Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
статья (3 класс) по теме

Фёдорова Ольга Анатольевна

В данной работе обобщен опыт педагога, работающего по стандартам второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_fyodorova_o.a.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, ценностно- ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития у ребёнка интересов на основе свободного выбора, достижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

1.        Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности.

2.        Создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности.

3.        Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.

4.        Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.

5.        Создание условий для реализации приобретённых знаний, умений, навыков.

6.        Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

  Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов- ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.

  С 2009 года наша школа участвует в эксперименте по введению ФГОС. Реализация стандартов второго поколения в школе ведётся по учебно-методическому комплексу «Школа 2100». Более 10 лет учителя школы работают по этой образовательной системе. Опыт работы по данному УМК - это «мостик» к переходу на новый стандарт.

  Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются все необходимые условия: занятия в начальных классах проводятся в первую смену; имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание; медицинский кабинет.

  Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарём,  библиотекой, спортивной площадкой. Кабинеты оборудованы компьютерной техникой.

Содержание занятий сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и реализуются различными формами организации, таких как экскурсии, кружки, конкурсы, беседы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования, проекты.

  В школе внеурочная деятельность проводится в соответствии с программами, составленными на 4 года обучения и ведётся по следующим направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное.

Работа ведётся по программе «Моё здоровье».

Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения. На занятиях мы используем занимательные беседы, читаем и обсуждаем детские книги по теме занятия, например» Мойдодыр», «Федорино горе» Чуковского, проводим литературные викторины: например детям очень запомнилось сказочное путешествие в страну «Здравушка» цель которой была вспомнить произведения российских писателей, посвящённые сохранению здоровья и героев этих произведений, инсценируем ситуации, просматриваем видеофильмы.

Реализация данной программы реализуется разными путями, но обязательно при условии решения задач осознания ценности здоровья как: личной ценности; наследственной ценности;  общественной ценности.

2. Художественно-эстетическое направление.

Педагогом реализуется программа «Арлекино», где ставится задача помочь детям реализовать свои познания и умения в творческом показе, в работе с миниатюрами. Театральные игры такие как «Весёлые гуси», «Заюшкина избушка», «Незнайкин и его друзья» и др. обучают учащихся также общению друг с другом, развивают сценическое искусство, что способствует развитию коллективного мышления и коллективного творчества.

  Младшие школьники музыкальны, ритмичны, достаточно исполнительны и дисциплинированы, они с удовольствием участвуют в массовых игровых формах деятельности, коллективных мероприятиях, праздниках. Поэтому мы привлекаем к организации занятий во второй половине родителей, которые помогают нам организовать постановки кукольного мини - театра, музыкальные театрализованные представления. Свои творческие мини-проекты ребята показывают для жителей села на праздниках День Матери, 8 Марта, Новый год, День Защитника Отечества, а также  родительских собраниях.

  Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности школы является организация исследовательской деятельности, которую мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Поэтому в рамках внеурочной деятельности школьников особое место занимает реализация программы «Умелые ручки», цель которой, воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства; формирование у учащихся систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, культуры, традиций.

Программа способствует:

- развитию разносторонней личности ребёнка, воспитание воли и характера;

- помощи в его самоопределении  самоутверждению в жизни;

- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.

  Данная программа способствует развитию у детей исследовательского поведения, которое, на наш взгляд, выступает в качестве важнейшего источника личного развития и саморазвития.

  На данном этапе реализации программы учащимися школы совместно с родителями, библиотекарем и педагогами был подготовлен и защищён проект «Мои любимые игры и игрушки» Эксперимент продолжался в течение года.

Идея эксперимента состояла в том, чтобы показать детям, что мир игрушки удивительно многообразный, что рядом живут сказка и реальность, современность и традиция. Что в игрушке отразился по-своему общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижение ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ, создавая игрушки, передавал в них своё мироощущение. Собирая информацию, учащиеся знакомились с историей развития игрушечного промысла в России, а именно с национальным сувениром «русская матрёшка», узнали о том какими игрушками и в какие игры играли их мамы, бабушки, а тем более прабабушки. Чем отличается современная игрушка от игрушек прошлых лет. В ходе эксперимента показала и то, что игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны.

Идея была и в том, чтобы дети поняли, что игрушки сопутствуют нам с детства, учат нас общаться, заботится о близких, помогают узнавать окружающий мир, что игрушки нужны детям не только для игры, а также для украшения жилища, для праздников, для театра.  На занятиях учила детей изготавливать  игрушки  из глины, соломы, солёного теста, меха, бумаги. Знакомила с технологией их изготовления. Формой представления результатов  - проведение родительского собрания, где прошла защита проекта, где просматривались работы и выбирались лучшие.

  В конце эксперимента каждый ученик открылся как неповторимая  личность,  каждый ученик сумел самовыразиться, проявил оригинальность и артистизм, получил от своей работы удовольствие. При создании проекта развивала у детей коммуникативные умения, самостоятельность, творческую активность, воспитывала коллективизм, развивала речь, воображение, фантазию.

  Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов техник искусства. Большое внимание уделяю творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется и познавательная активность.

  В нашей школе в 4 классе введён предмет «Основы светской этики». Уже сейчас я решила приобщить детей к пониманию этого предмета, поэтому у меня родился замысел создание мини-проекта «Макет храма», где я дала первоначальное понятие о  религиях разных народов. Обобщением этого материала стало занятие, где мы своими руками смастерили модель храма. К этому занятию детям было предложено задание найти как можно больше информации о храмах. С этого занятия учащиеся получили знания, что храм культурное здание для выполнения религиозных обрядов. Что строительство зданий  началось в  глубокой древности, и являются выдающимися памятниками национального зодчества и находятся под охраной государства.

Я считаю, что при работе над мини-проектами у детей вырабатываются навыки креативного мышления.

  В начале учебного года я знакомлю родителей с планом работы, для того чтобы они подготовили нужный материал для занятий, поэтому родители являются первыми нашими помощниками. Тесная связь семьи и школы способствует воспитанию школьников. На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не  на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков технологии.

  На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Они включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. В теоретической части  беседуем с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение материала имеет логическую последовательность, которая неизбежно приводит детей к высшей точке удивления и переживания.

  Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработки изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Таким образом, ребенок, вовлеченный в разные виды деятельности, приобретают необходимый социальный опыт, развивают качества, помогающие успешному  личностному развитию.

  Вся внеурочная деятельность соответствует требованиям ФГОС. Когда ученик делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.

  Мы работаем в режиме «Школа полного дня», и я считаю, что ШПД – необходимая форма для организации внеурочной деятельности учащихся. И это является реальным механизмом реализации ФГОС нового поколения в начальной школе.

Литература.

  1. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. - Издательство Просвещение, Москва 2009 г.
  2. Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. – Начальная школа плюс до и после, № 5, 2004.
  3. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. – Начальная школа, № 10, 2006.
  4. Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  5. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Фантазия дождя"

Архив содержит методическую разработку занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС для 1 класса, сопроводительную презентацию, а также буклет. Так как данный сайт не может отображать тяжелые файлы п...

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

     В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего о...

Выступление на зонально-практическойконференции по теме"Внеурочная деятельность в рамках ФГОС"

Научно-практическая конференция проходила в МОУ "Оболенская средняя общеобразовательная школа".Цель и задачи: развитие инновационного движения, готовность педагогических кадров к осознанному участию в...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...