"Береза – символ России"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Ворона Ольга Викторовна

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему        « Символ России – русская береза».Презинтация на тему "Береза - символ России".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon bereza.zip2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему        « Символ России – русская береза»


Звучит 1 куплет песни М. В. Баснера, М. Матусовской « С чего начинается родина? »

I.  Учитель:

 -Ребята, послушайте, пожалуйста загадку:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

В один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Дети: береза.

Учитель: «Добрый день, ребята! Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Ответы уч-ся. -Надеюсь, что все вы будете работать активно и внимательно слушать всё, о чём мы будем говорить. Я прочитаю отрывок из произведения Владимира Алексеевича Солоухина, а вы постараетесь догадаться, о каком дереве идёт речь в этом тексте? Слайд1 ( текст В.А. Солоухина) –

    А.В. Солоухин пишет так: « Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только выпал и ещё непривычен для глаз, смотревших до сих пор на чёрную ненастную землю. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всём зелёном царстве нет подобного дерева, оно одно». Автор говорит нам, что подобного дерева нет, оно одно.

     Ребята, ведь сегодня не Новый год, а в центре нашего класса стоит маленькое дерево, правда уже без листиков, но в конце нашего занятия мы её нарядим. А в каком она наряде будет, это зависит от вашего настроения.

    Сегодня мы с вами поговорим о русской березке. Береза – символ красоты русской природы, символ России. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года. Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке). Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк). А как называются грибы которые растут под берёзой? ( подберёзовики)                              Издавна люди плели из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи.  Получают медицинский активированный уголь и деготь. Из веток делают метлы и веники. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Используют и березовый гриб – чагу. В медицине используют почки березы, листья и сок. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая – березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком. А кто же из нас не любит этот вкусный полезный сок! Из него готовят разные напитки.

      На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками. Береза – щедрое и доброе дерево. Как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом? Что значит щедрая? Ответы детей.

Под звуки музыки входит Алёнушка (её роль исполняет родительница) и группа девочек в русских народных костюмах исполняет «хоровод берёзок» под песню « Во поле берёза стояла!»

           – Русская берёзка ... Её можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (Берёзовая роща)

       – Мы с вами в гостях у наших русских берёзок.

Ах ты, белая берёзонька!
Распустила свои косоньки,
Косоньки свои кудрявые,
Зелёные да шелковистые.
Как краса твоя, берёзонька,
Всем нам дорога.
На тебя мы не насмотримся,
На тебя не налюбуемся.

       – Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. И сегодня наше занятие мы посвящаем этому чудному дереву.
Почему же берёзу называют символом России?

II. Выступление 1-й группы (5 человек) «Берёза – символ России».

1. Берёзу не зря называют символом России. Далёкие предки славян ласково называли её «весёлкой». От этой белоствольной красавицы словно исходила радость жизни, веселее становилось на душе.
2. Но берёза не только радовала глаз. Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая. Она горела ярко и не коптила.
3. Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры – берёсты. Она не пропускала в избу влагу, если даже крыша прохудится. Часто из бересты мастерили вёдра – туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода.
4. В бане русский человек издавна привык париться с веником. И веник этот непременно был берёзовый.
5. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из берёзовой коры – бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду.

Выступление детей сопровождаются презентацией.

Алёнушка: В настоящее время берёза также имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из её древесины: фанера, лыжи, мебель. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёзовая сажа используется для изготовления красок и чернил.

Что-то загрустили вы, дети?
Давайте к берёзке сейчас подойдём.
И русской красавице песню споём.

(Дети водят хоровод вокруг берёзки и поют русскую народную песню «Во поле берёзка стояла»)

Алёнушка:  Берёзу смело можно назвать «Зелёной аптекой», так как все части этого дерева обладают целебными свойствами.

III. Выступление 2-й группы (3 человек)  Берёза – «зелёная аптека»

1. Уже давно известно, что берёза – дивный лекарь. Настой берёзовых листьев помогает при заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.
2. При простуде пьют чай из берёзовых почек.
3. Спиртовая настойка почек помогает при ломоте в суставах и пролежнях.
4. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных заболеваний.
5. Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках.
6. А какая русская баня без берёзового веника? Именно им лечат издавна все простудные заболевания.

Алёнушка: Да, велика роль берёзы. Недаром о ней сложено много сказок, игр, хороводов и конкурсов.

IV. Конкурсная часть занятия - «Берёзкины игры»

Ведущая:  В старину собирались за околицей на полянке парни и девушки, затевали игры и хороводы. Вот и мы с вами сейчас поиграем как в старину. Для этого нам нужно разделиться на 2 деревни. Одни ребята у нас будут из деревни «Берёзкино», а другие из деревни «Лукошкино».

Игра первая у нас,
Приглашаю я сейчас
Для сбора почек двух детей.
Выходите поскорей
Из деревни «Берёзкино»
И деревни «Лукошкино».

Выходят двое ребят. Ведущая задаёт им вопросы:

1. Зачем собирают берёзовые почки? (Для лечения больных)
2. Когда их нужно собирать? 
(Весной в апреле)

Вопрос всем детям. Как нужно собирать почки? (Собирать нужно по несколько почек с одной веточки: 3-4 не больше, затем с другой, потом перейти к следующему дереву. Всё надо беречь. Пчёлка собирает нектар тоже понемногу с каждого цветка).

За правильные ответы Алёнушка награждает детей бумажными листиками.

Далее игры объясняют взрослые. Дети помогают.

1. Игра – конкурс «Кто быстрее соберёт берёзовые почки?
Описание игры: На двух листах бумаги лежат рассыпанные почки (одинаковое количество). Нужно по одной почке складывать в кружку. Кто быстрее соберёт почки, тот и выиграл.

Перед игрой произносятся слова:

Заболел наш Ванечка,
А за ним и Манечка.
Надо срочно в лес бежать,
Чтобы почек там набрать.

За сбором почек следят дети, по одному от каждой деревни. За сборщиком почек из деревни « Берёзкино» следит ребёнок из «Лукошкино» и наоборот.

2. Игра «Кто быстрее заготовит берёзовые дрова на зиму»

Описание игры. Из обеих деревень выбираются две бригады лесорубов. Игра проводится как эстафета. По сигналу ребёнок бежит в лес, берёт полено и несётся с ним в деревню, кладёт его в сторонку. За ним следующий, аккуратно кладёт своё полено рядом – это поленница и т. д.
Нужно не только быстро заготовить дрова, но и красиво, ровно сложить поленницу, чтобы она не упала, не покосилась от ветра.
После того, как все берёзовые дрова сложены аккуратно на траву в ровные поленницы, старшим лесорубам предлагается сказать скороговорку –
«На дворе трава, на траве дрова».
Победителям выдаются листики.

3. Конкурс   « Литературный»  Лучшие чтецы стихотворений о берёзе.

 Ребенок:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, 
С платочками в карманчике.

(А. Прокофьев)

Ребенок:

Береза, моя березонька,
Береза моя кудрявая,
Береза моя белая,
Стоишь ты, березонька,
Посреди долинушки.

Ребенок:

На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Красны девушки венки плетут.

Ребенок:

Белая береза 

Под моим окном
Принакрылась снегом, 
Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво,

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

(С. Есенин)

Учительтель: Молодцы, ребята! Поэты восхвали русскую березу в своих стихах. Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят нашу русскую красавицу березу.

4. Игра «Кто лучше парится берёзовым веником?»

Описание игры. Приглашаются по два человека из обеих деревень, даётся по одному венику.
В каждой паре один хлещет другого под быструю весёлую мелодию. Во время маленькой паузы дети меняются ролями, кто хлестал, того теперь шлёпают. Кто энергичней хлещет по всему телу берёзовым веником, тот и побеждает.

5. Конкурс знатоков « ЧТО? КДЕ? КОГДА?»

1. Какое дерево мы называем символом России?
Ответ: берёзу

2. Какую роль играет береста в жизни дерева?
Ответ: Береста предохраняет живые ткани ствола от высыхания. Она непроницаема для воды и газа. Белая кора-береста защищает дерево от солнечных ожогов (вследствие того, что белый цвет отражает солнечные лучи).

3. Берёза занимает важное место в культуре славян. К образу берёзы нередко обращались поэты. Каким поэтам принадлежат эти строки?

«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром».

Ответ: Сергей Есенин

4. Что можно изготовить из древесины берёзы?
Ответ: мебель, лыжи, фанеру, приклад огнестрельного оружия.

5. Сколько лет может прожить береза?
Ответ: до 150 лет

6. Какие вы знаете загадки про берёзу? Ответ:

«Стоит красавица — косы зелёные, платье белое, кора горючая, ветка плакучая, семя летучее»

«Летом цветёт, зимой греет, настанет весна – потечёт слеза»

«Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова».

7. Берёза – единственное дерево с белой корой. А почему кора у березы белая?
Ответ: в коре берёзы присутствует специфическое, окрашивающее ее вещество под названием «бетулин». Вещество так назвали потому, что берёза по латыни – «бетула».

8. Какие вы знаете песни про берёзу? Ответ:

«Березовый сок», стихи М.Матусовского
«Лишь только подснежник
Распуститься в срок,
Лишь только приблизятся
Первые грозы,
На бельке стволах
Появляется сок -
То плачут березы».

«Береза белая, подруга», стихи Л.Овсянникова
«Береза белая, подруга
Весенних зорь, прозрачных рек,
Скажи, скажи, какая вьюга,
Скажи, скажи, какая вьюга
Тебе оставила свой снег?»

«Во поле берёза стояла»
«Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла,
Люли, люли стояла».

9. Какие вы знаете народные сказки про берёзу?
Ответ: «Дурак и берёза» — русская народная сказка в обработке А.Н.Афанасьева, «Берёза и три сокола» — русская народная сказка в обработке А.Н.Афанасьева, удмуртская сказка «Красавица берёза»

10. В каком месяце начинается сокодвижение у берёз?
Ответ: в апреле (раннее сокодвижение может начаться в марте)

11. Какое самое подходящее время для сбора березового сока?
Ответ: первая половина весны

12. Можно ли детям пить берёзовый сок?
Ответ: да. Потому что березовый сок очень полезен. В нём содержатся минеральные вещества, витамины, дубильные вещества, глюкоза, фруктоза, органические кислоты.

13. Как называется берёзовый гриб?
Ответ: чага

14. Как вы считаете, годен ли применению напиток из листьев берёзы?
Ответ: да, напиток представляет собой кладезь биологически активных веществ, необходимых для оздоровления организма.

15. Как называется рассказ Евгения Пермяка из серии «Уральские были-небыли» о берёзе?
Ответ: рассказ называется «Берёзовая роща»

16. Известно, что берёзовые веники – незаменимый предмет для похода в баню или сауну. В какой период следует заготавливать веники?
Ответ: лучшее время для заготовки — это конец июня – начало июля. Именно в этот период листочки еще молодые, а ветки мягкие и не грубые.

17. В тундре растёт карликовая берёза. Как вы думаете, какова высота этого дерева?
Ответ: в среднем в половину человеческого роста

18. Какое дерево первым заселяет открытые пространства?
Ответ: белоствольная берёза – светолюбивое растение, поэтому именно она является первым деревом, заселяющим открытые пространства.

19. Что такое дёготь? Где он применяется?
Ответ: При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. Берёзовый дёготь используется в медицинских целях и в парфюмерной промышленности.

20. Пословицы и поговорки о берёзе:

( учитель читает пословицы, а ученики договаривают концовки пословиц)

Березкой обогреешься, а не… оденешься.

Береза не угроза, где стоит, там и …шумит.

Каковы березки, таковы и …отростки.

Березовицы на грош, а лесу на миллион… изведешь.

(Подсчёт листиков после проведения всех конкурсов. Подведение  итогов конкурса.)

V. Заключительная часть: под тихое звучание песни группы Любэ и С. Безрукова      « Берёзы»-

Обобщение итог занятия:

         Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней. Пройдут сотни лет, но береза будет  символизировать нашу бессмертную и могучую родину.

                                          Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу?

Свои ответы напишите на обратной стороне листиков, а листики выберите по цветам, какое у вас настроение – ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ – радостное, весёлое настроение ( весеннее)

- ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ – грустное, печальное ( осеннее)

Ответы детей в письменной форме на листиках.

- Ребята, а теперь давайте нарядим нашу берёзку в листики и полюбуемся её красотой, всю зиму мы будем ухаживать за ней, а весной мы понаблюдаем за тем, как она будет оживать от зимнего сна, набухание почек, их распускание. С наступлением весны мы её посадим на территорию школы.

Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!

- Что нового вы сегодня узнали? А что хотели бы еще узнать? Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-экологический праздник "Береза-символ России"

Этим праздником мы с ребятами закончили работу над проектом "Береза-чудо дерево"...

Береза - символ России

Проектная работа на тему "Береза - символ России"...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИ» (для детей 10-11 лет)

АннотацияТема патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо е...

Внеклассное мероприятие для начальных классов на тему "Береза-символ России"

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию с презентацией...

Береза-символ России

Красочная презентация по окружающему миру для 1 класса...

Сценарий защиты проекта "Береза - символ России"

Воспитывать у детей бережное отношение к природе....