Что такое доброта?
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Глазунова Наталья Александровна

Разработка внеклассного мероприятия на тему "Что такое доброта?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx31 КБ
PDF icon chto_takoe_dobrota.pdf1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему:

«Что такое доброта?»

Подготовила

 Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 1» г. Мурома

Глазунова Наталья Александровна

Цель: способствовать воспитанию доброты и милосердия, выявлению правильного и ошибочного представления о доброте и добрых делах.

Задачи:

- сформировать в сознании детей понятие «доброта»;

- расширить знания детей о доброте и о её роли в жизни каждого человека;

- способствовать расширению кругозора детей;

- развивать речь, память, мышление;

- воспитывать доброжелательность;

- формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.

Предполагаемый результат:

- уметь различать добрые поступки от злых;

- расширить кругозор детей;

- формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими.

Оборудование:

- название темы мероприятия;

- плакат солнца с лучами и карточками;

- пословицы  о доброте;

- запись песен «Что такое доброта?», «Доброта»(сл. Н.Тулуповой, муз.И.Лученка.)

-выставка книг о доброте;

- презентация;

- мультимедийный проектор.

Участники: учащиеся 3 класса.

Ход мероприятия

Слайд 1

        Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.

        Какого человека мы можем назвать добрым? Легко или трудно быть добрым?

Ребята, как вы представляете, что такое доброта? (Ответы детей). Сегодня на занятии мы выясним, что такое доброта и легко ли стать добрым.

Слайд 2

        А эпиграфом к нашему занятию станут слова А.Чепурова.

(Ученик читает)

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Слайд 3

        В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».  

Как вы думаете, где живёт доброта? (Ответы детей).    

          В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта.  

Слайд 4

        В.Гюго говорил «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

- Ребята, какие ассоциации со словом "доброта" приходят вам на ум?

      Мы знаем, что ласковое, доброе слово душу согревает, а сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

Задание  состоит в том, чтобы карточки с плохими словами заменить на лучики солнца с хорошими словами. Задание выполняем на доске.

Грубый                      Ласковый

Злой                           Добрый

Жадный                     Щедрый

Грустный                   Весёлый

Горе                            Радость

Ненависть                  Любовь

Обман                         Правда

Вот теперь замечательное солнышко получилось. Прочитаем слова, которые сейчас получились.

В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.

А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.

Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке.

Слайд 5

        А что говорит народная мудрость о доброте?

  • Доброта без разума пуста. 
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. 
  • Делай другим добро – будешь и сам без беды. 
  • Добрый человек в добре живет век. 
  • Худо тому, кто добра не творит никому. 

        Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Спешите, ребята, их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь. Ведь недаром народ придумал много пословиц о доброте.              

Слайд 6

        Соберите разрезанные пословицы (работа в группах).

  • Доброе слово лечит, злое калечит. 
  • Злой не верит, что есть добрый. 
  • Добрая слава лежит, а худая бежит. 
  • Доброго чтут, а злого жалуют. 
  • Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя. 

Проверим. Прочитайте пословицы.

 Добро порождает добро. Послушайте притчу о доброте и вежливости.

 Притча о доброте и вежливости

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
—Зачем тебе это? — спросил мастер.
—Хочу стать сильным и непобедимым.
—Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта  и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
—Почему?
—Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
—Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь...
И тогда Учитель взял его в ученики.

Как вы думаете, почему учитель решил взять юношу в ученики?

Слайд 7

        Основу человеческого счастья создают доброта, радость, милосердие, переживание за других. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". Эту мысль продолжил уже в I веке н.э. римский философ Сенека: "Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других".
Вспомним слова великого русского писателя Л.Толстого: "В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других".

- Ребята, а какие высказывания писателей о доброте знаете вы?

Слайд 8

  • «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям» 

Михаил Пришвин 

  • «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» 

Мигель Сервантес 

  • «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе» 

Вильям Шекспир 

  • «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях» 

Блез Паскаль

        - Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.. Человек, который любит только себя, которые не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.

Слайд 9

        А каким делает человека доброта? Какой человек может быть добрым?

Землю обогнули тоненькие нити, 

Нити параллелей и зеленых рек, 

Протяните руку, руку протяните, 

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек. 

Обогрейте словом, обласкайте взглядом, 

От хорошей шутки тает даже снег. 

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

Игра : Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей  Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба-яга, Золушка,  Морозко,  Мальвина)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Слайд 10

        Посмотрите  на слайд. Это герой мультфильма, который всегда забывал о зле.                                                                                                          

Узнали? Кто же это? Кот Леопольд. 

Из какого мультфильма? (Ответы детей)

Расскажите, что вы знаете о нем.

Так каким мы видим кота Леопольда?

Опишите выражение его лица. А почему он часто улыбается?

Вспомните, сколько пришлось пережить Леопольду разные пакости от мышей, но тем не менее он оставался всегда добрым и дружелюбным.

Что же, кот Леопольд, всегда говорил? (РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!)

А кого можно назвать другом?

Слайд 11

        Продолжите предложение: «Друг – это тот, кто…»

Послушайте песенку кота Леопольда о доброте, а если знаете слова, то подпевайте.

Слайд 12

        Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего участия. Подумайте в группах, как бы вы поступили в следующих ситуациях:

  • Твой друг употребляет плохие слова и выражения. 
  • Твой друг совершает плохой поступок, и об этом  узнают все, в том числе и ты. 
  • Твой друг предлагает тебе поступить плохо. 
  • Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты. 
  • Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать. 
  • Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. 

Какие качества требовали проявления в данных ситуациях? Какие же синонимы к слову доброта мы можем подобрать?

Слайд 13

        Доброта нигде не теряет своего достоинства:

Ах, как нам добрые слова нужны! 

Не раз мы в этом убедились сами, 

А может не слова – дела важны? 

Дела – делами, а слова – словами. 

Они живут у каждого из нас, 

На дне души во времени хранимы, 

Чтоб их произнести в тот самый час, 

Когда они другим необходимы. 

Слайд 14

         Давайте пожелаем друг другу добра. (высказывания ребят)

Слайд 15

        А теперь я попрошу вас выбрать любое высказывание на карточке о доброте и озвучить его.

ДОБРОТА –

  • Это счастье, а счастлив ты тогда, когда творишь добро;
  • Это стремление человека делать добро , это отзывчивость, это любовь к ближнему;
  • Это бескорыстная помощь людям;
  • Это бумеранг, который всегда возвращается с удвоенной силой, если дарить его всем;
  • Это согласие воли с совестью.

         (Учащиеся высказывают свое мнение и аргументируют свои позиции)

Слайд 16

        "Спешите делать добро". Эти красивые, меткие слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф.П. Гаазу. Он очень много делал по облегчению условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.

У каждого из вас на столах лежат солнечные зайчики. Мы говорили в начале занятия о том, что «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». Я предлагаю вам с помощью маленьких солнечных зайчиков сделать светлее и добрее нашу классную комнату: напишите, какие добрые слова и пожелания вы хотели бы оставить каждому человеку, который зайдет  в наш класс.

Слайд 17

А закончить наше занятие мне хотелось бы стихами:

Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живем на земле.

Слайд 18

                                                                             


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....