Внеурочная деятельность. Программа кружка "Мой край".
рабочая программа по теме

Еремченко Марина Сергеевна

Программа "Мой край"  реализует ФГОС. Направлена на формирование экологической культуры, интеллектуального и эмоционального  восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью, с использованием краеведческого подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok._moy_kray.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок

«Мой край»

4 года

(срок реализации программы)

6,5 – 11 лет

(возраст обучающихся)

Автор:

М. С. Ерёмченко

                   

  1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения).

Программа «Мой край» предназначена для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению  в 1-4 классах,  направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к окружающему миру, формирование экологической культуры.

Программа рассчитана на 135 часов.

Класс

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

1 класс

33 часа

16 часов

17 часов

2 класс

34часов

17 часов

17 часов

3 класс

34часов

17 часов

17 часов

4 класс

34часов

17 часов

17 часов

       

          Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

          Основным содержанием духовно - нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

          Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно - нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

         Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

          В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек – природа - общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

         Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.  

          Новизна программы «Мой край» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. 

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:  6,5 - 11 лет.

Сроки реализации  программы: 4 года

Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план  предусматривает 1 занятие в неделю с  продолжительностью 35 мин каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок школы и учреждений дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, природные объекты станицы, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии. 

 Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

 Задачи программы:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.   Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетенций: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Программа  «Мой край»  основывается на принципах:

           Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример - педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного  процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

           Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

          Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

           Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной,  внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

В проведении занятий используются формы индивидуальной и групповой работы и коллективного творчества. Многие  задания требуют объединения детей в группы.

Используются методы обучения:

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Новые формы и методы организации занятий позволяют сделать работу разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Формы организации внеурочной деятельности:

- учебные занятия;

- познавательные беседы;

- экологические игры;

- заседание клуба;

- поиск информации в читальном зале библиотеки;

- экскурсии;

- наблюдения;

- опыты;

- эксперименты;

- организация выставок, фотовыставок, презентаций;

- защита проектов;

- совместная деятельность обучающихся и родителей.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  • русский язык;
  • литературное чтение;
  • окружающий мир;
  • технология;
  • изобразительное искусство.

2. Учебно – тематический план

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

    Кол-во часов

  Характеристика деятельности                 обучающихся

Аудитор-

ные

Внеауди-

торные

    I год обучения                                                                                      

1.

Вводное занятие: «Природа и мы»  

1

1

Пересказывают и понимают тексты о природе.

Описывают сезонные изменения в природе.

Исследуют (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Проводят групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных

2.

Первые наблюдения

3

1

2

3.

Дикорастущие растения региона

3

2

1

4.

Осенние наблюдения

10

4

6

5.

Зимние наблюдения

6

3

3

6.

Весенние наблюдения

7

3

4

7.

Вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и родная природа».

3

2

1

Итого:

33

16

17

II год обучения

1.

Вводное занятие: «Природа и мы»  

1

1

Наблюдают объекты и явления природы, характеризовать их особенности.

Рассказывают о роли растений в природе и жизни людей.

Пересказывают и понимают тексты о природе.

Описывают сезонные изменения в природе.

Характеризуют признаки времён года.

Наблюдают погоду в группах и описывать её состояние.

Оценивают результаты своих наблюдений о природе родного края.

Группируют (классифицируют) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Наблюдают простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризуют свойства воздуха.

Измеряют температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Наблюдают простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризуют свойства воды.

Характеризуют условия, необходимые для жизни растений

2.

Мир вокруг

2

2

3.

Погода. Дневник наблюдений. Сезонные признаки

9

4

5

4.

Свойства воздуха

2

1

1

5.

Свойства воды

2

1

1

6.

Дикорастущие растения в осенний период

3

2

1

7.

Дикорастущие растения в зимний период

3

2

1

8.

Дикорастущие растения в весенний период.

4

2

2

9.

Условия необходимые для развития растений.

7

3

4

Итого:

34

17

17

III год обучения

1.

Вводное занятие: Жизнь на Земле

1

1

Наблюдают погоду самостоятельно и в группах и описывают её состояние. 

Проверять достоверность народных примет о погоде.

Соотносят свои наблюдения о погоде с опытом народов своего края, отражённым в приметах и пословицах.

Наблюдают простейшие опыты по изучению свойств воздуха. 

Характеризуют свойства воздуха.

Измеряют температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Наблюдают простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризуют свойства воды, круговорот воды в природе. 

Характеризуют (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). 

Оценивают плодородие почвы своего края.

Характеризуют природные сообщества.  

 Анализируют влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

2.

Погода. Дневник наблюдений.

8

4

4

3.

Свойства воздуха

4

2

2

4.

Свойства воды. Круговорот воды

3

2

1

5.

Почва и ее свойства

4

2

2

6.

Природные сообщества  

12

4

8

7.

Родная природа: прошлое и настоящее.

2

1

1

Итого:

34

16

18

IV год обучения

1.

Введение.  Охраняем природу!

1

1

Характеризуют природные сообщества

Анализируют влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Моделируют ситуации по сохранению природы и её защите.

Различают правильные и неправильные формы поведения в природе. 

Оценивают чистоту воды в водоёмах и в системе водоснабжения своего края.

Оценивают личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.

2.

Поверхность земли родного края и ее охрана.

6

3

3

3.

Природные сообщества и человек        

5

2

3

4.

Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов и воздуха

2

2

5.

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

5

3

2

6.

Акция «Сохраним первоцвет!»

3

2

1

7.

Что такое Экология? Экологический проект

12

6

6

Итого:

34

17

17

Всего:

135

66

69

3.Содержание программы

1 год обучения  (33 часа, 1 час в неделю)

        Вводное занятие: «Природа и мы»  Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Понятие о природе, красоте природы.

Практическая работа «Правила поведения в природе».

       Первые наблюдения. Экскурсия. Наблюдения за солнцем. Наблюдения за небом и облаками. Экологические игры на свежем воздухе. Подготовка отчета в группах. Выставка материалов.

       Дикорастущие растения региона. Изучение текстов о природе.  Экскурсия. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Экологические игры. Зарисовка листьев. Подготовка отчета в группах. Выставка материалов.

             

      Осенние наблюдения. Изучение текстов о природе. Экскурсия. Наблюдения за солнцем и ветром.  Экологические игры.  

      Экскурсия в осенний парк. Сбор опавших листьев и семян этих растений с         целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры.

     Наблюдения за птицами, домашними животными. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Наблюдение за поведением птиц на улице. Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

      Наблюдение за домашними животными. Фотовыставка «Наши любимцы».

      Зимние наблюдения. Изучение текстов о природе. Экскурсия в зимний пришкольный участок. Определение названий деревьев по коре, контурам, опавшим плодам и шишкам. Сбор опавших плодов и шишек. Экологические игры.

      Наблюдение за снегом. Свойства льда. Наблюдения за зимующими птицами. Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

      Весенние наблюдения. Изучение текстов о природе. Экскурсия в весенний  пришкольный участок. Ознакомление с раннецветущими растениями. Зарисовка растений. Экскурсия в весенний  пришкольный участок. Экологические игры.  Наблюдение за поведением насекомых и птиц.  

     Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и родная природа». Выполнение вступительных заданий.

Требования к результатам обучения учащихся

к концу 1 года обучения

         Учащиеся должны знать/понимать:  

  • различать деревья, кустарники на природе по кроне и листьям, по коре, контурам, опавшим плодам и шишкам;
  • сезонные изменения в природе;
  • нравственные правила обращения с объектами природы.

        Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями;
  • описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»;
  • проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
  • оказывать помощь птицам в зимнее время года;
  • эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Родная природа» во 1 классе:

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, в результате наблюдений;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
  • классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • совместно договариваться о  правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

2 год обучения  (34 часа, 1 час в неделю)

           Вводное занятие: «Природа и мы».         

          Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Экологическая игра. Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

      Мир вокруг.  Роль растений в природе и жизни людей.  Зеленые насаждения  перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Отношение к деревьям в культуре народов края. Индивидуальный проект  (совместная деятельность обучающихся и родителей) «Мое дерево» (дерево из  насаждений перед домом, во дворе школы). Рисунки дерева, фотографии, описания, стихи, репродукции картин, пословицы, поговорки, загадки и др. (по желанию)

          Дневник наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха,   облачность, осадки, ветер). Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой. Сезонные изменения в природе. Признаки времён года.

Групповой проект «Дневник наблюдений». Разработка формы дневника наблюдений. Выставка дневников наблюдений за погодой.

        Свойства воздуха. Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха. Заполнение папки исследователя.

        Термометр и температура. Определение температуры воздуха. Экологические игры.  

 

       Свойства воды. Постановка опытов, выявляющих свойства воды. Заполнение папки исследователя.

       Вода в твердом состоянии. Опыты со снегом и льдом. Экологические игры.  

 

       

Дикорастущие растения в осенний период. Экскурсия в осенний парк. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. Зарисовка листьев. Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы. Что мы делали осенью для здоровья деревьев? Экологические игры.   Заполнение папки исследователя.

      Индивидуальный проект (совместная деятельность обучающихся и родителей) «Мое дерево осенью». Листья дерева, семена. Наблюдение за изменением окраски листвы. Листопад. Рисунки, фотографии, описания.

        Дикорастущие растения края в зимний период. Экскурсия в зимний пришкольный участок. Определение названий деревьев и кустарников по коре, контурам, опавшим плодам и шишкам. Сбор опавших плодов и шишек. Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы. Экологические игры.   Заполнение папки исследователя.

      Индивидуальный проект (совместная деятельность обучающихся и родителей) «Мое дерево зимой». Ветки, почки, крона, ствол дерева.

      Дикорастущие растения края в весенний период. Экскурсия в весенний пришкольный участок. Определение названий деревьев. Опытное исследование веточки тополя с весенней почкой и почки с помощью лупы. Раннее цветение деревьев. Экологические игры.   Заполнение папки исследователя.

       Индивидуальный проект (совместная деятельность обучающихся и родителей) «Мое дерево весной». Появление листьев на деревьях и кустарниках.

             

      Условия необходимые для развития растений.   Чтение текстов учебника, с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян.  Отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян. Посадка растений семян. Создание разных условий для их прорастания. Фиксирование этапов проведения экспериментов. Развитие растения. Заполнение папки исследователя.

       Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода.  Отчеты по материалам экспериментальных исследований. Заполнение папки исследователя.

Требования к результатам обучения учащихся

к концу 2 года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:  

  • значение растений и животных для человека;
  • сезонные изменения в природе;
  • значение и свойства воздуха и воды;
  • условия необходимые для развития растений;
  • простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края
  • знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

Учащиеся должны уметь:

  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
  • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • выращивать растения в группе;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии);
  • уметь выполнять правила безопасного  и экологического поведения в природе
  • подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов края.
  • уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Родная природа» во 2 классе:

Познавательные УУД:

  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • умение структурировать знания;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные УУД:

  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • умение договариваться,  находить общее решение;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 год обучения  (34 часа, 1 час в неделю)

           Вводное занятие: Жизнь на Земле. Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства  всех существ на земле. Как  человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

        Дневник наблюдений. Погода. Погода и ее составляющие: движение воздуха — ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Регистрация осадков (дождеметр). Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган).  Составление словарика научных терминов. Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой. Разработка формы дневника наблюдений. Отбор наиболее удобной для использования формы дневника наблюдений. Оценка метеорологических наблюдений (описание и анализ результатов наблюдений за погодой)

       Свойства воздуха. Значение воздуха. Опытное исследование свойств воздуха с целью фиксирование этапов проведения. Составление плана оформление результатов.  Выставка презентаций. Заполнение папки исследователя.                                          

        Свойства воды в жидком состоянии. Значение воды. Экспериментальное исследование свойств воды. Выявление этапов проведения экспериментов и их фиксирование. Подведение итогов, выставка презентаций. Заполнение папки исследователя.                                        

       Определение прозрачности воды. Опытное исследование прозрачности воды  из водопроводного крана и местного водоема с целью фиксирование этапов проведения. Кругооборот воды в природе.

      Почва и ее свойства. Опытное исследование свойств почвы с целью фиксирование этапов проведения. Составление плана оформление результатов.  Выставка презентаций. Заполнение папки исследователя.                                        

Человек и природные сообщества. Единство живой и неживой природы. Экскурсии в природу. Изучение обитателей природных сообществ и взаимосвязей между ними. Влияние человека на природные сообщества района.  Посильное участие в охране природы родного края. Групповой проект «Охрана природного сообщества». Изготовление условных знаков, экологических памяток для младших товарищей.

        Родная природа: прошлое и настоящее. Экскурсия в краеведческий музей. Отчет по экскурсии в музей. Викторина «Что я знаю о родной природе»

Требования к результатам обучения учащихся

к концу 3 года обучения

           Учащиеся должны знать/понимать:  

  • взаимосвязи в природе, место человека как части природы;
  • свойства воды и воздуха;
  • состав и свойства почвы;
  • характеристику природных сообществ, влияние  человека на сообщества;
  • составляющие погоды;
  • погодные явления края и условные знаки.  

Учащиеся должны уметь:

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • сравнивать свойства воды и воздуха;
  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
  • характеризовать кругооборот воды в природе;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» — ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
  • анализировать результаты наблюдения за погодой.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Родная природа» во 3 классе:

Познавательные УУД:

  • умение работать с различными источниками информации;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
  • знаково-символические  моделирование и  преобразование модели с целью выявления общих законов;
  • умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
  • выбор эффективных способов решения задач;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

Регулятивные УУД:

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
  • различение способа и результата действий;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные УУД:

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
  • работать в группе (распределять работу между участниками,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы).

4 год обучения  (34 часа, 1 час в неделю)

         Введение.  Охраняем природу!

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году.

Зачем охранять природу? Влияние человека и его деятельности на природу. Участие  членов клуба в охране родной природы. Заполнение папок.

             Человек и природные сообщества. Влияние человека на природные сообщества района.  Посильное участие в охране природы родного края. Групповой проект «Охрана природного сообщества». Изготовление условных знаков, экологических памяток для младших товарищей.

       Поверхность земли  и ее охрана. Поверхность. Природная зона местности. Подготовка к экскурсии. Экскурсия с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду.

Разработка плана мероприятий по охране поверхности земли территории школы на основе наблюдений, сделанных на экскурсии.

Подготовка и выставка презентаций. Заполнение папок.

        Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу. Животные станицы и окрестностей, занесенные в красную книгу. Творческий проект мини-энциклопедия «Красная книга нашего района».  Поиск информации. Создание мини-энциклопедии.

      Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов и воздуха. Экскурсия на ближайший водоем. Определение чистоты воды. Определение чистоты воздуха. Наличие лишайников. Простейший индикатор загрязнения воздуха. Выводы.

      Акция «Сохраним первоцвет!».  Подбор и обрабатывание материала.  Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Разработка плана мероприятий по охране на основе наблюдений, сделанных на экскурсии. Заполнение папок. Подготовка и выставка презентаций. Проведение акции «Сохраним первоцвет!».  

 

   Что такое Экология?

Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии  на основе анализа примеров.

        Изучение экосистемы.  Экологический проект «Мир, в котором я живу». Изучение участка. Ориентирование и рельеф. Создание плана участка.  Природная зона. Сезоны. Климат (анализ «Дневника наблюдений»). Производители. Оценивание состояния растительности. Определение видов растений, описание растений. План восполнения зеленых насаждений. Наблюдение за потребителями: наличие птиц их виды, грызуны, кошки, собаки, насекомые, ящерицы и др. Описание животного мира участка. Взаимосвязь в экосистеме. Наблюдение за разрушителями: грибы, дождевые черви и др.

Оценка загрязнения воздуха. Расположение дорог, фабрик, домов, зеленых насаждений направление ветра (анализ «Дневника наблюдений»)  и загрязнения воздуха по индикаторам. Выводы.

Требования к результатам обучения учащихся

к концу 4 года обучения

    Учащиеся должны знать/понимать:  

  • понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
  • ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);
  • нравственные и правовые принципы природопользования;
  • взаимосвязи в природном сообществе и экосистеме.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
  • использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты;
  • соблюдать правила экологического' поведения в природе;
  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу края;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
  • пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе;
  • использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Мой край» во 4 классе:

Личностные УУД:

Самоопределение: 

  •  готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  •  принятие образа «хорошего ученика»;
  •  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  •  гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  •  осознание ответственности человека за общее благополучие;
  •  осознание своей этнической принадлежности;
  •  гуманистическое сознание;
  •  социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
  •  начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

  • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Познавательные УУД:

  • формулировать познавательную цель;
  • формулировать проблему с помощью учителя;
  • работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
  • работать с дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями  к текстам;
  • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД:

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • умение  организовывать свою работу;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
  • различение способа и результата действий;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
  • или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • задавать и уточнять вопросы;
  • понимать основание  разницы  заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано  высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
  • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных

          коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

4. Предполагаемые результаты реализации программы к концу курса обучения учащихся:

1 уровень (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
  • будут иметь позитивный социальный опыт  (готовность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами, ответственность за свое поведение и за происходящее в процессе совместной деятельности);
  • социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания;
  • о способах нахождения обработки и нахождения информации;
  • духовно-нравственные приобретения.

2 уровень (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям;
  • приобретут общечеловеческие нравственные качества;
  • стремление к коллективной творческой деятельности;
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

3 уровень (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

  • опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
  • опыт самостоятельного  поиска необходимой информации в учебной и справочной литературе.
  • опыт взаимоотношения с разными людьми;
  • опыт перехода от одного вида общения к другому;
  • опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
  • опыт бережного отношения людей к природе, живым организмам;
  • опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
  • опыт самоорганизации;
  • опыт  социально приемлемых моделей поведения.

5. Формы и виды контроля

  • наблюдение за детьми в ходе работы;
  • экологические игры;
  • проведение практических работ;
  • заседание клуба;
  • выставки, презентации;
  • акции;
  • отчет о проведении опыта, эксперимента;
  • папка исследователя;
  • викторины;
  • разработка и защита творческих проектов.

6. Методические рекомендации.

    Занятия проводит учитель начальных классов. Он может самостоятельно перераспределить часы с учётом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.

      Формы внеурочной деятельности чрезвычайно многообразны. Занятия могут проходить как учебные занятия, беседы, игровые занятия,  заседание клуба, экскурсии, поиск информации в читальном зале библиотеки, совместная деятельность обучающихся и родителей.

       На первых этапах необходимо отработать приёмы организации чувственного познания природы в соответствии с особенностями восприятия детьми этого возраста природных объектов, взаимосвязей между ними.  Организуются наблюдения, опыты, эксперименты, коллективного общения на природе. Очень интересны и целесообразны для этого ролевые экологические игры и задания, которые связаны с разыгрыванием ролей различных объектов природы.

Подведением итогов групповой, индивидуальной деятельности могут быть выставки,  презентации, защита проекта.

       В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания. 

       Положительная оценка любой деятельности ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отмечать недостатки, но похвала должна предварять и завершать оценку.

7. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/ Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. — М. :Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева JI.A. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. — М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. — М. : Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/ Учебник.

2.

Печатные пособия

Д

Д

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.).

3.

Технические средства обучения

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Телевизор.

Видеомагнитофон/ видеоплейер .

Аудиоцентр/ магнитофон.

Мультимедийный проектор .

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Сканер.

Принтер лазерный.

4.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету, презентации.

Д

5.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой» № 8959

Комплект лабораторного оборудования «Проростание» № 18085

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками.

Микроскоп (цифровой).

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

6.

        Натуральные объекты

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Д

Д

Д

7.

Игры и игрушки

Ф/П

Д

К

Настольные развивающие игры по тематике предмета Окружающий мир (лото, игры-путешествия и пр.).

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

8.

Оборудование класса

К

Д

Д

Д

Ученические столы 1–2-местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности кружка "Родной край"

Программа внеурочной деятельности в 3 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности секция "Мой край" 1-4 класс

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности: пояснительная записка и календарно-тематическое планирование 1-4 класс....

Рабочая программа (2 класс) по теме: программа внеурочной деятельности (интенсив) "Мой край родной"

Данная программа разработана в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта...

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности  «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....

Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"

Материал кружка содержит сведения о Самарской области....

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край».

 Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку е...