Главные вкладки

    Развитие самостоятельности у детей с ОВЗ в процессе профессионально-трудового обучения.
    учебно-методический материал по теме

    Смирнова Софья Ивановна

    трудовое воспитание

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на МО воспитателей в 2012-2013 учебном году по теме «Личностное развитие обучающихся в трудовой деятельности. Воспитание осознанного, ответственного отношения к выбору профессии обучающихся  коррекционной школы» (Смирнова С.И.)

                                Одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя является профориентационная работа среди учащихся, которая начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе в условиях предметно-практической деятельности, конкретной наглядной ситуации понятий «профессиональная деятельность человека», «профессия». В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе.
    Уже в начальной школе классный руководитель начинает знакомить учащихся с формами и содержанием трудовой деятельности окружающих взрослых, организует экскурсии внутри школы
    с помощью которых младшие школьники постигают многообразие профессий, познают суть профессиональной деятельности, а именно: каждая профессия нужна людям, любой труд почётен, каждый человек должен иметь профессию. Немаловажное значение в профориентац. работе с учащимися играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Именно от классного руководителя зависит насколько он сможет способствовать формированию этих качеств личности ребёнка. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять ученик (цветовод ухаживает за цветами, санитар следит за чистотой рук, порядком уголка, где хранятся полотенца и т.д.).
               Профессиональная ориентация в деятельности классного руководите
    - не только отдельные мероприятия, но целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет направляющую и координирующую роль. Педагог осуществляет координацию действий учителей, работающих в классе, специалистов школы, администрации, родителей, представителей учреждений профессионального образования.
                     Изучая ребёнка путём психолого-педагогического наблюдения и отдельных экспериментальных проб, классный руководитель выделяет положительные и отрицательные проявления трудовых качеств учащихся
    . Участвуя в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума, представляет информацию о предпочтениях, склонностях, психофизических возможностях учащихся, вносит свои предложения при определении профиля трудового обучения в 5 классе.
              Эффективность проф. работы повышают межпредметные связи. Например, на уроках письма учащиеся пишут сочинение по теме профессионального определения, которое используется классным руководителем как источник сведений о его воспитанниках, их мечтах, стремлениях, сомнениях, склонностях. Материалы сочинений используются на родительских собраниях для изучения
    профессиональных интересов, анализа трудностей детей. Первостепенное значение имеет взаимодействие классного руководителя и учителя трудового обучения. Это сотрудничество даёт возможность проследить адаптацию учащегося к
    предложенному трудовому профилю и внести необходимые коррективы в процесс обучения. В вопросе оказания помощи школьнику при выборе профессии важнейшая задача классного руководителя- формирование у него склонностей и интересов к определённому виду труда. Это, в первую очередь, достигается привлечением к кружковой работе. Рекомендуя тот или иной кружок, педагог соотносит преобладающие у него интересы с одним из типов профессиональной деятельности. Широкий выбор кружков и секций в нашей школе предоставляет возможность каждому учащемуся реализовывать свои способности: « Сделай сам», «Шашки», «Лоскуток», спортивные секции.
         Одна из главных задач воспитательной и профориентационной работы-
    умелая организация общественно-полезного и профессионального труда. Классный
    руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует
    деятельность в трудовых делах школы

     - работа на пришкольном участке;
    - уход за клумбами;
    - уборка школьных территорий;
    - летняя трудовая практика в колхозах и совхозах;  
    - участие в ремонте школьных помещений;

                  Каждый классный руководитель трудится вместе с ребятами на своём участке работы. Это зачастую помогает многое узнать друг о друге и сделать взаимные неожиданные и приятные открытия. Ребята с энтузиазмом и творчески трудятся на порученных участках работы, стараясь выполнить её не только качественно и в срок, но и красиво. Но наиболее ценно то, что, справившись со своей работой раньше, ребята не отсиживаются в стороне, а сами приходят на помощь тем, кто в ней нуждается. Так проявляется личная и коллективная ответственность за результаты своего труда, неподдельное чувство товарищества и взаимовыручки во имя общего дела. Все эти качества играют важное значение в дальнейшем профессиональном самоопределении выпускников коррекционной школы.
         Особое внимание хочется уделить сотрудничеству классных руководителей с педагогическим коллективом профессионального лицея 45
    . Совместная профориентационная деятельность позволяет максимально полно знакомить учащихся с рабочими профессиями, воздействовать на процесс их профессионального самоопределения. При посещении лицея учащиеся знакомятся с традициями учреждения, с жизнью их сверстников, условиями учёбы, труда, отдыха.

                Одной из основных форм профессионального просвещения и пропаганды являются классные часы, на которых классный руководитель в доступной форме знакомит учеников с определённой профессией, её социальной значимостью, престижем, перспективой трудоустройства, условиями труда и приёма в учебные заведения, даёт обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии. Сегодня вашему вниманию будет представлен фрагмент классного часа «Как устроиться на работу».
             Одним из условий, способствующих совершенствованию профориентационной работы является сотрудничество семьи и школ
    . Работа классного руководителя ведётся по двум направлениям:
    - подготовка родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии;
    - привлечение родителей как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях, организаций экскурсий на производство и т.д.
                 Формы и методы могут могут быть самые разнообразные:
    - участие родителей в выставках;
    - классные родительские собрания;
    - индивидуальные и групповые беседы;
    - выпуск стендов о профессиях детей.

                   В целях обеспечения объективного, динамического изучения профессиональных качеств учащихся, определения профессиональных возможностей ведётся учёт результатов изучения каждого ребёнка. Результаты наблюдений фиксируются в картах индивидуального психолого-педагогического сопровождения, картах индивидуального развития, картах личностных характеристик качеств учащихся  ведущихся классными руководителями в течение всего периода обучения. В них отражается динамика развития личности ученика. Данные, зафиксированные в них, оказываются весьма полезными для проведения профориентационной работы. Корректировка карт личностных характеристик качеств учащихся проводится класссным руководителем в разные возрастные этапы становления личности ребёнка( в 3, 5, 7, 9 классах). Наличие, либо же отсутствие таких качеств как ответственность ,трудолюбие, отношение к делу, к окружающим учитываются при организации трудовых дел с учащимися.
             Связь с выпускниками поддерживается классным руководителем на протяжении многих лет. Большая часть ребят успешно овладевает не только профессией штукатура – маляра - плиточника, но и печника, швеи, овощевода,  трудоустраивается на производстве, в строительстве, на транспорте, в торговле.  

            Приятные известия приходят в нашу школу о победах наших выпускников в конкурсах профессионального мастерства. Всё это служит подтверждением того, что работа классного руководителя, направленная на формирование готовности к достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения, оказывается эффективной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие самостоятельности у детей

    Можно ли воспитать в ребёнке самостоятельность и как его сделать?...

    Мастер-класс "Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры".

    Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности у детей нарушением интеллекта в социально-бытовой деятельности.Задачи мастер-клас...

    Развитие самостоятельности у детей

    Как же помочь ребенку научиться произвольно регулировать свою деятельность и поведение?...

    Возможности развития самостоятельности подростков в условиях учебно-воспитательного процесса

    Таким образом, благоприятным условием формирования самостоятельности является организация педагогического процесса и общения, имеющая личностную направленность, учитывающая особенности подросткового в...