Наши защитники.Методические разработки.
методическая разработка по теме

Малышко Наталья Борисовна

Наши защитники.Методические разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_zashchitniki.metodicheskie_razrabotki.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Праздничные соревнования:

«День защитника Отечества».

Цели и задачи:

1. Создать  радостную, торжественную атмосферу праздника.

2.Прививать детям потребность в физической культуре и спорте, способствовать закреплению полученных на занятиях умений.

3.Воспитывать чувство уважения к Российской Армии, любви к Родине.

4.Формировать волевые качества, целеустремленность, выдержку; поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия.

5. Развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение.  Развивать  ориентировку в пространстве, силу, ловкость, смелость.

Предварительная работа: Внести в книжный уголок  альбомы с иллюстрациями о воинах Российской Армии. Заучивание  четверостиший с отдельными детьми. Приготовить иллюстрации военной техники: танк, самолет, вертолет, корабль,  Фото выставка «Они сражались за Родину» , «Мой папа – воин».Посещение памятника погибшим войнам с родителями. Выучить песню  о  Родине.

Ход:

Дети под маршевую музыку входят в зал

Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня один из самых главных праздников нашей страны – День защитника Отечества. Это защитники мира свободы и счастья. Это солдаты и командиры нашей армии, готовые в любую минуту защитить нас. И наши мальчики, тоже будущие защитники нашей страны – России. Настроение у нас радостное и приподнятое.  Вся Россия сегодня радуется и поздравляет ваших пап и дедушек, а мы поздравляем наших гостей и мальчиков

Ведущий:  Сегодня – праздник всех отцов

Всех сыновей, всех кто готов

Свой дом и маму защищать

Всех нас от бед отгородить

И. Грошева

Дети 1.Февраль, февраль зима и солнце!

И первых птичек переклик!

Сегодня выглянул в оконце

Застыл, к стеклу лицом приник

2.Мои друзья -  вчера мальчишки

Сегодня выросли и вдруг

Все как один забросив книжки

За руки взялись, встали в круг

3.И обещали мамам, сестрам

Границы радости беречь,

Беречь наш мир – и птиц, и солнце,

Меня в окошке нашем уберечь

Ребёнок:

Нам лет ещё немного,

Но все мы молодцы,

И мы шагаем в ногу,

Как в армии бойцы!

Исп. песня  «Мы-солдаты» муз. Слонова

Ведущий : Дети, какие рода войск вам известны?

(дети называют: моряки, пехотинцы, летчики, артиллеристы, кавалеристы, пограничники) Правильно и все эти воины смелые умелые и находчивые

Исп. пляска «Кавалерийская»

Ведущий: А  сейчас

Мы сраженье начинаем

А бойцам напоминаем

Дружба, скорость – наш девиз!

А в конце ждет ценный приз!

Наши мальчики делятся на две команды «Летчики» и «Моряки»  А судить наши команды будет жюри, которые и определят самых сильных и ловких. Давайте поприветствуем наши команды.

 Мальчики проходят вокруг зала и встают лицом к родителям гостям судьям. У каждого участника на груди эмблема команды.

Ведущий: Но какие  соревнования без разминки. ( движения детей соответствует тексту.)

Встанем смирно, без движенья,

 Начинаем упражненья:

 Руки вверх подняли — раз!

 Выше носа, выше глаз.

Упражнение второе —

Положенье рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

А третье у нас упражненье —

Руки к плечам — круговые движенья.

Вперед-вперед, назад-назад,

Это полезно для наших ребят.

А теперь их сгибаем без труда,

 Чтобы сила богатырская была.

Затем приступим к туловищу мы —

Наклонов восемь сделать мы должны.

 Сначала два раза вперед наклонись,

 Затем два раза назад — не ленись!

 Вправо и влево ты наклоняйся,

Делай красиво, не ошибайся.

На ноги свои обрати ты вниманье.

 Делай глубокие приседанья!

Теперь попрыгать очень нужно,

 Пружиня вверх — скачите дружно!

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

 Ногу правую к груди,

 Да смотри, не упади!

А теперь постой на правой,

 Если ты солдатик бравый.

(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)

Ведущий: Наши мальчики стали сильными, спортивными, пора начинать соревнования.

1 конкурс

На трех столах стоят опознавательные знаки родов войск: игрушечный самолет, пилотка пехотинца, бескозырка моряка. По музыкальному залу хаотично разложены атрибуты: погоны пехотинца, танк, кораблик, спасательный круг, фуражка летчика и др. По команде ведущего дети должны каждый на свой стол собрать соответствующие своему роду войск атрибуты. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

2 конкурс пословиц

(к участию в этом конкурсе привлекаются взрослые гости)

Ведущий. Очень важно для солдата дружить. И дружбой дорожить! Кто пословицы про армию вспомнит и назовет, Тот и победит!

Дети (по очереди).

•  Нет друга - ищи, а нашёл - береги!

• Старый друг лучше новых двух.

•  Доброе братство милее богатства.

•  Дружбу водить - так себя не щадить.

•  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ведущая. Хорошо! А знаете ли вы пословицы

об армии? Дети (по очереди).

• Жить - родине служить.

•   Русский боец - всем образец.

• Сражайся смело за правое дело.

• Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает.

3 конкурс

Ведущий. Хороший солдат все делает очень быстро! Сейчас мы проверим, как наши мальчики умеют быстро одеваться.

Ведущий приглашает по одному игроку от каждой команды. На ковре два матраса, на стульчиках одежда: сапоги, штаны, куртка, кепка.  Игроки по команде «отбой» ложатся спать. Звучит бодрая музыка, ведущий командует: «Подъем!». Игроки одеваются. В конце игры ведущий проверяет, как оделись игроки, все ли пуговицы застегнуты, и т.д. Все вместе определяют победителя.

4конкурс.

А сейчас конкурс «Наши папы силачи».

 Папа с ребенком на плечах приседает за 15 секунд. Кто больше сделает приседаний.

Конкурс на смекалку.

«Поздравление с праздником» Папа с сыном или дочерью складывают разрезанную открытку.

Ведущий: Вот и подошли к концу наши соревнования. Сейчас уважаемые судьи подведут итог наших конкурсов. А пока идет подсчет баллов, наши девочки хотят поздравить мальчиков с праздником.

Девочки исполняют частушки:

Запевай, моя подружка,

Подпою тебе и я.

Мы с весёлою частушкой

Неразлучные друзья.

Я папулечку люблю,

Как конфетку сладкую

Его ничем не заменю,

 Даже шоколадкою.

Если папа загрустит,

У меня печальный вид.

Ну, а если улыбнётся,

Сердце радостно забьётся.

А мой папа всех добрей,

Любит всех моих друзей.

Кашу манную нам сварит,

 Мыть посуду не заставит.

Лучше папы человека

В целом мире не сыскать.

Гвоздик он забить сумеет

И бельё прополоскать.

А мой папа всех умнее,

А мой папа всех сильнее.

Знает, сколько пять плюс пять,

 Штангу может поднимать.

А мой папа просто класс!

Скоро выкупит КамАЗ,

Будет он меня катать

И научит управлять.

А мой папа круче всех –

Бизнес процветает.

И поэтому нам с мамой

Он подарки дарит.

(Хором.)    Милые папулечки,

Наши дорогулечки!

От души вас поздравляем,

 Всего лучшего желаем!

Девочки читают стихи:

Мы хотим сказать вам громко

Важен мир для всех ребят

Поздравляют вас девчонки

Наших будущих солдат

Станут мальчики большими

Будут родину беречь

Будет мир несокрушимый

Для любви и добрых встреч

Офицерам и солдатам

Нашей доблестной страны

Пожелают все ребята

Ни когда не ждать войны

Жюри подводит итоги, и сообщают результаты соревнований, объявляют победителя, вручают призы мальчикам

Девочка:  Дарят девочки с улыбкой

Всем солдатам по открытке

Просим нас не обижать,

Их беречь и сохранять.

Ведущий: Вот и подошли к концу наши соревнования. Спасибо всем участникам, судьям, гостям, а так же вам уважаемые папы за участие в наших соревнованиях за активную поддержку команд.

Дети:

Мы хотим, чтоб птицы пели

Чтоб весной ручьи звенели

Чтоб солнце землю грело

Чтоб березка зеленела

Чтоб у всех мечты сбывались

Чтобы все вокруг смеялись

Чтоб всем детям снились сны

Чтобы не было войны

Под музыку дети уходят.

Спортивное развлечение:

 "Про то, как Баба Яга внука в армию провожала"

Ведущий: Ребята, сегодня мы будем отмечать праздник нашей армии - День защитника отечества. Ведь сегодня день особый для мальчишек и мужчин - День защитника Отечества

Знает каждый гражданин!

Ведущий: Здравствуй, праздник.

Здравствуй, праздник,

Праздник мальчиков  и пап.

Всех военных поздравляет

Наш веселый детский сад.

В зал входит печальная Баба Яга.

Посмотрите, ребята, кто это к нам пожаловал.

Дети. Баба Яга!

Ведущий: Здравствуй бабушка яга.

Яга: Здравствуйте, ребятки!

Ведущий: Бабушка Яга, почему вы такая грустная.

Яга: Со мной такая беда приключилась внук мой Леший, в армию должен идти. А он у меня такой не путевый. Как он служить будет. Ой,  горе горькое.

Ведущий: А где иже он у вас.

Яга: Давайте его, позовем, он имя свое услышит  и вмиг явится.

Дети: Леший.

Входит Леший

Леший: Вот я, здравствуй бабулечка Ягулечка. Здравствуйте ребята.

Яга: Вот он мой внучек. Я ведь готовила его к армии, книжки читала, картинки показывала. Леша, устроим тебе экзамен, смотри внимательно и думай. Готов.

Леший: Готов бабушка.

Баба яга показывает иллюстрации боевой техники. Леший отвечает невпопад, дети его поправляют.

Ведущий: Да, ну и знания у твоего внука, да и вид у него не спортивный. В армию берут здоровых, сильных ребят, которые дружат с физкультурой.

Баба Яга: Ой, тяжело придется моему Лешеньке на военной службе.

Ведущий: Но ведь не даром говорится, что тяжело в ученье легко в бою. Сейчас мы из вашего внука сделаем настоящего солдата.

Чтобы сильными расти. Чтобы в армию пойти.

Объясняю по порядку: Начинаем день с зарядки.

1.Дети вмести, с Лешим выполняют зарядку.

Леший: Вот это да! Намял бока!

Работа эта нелегка.

Ведущий: Чтоб здоровьем завидным отличаться,

Надо больше тренироваться.

А сейчас проведем мы наглядный урок:

Кто из вас самый меткий стрелок.

2.Эстафета: " Самый  меткий" попадание мяча в корзину.

Ведущий: Боец всегда выручает в беде друга, чтобы научиться чувствовать плечо друга у нас есть специальное упражнение.

3 Эстафета: Игра " Бег в паре на двух ногах"

Яга: Старайся Лешенька, старайся. Видишь, какие ребята ловкие да быстрые.

Леший. Смотри бабушка, какой я силы накопил.

Яга.  Трогает мышцы. Да  сразу мускулы появились. Вот что значит тренировка.

Леший. Да я.. Да я..Я, наверное, бабуля теперь тебя сильнее.

Давай силой мериться вот, и проверим кто сильнее.

Игра. "Перетягивание каната"

Леший. И ты бабушка сильная. И я сильным тоже стал.

Яга. Молодец, молодец.

Ведущий. Следующее парное соревнование

4 Эстафета: "Подними соперника с земли" мальчики из разных команд встают парами спиной друг к другу и сцепляются локтями, по команде они пытаются оторвать соперника от пола.

Ведущая: Но для армии необходима связь, это надо, чтобы передать во время команду, и тут на помощь бойцам приходят наши связисты.

5 Эстафета: "Связисты" два участника должны с телефоном в руках преодолеть препятствия проползти под дугой, пройти по дощечкам, пролезть в туннель, поставить телефон на куб и позвонить сказать: "  Алло"

Ведущий: Продолжаем  тренироваться,  следующее  задание кто быстрее справится  с боевым конем.

6 Эстафета: " Кто быстрее скачет"

Ведущий. Ну. Вот и последнее соревнование. Нужно доставить в штаб пакет с донесением

7 Эстафета: " Доставь пакет"

дети пролезают под туннель, перепрыгивают через кубики.

Леший. Вам ребята, благодарен за науку, за игру, быть выносливым и ловким не мешает не кому.

Ведущий. раскрывает пакет и читает. " Поздравляем Лешего Лешу со вступлением в ряды нашей доблестной армии. Ура"

Яга. Иди, мой  родной. Будь достойным солдатом. А я писем от тебя ждать буду.

Леший. Я тебе, бабушка часто писать буду, еще и фотографию пришлю.

Ведущий. Вот настал момент прощанья.

Говорим вам: " До свиданья.

До счастливых новых встреч"

Звучит марш  Леший, а за ним дети, маршируя,  уходят из зала. Баба Яга машет им вслед платком.

Конспект развивающего  занятия по патриотическому воспитанию

«Богатыри земли русской".

Программное содержание: дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов). Закрепить названия  элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывать интерес к истории России.

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», «Садко», и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», «Богатырь на распутье». Заучивание пословиц, поговорок.

Материал: аудиозапись Э. Грига «Утро», картина Васнецова «Три богатыря», иллюстрации с изображением  богатырей, картинки с изображением оружия, элементов одежды, фишки.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка Э. Грига «Утро».

В: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских.

Широка ты Русь по лицу земли!

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

В: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей).

В: Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. Какие пословицы вы знаете? (Ответы детей).

В: Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именую Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину – край отцов. Но, живя на русской земле, считая ее своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто жил на ней раньше нас, и для кого она была тоже родной? Ведь они пахали те поля деревянной сохой, по которым сейчас ездят тракторы, комбайны; плавали по тем рекам и давали им свои имена, по которым сейчас плавают современные яхты и корабли. Днепр, Волга, Москва-река – все это древние названия. Но за каждым из них своя история, свой подвиг. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали былины.

А что такое былина? (Ответы детей)

В: Действительно, былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.

Кто является героями былин? (Богатыри).

А кто такие богатыри? (Ответы детей)

В: Да, герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т.д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть.

А какие пословицы и поговорки вы знаете про богатырей? (Ответы детей).

В: Молодцы! Много знаете пословиц и поговорок. Но вернемся к богатырям русским. Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

(Выставить картину Васнецова «Три богатыря» - рассказ по картине)

«Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.

Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только эти черты не бытовые, не жанровые, а героические.

В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, не смотря на грозный вид -  в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен «благости, великодушия и добродушия».

Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь – Добрыня Никитич -  в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Богатырей видишь всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасные мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

В: Кто из богатырей вам понравился больше всего? Какие впечатления у вас вызвала  картина «Три богатыря»? (Ответы детей).

В: А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический. (Д/И «Собери богатыря в дорогу» - дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали).

В: Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.

Физминутка.

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

(Дети садятся на места, занятие продолжается)

В: А теперь проведем викторину по русским былинам-старинам, которые мы с вами читали. (Показ картинок с изображением колодца и печки, за каждый правильный ответ – ребенок получает фишку. В конце викторины подсчитывается количество фишек – определяется победитель викторины).

Угадайте, к какой былине принадлежат эти предметы? (Былина «Илья Муромец»)

Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из Мурома).

Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили).

Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)

Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца? (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем Разбойником).

Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича вы знаете? (Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев и другие).

Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич)

Чем былина отличается от других литературных произведений? (Ответы детей).

В: Молодцы! Хорошо знаете былины и их главных героев. А теперь давайте вернемся в наше время.

 Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).

Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).

Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)

В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.

Конспект развивающего  занятия по патриотическому воспитанию

"Картина В.М. Васнецова "Богатыри"

Программное содержание:

познакомить детей с картиной В.М. Васнецова "Богатыри";

учить понимать ее образный строй, чувствовать настроение;

формировать умение видеть художественные средства создания образа;

вовлечь детей в творческую работу по вхождению в художественный образ, проникновение во внутреннее состояние изображаемых персонажей;

воспитывать интерес к живописи

Материал:

слайды по картине В.М. Васнецова "Богатыри"; диск с записью "Богатырской симфонии" А. Бородина;

ширма; предметы-заместители (лук, копье, меч, щит)

Предшествующая работа:

знакомство с творчеством В.М. Васнецова ("Аленушка", "Иван-царевич на сером волке");

чтение русских народных сказок,  былин о богатырях русских

Словарная работа:

палица, очи, вороной конь, стремена, стремя булатное, наровчат, лук разрывчатый, щеголь, кольчуга, колчан

Ход занятия

-  Посмотрите, ребята, - это одна из лучших картин в русской живописи. Написал ее В.М. Васнецов более 100 лет назад. Вернее закончил писать. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.

Однажды, насмотревшись на выставке произведений чужого искусства, Васнецов, придя в мастерскую своего друга В.Д. Поленова, сказал: "Как хочется работать!" Поленов тотчас дал ему краски, холст и вскоре из-под кисти художника появился эскиз "Богатырей". Эскиз очень понравился Поленову. Васнецов хотел подарить его другу, но тот заявил, что возьмет подарок только тогда, когда будет написана картина. С тех пор прошло 27 лет. Все эти годы художник копил материал для картины: изучил множество былин, сказаний, искал и рисовал натурщиков для богатырей, написал множество эскизов, подбирал краски.

Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей, поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах, на празднично убранных конях.

- Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? (ответы детей)

- Чем они отличаются? (ответы детей)

-Чем отличаются их кони? (ответы детей)

Когда Васнецов писал свою картину, он слушал музыку своих любимых композиторов: Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Давайте и мы послушаем "Богатырскую симфонию" А. Бородина и полюбуемся картиной, заглянем в нее.

(звучит запись "Богатырской симфонии" А. Бородина, воспитатель читает отрывок из былины)

Под славным городом под Киевом

На тех на степях Днепровских

Стояла застава богатырская.

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец сын Иванович:

А и конь под Ильей словно лютый зверь,

А  и сам на коне, как ясен сокол!

- Как вы думаете, который из богатырей Илья Муромец. Что вы можете рассказать о нем, о его коне? (ответы детей)

В центре картины Илья Муромец. Кудри его побелели и в бороде седина, но очи его острые, орлиные зорко вдаль глядят. Рука могучая легко держит тяжелую палицу. "Как махнет Илья ею прямо - проложит улицу, махнет налево - переулочек:" Сидит Илья Муромец уверенно на своем могучем вороном коне, копье наперевес держит, вдаль из-под руки вглядывается, - не видать ли злого ворога. Спокойствием и уверенностью веет от его фигуры.

А и был на заставе Добрыня, Никитич сын:

И мог его конь добрый богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма  на холм перемахивать:

- Как вы думаете, который из богатырей Добрыня Никитич? Что вы можете рассказать о нем, о его коне? (ответы детей)

Справа от Ильи Муромца мы видим Добрыню Никитича. Посмотрите, какое у него тонкое и умное лицо. В то время, как Илья только вглядывается в даль, Добрыня уже вынимает острый меч из ножен, щитом грудь прикрывает, ноги его уже в стременах. Насторожен и его белоснежный горячий конь, высоко поднявший голову и тонкими ноздрями нюхающий воздух. Он, как будто, чует врага, хвост и грива его развеваются. Так и кажется, что они вот-вот сорвутся с места и ринутся в бой.

А и был там Алеша млад,

Что из красна города Ростова,

А Алешенька, он наровчат был,

Он наровчат был, да увертлив ведь.

А и в та поры он догадлив был:

Свой тугой лук разрывчатый отстегивал,

От правого стремени булатного,

Накладывал стрелочку каленую,

А оттягивал тетивочку шелковеньку:

- Что вы можете рассказать об Алеше Поповиче, о его коне ? (ответы детей)

Слева от Ильи Алеша Попович - молодой, да удалой, красавец с золотистыми кудрями. Из-под темных бровей его остро смотрят очи соколиные. А и щеголь Алеша - красная рубаха под кольчугою, желтые сапожки с острыми загнутыми носами да с высокими каблуками, пояс узорчатый. Алеша, как будто, отстал; кажется, что он подъезжает к другим богатырям на своей маленькой, рыжей, лохматой лошадке. Он сидит на ней свободно и непринужденно, но мы видим, что он настороже - глаза внимательно глядят вдаль, левой рукой Алеша крепко держит тугой лук, а правой достает из колчана стрелу каленую. Да и лошадка его косится в сторону опасности.

- Какие разные богатыри, но их объединяет в картине одно. Как вы думаете, что? (ответы детей)

Готовность защищать Родину от врагов.

В народном творчестве часто используется красный цвет. Вот и Васнецов нарисовал красным:(ответы детей). Щит и сбруя у коня Добрыни, копье у Ильи, рубаху у Алеши. Красный цвет сочетается с белым, серым, черным и придает картине торжественное, приподнятое настроение.

- А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий  богатырей. Опишите его. (ответы детей)

Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей.

Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие, какую-то грозность.

Сам Васнецов говорил о картине: "Картина моя -  Добрыня, Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого".

Вот какая замечательная картина. В ней вся сила и доброта народа русского.

А теперь попробуем оживить ее! Кто хочет быть Алешей Поповичем, Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем? А их богатырскими конями?

(дети выбирают персонаж, предметы-заместители)

При "оживлении" - вспоминают характер выбранного персонажа; стараются мимикой, жестами, позой его передать; используют предметы-заместители (лук, копье, меч, щит).

Картина составляется на фоне бело-зеленой ширмы (облака, холмы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка сценария к социально-значимому проекту. Презентация "Каша-радость наша"

В разработке представлена беседа к сценарию "Каша - радость наша", подробная информация о крупах, игры и загадки....

Разработка классного часа "Деньги в нашей жизни"

Развернутый конспект  классного часа на тему "Деньги в нашей жизни". Имеется приложение для проведения игры в группах....

Методическая разработка по внеклассному чтению "Муса Джалиль- в наших сердцах..." (на татарском языке)

Методическая разработка по внеклассному чтению в 4 классе, где учащиеся знакомятся   с   жизнью и творчеством   великого татарского поэта -героя М.Джалиля....

Наши космонавты.Методические разработки.

Наши космонавты.Методические разработки....

"Имена нашего города" Методическая разработка

Классный час. Обсуждение темы :" Почему город Санкт-Петербург несколько раз менял название?"...

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...

Методическая разработка к внеурочному занятию для 1 класса по теме: "Наша Родина. Главный город нашей страны".

Цель – познакомить с достопримечательностями Москвы.Задачи.Воспитательные:·       воспитывать патриотические чувства, интерес к своей стране;·...