг прямой, тот брат родной. Коня в рати узнаешь, а друга в беде.)

Учитель: Русский народ с давних времен умел дружить и ценил дружбу. Это подтверждают и пословицы. Хорошо, когда дружат люди разных стран, дружат целые народы. Но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни. Здесь мы родились, растем, взрослеем. Недаром у нашего народа есть еще одна пословица: нет лучше дружка, чем родная матушка.

Дети: Со Светкой – соседкой не буду водиться -

Она то смеётся, то плачет, то злится.

Но мама сказала, что так не годится,

Что с девочкой нужно уметь подружиться.

Что с папой они ещё с детства дружили,

И вместе играли, и рыбу удили.

С такою девчонкой, как мама моя,

Конечно, бы мог подружиться и я!

Учитель: А какую семью можно считать дружной?

 

Учитель: Судя по вашим ответам, вы живете в дружных семьях. Мы сегодня много говорили о дружбе между людьми. А с кем еще может дружить человек?

(С собакой. С кошкой. С животными.)
 

Учитель: Да, дружить можно не только с людьми, но и животными. И самым первым и самым верным своим другом человек считает собаку.

Песня «Пропала собака».

Дети: Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Будь счастлив, что день

Не напрасно был прожит!

На свете живёшь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты.

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты.

Раздаются порой голоса,

Что чудес никаких не имеется.

Есть на нашей Земле чудеса!

Но их надо найти, разумеется.

Дружба – главное чудо всегда!

Сто открытий – и все настоящие.

И любая беде – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Учитель: Мы сегодня много говорили о дружбе, учились сотрудничать и слышать друг друга, работая в малых и больших группах, учились дружить. Посмотрите, какое большое сердце на доске. Это наше сердце, готовое дружить и помогать другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас «ладошку» со своими пожеланиями друзьям-одноклассникам. И эти пожелания мы с вами прочитаем на выпускном вечере в 4-ом классе.

(Дети пишут на «ладошках» пожелания одноклассникам и опускают их в сердце – кармашек.)

 Дети: Так давайте, давайте дружить!

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Учитель: Вот и подошел к концу наш праздник дружбы. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Давайте помогать друг другу и тем, кто с нами рядом. Давайте выбирать добрых и верных друзей.  Мне хочется, чтоб закончили мы наш праздник знаменитыми словами кота Леопольда.

(Дети встают в круг, берутся за руки и говорят: «Ребята, давайте жить дружно!»)

Песня «Если с другом вышел в путь».

Цели: выявить знание моральных норм, формировать умения соотносить по-ступки с принятыми этическими принципами, развивать доброжелательность, дове-рие и внимание к людям, готовность к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Оборудование: памятка «Поступай так всегда», карточки с пословицами.

Ход классного часа.

1. Мобилизующий этап.

Сегодня у нас необычный классный час. Особенность его состоит в том, что мы принимаем гостей, и в том, что проблема, которую мы сегодня затронем, волнует и взрослых, и детей. О чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, если внимательно послушаете стихотворение и определите его тему. Она созвучна с темой классного часа.

(Ученик читает стихотворение С. Маршака «Друзья-товарищи»)

Друзья-товарищи.

День стоял веселый

Раннею весной.

Шли мы после школы –

Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,

Шапки набекрень,-

Шли куда попало

В первый теплый день.

Шли куда попало –

Просто наугад,

Прямо и направо,

А потом назад.

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

Весело бродили

Я да ты со мной,

Весело вернулись

К вечеру домой.

Весело расстались –

Что нам унывать?

Весело друг с другом

Встретимся опять.

- Определите тему стихотворения.

- Как бы вы его озаглавили?

- Так какая же тема классного часа?

Я назвала его «Как научиться дружить?»

2. Вы заметили, что у одних ребят много друзей, а с другими никто не любит играть. Говорят, что друг играет важную роль в жизни человека: он и поможет, он и посоветует, он и в горе утешит. Многие говорят: «Моему другу нет цены, я без друга как без рук». А каков он – настоящий друг?

а) Друзья друг другу помогают

Кто поможет?

Кто упал? Витя.

Кто заплакал? Витя.

Кто поможет Вите встать?

Оленька и Митя.

(Маргарита Ивенсен)

- Что вы скажете о героях этого стихотворения?

- Какой совет можно дать всем детям? (Совет: Помоги другу, если он попал в беду)

б) Мирись! Не дерись!

Иногда случается так, как в стихотворении, которое нам прочитают Максим и Таня.

Драчун.

- Ох, со мной никто не дружит,

Никому-то я не нужен.

Что-то в толк я не возьму –

Отчего и почему?

- Что же непонятно, милый?

Споры ты решаешь силой.

От такого драчуна

Даже помощь не нужна.

(Елена Стеквашова)

- Какой совет дадим герою этого стихотворения?

(Совет: Не дерись! Спор можно разрешить словами. Если ты видишь деру-щихся и сам не можешь их разнять, позови взрослого на помощь.)

- Можно ли человека назвать сильным и храбрым, если он победил в драке?

Кто сильнее?

Кто умнее и добрее –

Тот сильнее и храбрее.

Помни: только дураки

В ход пускают кулаки!

(Валерия Зубкова)

в) Никто не дружит с жадиной

- Что нужно сделать для того, чтобы дружба стала крепче?

Жадина

- Гриша, Гриша, дай мне нож.

- Ты обратно не вернешь.

_ Дай-ка, Гриша, карандаш.

- Ты обратно не отдашь.

- Гриша, Гриша, дай резинку.

- Ты откусишь половинку.

- Гриша, Гриша, дай чернил.

- Ты бы сбегал и купил.

- Какой совет дадим герою этого стихотворения? (Совет: Делись с друзьями, не жадничай!)

г) Врунишка – друг плохой.

Врунишка

- Что ты, мальчик, загрустил?

Что ты глазки опустил?

Что с тобой случилось?

- Ра-ра-разбилась!

- Что разбито? Покажи!

Где разбилось-то, скажи!

- Со сме-та-ной мис-ка.

- Ты разбил?

- Нет, киска!

Очень ей хотелось есть.

- Кошка в шкаф не может влезть.

- Значит, влезла мышка.

- Ну, не плачь, врунишка!

(Георгий Ладонщиков)

- Какой совет дадим герою? (Совет: Никогда не сваливай свою вину на друзей – будь честным)

д) Мы не похожи… Ну и что же?

- Чем один человек отличается от другого? (Вокруг много ребят: один толстенький, другой - худенький, третий – рыженький, а у четвертого – нос в веснушках. И все – все хотят дружить)

На кого обижен Вовка?

Отчего ему неловко?

Дело в том, что все ребята

Дразнят Вовку: «Конопатый!»

Только выйдет погулять,

Начинают обзывать:

- Вовка целый год не мылся,

Конопушками покрылся!

Но сказал однажды Вовка:

- Что ж вы дразните без толку?

Может, лучше поиграем?

Мячик вместе погоняем?

(Светлана Маркович)

- Бывает, что дети ранят словами совсем незаслуженно, придумывая друг другу обидные прозвища. Такие насмешники – плохие друзья. (Совет: Не говори друзьям обидных слов, не смейся над ними)

Настоящие друзья

Мальчик Миша мается –

Миша заикается.

Ты, Мишутка, не теряйся!

Ты с других пример бери!

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

Миша выговорит слово,

А другого не видать…

Но товарищи готовы,

Если нужно, подождать!

(Сергей Михалков)

Четыре глаза.

Глаза у Саши велики,

Но очень близоруки.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стеклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки сложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил из кассы.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу,

Они кричат ему: «Зачем

Тебе четыре глаза?»

«Саша, Саша – водолаз

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стеклами не хвастай!

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену,

«Нет, - говорит он, - никогда

Очков я не надену!»

- Какой совет мы можем дать Саше?

- Какой вывод можем сделать?

(Совет: Помни, что и у тебя могут быть недостатки)

- А вот какой вывод сделал автор.

Но мать утешила его:

«Очки носить не стыдно,

Все надо делать для того,

Чтоб было лучше видно!

Над теми, кто надел очки,

Смеются только дурачки!»

е) Моя семья – мои лучшие друзья!

- Кто всегда- всегда - и в праздники, и в трудную минуту – рядом с тобой? Конечно же, мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья.

* * *

Маму Петя огорчает:

Дома ей не помогает.

Папин разорвал блокнот,

А сказал, что это кот.

На ковер разлил варенье –

Маме снова огорченье.

(Виктория Сельвич)

Бабушка

Бабушка теплые варежки вяжет,

Бабушка вечером

Сказку расскажет.

Слушать ее

Мы готовы часами.

Что позабудет, подскажем ей сами.

(Евгения Трутнева)

(Совет: Дружи со своими родными. Не обижай их.)

Я хочу проверить вашу смекалку. Я приготовила вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных си-туациях.

Советы:

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже,-

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Если что-нибудь случилось,

И никто не виноват,

Не ходи туда, иначе

Виноватым будешь ты.

Спрячься где-нибудь в сторонке.

А потом иди домой.

И про то, что видел это,

Никому не говори.

Дружба ценилась во все времена. О дружбе сложено много стихов, спето песен. А знаете ли вы пословицы о дружбе? (Игра «Собери пословицу»)

• Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

• Один задириха, другой – неуступиха.

• Не та дружба сильна, что в словах заключена.

• Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

• Дружба как стекло, разобьешь – не сложишь.

• Друг – ценный клад, недругу никто не рад.

• Дружба не гриб – в лесу не найдешь.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Старый друг лучше новых двух.

• Друга иметь не убыток.

• Друг за друга стой – и выиграешь бой

• Без друга на душе вьюга.

• С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

• Сам погибай, а товарища выручай.

• Дружба и братство - дороже любого богатства.

• Нет друга – ищи, а нашел береги.

• Умный себя винит, глупый своего товарища.

• Не бросай друга в несчастье.

• Новых друзей наживай, а старых не теряй.

• Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

• К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

Закончи фразу:

- Я хотел бы, чтобы мой друг…

- Если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я…

- Друзья всегда…

- Я могу дружить с такими людьми, которые…

- Со мной можно дружить, потому что…

Слово «друг» произошло от слова «другой», которое означает: «такой же, как я», «равный мне», «ближний».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Я с бабушкой своею дружу давным - давно..."

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся начальных классов. В него включены концертные номера, выставка работ . выполненных руками бабушек и внуков, предусмотрены совместные  конкурсы и в...

Внеклассное мероприятие на тему: “ Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?” (устный журнал "Будь природе другом")

Внеклассное мероприятие "Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?" для учащихся 2-4 классов по окружающему миру проводится в форме устного журнала. Цель:Подвести к пониманию значения ле...

Внеклассное спортивное мероприятие "Мы умеем дружить"

Спортивное мероприятие для первых классов. С интересными конкурсами и сказочными героями из сказок....

ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ (внеклассное занятие для 2класса)

помочь детям осознать, что такое дружба, на примере прочитанных стихов, рассказов, пословиц дать понятие о друге, о настоящей бескорыстной дружбе....

Конспект внеклассного занятия по ПДД "Давай дружить, дорога!"

Тема: "Давай дружить, дорога!"Цели: вести работу с детьми по предупреждению дорожно – транспортных происшествий; убедить учащихся в опасности несоблюдения правил дорожного движения; повторить ранее из...

Внеклассное мероприятие "Вместе весело дружить".

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов "Вместе весело дружить".Цель мероприятия: Способствовать сплочению детского коллектива; показать значимость понятия «друг», «дружба»; организоват...

Внеклассное мероприятие "Дружим с добрыми словами"

Цели:ü Закрепить в сознании учащихся позитивные точки зренияü Способствовать проникновению этической грамматики в мир взаимоотношения детей.ü Раскрыть волшебную силу добра, доказать необходимость дела...