Мастер-класс Дом наших отношений
методическая разработка (4 класс) на тему

 

  • расширение знаний детей друг о друге;
  • активизация размышлений учащихся о значимости бесконфликтного общения в классе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom_nashikh_otnosheniy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  "Дом наших отношений"

        Иванова И. М.

МОУ Торопецкая СОШ №1

Цель: сплочение коллектива.

Задачи: 

  • расширение знаний детей друг о друге;
  • активизация размышлений учащихся о значимости бесконфликтного общения в классе;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • формирование ресурсов к поддержанию положительного микроклимата в коллективе;
  • развитие у школьников гордости за свой коллектив;
  • развитие самопознания.
  • развитие речи, обогащение словарного запаса. 

Оборудование: 

  • Шаблон дома, выполненный из картона  
  • Камни (галька, плоская, крупная).
  • Декоративные стеклянные или пластмассовые камни (как для аквариума) среднего размера, одного цвета, но разного оттенка (темного, светлого).
  • Нарисованные дверь, два окна, труба с прикрепленной шелковой ленточкой серого цвета.
  • Карточки (характеристики благоприятного психологического климата в коллективе).
  • Чистые листы бумаги, фломастеры.

Ход игры

I. Орг. момент. Представление ведущего. Объяснение целей занятия.

Кл.рук.: 

Сегодня занятие посвящено нам, одному коллективу, нам, одноклассникам, и каждому в отдельности. Результатом нашего занятия должен стать построенный ДОМ. (Дом дружбы и  понимания)

II. Предоставление информации.

Наш дом – это не только наша крепость, но и наш внутренний мир. Говорят, что в собственном жилище человека и стены лечат. Но они не только и не столько лечат – они, прежде всего, вселяют в человека уверенность.

Скажите, за что мы ценим  в друге?

Наш дом – это именно наш друг, в котором мы уверены.

Кл.рук: Дом – не только место, где человек живет, работает и отдыхает, но и место общения. И каждый человек относится к общению по-своемуIII. Основная часть.

Кл.рук: Из каких материалов строят дома?

Ответы детей (дерево, шлакоблоки, камни, бетон).

Кл.рук Ребята, при первом соприкосновении камень – холодный, но если его немного подержать в руках, он согреется и сам начнет отдавать тепло. Каждый из вас летом чувствовал, как за день камень нагревается и вечером становится очень теплым и некоторое время сохраняет тепло.

Строительство дома

Фундамент.

Кл.рук Строительство дома начинается с закладки фундамента. От фундамента зависит крепость строения. В жизни для фундамента используется бетон, камни, каменные блоки, и мы для строительства нашего дома понимания и дружбы будем использовать камни, посмотрите какие.

Кл рук т возможность детям выложить камни, беря их из коробки. После того, как камни выложены, дает задание детям.

КЛ.рук : Ребята, что можно считать фундаментом хороших отношений в коллективе?

Вывод: в основе “строительства” крепких отношений и благоприятного климата в коллективе можно считать общие интересы, увлечения, похожие человеческие качества.

Ответы детей обобщаются в общей работе. Таким образом, создается “фундамент”: камни с приклеенными на них карточками.

Стены.

Кл.рук: Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, теперь нам предстоит выстроить каркас нашего дома – стены, крышу. Какую функцию выполняют стены и крыша в доме? Правильно, защищают от ветров, ураганов, словом, разрушений. Что может разрушить хорошие отношения в коллективе?

Ответы детей: обиды, ссоры, сплетни, злословие, оскорбления, наговоры и т.д.

Задание: выложить камни по контуру ДОМА, называя качества характера, либо особенности поведения, которые помогут сохранить комфорт спокойствие в коллективе.

Например, дружелюбие, толерантность, улыбка, приветствие, умение прощать, умение помнить хорошее, ум.

Задание выполняется по одному. Важно следить за тем, чтобы как можно большее количество детей приняло активное участие в выполнении этого задания.

Окна.

Кл.рук  Вы прекрасно выполнили такое сложное, но важное задание, но все же чего-то не хватает в доме.

Ответы детей: не хватает окон и двери.

Кл.рук: Окна – это глаза на мир. Посмотрите, какие красивые, яркие камушки у меня в коробке, именно из них мы будем создавать наши окна. Скажите, почему предыдущие камни были похожи по цвету, а здесь я предлагаю вам разноцветные камушки-“кирпичики”?

Кл.рук подводит детей к тому, что в коллективе хотя и есть много общего между людьми, но каждый человек - личность – индивидуальная, неповторимая (как эти разноцветные камушки)! Ребята, чтобы понять других людей, чтобы они были для нас интересны, необходимо понять собственную индивидуальность, уникальность, быть самому себе интересным. И сейчас мы поговорим о том, чем каждый из вас интересен, в чем ваша неповторимость: это может быть ваше хобби, какие-то черты характера, ваши таланты и способности.

Кл.рук г выкладывает на шаблон ДОМА два окна (заранее нарисованные) – тоже шаблоны: квадраты из бумаги, можно нарисовать шторы, горшки с цветами.

Все дети стоят вокруг ДОМА (стола, где лежит шаблон дома), работа происходит одновременно для всех, каждый ребенок по очереди высказывается.

Задание: беря камушек из коробки и кладя его на шаблон окна, необходимо назвать то качество или особенность, которая отличает его от всех остальных, то есть проговорить, в чем он индивидуален.

Задание выполняет каждый ребенок. Когда окна “созданы”, кл.рук обращает внимание детей на то, что получилось очень красиво, но все же не единое целое.

Кл.рук Ребята, мы с вами одна команда, может, и окно нам сделать одно? Подумайте, как это можно сделать?

Кл.рук: Всех устраивает новое положение в ДОМЕ? Но это не все. У меня есть для вас сюрприз!

Нарисуйте схематично свои мордашки.

При выполнении данного задания можно включить веселую музыку.

Дверь.

Кл.рук: Молодцы, но ДОМ наш все еще не закончен. (Дверь).

Кл.рук Дверь – это наши контакты. Через дверь входят и выходят гости со своими радостями и горестями. В школьной жизни вам приходится общаться не только со своими одноклассниками, но и с педагогами, детьми из других классов, возможно, с родителями своих одноклассников и другими людьми. В процессе общения могут возникать различные ситуации: конфликтные и бесконфликтные.

Ситуация 1

Одноклассник пригласил на день рождения. Там соберется не очень интересная компания, идти не хочется, но вы боитесь обидеть друга. Как поступите? Если откажетесь, то, как объясните свой отказ?

Ситуация 2

В вашем классе принято дарить подарки на день рождения. Вы получаете подарок от одноклассника, который вам не нравится или обиден для вас.Ваши действия.

5. Чердак.

Кл.рук: Ребята, обратите внимание на то пространство, которое у нас не заполнено – это место между потолком и крышей, оно называется чердак. Что в реальной жизни обычно храниться в доме на чердаке? Правильно, люди хранят там те вещи, которыми активно уже не пользуются, но выбросить жалко, потому что они хранят память, тепло и, возможно, надежду на лучшее. Эти вещи связывают людей, живущих в доме, с прошлым, настоящим и будущем. В отношениях между людьми так же существуют невидимые нити – правила, которые позволяют сохранять уважительное отношение друг к другу и благоприятную атмосферу в коллективе.

Задание: психолог раздает детям карточки (заранее подготовленные) с описанием положительного, благоприятного микроклимата (характеристиками). Ребенок читает вслух и кладет карточку на место дома, где очерчен чердак.

Характеристики:

В коллективе преобладает жизнерадостное настроение.

Членам группы нравится участвовать в совместных делах.

Нравится  вместе проводить свободное время.

В коллективе существует взаимопомощь и доброжелательность.

Все сопереживают за неудачи.

В коллективе существует взаимная помощь.

Гордость за совместные достижения

Коллектив готов общаться и взаимодействовать с другими коллективами

6. Труба и печь.

Кл.рук: - Продолжаем строить ДОМ.

Кл.рук: Ребята, а какую роль выполняет труба в доме? Правильно, через нее выходит дым, вредный для жизни и здоровья человека. В доме есть печь, которая согревает жителей этого дома, тепло остается в помещении, рядом с людьми, а все вредное (угарный газ) выходит наружу.

Кл.рук В отношениях между людьми можно увидеть похожее: хорошее мы храним, бережем, а все плохое, негативное отбрасываем, забываем, прощаем.

Психолог выкладывает трубу (вырезанную из цветного картона) с прикрепленной к ней шелковой ленточкой серого цвета, ленточку раскладывает “колечками”.

Упр. “Тепло камня”

Психолог раздает детям по камушку - мелкой гальке.

Кл.рук: Ребята, в начале занятия мы узнали некоторые свойства камней. Подержите этот камушек в руках, согрейте его в своих ладонях, и вспомните полностью наше занятие, подумайте, о чем мы говорили, запомните свое состояние, чувства дружбы, поддержки, внимательности друг к другу.

Обсуждение.

Кл.рук: Сейчас мы вместе создадим печь.

Задание: детям предлагается в определенное место ДОМА положить камни, выстроить печь (на плоскости изобразить квадрат).

Вывод: “вот к чему стремились, строя наш ДОМ, вот к чему должны стремиться в построении отношений в нашем коллективе”.

IV. Заключительная часть.

Психолог: Ребята, тепло в ваших ладонях ещё сохранилось, давайте возьмем друг друга за руки и “передадим” по кругу тепло.

Используемая литература:

Даль В.И. Пословицы русского языка. – М.: Эксмо, Изд-во ННН, 2006.

Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л.Коломинский. – Мн.: ООО “ФУАинформ”, 2003-312с.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отношение нашей семьи к школе

Выявление поля проблем, психологического настроя, желания взаимодействовать "вновь обретённых родителей"...  Данная анкета помогает быстро познакомиться, найти точки соприкосновения и начать ...

Классный час "Калейдоскоп наших отношений"

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие взаимоуважения....

"Вода - наше богатство. О бережном отношении к воде"

Цель классного часа:Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России.Задачи:o   формировать у детей предс...

В нашей семье отношение к Учителю особенное.

Мне на роду было написано стать учителем: прабабушка  была учителем русского языка и литературы, дед - учителем начальной военной подготовки, а мама – преподаватель иностранных языков.  Моя ...

Презентация "Наше отношение к красоте родного края"

Данная презентация экологической направленности поможет сравнить "красоту" природы....

Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....

"Дом наших отношений"

Цель – сплочение коллектива, помощь в строительстве добрых, дружных отношений....