Классный час:" Что такое дружба?"
материал (4 класс) по теме

Трифонова Любовь Алексеевна

Материал можно использовать в начальной школе  на классном часе и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._chto_takoe_druzhba.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: « Что такое дружба?»

                                                                                   Работу выполнила

                                                                Трифонова Любовь Алексеевна

                                                                Учитель начальных классов

                                                                 МБОУ Максатихинская CОШ№ 1

                                                                     2013 год

                                          Тема: Дружба.

Цель: развитие представлений о дружбе, друге,понимания их значения в жизни общества

Задачи: показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в общественной жизни человека;

-развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;

-развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

-воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Ожидаемые результаты:    

                                               

-   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, развитие этических чувств, развитие доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;    

   

- понимание значения нравственности, отношений между людьми в обществе.  

  • Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом.
  • Давайте улыбнёмся соседу за столом слева и справа. Все вам улыбнулись в ответ? Давайте сегодня делиться улыбками со всеми, тогда они вернутся к нам хорошим настроением.
  • А помните ,что начинается с улыбки ,в одной известной детской песне? (Дружба)
  • Как вы думаете, почему именно с улыбки начинается дружба? (Ответы детей)
  • Молодцы! С улыбчивым человеком легче пойти на контакт, найти общие темы для разговоров, а потому и приятнее общаться.

2. Постановка проблемы.     Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Это служебные отношения, связанные с работой или учебой - отношения между учителями и учениками, между одноклассниками. Это соседские отношения или приятельские во дворе. Могут быть дружеские отношения - отношения между друзьями.

"Монолог о дружбе"

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Это слово? Значит что оно?-

 А что же такое дружба, как вы понимаете это слово?( Мозговой штурм) –

     К сегодняшнему занятию я попросила Настю поработать с этимологическим словарем и узнать лексическое значение слова друг.

(Друг – это человек, который никогда не предаст, который разделит с тобой и радости,  и невзгоды. Первоначальное значение этого слова – «сражающийся вместе».)

- Эльнару   я просила поработать со словарем синонимов и подобрать слова-синонимы к слову «дружить». («Дружить»: быть в дружеских отношениях, быть друзьями, водиться, быть на «короткой ноге»).

         

      -В Библии понятие дружбы передаётся греческим существительным «филиа» и глаголом «филео», который переводится как «дорожить» (кем-либо). Это слово подразумевает «теплоту, близость и привязанность». «Филиа – тёплая, дружеская любовь, основанная на обоюдном уважении. [...] Спонтанно возникающее в нашем сердце чувство».

- А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре С.И. Ожегова  (Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)  

 Учитель:-Сейчас я хочу прочитать вам притчу о дружбе.

НАСТОЯЩИЙ  ДРУГ.

Высунув  голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

- Мама, что это за птицы? – спросил он.

- Наши друзья, - ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его роль. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.  

Удовлетворенный маминым разъяснением, орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

- Ай- ай, они украли у нас еду!

- Успокойся, сынок! Они ничего у нас  не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я сейчас тебе скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

- Что ответила мама на вопрос сына? - Каким должен быть тот, кто желает иметь верных друзей? ( Ответы детей.)

            На доске выстраивается цепочка из слов:

Добрый

Терпим

 Внимательный

 Великодушный

    Учитель:- Дружба ценилась во все времена. Недаром русский народ составил множество пословиц и поговорок о дружбе. Давайте вспомним их. Я предлагаю вам составить пословицы .(раздаю конверты с пословицами)

  1. Нет друга ищи,

а найдёшь – береги.

  1. Кто любит лгать,

того нельзя в друзья брать.

  1. Не тот друг кто мёдом мажет,

а тот, кто правду скажет.

  1. Новых друзей наживай,

а старых не забывай.

  1. Птицы сильны крыльями,

а люди дружбой.

  1. Человек без дружбы,

что дерево без корня.

  1. Какую дружбу заведёшь-

такую и жизнь проживёшь.

  1. Гору разрушает ветер,

а людскую дружбу – слова.

  1. Нет друга ищи,

а найдёшь – береги.

  1. Кто любит лгать,

того нельзя в друзья брать.

  1. Не тот друг кто мёдом мажет,

а тот, кто правду скажет.

  1. Новых друзей наживай,

а старых не забывай.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

 4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

- Как вы считаете, интереснее жить — с друзьями или без друзей? (С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит. Когда друзья вместе, то им весело, а когда врозь — грустно).


Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

- Игра, в которую я предлагаю сейчас сыграть, называется “Ромашка”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. Перед вами слова, обозначающие качества, необходимые для дружбы и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать” в себе.

Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.

-Каждой команде выдается по ромашке, ребята пишут на лепестках, а затем зачитывают поочерёдно качества и прикрепляют лепестки на доску.

-Учитель: - Что же у нас получилось? (Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)

Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать друг другу
Быть честным

         -Действительно, как сказал древний философ Цицерон « Без истинной дружбы жизнь - ничто»

Друг поймет, и друг простит.
Он поддержит, защитит.
Будет рядом он всегда,
Если вдруг придет беда,
Будет рядом он сидеть,
И в глаза твои глядеть.
Скажет слова простые,
Но зато родные.

- А вот сейчас давайте рассмотрим такую ситуацию:

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке,  в школьной столовой, на улице. Олег и  Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками  которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот  день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что случилось с Мишей?
  2. Почему он повел себя так?
  3. А как бы вы повели себя в такой ситуации?
  4. Были ли в вашей жизни подобные ситуации?
  5. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой,  но и радостью. Настоящий дуг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

Часто дружба,

К своей устремившись звезде,

вдруг замрет на каком- то градусе.

Кто сказал:

Человек познается в беде?

Человек раскрывается в радости!

-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами как и ваш друг? Почему?

- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?

9. Рефлексия.(раздаю маленькие сердечки для каждого)

- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга .Подумайте, что вам нужно в себе изменить.

- Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам хотелось поселить в своем сердце( прикрепляем эти маленькие сердечки на ватман в виде одного большого сердца)

 -Учитель:- Я очень хочу, чтобы ,поселив эти качества в своем сердце ,вы стали добрыми детьми и хорошими друзьями.

   

- Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если  все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)

- А от кого это зависит?

 

  .Обобщающее слово учителя

- Итак. Чтобы уметь дружить, нужно быть добрым, честным, справедливым человеком, приходить на помощь без лишних слов и просьб.

- Для того чтобы быть настоящим другом, нужно стремиться во всем видеть доброе, позитивное.

-А сейчас Андриана прочитает нам стихотворение

В. Можной  «Дружба – это…»

  • Дружба – это теплый ветер,
  • Дружба – это светлый мир,
  • Дружба – солнце на рассвете,
  • Для души веселый пир.
  • Дружба – это только счастье,
  • Дружба у людей одна.
  • С дружбой не страшны ненастья,
  • С дружбой жизнь весной полна.
  • Друг разделит боль и радость,
  • Друг поддержит и спасет.
  • С другом -  даже злая слабость
  • Вмиг растает и уйдет.
  • Верь, храни, цени же дружбу,
  • Это высший идеал,
  • Тебе она сослужит службу.
  • Ведь дружба – это ценный дар!

      -  Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма « Ёжик в тумане»

         - Я хочу, чтобы у каждого из вас на свете появился друг, с которым можно было бы вот \так сидеть и просто молча смотреть на звезды.

-Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

Классный час "Что такое хорошо и что такое плохо"

Материал содержит презентацию и ход классного часа...

Классный час "Что такое хорошо и что такое плохо?

Тема классного часа соответствует годовому планированию, а так же теме самообразования «Развитие социального интеллекта детей младшего школьного возраста в условиях школы-интерната». Учитывая индивиду...

классный час "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект классного часа для уч-ся 2-3 класса...