Развитие потенциала учащихся через воспитательный процесс
статья (3 класс) на тему

В ГПД ученики раскрываются творчески.Воспитатель ГПД создаёт все необходимые условия для этого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_potentsiala.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №180(с углубленным изучением английского языка) Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Подготовила воспитатель ГПД Димурина Лилия Андреевна

Развитие творческих способностей

учащихся через систему

внеклассных мероприятий

Содержание

1. Воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся.

2.Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве.

Структура подготовительной работы внеурочного мероприятия.

3. Система работы воспитателя ГПД по развитию творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве через си

Игровое моделирование

Игра с последующей рефлексией

Игра “Слепой и поводырь”

Игра “Моющая машина”

4. Заключение

1. Воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся.

 Среди понятий педагогики на первый план постепенно выходят понятия “воспитательное пространство”, “воспитывающая среда”, “среда в среде”. Воспитательное пространство является инструментом воспитания при условии целенаправленного использования его возможностей в работе с детьми. Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит.

 Выделяют следующие характеристики воспитательного пространства:

 Воспитательное пространство – это освоенная, природная, культурная, социальная, информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач.

 Воспитательное пространство – это результат освоения воспитательной среды.

 Воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху. Оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности.

 Воспитательное пространство может стать средством развития творческого потенциала личности ребенка только в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальными и значимыми для детей вопросами, на которые необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.

 Создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды.

2. Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве.

 По вышеперечисленным правилам реализации творческого потенциала воспитательного пространств-а, воспитателю необходимо четко продумать цели своей работы.

 Бесталантных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы воспитателя– формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

 Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.

 Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.

 Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.

 Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.

 Сформировать круг традиционных дел в ГПД, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

 Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими:

 Воспитателю ГПД необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.

 Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.

 Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

 В своей работе с детьми  придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

 Воспитательную работу строить по алгоритму:

 предварительная работа организатора;

 коллективное планирование;

 коллективная подготовка;

 коллективное проведение дела;

 коллективное подведение итогов.

 К методическим требованиям, предъявляемым к организации и проведению внеурочных мероприятий, можно отнести следующие положения:

 заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;

 информативность используемого материала;

 привлекательность форм внеурочной работы;

 обязательность выполнения взятых учащимися поручений;

 целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;

 массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности.

 Способы в воспитательном пространстве должны соотноситься с формами. Понятие форма - означает способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. Основной формой воспитательного процесса в школе принято считать мероприятие.

 Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка.

 В педагогике нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовая, групповая и индивидуальная формы. Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы.

 Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, смотр знаний, научные конференции, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, устный журнал, и т. д.

 При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и т. д.

 Деятельности, связанной с профориентацией школьников, более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий, “В мире профессий”, “Как выбирать профессию?”, экскурсии на производство, игра-конкурс “Чья профессия лучше?” и т. д.

 При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, “Час поэзии”, экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных изданий и т. д.

 При организации физического воспитания широко применяются игры типа “Веселые старты”, малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями разных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы и гигиене, здоровье и физической культуре и т. д.

 В начальной школе, особенно в 1-2 классе, важное значение имеет такая форма воспитания, как игра. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина. Наконец в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются волевые качества. В воспитательном процессе игра должна отвечать следующим требованиям:

 Игра должна содействовать сплочению коллектива.

 Иметь познавательное значение.

 Активизировать общественную деятельность детей.

 Обеспечивать мыслительную активность участников игр.

 Создавать условия для детского творчества.

 Соответствовать принципу: “Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц”.

 Цель воспитательной игры: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения– вот основные задачи, которые реализуются в игре.

 Сложные и многообразные задачи воспитания можно решать только путем комплексного использования различных форм организации воспитательного процесса. Чем разнообразнее и богаче по содержанию эти формы, тем эффективнее воспитательный процесс.

^ Структура подготовительной работы внеурочного мероприятия.

 Определение темы и даты проведения мероприятия.

 Определение дидактических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей мероприятия.

 Определение формы проведения мероприятия.

 Разработка программы-сценария мероприятия.

 Выбор организационного комитета по подготовке и проведению мероприятия.

 Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, набор дидактического материала).

 Распределение ролей и поручений.

 Проведение консультаций и репетиций.

 Оформление места проведения мероприятия.

 Определение списка приглашенных на мероприятие и оформление пригласительных билетов.

 Организация демонстрационных стендов (если это необходимо).

 Оформление завершения мероприятия (награждение, призы, благодарности и т.д.).

 Анализ мероприятия, выводы.

 В процессе осуществления любой формы необходимо использование пошагового комплекса действий классного коллектива:

 Создание временной инициативной группы, разработка плана предстоящего мероприятия.

 Разработка композиции предстоящего мероприятия

 Составление списка дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного.

 Распределение поручений для осуществления каждого пункта программы.

Осуществление запланированной деятельности по подготовке к мероприятию.

 Проведение мероприятия.

 Итоговое обсуждение реализации мероприятия.

 Такая организация позволяет коллективу повышать степень самостоятельности в организации жизнедеятельности класса. Развитие у учеников способности к взаимодействию, самоуправлению, кооперации, развитие индивидуальности, социальной компетенции, ответственности – является одним из направлений работы педагога – воспитателя по раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

3. Система работы воспитателя ГПД по развитию творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве через систему внеклассных мероприятий.

 Для того, чтобы обучить детей творчеству, необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания.

 Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.

 Часы, свободные от учебных занятий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, способности, расширить кругозор и сферу общения. А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого ученика, можно и нужно предложить несколько видов деятельности: каждый ученик выбирает то, что ему нравится и что он умеет.

 Большую помощь в этом может оказать игра – постоянная спутница детства. Например, конкурсы:

 “Эти забавные животные”,

 “Космические путешествия”,

 “Юные пожарные”,

 “Горячие сердца”,

 “А ну-ка, девочки”,

 “Будущие защитники Отечества”,

 “Самый, самый, самый…” и т. д.

 Цель этих конкурсов – формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

 Среди разного рода игр можно выделить и классифицировать следующие:

 Игра-драматизация.

 Игра-загадка.

 Игровое моделирование.

 Игра с последующей рефлексией.

Игра-драматизация – наиболее приемлема для младших школьников. Представляет собой разновидность сценической игры, суть которой разыгрывание какой- либо сценки или стихотворения нравственного содержания для зрителей. В процессе подготовки и проигрывания обеспечивается двойное воздействие на личность: исполнительская деятельность требует вхождения в роль другого и оценки его действий изнутри, ненавязчиво формирует отношение, позицию, побуждает к самоанализу; с другой стороны, дополнительное воздействие оказывает реакция зрителей, создается единое эмоциональное состояние, объединяющее детей.

Игра-загадка: детям предлагается разыграть ситуации различного уровня сложности, в которых заложены ошибочные действия. Задача зрителей – обнаружить ошибки в поведении действующих лиц и объяснить их или найти выход из сложившейся ситуации. (пример: ученик проходит мимо двух учительниц, разговаривающих между собой и здоровается только со своим классным руководителем).

^ Игровое моделирование – создание воображаемых ситуаций нравственного выбора. Наибольшим творческим потенциалом обладают ролевые игры, в которых намечены лишь контуры поведения действующих лиц, но сама ситуация развертывается непосредственно в процессе игрового взаимодействия. Такие ситуации требуют от ребенка самостоятельного проектирования своих действий на основе проникновения во внутреннее состояние изображаемого персонажа.

^ Игра с последующей рефлексией позволяет создать ситуацию приобретения учениками определенного эмоционального опыта и его осознания, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний:

^ Игра “Слепой и поводырь”: ученики разбиваются на пары. Один исполняет роль “слепого”, второй – роль “поводыря”. “Поводырь” в течение пяти минут водит своего партнера с завязанными глазами по комнате, затем они меняются местами. После чего учащиеся рефлексируют свои ощущения в каждой роли.

^ Игра “Моющая машина”: ученики строятся в две шеренги лицом друг к другу и представляют, что они – моющая машина, нужно “помыть” того, кто пройдет через нее, сделать его более радостным, счастливым. Обсуждение после игры позволяет ученикам разобраться в чувствах.

 Режиссерские, хореографические, литературные, музыкальные способности эффективнее всего реализуются в праздниках:

 “Золотая осень”,

 “Прощание с Азбукой”,

 “Праздник правил дорожного движения”,

 “Праздник здоровья”,

 “Новый год”,

 “Подарок мамам”,

 “Здравствуй, лето”,

 “Прощание с начальной школой” и т. д.

Творческий праздник для ребенка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник – это поэтапное творчество учеников и учителя, начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою личную лепту до конечного проведения КТД.

 Конечно, нельзя  занижать роль бесед, круглых столов, пресс-конференций, встреч, экскурсий и других форм воспитательной работы в развитии личности ребенка. Тем не менее, вышеуказанные формы в младшем школьном возрасте, особенно в 1-2 классе, эффективно решают задачу развития творческих способностей учащихся.

4. Заключение.

 Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

 В коллективе происходит формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации. Критерием успешности воспитательной работы является динамика межличностных отношений и удовлетворенность собой.

 Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Литература.

1.Журнал «Воспитательная работа в школе» №6, 2003г.

 2.Журнал «Воспитательная работа в школе №1, 2004г.

 3.Л.Г.Нещерет «Солнцеворот», н.Новгород: Педагогические технологии, 2008г.

 4.А.Ж.Овчинникова, В.И.Мясцова, А.М.Пашкова «Как прекрасен этот мир, посмотри!»,М:Прометей, 1997г.

 5.И.Л.Беляева «Семейный калейдоскоп. Программа работы с детьми младшего школьного

возраста», Н.Новгород: Педагогические технологии, 2008г.

Интернет-ресурсы

htpp://www.int-edu/ru-Сайт Института Новых Технологий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Развитие мышления учащихся через систему содержательно-логических заданий на уроках математики в начальной школе»

 Современная начальная школа идет по пути усложнения содержания по целому ряду традиционных предметов. Математика не является исключением. Интеллект человека в первую очере...

"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".

     Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...

Мониторинг субъектности учащегося в воспитательном процессе.

Методическая разработка содержит обоснование темы ОЭР учителя по воспитательной работе, связанной с развитием субъектной позиции учащегося. Приложением к обоснованию является собственно мониторинг, пр...

Развитие коммуникативной компетентности через воспитательную работу в классе

Буклет, подготовленный к заседанию МО классных руководителей...

Развитие познавательной активности в воспитательном процессе/

В данной презентации рассматриваются принципы познавательной активности...