УМНИКИ И УМНИЦЫ
классный час (4 класс) по теме

Рябова Антонина Андреевна

Интеллектуальная игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                            Интеллектуальная игра

ОБОРУДОВАНИЕ:  карточки  с  вопросами,  наборы  букв,  листочки  бумаги,  ручки,  плакат  со  словами.

ПЛАН   ПРОВЕДЕНИЯ

1. Вступительное  слово.

2. Первый  тур,  отборочный.

3. Второй  тур.

4. Третий  тур.

5. Четвёртый  тур,  финал.

6. Подведение  итогов.  Вручение  призов.

МАТЕРИАЛ   К   МЕРОПРИЯТИЮ.

Учитель:  Сегодня  мы  с  вами  проведём  интеллектуальную  игру  «Умники  и  умницы»  и  выявим,  кто  в  классе  самый  начитанный  и  сообразительный.

В  первом  туре  принимают  участие  все  ученики.  Во  второй  тур  выйдут  те,  кто  получит  жетоны  за  правильные  ответы.

ПЕРВЫЙ   ТУР   -  «Конкурс  загадок».

1. Вот  вам  первая  загадка:

   У  кого  за  носом  пятка?              (Валенок  или  ботинок)

2. Катался  колобком,

   Пока  не  стал  носком.                  (клубок)

3. Всех  кормит,  а  сама  не  ест.              (ложка)

4. Кто  носит  шляпу  на  ноге?                 (гриб)

5. Ухом  не  слышит,

   Носом  не  дышит,

   Где  побывает –

   Хвост  потеряет.               ( иголка  с  ниткой)

6. Всё  пробует  на  зуб:

   И  сосну,  и  вяз,  и  дуб.            (пила)

7. Чудеса:  над  трубой

   Старичок  с  бородой,

   Завитой  в  колечки,

   А  родился  в  печке!          (дым)

8. В  тюбетейках  детки

   Облепили  ветки.               (жёлуди)

9. Зверька  узнали  мы  с  тобой

   По  двум  таким  приметам:

   Он  в  шубке  серенькой  зимой,

   А в  рыжей  шубке  -  летом.                (белка)

10. Трав  копытами  касаясь,

    Ходит  по  лесу  красавец,

    Ходит  смело  и  легко,

    Рога  раскинув  широко.              (олень)

11.Встали  братья  на  ходули

    Ищут  корма  по  пути,

   На  бегу  ли,  на  ходу  ли

   Им  с  ходулей  не  сойти.              (журавли)

12. Сидит  -  зеленеет,

     Падает  -  желтеет,

     Летит  -  чернеет.             ( лист )

13. Кто  всю  ночь  по  крыше  бьёт  да  постукивает,

     И  бормочет,  и  поёт,  убаюкивает.                (дождь)

14. Хороводом  в  ряд

     В  шляпках  молодцы  стоят,

    Кто  ни  пройдёт,

    Всяк  поклон  им  отдаёт.             (грибы)

15. Когда  за  грибами  ты  в  рощу  идёшь,

     Её  непременно  с  собою  берёшь.             (корзинка)

16. Во  лугах  сестрички –

      Золотой  глазок,  

      Белые  реснички.             (ромашки)

17. Кто  без  нот  и  без  свирели

     Лучше  всех  выводит  трели,

     Голосистее,  нежней,

     Кто  же  это?                    ( соловей )  

18. Всех  перелётных  птиц  черней,

     Чисти  пашню  от  червей,

     Целый  день  по  пашням  вскачь,

     И  зовётся  птица  -  …           (грач)

19. Сорвал  я  красный  гриб  в  лесу,

     Любуюсь  на  его  красу:

     На  белой  он  ножке,

     На  шляпке  -  горошки.

     А  люди  говорят,  

     Что  в  нём  опасный  яд.            (мухомор)

20. Она  под  осень  умирает

     И  вновь  весною  оживает.

     Иглой  зелёной  выйдет  к  свету,

     Растёт,  цветёт  она  всё  лето.

     Коровам  без  неё  -  беда:

     Она  им  главная  еда.                 (трава)

(Отбираются  14  участников  для  второго  тура. )

ВТОРОЙ   ТУР – «Литературная  викторина».

Каждый  участник  второго  тура  берёт  карточку  с  вопросом,  на  который  он  должен  ответить.  Карточки  разложены  на  столе.

( Участники,  ответившие  на  вопросы,  переходят  в  третий  тур.  Участники,  не ответившие  на  вопросы, получают  утешительные  призы )

1. Из  какой  это  сказки?

«Жил  старик  со  своею  старухой  у  самого  синего  моря….»

                  (А.Пушкин  «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке»).

2. Кто  написал  эти  строки?

«Надо,  надо  умываться  по  утрам  и  вечерам …»

                  (К.Чуковский)

3. С  какими  словами  обращалась  к  зеркальцу  царица  в  «Сказке  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях»?

              (Свет  мой , зеркальце,  скажи …)

4. Кто  написал  эти  строки?

               (У  Танюши  дел  не мало,

                 У  Танюши  много  дел …)

5. Как  начинает  А.С.Пушкин  «Сказку  о  царе  Салтане»?

             ( три  девицы  под  окном  пряли  поздно  вечерком…)

6. Кто  написал  эти  строки:

             «Попрыгунья  стрекоза

               Лето  красное  пропела …»              (И.А.Крылов)

7. Назови  пять  фамилий  детских  писателей.

8. Определи  название  сказки.

«А  дорога – далека,  а  корзина  -  нелегка,  сесть  бы  на  пенёк,  съесть  бы  пирожок …»            (Маша  и  медведь)

9. Как  называют  сказки,  которые  написали  люди?

                ( авторские  или  литературные )

10. Сколько  сыновей  было  у  царя  Дадона?

            (2. А.С.Пушкин «Сказка  о  золотом  петушке»)

11. В  кого  превращался  великан-людоед  из  сказки  Ш.Перро?

                 ( во  льва,  мышь.  «Кот  в  сапогах»)

12. Из  какой  сказки  эти  строки:  «Появился  на  птичьем  дворе  маленький  птенец-утёнок,  и  до  того  он  был  безобразный,  с  большой  головой  и  длинной  шеей,  что  птицы  не  приняли  его  в  свою  семью».

                      ( Андерсен  «Гадкий  утёнок»)

13. В  какой  сказке  встречаются  слова: «А  король-то  голый!»?

                      (Андерсен  «Новое  платье  короля»)

14. Кто  говорил  волшебные  слова:   «Раз,  два,  три!  Горшочек,  вари!»

           (девочка,  Братья  Гримм  «Горшок  каши»)    

ТРЕТИЙ  ТУР   -  «Шифровка».

Каждому  участнику  третьего  тура  выдаётся  конверт  с  зашифрованным  словом  и  набором  из  шести  букв,  с  помощью  которых  нужно  расшифровать    нужное  слово  в  течении  3 минут.

1. ЛАЖНУР  ( журнал )

2. ИКЕЧУН  ( ученик )

3. ЦИСАИН  (синица )

4. ЁКСОТР   (костёр )

5. КЛАПОК  (колпак )

6. ЛОБЬМА  ( альбом )

7. КНИДОР  (родник )

8. КОТВЕЦ  ( цветок )

Дети,  не  расшифровавшие  слово,  получают  утешительный  приз  и  выбывают  из  игры.

ИГРА   СО   ЗРИТЕЛЯМИ.

1.  Ответьте  на  вопросы:

- Для  какого  сказочного  существа  скорлупа  ореха  служила   кроваткой,  а  лепесток  розы  -  одеяльцем?

                                 ( Дюймовочки )

- Под  взглядом  какой  героини  сказки  сердце  мальчика  превратилось  в  лёд?                     ( Снежной  Королевы )

- В  какой  сказке  мы  познакомились  с  девочкой,  которая  имела  голубые  волосы?

                  ( «Приключения  Буратино»)

- В  какой  сказке  домашнее  животное  справилось  с  людоедом?

               ( «Кот  в  сапогах»)

2.  Доскажи  словечко:

- Когда  порою  одиноко

Вдруг  в  тишину  ворвётся  звон,

И  голос  друга  издалёка

Тебе  подарит …          (телефон)

- Идёт  спокойно,  не  спеша –

Пусть  видят  все,  как  хороша!

Удобна  и  прочна  рубаха,

В  которой  ходит  …          (черепаха)

- На  одной  ноге  кружится,

Беззаботна,  весела.

В  пёстрой  юбке,  весела,

Музыкальная  …     ( юла )

- На  столе  передо  мной

Закружился  шар  земной.

Арктика,  экватор,  полюс  …

Уместил  всю  землю   ….    ( глобус )

- Едет  он  на  двух  колёсах.

Не  буксует на  откосах,

И  бензина  в  баке  нет.

Это  мой  …  ( велосипед )

3.  Отгадай  загадки.

- В  добротной  избушке  старушка  живёт.

Порой  на  прогулку  тихонько  идёт.

То  в  зарослях  бродит,  то  выйдет  к  воде,

Хотя  не  выходит  из дома  нигде.             ( черепаха )

- Ходит  по  небу  рука,

Задевает  облака,

А  под  нею  гам  и  гром  -  

Вырастает  новый  дом.               ( строительный  кран )

- Смотрит  издалёка  огненное  око.

Всюду,  где  бывает,  взглядом  согревает.             (солнце)

- Я  увидел  свой  портрет,

Отошёл  -  портрета  -  нет!                 ( зеркало )

ЧЕТВЁРТЫЙ  ТУР  – «Шарада».

На  доске  вывешивается  плакат,  на  котором  записаны  слова  -  части  шарад:  след,  пар,  опыт,  ус,  пас,  око,  порт,  пол,  куль,  оса,  тура,  сень,  газ,  вал,  ель,  док,  ар,  лад,  марка,  мышь,  вес, як,  точка.

Задание:  нужно  отгадать  загаданное  слово  по  частям,  данным  на  плакате.  Например:  след-опыт,  пар-ус.  Кто  составит  за  1  минуту  больше  слов-шарад,  тот  и  победитель.

Вручение  приза  победителю  и  утешительных  призов  остальным  участникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Сценарий праздника "Умники и умницы."

Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...

Конкурс " Умники и умницы" (презентация)

Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам"  4 класс...

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....