Путешествие на лесную поляну Танайского леса.
классный час (4 класс) на тему

Внеклассное мероприятие "Путешествие на лесную поляну Танайского леса". Мероприятие направлено на бережное отношение к природе родного края, охране лекарственных растений и правилами сбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_lesnuyu_polyanu_tanayskogo_lesa.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Путешествие на лесную поляну Танайского леса.

Форма проведения:  виртуальная экскурсия.

Цель:

воспитание чувства ответственности за своё поведение в природе, - выработка знаний о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.

Задачи :

- познакомить детей с лекарственными травами, правилами сбора;

- формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; - способствовать формированию умений видеть красоту родной природы;

Оборудование:

ТСО: магнитно-маркерная доска, проектор, ноутбук, музыкальный диск «Голоса птиц в природе», слайды лекарственных растений.

Карточки с правилами поведения в природе,  «Природа- лучший друг, она дарит радость»

Ход мероприятия:

Звучит аудиозапись «Звуки родной природы»

Учитель: Сегодня мы с вами совершим прогулку.

Есть у меня зелёный друг,

Весёлый друг, хороший.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Дети: Это лес.

Учитель: Молодцы! Верно, мы пойдём в Танайский лес за наукой. Возьмём смекалку, фантазию.

Когда, ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему меж деревьев мчится,

 Летит по пятам за неведомой птицей.

Пойдём-ка дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

Но прежде, чем отправиться в лес, мы должны быть уверены, что погода будет хорошей. Давайте вспомним признаки хорошей погоды.

Ответы детей

Если небо на ночь покрывается тучами и усиливается ветер, заморозков не будет. Ласточки и стрижи летают высоко - к хорошей погоде, низко - быть дождю.

Стелется утром туман по воде к хорошей погоде, поднимается вверх - к непогоде. Летом на небе много звезд -к ясной погоде.

Чистый закат солнца, переходящий от желтого цвета (у горизонта) к золотисто-розовому, а затем зеленому, - признак устойчивой ясной погоды.

Пушистый иней на деревьях и кустах - ожидай солнечный день.

При восходе и заходе солнца заря жёлтая, золотистая, розовая. Это указывает на длительное сохранение характера погоды.

Учитель: А какие народные приметы вы знаете?

Ответы детей:

Гуси высоко летят — много воды будет, низко летят — мало.

Из берёзы течет много сока — к дождливому лету.

Облака плывут высоко — к хорошей погоде.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Перед ненастьем птицы сильно кричат и низко летают

Перед дождём цветы обычно закрываются.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Птица на крышу садится — к непогоде.

Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

Появились комары поздней осенью — к мягкой зиме.

Деревья покрылись инеем — к теплу.

Учитель: А как мы будем ориентироваться в лесу7

Ответы детей:

-Мхи покрывают деревья и камни с северной стороны

-Муравьи устраивают свои жилища к югу от деревьев и склон более пологий, чем северный

-Крона деревьев более "пушистая" с южной стороны

-На деревьях хвойных пород смола обильней накапливается с южной стороны. 

-Если повернуться лицом на север, то всегда сзади будет юг, слева - запад, справа - восток.

Учитель: Можем отправляться, Но нужно вспомнить правила поведения в гостях. Мы же отправляемся в лес в гости к тем, кто там обитает. Кто из вас знает правила поведения на природе? А поможет нам в этом друг – Лесовичок. Он хозяин леса.

Лесовичок.: Правил таких много, о них написаны целые книги. Эти правила очень важные.

(Лесовичок показывает карточки с правилами поведения в природе, дети отвечают)

Дети:

-Не оставляйте после себя мусор. (Помни: бумага, брошенная вами будет лежать на Земле более 2-ух лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000лет.)

-_Никогда не выбрасывай мусор в водоёмы.

- Не ломай зелёные ветки и деревья, не качайся на них.

- Не повреждай кору деревьев.

- Не разоряй муравейники и птичьи гнёзда.

- Не рви паутину и не уничтожай пауков.

- Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.

 - Не рви цветы в природе для букетов

Учитель: Внимание! Экологическая задача: Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 1 цветку? А если бы по 5 штук?

(ответы детей)

Дети:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок.

Если все и ты, и я,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны-

И не будет красоты.
Учитель: Не разжигайте костры, берегите лес от пожара.

Лесовичок: Из одного дерева можно сделать один миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будь осторожен с огнём! Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу  и приумножать её богатства. Ну, а теперь добро пожаловать в лес.

Звучит музыка П.И.Чайковского « Июнь» из альбома «Времена года»

Под музыку дети рассказывают стихи.

Здравствуй  лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

 Ты же видишь -  все свои!

Звучит аудиозапись «Звуки леса»

Учитель: Вот и пришли мы с вами в Танайский лес. Лес этот полон прекрасных чудес. Мы на лесной полянке. Но далеко не всем путешественникам везёт в походе. Иногда пойдут  в лес и поранятся. Что делать? Вперёд идти – тяжело, домой не дойти, а аптеки – нет. Как же быть?  А помогут нам своими советами Айболит, Пилюлькин и Медуница.

Айболит: В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в больших количествах. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине.

Медуница:

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пихта, зверобой.

Пилюлькин: Есть в травах и цветах целительные силы для всех, умеющих их разгадать. Ученик: У меня болит сердце, чем его лечить?

(картинка ландыша проецируется на доске)

Айболит:

 Родился ландыш майский

 И лес его хранит.

Мне кажется задень его-

И этот звук услышит луг,

И птицы, и цветы вокруг.

Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляются, как успокаивающее средство.

Учитель: Ещё при болезни сердца используют корень валерианы.(картинка корня валерианы)

Ученик: Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут?

Айболит:

Золотая серединка,

И лучи идут кругом

Это может быть картинка?

Солнце в небе голубом?

Медуница:

И если случиться тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Знакомые с детства, родные ромашки.

Вот лёгкий поповник у нашей реки

Как белые звёзды средь розовой кашки

В букете сияют его лепестки.

И глянет приветливо жёлтым глазком

Вот эта ромашка знакома нам тоже,

 Её мы лекарственным другом зовём.

(показать гербарий ромашки лекарственной)

Ученик: А от болезни желудка какое растение поможет?

Медуница: (демонстрация слайда)

Когда на просеке в июльский зной

 Проходишь ты меж кочками и пнями,

Кипрея лепестки перед тобою

Мелькают словно розовое пламя.

Когда в лесу наткнёшься  невзначай

На море лепестков в цветочной пыли,

Ты скажешь: «А ведь это иван-чай»

Его когда – то наши предки пили.

Ученик: А какое растение нам поможет при ранении в походе?

Айболит:

Путника друг подорожник,

Скромный невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство

Тут же на тропке у ног.

Медуница (гербарий)

Подорожником пользуются при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.

Учитель: А как вы думаете почему так названы эти растения?

 Ответы детей.

Лесовичок: Много полезного вы узнали. А сейчас отгадайте загадки?

- Травка растёт на склонах

 И на холмах зелёных.

Запах крепок и душист,

А её зелёный лист

Нам идёт на чай.

Что за травка отгадай? (душица)

- Бусы красные висят.

 Из куста на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

В сенокос горька,

А в мороз сладка

Что за ягодка? (рябина)

Жгусь, в не огонь

С листочками, а не дерево (крапива)

Я из крошки – бочки вылез

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни града, ни туч

 Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (жёлудь)

Учитель: Жёлудь полезен при ангине, при заболевании дёсен.

Учитель: Из 1 кг. Высушенной крапивы можно получить лекарство для 30 больных. Из 100 грамм сухой травы ландыша изготавливают один литр настойки,  для страдающих болезнями сердца. Каждый кг. растений - это здоровье людей, страдающих от недугов. Помните об этом! Не рвите растения ради своего удовольствия. Их надо собирать, сушить и сдавать в аптеку. Некоторые растения уже занесены в Красную книгу (демонстрация книги). А что вы знаете о Красной книге?

Ответы детей

 Учитель: Существуют определённые правила сбора растений.

Рассказывают подготовленные ученики

-Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса.

-Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.

-Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах, так как там накапливаются вредные вещества.

-Цветки собирают в начале цветения. Листья перед цветением.

-Корни и корневища - весной или осенью.

Учитель: Но существуют и определённые правила сушки растений.

Рассказывают подготовленные ученики

- Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого попадания солнечного света, разложив тонким слоем.

- Листья кладут черешками в одну сторону.

- Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают.

-Три, четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают.

Лесовичок:

М.Ю. Пришвин сказал: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину».

Учитель: Вот мы и прогулялись по Танайскому лесу. Узнали много интересного. А сейчас вам предлагается напиток, а вы  определите из какого растения он приготовлен.

(2 вида шиповник и душица)

Используемая литература:

Сборник загадок.

 Стрижев Александр «Народные приметы»

 Гончарова Т. А. Энциклопедия лекарственных растений.

 Красная книга. Животные и растения// Детская энциклопедия.

 Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-опредитель:пособие для учащихся О

 http://tem-school21.ucoz.ru/index/viktorina_mir_prirody/0-71

Интернет – ресурсы: Yandex  картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический урок-игра "Путешествие на лесную поляну"

Экологический урок-игра "Путешествие на лесную поляну" ориентирован на учащихся 2-3 классов. Архив содержит подробную разработку урока и презентацию к нему. Этот материал можно использовать педагогам ...

Игра-путешествие по лесным тропинкам "Кто в лесу живет, что в лесу растет"

Оборудование: иллюстрации леса, иллюстрации животных леса, растений, птиц; пословицы о лесе; фонограмма голосов птиц, музыкальные фонограммы, интерактивная доска, песни: "Экологическая песенка", музык...

Игра на формирование доброжелательной атмосферы в классе "Путешествие на лесную поляну"

Игра состоит из 4 этапов. Каждый этап содержит ряд заданий, которые можно выполнить только сообща, тем самым развивая дружеские взаимоотношения....

Презентация " Путешествие на лесную поляну"

Данная презентация предназначена для учащихся 1-2 классов. В ней представлены задания по развитию различных видов памяти, внимания, воображения и мышления. Презентацию можно использовать на уроках мат...

Конспект урока "Путешествие по лесной тропе. Экосистема леса"

Данный урок призван закрепить знания учащихся о лесах умеренного пояса, их особенностях  и обитателях, показать отличия хвойных, смешанных и лиственных лесов, показать взаимную приспособленность ...

Путешествие на лесную поляну

Экологическое состояние планеты в опасности. Нет такого человека, которого бы совершенно не волновала судьба окружающей природы и соответственно его собственная судьба. В данном мероприятии рассмотрен...