Статья "Обобщение опыта работы в школе "Синергия""
статья на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя и родителей в школе «Синергия»

Учитель начальных классов Филиппова Лариса Валерьевна

Что такое школа «Синергия»? «Синергия» в переводе с греческого – самоорганизация , содружество. Виртуальная школа «Синергия» имеет цель - объединить учителей и родителей для повышения эффективности обучения и воспитания детей через максимально эффективное использование компьютера. Школа организована для учеников начальных классов, их родителей и учителей.

Сайт школы «Синергия» имеет 4 уровня с разными правами доступа к ним:

  • самый верхний уровень доступен всем пользователям сети Интернет и содержит общую информацию о виртуальной школе «Синергия»
  •  на второй уровень имеют доступ все участники проекта (на этом уровне размещена большая часть информации о содержании обучения и воспитания учащихся начальных классов)
  • третий уровень - определённое место, которое отдано классу (доступ на этот уровень открыт только для учителя и родителей класса)
  • четвёртый уровень- это конфиденциальный журнал, на котором можно получить сведения о своём ребёнке, посмотрев электронный журнал

Верхний уровень-это часть сайта, как вершина айсберга видна и доступна для знакомства любому пользователю сети Интернет. Материалы, размещённые в этой части сайта, дают представление о проекте и ориентированы на привлечение к участию в проекте новых участников.

На следующий уровень сайта доступ открыт только участникам проекта. На этом уровне представлена информация о содержании всех образовательных программ. Определённые разделы этого уровня ведут психолог, детский врач, юрист, логопед. Родители ученика могут почерпнуть много полезной информации не только теоретической, но и практической. На сайте размещены ссылки на информационные ресурсы сети Интернет, которые имеют отношение к обучению и воспитанию учащихся начальной школы.

Следующий уровень сайта – это место общения родителей со своим учителем и администрацией школы. Если родитель систематически будет читать публикуемые на этом уровне материалы, то узнает, какой учебный материал осваивает его ребёнок, когда будет контрольная работа и как к ней готовиться.

Самый нижний уровень, конфиденциальный позволяет получить информацию об уровне успешности обучения только вашего ребёнка. Для этого доступен электронный журнал.  В нём фиксируются все отметки ребёнка и сообщается о заданиях для домашней работы, о требованиях  к организации учебных занятий в школе.

В школе «Синергия» я работаю 2 года. В школе я работаю 17 лет, выпущено 4 класса, в данный момент – классный руководитель 2 класса .Как  классный руководитель пришла к выводу, что процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организации взаимодействия с родителями. Но, к сожалению, в наше  время существует много проблем в организации эффективного взаимодействия семьи и школы. Для себя я выделила несколько особенно важных проблем:

  • занятость родителей
  • наличие своих собственных убеждений  и взглядов на воспитание
  • невысокий уровень образования и культуры
  • переоценка родителями своих сил в воспитании ребёнка
  • несогласованность действий родителей и школы
  • слабое знание родителями методов воспитания

Во избежание данных проблем наряду с уже сложившейся традицией в работе с родителями я стала искать новые пути сотрудничества классного руководителя и семьи. Я стала участницей городской программы по теме «Создание инновационной модели интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса в повышении качества образования и воспитания».

Цель данной программы - создать новую модель  интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Задачи:: 1) реализовать инновационную модель;

               2) сделать интересным процесс обучения для учеников, помочь советом родителям;

               3) объединить педагога и родителей для создания современной образовательной среды на основе информационных технологий.

Реализация:

Для родителей:

1.Новый стиль общения с учителем через Интернет и по электронной почте.

2.Поиск полезной информации по воспитанию ребёнка, об организации его досуга; обсуждение проблем, связанных с детьми, со специалистами.

3.Открытый доступ к  информационным, образовательным и коммуникативным ресурсам и сервисам, использование их не только в учебно - воспитательном процессе в школе, но и дома.

Для учителя:

1.Повышение уровня работы с современными компьютерными программами.

2.Повышение педагогического мастерства через общение со своими коллегами (обмен опытом работы, советами).

3.Подбор интересного познавательного материала для работы с детьми и их родителями.

4.Возможность прямого общения в режиме реального времени между учителем и родителями.

5.Повышение информированности родителей .

6.Возможность ознакомления с дидактическими, обучающими материалами как учителя,

так и родителей.

7.Ведение летописей каждого конкретного ученика, класса  с фотографиями и комментариями.

8.Овладение комплексом современных информационных , дидактических и методических технологий для создания образовательной коммуникативной среды.

Как раз этот период совпал с набором детей в 1 класс.

Начиная с ноября месяца я посещала детские сады .Вела беседы с заведующими и воспитателями, проводила родительские собрания, знакомилась с  детьми и их родителями.

На подготовительных курсах будущих первоклассников (январь) познакомила родителей с данной программой, провела анкетирование по вопросу желания работать в школе «Синергия», выяснила количество имеющихся компьютеров (дома). По данным анкетирования на тот момент у родителей в наличии  было 7 компьютеров. Но к началу учебного года их было уже 11.Что позволило начать работу в 1 классе .

Начала я свою работу с наполнения  баз данных страниц основного сайта (Ф.И.О. родителей, даты рождения, логины, пароли). Каждая семья получила свой персональный пароль и логин. В это же время были обучены родители для работы в школе «Синергия»

(были проведены индивидуальные и групповые консультации).

В первом  классе я вела следующие рубрики: «Классные объявления», «Расписание уроков», «Наши учителя», «Новый материал», «Родительское собрание», «Журнал успеваемости».     В «Журнал успеваемости» вносила лишь комментарии, так как в 1 классе безоценочная система. Например, Таня С. допустила ошибку в примере 3+2=6 (рекомендация - повторить состав числа 5).

В рубрике «Расписание уроков» кроме уроков заносила название кружков и время их проведения. В рубрике «Наши учителя» знакомила родителей с учителями. В рубрике «Родительское собрание» делала анонс предстоящего собрания (тема, цель).Здесь же родители, не принявшие участие в собрании, могли познакомиться с его ходом и решением участников.

В разделе «Новый материал» знакомила родителей с новой темой, чтобы они смогли объяснить её заболевшему ребёнку. Рубрика «Классные объявления» посещалась родителями и мною ежедневно, для того, чтобы ознакомить пользователей с происходящими событиями или предстоящими.Например,02.02.2009 г. в 11.00 посещение  кукольного театра. С собой иметь сменную обувь.

На родительских собраниях родители высказывали свои замечания и пожелания.

Очень довольны они были страничками специалистов. Очень им помог на первом году обучения психолог. Его страничка была особенно популярна. Особенно востребованы были темы: « Психологическая готовность ребёнка к школе», «Принцип воспитания», «Памятка для родителей», «Психологические особенности леворуких детей».

(Приложение)

Логопед давал очень много советов и упражнений на развитие речи. Особенно помогли статьи: «О чтении дома», «Чтение про себя», «Как подготовиться к диктанту».

Детский врач рассказал родителям как избавиться от весенней усталости, анемии. Очень помогла статья «Аппетит на 5 с плюсом» (поговорим о школьном питании).

На странице администрации все родители познакомились с Уставом школы.

В конце 1 класса я провела анкетирование родителей и выяснила, что продолжить работать в школе «Синергия» согласны все родители .Во время проведения круглого стола большинство предложило ввести новые рубрики, что мы и сделали во 2 классе.

Я выступила с обобщением своего опыта на педагогическом совете школы. Коллеги поддержали и оценили моё начинание и рекомендовали продолжить работу в следующем учебном году. Также я выступила на общешкольном родительском собрании, где я и мои родители рассказали о школе «Синергия» и предложили  другим родителям в своих классах начать работу в ней. Родители и учитель 1б класса поддержали начинание и стали с этого учебного года работать в школе «Синергия».

Во 2 классе я продолжила работу в школе «Синергия».

Все рубрики сохранились. Журнал веду по всем предметам (русский язык, иностранный, математика, литературное чтение, окружающий мир, физкультура, технология, музыка, ИЗО т.д.). В журнал ,кроме отметок и комментариев к ним, записываю домашнее задание в более развернутом виде , где это необходимо .Если вдруг ребёнок не записал домашнее задание, то родители могут найти его на сайте. Кроме того ,они видят за что их ребёнок получил отметку (за самостоятельную работу или за контрольный диктант или устный ответ).

С нового учебного года (2 класс) были введены новые рубрики: «Поздравляем!», «Фотография класса», «Переписка», «Родителям», «Готовимся дома».

В рубрике «Поздравляем!» я поздравляла родителей, детей с успехами, праздниками. Это одна из наиболее посещаемых страничек. Потому что родителям очень приятно узнать о  достижениях своего ребёнка и успехах класса ,в котором он обучается.

Рубрика «Фотография класса» тоже пользуется популярностью. Приятно видеть своего ребёнка на экране компьютера в окружении его друзей (во время школьного праздника, похода, перемены). Фотографии на этой страничке часто меняются.

По просьбе родителей им была отведена целая страничка, в которой есть разделы: «Родителям о детях», «Развиваем способности», «Самоучитель».Все эти разделы посвящены детям. В них даются советы, как можно развить способности ребёнка, как можно их проверить.

Пользуется популярностью и рубрика «Переписка». Это личная переписка между учителем и родителем. Родитель в ней может задать учителю любой вопрос и получить быстрый ответ. Это может быть вопрос о поведении ребёнка, его обучении. Родитель может спросить совета по вопросу воспитания ребёнка, рассказать о других своих проблемах и переживаниях. Эта рубрика сначала не вызывала у родителей доверия. Они переживали о конфиденциальности. Были опасения, что учитель их не поймёт, боялись испортить отношения с ним. Но постепенно эта рубрика стала пользоваться у родителей популярностью. Хотя не все родители до сих пор ею пользуются.

 В рубрике «Готовимся дома» они могут найти материал для подготовки к контрольной работе или диктанту (задания предложены подобные). Ребёнок не боится тогда ни контрольной работы, ни диктанта,  ведь он к ним  психологически готов.

В дальнейшем я планирую начать работу на форуме сайта «Школа Синергия».Форум будет предназначен для обмена полезной и интересной информацией между учителем и родителями по вопросам ,связанным с образованием, воспитанием детей  в семье и школе (как мы решаем проблему, как мы играем и общаемся с детьми, праздники в классе и т.д.).

Родители моего класса вышли с предложением продолжить работу в «Школе Синергия» и с переходом в старшее звено. Я провела опрос родителей и выяснила, что ежедневное общение на страницах сайта очень благотворно влияет на их отношение к школе, учителю, своим детям .Родители стали лучше понимать детей, учителя. Им более приятно посещать родительские собрания, зная  его повестку и тему. Идя на родительское собрание, они уже готовы к принятию решения, готовы отстоять свою точку зрения. А главное , что учитель и родители всегда готовы помочь друг другу и словом и делом.

       

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...