Открытое кружковое занятие
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Самарева Надежда Валерьевна

"Открытое занятие для учителей начальной школы города"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О чем поют колокола89.45 КБ
Office presentation icon приложение2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 9»

г. Ефремова

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Русские православные традиции»

2б класс
Тема : «О чём поют колокола?»

                                                                         Подготовила:

                                                                         учитель начальных классов

                                                                         Самарева Надежда Валерьевна                

             

Ефремов 2012г.

Цель: Приобщение к истокам русской народной культуры. Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре. Научить детей исследовать, анализировать, оценивать информацию и находить ответ на интересующий их вопрос.

Задачи по формированию УУД:

Предметные:

-формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

- познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси;

- познакомить с основными видами колокольного звона, дать понятие о Благовесте;

- дать представления о колокольне, звоннице, разнообразии колоколов по размеру, индивидуальном колокольном звоне каждого колокола;

- развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

 - показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре;

- учить сравнивать колокольную музыку и различать виды колокольного церковного звона.

-учить изготавливать колокольчик из бумаги, украшать колокольчики с помощью орнаментов

Метапредметные:

Познавательные: 

-вызвать желание применять полученные знания об искусстве в самостоятельной творческой деятельности.

Коммуникативные: -учиться внимательно выслушивать ответы сверстников, помогать им в случае затруднений, доброжелательно исправлять речевые ошибки.

Регулятивные: - умение использовать объяснительную речь, речь – доказательство;

 -развивать связную речь:

Личностные результаты

-развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (с изображением русских храмов.)

Материал к занятию.

  • Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
  •  Запись колокольного звона (звон Пасхальной Москвы – Благовест (Валерий Гаранин), Ростовские звоны).
  • Мультимедийная презентация "О чем поют колокола?"
  • Выставка «Храмы»
  • Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, звонниц и колоколов).   

                   

                           Ход занятия:

1. - Ребята, у нас сегодня с вами необычное занятие, у нас много гостей, давайте поздороваемся с ними и поприветствуем их доброй улыбкой!

- Дети, у ребят есть для вас  загадки, отгадав их вы сможете узнать тему нашего сегодняшнего занятия.

- Ребята, а вы слышали когда нибудь колокольный звон?

-Вам нравится музыка колоколов?

-А всегда ли одинаково звонят колокола? …(А я наблюдала,что нет, звон бывает, то веселым и торжественным, то грустным)

-Ребята, а вы никогда не задавали себе вопрос о чем поют колокола? Хотелось ли вам понять язык колокола, музыку колоколов…?

Я предлагаю вам исследовать, проанализировать, оценить информацию о колоколах и  найти ответ на вопрос (Слайд 1) «О чём поют колокола?»

( 3 мин.)

2. -Ребята, скажите, а что это были за звуки?

              -Да это звон колоколов радостный, торжественный светлый. Где его обычно      

              можно услышать?  (Ответы детей)

              Звон колоколов можно услышать в церкви, в храме.

                  -Правильно. Колокола, есть в каждом храме, в церкви, но звучат они везде

             по- разному. У каждого колокола своё звучание. Особенно красивы                

             праздничные колокола, их перезвоны.  (Слайд 2)  (2мин)

3. Появился первый колокол более 1000 лет назад. (Слайд 3) О колоколах сложилось много легенд. Давайте посмотрим с вами одну из них.  (6 мин)

Существует такая вот легенда, понравилась она вам?

4.  А теперь пусть наши глазки отдохнут, вспомним  упражнения.

  1. Закрыть глаза.

Медленно перевести взгляд влево. Почувствовать напряжение. Зафиксировать.

Медленно перевести взгляд вправо. Почувствовать напряжение. Зафиксировать.

  1.  Часто-часто поморгай,

 После глазки закрывай,

 Сосчитай так до пяти

 И сначала всё начни! (1 мин)

4. А как вы думаете, где размещают колокола? (на колокольне)

 Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять). 

Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в Москве и называется она - "Иван Великий". (Обратить внимание детей на экран). (Слайд 4)

В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение). - Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре.

Её высота почти 84 метра. На колокольне есть звонница, на ней то и располагаются колокола.  

 - А самая известная звонница находится г. Ростове. (Предложить полюбоваться красотой звонницы).(Слайд 5) Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку. (Звучит звук "Ростовских звонниц") (4 мин)

- Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко.(Слайд 8)

- Самый главный из церковных звонов - "Благовест".- Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник "Пасху". В это время разрешалось любому человеку подняться на колокольню и позвонить в колокола. Существует пословица: "В светлую седмицу, кто не звонарь".Так же благовест звучит  на Великие праздники такие как Рождество.  В этом звоне слышится призыв: "К нам…, к нам…, к нам". (3 мин)

А теперь давайте немножечко отдохнем!

 Физкультминутка (2 мин)

- Русь всегда славилась колокольными звонами. Колокола сопровождали человека всю жизнь и в радости и в горе. Они звучали на всех праздниках, когда идёт богослужение! На колокольный звон шёл к людям заблудившийся  путник. Люди верили,  что колокольный звон способен отгонять «нечистую силу» вылечивать от разных болезней, отводить грозу и беду. Приветственные колокола торжественно встречали дорогих гостей. А поминальный, прощальный звон колоколов возвещал о печальных, траурных событиях, о пожарах, такой звон называется наббат.  (Слайд 9) (2 мин)

-Ребята, удалось ли вам сегодня найти ответ на вопрос о чем поют колокола?О чем извещают?Какую весть несут людям? (Ответы)

Кому удалось ответить на вопрос нашего занятия поднимите солнышко, а кто затрудняется –тучку. Очень много интересного  можно говорить о колоколах. Вы хотели бы и дальше изучать эту тему? ….

- А сейчас я предлагаю самим изготовить колокольчик!

Изготовление колокольчиков: Не забывайте про технику безопасности при работе с ножницами

 Бумагу сложить по – вертикали вчетверо. Нарисовать половинку колокольчика. Вырезать.

Получилось две заготовки. Точно так же вырезать еще две заготовки колокольчика .Теперь вырезать произвольно 4 снежинки. Приклеить их к заготовкам. Подравнять по контуру
Колокольчика. . Украсить заготовки на вашу фантазию. Применять можно цветную бумагу,
вырезки из газет и журналов,можно разукрасить фломастерами. Теперь приклеить колокольчики 
Половинками с изнаночной стороны.Так, чтобы вид сверху был «плюсиком».
Привязать к колокольчику петельку. Колокольчик готов.

-Ребята, скажите, а вам хотелось бы подарить людям радостную весть? Предлагаю подарить колокольчики нашим гостям и пожелать,чтобы он нес им и нам, только радостную весть.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Царский серебряный колокол

Слайд 4

Колокольня «Иван великий» - 84 метра

Слайд 5

Ростовские звонницы

Слайд 7

У каждого колокола свой неповторимый голос, от самого низкого, до самого высокого.

Слайд 10

Колокола сопровождают жизнь человека. Радостно и звонко звонят они на крещение и венчания. Грустным звоном отправляют в последний путь.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковое занятие по ИКТ в 1 классе.

Кружковое занятие по ИКТ в 1 классе на тему: "Закономерность". С использованием SMART доски, RAYbook....

Кружковое занятие по технологии "Работа с солёным тестом. Жаворонки"

Это занятие проводится накануне дня весеннего равноденствия (21 марта), так как день этот в православном календаре носит название "Сороки". В этот день прилетает большинство птиц. Занятие проводится в...

Кружковое занятие "Веселая ладошка"

Разработка занятия по аппликации интересна тем, что ребята используют свои ладошки как трафарет и выдумывют интересные поделки. Легко, просто и весело....

Разработка кружкового занятия по психологии "Я и мое имя"

Разработка открытого кружкового занятия по психологии "Я и мое имя" предназначена для проведения внеклассного занятия по психологии. Целью данного занятия является формирование позитивного образа Я, р...

План - конспект кружкового занятия. Кружок народные игры.

Конспект кружкового занятия. Кружок "Народные игры"...

Открытое кружковое занятие в 1 классе: «Путешествие в страну АБВГДейка».

Открытое кружковое занятие в 1 классе: «Путешествие в страну АБВГДейка». Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и закреплению  знаний о звуках...