Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности секция "Мой край" 1-4 класс
    календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

    Петрова Александра Анатольевна

    Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности: пояснительная записка и календарно-тематическое планирование 1-4 класс.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл arkhiv_winrar.rar185.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование 1 класс.

    п/п

    Тема занятия

    Использование ИКТ

    Примечание

    Тема: Введение

    1 часа

    1

    Общая классификация животного и растительного мира в сказке «Буратино». Объекты живой и неживой природы.

    Тема: Осенние уборы

                                              8часов

    2

    Признаки времен года: лето, весна, осень, зима в русской народной сказке «Старик – годовик».

    3

    Осенины – вторая встреча осени (21.09).

    Овощи и фрукты.

    4

    Воздвиженье – третья встреча осени.

    Внешний вид, строение, образ жизни, места обитания лягушек и рептилий края в народной сказке «Красавица – лягушка».

    5

    Покров -  землю в разные цвета одел (14.10). Многообразие деревьев детского учреждения, формы крон, окраска листьев клена, березы, каштана, липы, рябины в народной сказке «Цвет осени». Признаки поздней осени.

    Презентация

    10мин

    6

    Растения вокруг нас. Условия жизни растений в осенний период.

     

    7

    Многообразие плодов и семян. Растения перед уходом под снег.

    8

    Животные готовятся к зиме. Понятие «дикие» и «домашние» животные. Поведение животных при смене климатических условий в народных прибаутках.

    9

    Сезонные изменения в неживой природе. Роль ветра, солнца,воды в природе.

                                                Чародейкою-зимою.

                                                        5 часов.

    10

    П риметы ранней зимы.

    Обрядность солнцеворота в русской народной сказке «Колесо - Солнца  колесница».

    11

    Символы Нового года: ангелы, свечи, овечки, маски. Колядки. Традиции зимних гуляний.

    12

    Видовой состав и особенности строения хвойных растений. Перезимовка растений под снегом в виде луковиц и семян.

    13

    Образ жизни, поведение зайца, белки, лисицы, клеста, дятла, синицы, голубя, кошки при приближении морозов в русских народных сказках «Верные друзья», «Заяц – хваста», «Не только волка ноги кормят».

    Презентация

    5мин

    14

    Зимние краски в природе.

    Весенняя музыка.

    8часов.

    15

     Приметы ранней весны. Знакомство с детским потешным фольклором в русской народной сказке «Иванушка-дурачок».

    16

    Внешний вид, строение грача, связь между появлением первых проталин и характером добычи корма.

    17

    Развитие пчелы, роль насекомых в опылении растений. Лечебные свойства меда.

    18

    Береза – символ России. Березовый сок и здоровье человека.

    19

    Виды почек и их строение. Влияние температуры на побеги. Биологические особенности первых цветов: подснежник, мать-и-мачеха, медуница, пролеска в  сказке «Проказы Бабы Яги».

    Презентация

    5мин

    20

    Места распространения первоцветов, охрана, связь между ранним цветением и появлением первых насекомых..

    21

     Поведение, образ жизни и характер пищи животных: медведя, ежа, мыши, муравья ранней весной. Виды перелетных птиц: ласточка, соловей, жаворонок, кукушка.

    22

    Влияние деятельности человека на появление проталин. Свойства солнечного луча в сказке «Ёжик и солнце».

    Природа в музыкальных напевах

    2часа

    23

    Творчество великих композиторов о природе: П. Чайковский, Э Григ, Н.А. Римский-Корсаков. История создания оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», цикла «Времена года» П. Чайковского, «Времена года» А. Вивальди..

    24

    Образы природных стихий: ветра и солнца в музыкальных сюжетах Э. Грига «Утро» и В. Моцарта «Маленькая ночная музыка».

    Обитатели водоема

    8часов

    25

    Водоёмы нашего края:пруд,озеро,река.

    26

    Образ жизни, строение, питание рыб,.

    27

    Строение лягушек и улиток.Образ жизни и питания.

    Презентация

    10мин

    28

    Аквариумные рыбки.

    Презентация

    5мин

    29

    Хищные рыбы нашего края.

    Презентация

    5мин

    30

    Влияние количества солнечного света и загрязнения воды на их поведение.

    31

    Русская-народная сказка «По-щучьему велению»

    32

    Охрана рыб нашего края.

    33

    Итоговое занятие.

    КВН «Времена года».

    Презентация

    5мин

    Календарно-тематическое планирование 2 класс.

    п/п

    Тема занятия

    Использование ИКТ

    Примечание

    Тема: Введение

    1 часа

    1

    Признаки времен года и образы животных, птиц в картинах русских художников.

    Тема: Осенние уборы

                                              8часов

    2

    Первые приметы осени.

    3

    Приметные дни сентября .

    Приметные дни октября

    4

    Представления предков о небесных созвездиях.

    5

    Осенняя фантазия в образах.

    6

    Растения вокруг нас. Цветочно-декоративные и сорные растения на улицах города: лютик, клевер, канны, кохия, череда, одуванчик и др.  

    7

    Классификация плодов и семян. Историческая справка о появлении в нашей стране томата, гороха, шиповника.

    8

    Животные готовятся к зиме. Насекомые и человек. Видовой состав птиц парка Победы: голубь, зяблик, скворец и др.

    9

    Сезонные изменения в неживой природе. Экологическая роль почвенного покрова. Особенности почвенного покрова области, растительность.

                                                Чародейкою-зимою.

                                                        11 часов.

    10

    Народный календарь.

    Снежинки – кружева.

    11

    Зимняя фантазия в образах облаков.

    12

    Роль свечи в убранстве дома.

    13

    Зимние сны растений: Роль зеленых растений на планете. Фотосинтез.

    14

    Видовой состав хвойных растений области: ель, сосна, лиственница.

    15

    Применение древесины человеком. Охрана хвойных растений от незаконных вырубок.

    16

    Автографы на снегу:Следы животных на снегу: лиса, лось, собака, заяц, мышь. Образ жизни, внешний вид, повадки и уловки лисы на охоте в народных сказках.

    17

    «Закрома» зимующих птиц: сойки, дятла, поползня. Роль птиц в «рассеивании» леса.

    18

    Многообразие кормушек.

    19

    Сезонные изменения в неживой природе:Источники загрязнения воздушной среды в районе детского учреждения. Влияние транспорта на состояние здоровья человека, растений.

    20

    Понятие «живая» и «мертвая» вода. Мертвое море и озеро Байкал. Роль соли в жизни животных и человека.

    Весенняя музыка.

    9часов.

    21

    Народный календарь: Первые приметы весны. Приметные дни марта.

    22

    Понятие «проростки». Роль тепла и воды в пробуждении семян и плодов различных растений.

    23

    Видовое разнообразие бабочек. Понятие «полный» и «неполный» метаморфоз.

    24

    Бабочки Красной книги. Приметные дни мая.

    Жилкование

    25

    «Март в народном календаре», «Апрель в народном календаре», «Май в народном календаре»

    26

    Растения вокруг нас: 

    Биологические особенности первых цветов: подснежник, мать-и-мачеха, медуница, пролеска. Первоцветы Красной книги. Охрана редких растений в Ленинградской области.

    27

     Жилкование. Побег. Понятие «ярусность».

    Съедобные и лекарственные растения  на улицах города: лопух паутинистый, одуванчик, мать – и – мачеха, подорожник, кислица

    28

    Животные весной:

    Голуби – символ мира. Видовое разнообразие голубей. Синоптики в природе: пауки, дождевые черви, пчелы, муравьи и пр.

    29

    Сезонные изменения в неживой природе

    Почва как «характер ландшафта». Природные ориентиры: стороны горизонта. Компас. 

    Природа в художественных красках

    2часа

    30

    Символ Солнца в живописи. Светотень.

    31

    Образы ветра в картинах русских художников по сюжетам народных былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Руслан и Людмила». Эмоциональный тон изображения природы в картинах И. Шишкина «Сосновый бор», В. Сурикова «Взятие снежного городка», И. Левитана «Золотая осень» и пр.

    Мой город

    2часов

    32

    Символика Санкт-Петербурга. Пётр I-основатель города.

    33

    Санкт-Петербург в годы Великой Отечественной войны.

    34

    Итоговое занятие:

    Презентация лучших работ «Мой край родной»: защита проекта на выбор.

    Календарно-тематическое планирование 3 класс.

    п/п

    Тема занятия

    Использование ИКТ

    Примечание

    Тема: Введение

    1 часа

    1

    Рельеф и природные ресурсы Ленинградской области.

    Тема: Лесная школа

                                              12часов

    2

    Народный календарь:

    Признаки осени в лесу. Образ жизни, места обитания волков на территории Ленинградской области. Образ волка в народных сказках «Волк и семеро козлят», «Волк-лапотник», «По Зайчишкину совету сел Волчище на диету».

    3

    История декоративной и растительной косметики: Египет, Эпоха Возрождения, 20 век. Правила сбора лекарственных растений.

    4

    Трубчатые и пластинчатые грибы Круговорот веществ в лесном сообществе: «производители», «потребители», «разрушители».

    .

    5

    Зеленый наряд

    Растительный покров области. Роль леса в природе.

    6

    Влияние деятельности человека на природное сообщество. Охраняемые лекарственные растения Образ леса в творчестве писателей: М. Скребцова «Недовольный лес», «Березки и лиственницы»; Э. Шим «Лесной звон»; Ю. Галина «Сказки леса»

    7

    Животный мир лесов

     «Этажи» леса. Значение почвенных животных в жизни соснового леса. Меры борьбы с вредителями леса. 

    8

    Влияние охотничьего промысла на животный мир. Животные Красной книги: лось, пятнистый олень, волк, жук-олень и др. Охраняемые природные территории области.

    9

    Сезонные изменения в неживой природе. Взаимодействие леса с окружающей средой: солнце, воздух, транспорт, вода.

    10

    Характеристика серых лесных почв. Почва и видовое разнообразие растений.

    11

    Ориентирование в лесу. Природные ориентиры: пни, мхи, муравейники, крона.

    12

    Экскурсия «Хвойные деревья города»

    13

    Конференция «Как сохранить лес»

                                                    Обитатели водоёма.

                                                                5 часов

    14

    Водные ресурсы области.

    15

    Охрана водных ресурсов. Основные загрязнители речных вод.  Круговорот воды в природе в народных календарных праздниках.

    16

    Растительный  мир водоема: Распространение семян водных растений. Лекарственное и кормовое применение водных растений. Растения Красной книги в народных сказках: кувшинка, кубышка, аир.

    17

    Животные – обитатели воды:

    Насекомые воды и их личинки: водомерка, жук-плавунец, стрекозы, комары, клопы. Внешний вид, образ жизни, питание речных раков.

    18

    Видовой состав рыб рек: Волхов и Нева. Экопирамида. Птицы прибрежных вод: ласточки, утки, лебеди и др. Охраняемые животные Ленинградскойобласти: бобр, выхухоль, елец, сом, подкаменщик и др.

    Тема: Мой город.

    3 часа

    19

    Архитектура русского села. Образы русской избы, роль оберегов-покровителей: «коньки» на крышах изб, подкова и др.

    20

    Святыни Санкт-Петербурга – памятники истории: Александра Невская Лавра.

    21

    Святые покровители города-Александр Невский, Ксения Петербуржская, Иоан Крондштатский.

    Тема: Экосистема дома.

    8 часов

    22

    В мире комнатных растений: История развития комнатного цветоводства. Многообразие комнатных растений: толстянка, каланхоэ, сенполия, хлорофитум, кактусы, сенткреазия, алоэ, папоротник, абутилон и др.  Аранжировка комнатных цветов.

    23

    Правила ухода за комнатными растениями. Размножение черенками, листом, деление куста. Лекарственные растения на подоконнике.

    24

    Домашние питомцы: Содержание домашних животных: крыс, попугаев, черепах, кошек. 

    25

    Образы крыс и мышей в народных потешках и сказках. Применение крыс в лабораториях. Мухи – переносчики опасных болезней.

    26

    История старинных вещей:

    Жернова в сказке «Петушок и жернова». Технология обработки льна с помощью гребня, рубеля, прайника. Образы прялки и веретена в русской сказке «Золотое веретено»

    27

    Вещи-хозяева дома: куклы – обереги, веник – труженик ,русская печь , топор, самовар –глиняная свистулька.  

    28

    Круговорот веществ в доме: Круговорот веществ в доме (кислород, углекислый газ, вода, отходы). 

    29

    Энергия. Закон сохранения энергии.

    Тема: Природа в художественных красках.

    2 часа

    30

    Психологическое действие цветов радуги на человеческий организм. История возникновения, типы,  смысловое значение орнамента.

    31

    Симметрия в изображениях насекомых и растений.  Элементы хохломской росписи: осочки, травинки, капельки. Городецкая роспись: «спираль», «листок», «подмалевок», «штрихи», «скобка». Изразцы.

    Тема: Природа в музыкальных напевах

    2часа

    32

    Музыкальные знаки. Русские народные инструменты: трещетка, балалайка, бубенцы.

    33

    Приметы природы, легшие в основу детских  и классических музыкальных произведений.

    .

    34

    Итоговое занятие:

    Занятие-игра «Звездный час».

    Календарно-тематическое планирование 4 класс.

    п/п

    Тема занятия

    Использование ИКТ

    Примечание

    Тема: Введение

    1 часа

    1

    Рельеф и природные ресурсы Ленинградской области.

    Тема: Лесная школа

                                              12часов

    2

    Народный календарь:

    Признаки осени в лесу. Образ жизни, места обитания волков на территории Ленинградской области. Образ волка в народных сказках «Волк и семеро козлят», «Волк-лапотник», «По Зайчишкину совету сел Волчище на диету».

    3

    История декоративной и растительной косметики: Египет, Эпоха Возрождения, 20 век. Правила сбора лекарственных растений.

    4

    Трубчатые и пластинчатые грибы Круговорот веществ в лесном сообществе: «производители», «потребители», «разрушители».

    .

    5

    Зеленый наряд

    Растительный покров области. Роль леса в природе.

    6

    Влияние деятельности человека на природное сообщество. Охраняемые лекарственные растения Образ леса в творчестве писателей: М. Скребцова «Недовольный лес», «Березки и лиственницы»; Э. Шим «Лесной звон»; Ю. Галина «Сказки леса»

    7

    Животный мир лесов

     «Этажи» леса. Значение почвенных животных в жизни соснового леса. Меры борьбы с вредителями леса. 

    8

    Насекомые – вредители и их дома-маскировки: жуки-древоточцы, клещи – переносчики энцефалита, березовый трубковерт, «живой сучок». Меры борьбы с вредителями леса. Летучие мыши.

    9

    Влияние охотничьего промысла на животный мир. Животные Красной книги: лось, пятнистый олень, волк, жук-олень и др. Охраняемые природные территории области.

    10

    Сезонные изменения в неживой природе. Взаимодействие леса с окружающей средой: солнце, воздух, транспорт, вода.

    11

    Характеристика серых лесных почв. Почва и видовое разнообразие растений.

    12

    Ориентирование в лесу. Природные ориентиры: пни, мхи, муравейники, крона.

    13

    Экскурсия в библиотеку «Орбита» «Лесные заповеди в произведениях писателей»

                                                    Обитатели водоёма.

                                                                8часов

    14

    Водные ресурсы области.

    15

    Искусственные водоемы – пруды и водохранилища.  Их влияние на реки – природные и хозяйственные последствия.

    16

    Охрана водных ресурсов. Основные загрязнители речных вод.  Круговорот воды в природе в народных календарных праздниках.

    17

    Растительный  мир водоема: Распространение семян водных растений. Ряска. Корень – как орган равновесия.

    18

    Лекарственное и кормовое применение водных растений. Растения Красной книги в народных сказках: кувшинка, кубышка, аир.

    19

    Животные – обитатели воды:

    Насекомые воды и их личинки: водомерка, жук-плавунец, стрекозы, комары, клопы. Внешний вид, образ жизни, питание речных раков.

    20

    Многообразие моллюсков. Роль пиявок в медицине.

    21

    Видовой состав рыб рек: Волхов и Нева. Экопирамида. Птицы прибрежных вод: ласточки, утки, лебеди и др. Охраняемые животные Ленинградскойобласти: бобр, выхухоль, елец, сом, подкаменщик и др.

    Тема: Мой город.

    4 часа

    22

    Архитектура русского села. Образы русской избы, роль оберегов-покровителей: «коньки» на крышах изб, подкова и др.

    23

    Святыни Санкт-Петербурга – памятники истории: Александра Невская Лавра.

    24

    Святые покровители города-Александр Невский, Ксения Петербуржская, Иоан Крондштатский.

    25

    Экскурсия «Ансамбль Чесменского дворца»

    Тема: Экосистема дома.

    6 часов

    26

    В мире комнатных растений: История развития комнатного цветоводства. Многообразие комнатных растений: толстянка, каланхоэ, сенполия, хлорофитум, кактусы, сенткреазия, алоэ, папоротник, абутилон и др.  Аранжировка комнатных цветов.

    27

    Правила ухода за комнатными растениями. Размножение черенками, листом, деление куста. Лекарственные растения на подоконнике.

    28

    Домашние питомцы: Содержание домашних животных: крыс, попугаев, черепах, кошек. Применение крыс в лабораториях. Мухи – переносчики опасных болезней.

    29

    История старинных вещей:

    Жернова в сказке «Петушок и жернова». Технология обработки льна с помощью гребня, рубеля, прайника. Образы прялки и веретена в русской сказке «Золотое веретено»

    30

    Вещи-хозяева дома: куклы – обереги, веник – труженик ,русская печь , топор, самовар –глиняная свистулька.  

    31

    Круговорот веществ в доме: Круговорот веществ в доме (кислород, углекислый газ, вода, отходы). 

    Энергия. Закон сохранения энергии.

    Тема: Природа в художественных красках.

    1 часа

    32

    Психологическое действие цветов радуги на человеческий организм. История возникновения, типы,  смысловое значение орнамента. Изразцы.

    Тема: Природа в музыкальных напевах

    1часа

    33

    Приметы природы, легшие в основу детских  и классических музыкальных произведений.

    34

    Итоговое занятие:

    Занятие-игра «Звездный час».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

    Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

    Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

    Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"

    Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

    Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

    Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....