Опять 2
консультация (2 класс) по теме

Подпорина Ольга Евгеньевна

Как часто родители отождествляют социальное положение, общественный статус ребёнка и семьи с его отметками в дневнике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_vtoroklassnikov_k_otsenochnoy_deyatelnosti.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Адаптация второклассников к оценочной деятельности.

Вот ваш малыш уже и второклассник! А ведь недавно только волновались, отправляя его в первый класс, на первый в его жизни урок! И хотя наш юный школьник вполне представляет себе, что такое школьная жизнь, наша задача помочь ему привыкнуть к школе, после таких веселых и долгих летних каникул!

Сначала, мы должны вернуться к школьному режиму. В определенное время -ложиться спать, в определенное – вставать. Определить время на уроки, дополнительные занятия и конечно на отдых. Подумать о правильном и полезном питании, ведь теперь, нам нужно много энергии направить на учебу. И не забывайте бывать на свежем воздухе.

Не менее важным для ребенка будет психологический комфорт в вашем доме. Обстановка в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Ему надо дать время настроиться на серьезный лад, поэтому не спешите с нотациями и упреками. Будьте терпеливы и внимательны!

Если хотите отдать вашего ребенка в новый кружок, дайте ему месяц-полтора на привыкание к школе, а уж потом ведите на дополнительные занятия. Так вы дадите организму ребенка постепенно привыкнуть к нагрузкам. Внимательно слушайте его рассказы о  друзьях и школе. Интересуйтесь его жизнью у учителя. Пусть малыш знает, как он ценен для вас, как вы его сильно любите! Не жалейте ласковых слов и объятий. Уж они лишними не будут! Ведь у второклашек очень часто понижается самооценка, так как критичность по отношению к самому себе возрастает на фоне успехов одноклассников.

 Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.
Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается.

Это явление получило название «феномена вторых классов».
Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

                                                 ОЦЕНКА И ОТМЕТКА

Оценка не тождественна отметке. Оценка — это процесс оценивания; отметка — результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.
Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.


Часто содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил «пятерку», а сегодня — «тройку». Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.

Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол — отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого — жесткий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В.А. Сухомлинский, 1969).


К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».

 Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.


Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
 

Задача взрослых – научить ребёнка не бояться отметки, а стараться самому правильно оценивать результат своей деятельности!

Поэтому, помогите ребенку не потерять уверенность в себе и своих силах. Объясните ребёнку, что низкая отметка в дневнике никак не влияет на любовь к нему. Отметка плохая, а ребёнок – всегда хороший.  Что-то не получилось? Давай разберёмся. Тебе объяснят и помогут. Постарайся быть внимательным, слушай учителя, выполняй задания в школе и дома! Старайся, и всё у тебя получится!

 Начните прививать ответственность ребёнка за учёбу (запись домашнего задания, заполнение дневника, выполнение домашнего задания, сбор портфеля и т.д). Если вы будете за него стараться всё  выполнять, оправдывать низкую отметку внешними факторами (не за той партой сидит, плохо объяснили, сложное задание, отвлекали одноклассники, …..), то ребёнок никогда не научится сам за себя отвечать.

                                       Вопросы  для размышления.

Эта анкета  поможет вам обратить внимание на важные моменты в познавательном и личностном развитии второклассников, в организации их учебной работы, в ваших взаимоотношениях с детьми по поводу учебы. Оценка ответов в баллах не предусмотрена. Достаточно того, что вы задумаетесь над вопросами и, возможно, захотите что-то изменить в жизни своего ребенка. 

1. Какими словами вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы:

А) «Что было сегодня на завтрак?»
Б) «Что ты сегодня получил, какую отметку?»
В) «Что нового сегодня узнал? Чему научился?»

2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?

А) не более 1 часа
Б) не более 2 часов
В) может просидеть за уроками до позднего вечера

3. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашние задания?

А) работает преимущественно сам, вы только проверяете работу
Б) задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим — нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны
В) вы делаете уроки вместе с ребенком от начала до конца

4. Насколько хорошо ребенок понимает ваши объяснения?

А) понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал
Б) понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного
В) практически никогда вас не понимает
Г) лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши

5. Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу?

А) ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи
Б) ему интересно узнавать в школе новое
В) любит получать хорошие отметки
Г) все ходят в школу, и он ходит
Д) боится, что будет наказан, если не пойдет в школу
Е) другой ответ

6. Как ваш ребенок сообщает дома о полученной «двойке»?

А) говорит сам, по-деловому и откровенно
Б) рассказывает о «двойке», только если специально об этом спросить
В) не говорит, прячет дневник, может стереть отметку
Г) рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам
Д) он никогда «двоек» не получал

7. Есть ли у вашего второклассника любимый школьный предмет?

А) есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум
Б) есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык)
В) любимые предметы: пение и рисование (или физкультура)
Г)
 другой ответ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.
Матейчек З. Родители и дети. М., 1992.
Популярная психология для родителей. М., 1988.
Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.

 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опять к Новому году!

Делюсь своей копилкой! (Сценарии не мои!)...

Проектная деятельность (опыт работы)

Данная презентация представляет опыт применения метода проектов в начальной школе. Ниже приведены слайды из презентации.  Proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya_mladshih_klassov3.jpg Proektnaya_deyatel...

Опыт работы

Мой опыт работы по теме "Система работы по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников"...

Опыт работы учителя по развивающей системе Л.В. Занкова

В данном портфолио представлены: опыт работы, методические рекомендации к учебнику "Литературное чтение" 1 класс Свиридовой В.Ю., конспекты уроков...

Творческий отчёт "Опыт работы по реализации программы "Разговор о правильном питании"

Творческий отчёт содержит важный материал из опыта моей работы по программе "Разговор о правильном питании" за последние 5 лет....

ФГОС: опыт работы в пилотной школе

В данном материале отражена работа учителя начальных классов за текущий год в рамках апробации введения ФГОС НОО второго поколения...