Урок мужества "Сталинград"
классный час (2 класс) по теме

классный час посвящён Сталинградской битве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stalingrad.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Главная Высота России

Высота 102

Цели: познакомить обучающихся с основными этапами Сталинградской битвы. Подвести обучающихся к пониманию значения героической обороны Сталинграда.

Вед. Прошло 68 лет  с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война, в  которую были втянуты по вине  фашистской Германии во главе с А. Гитлером десятки государств, миллионы людей. Но до сих пор каждый из нас с содроганием слушает страшные фразы, произнесённые голосом Левитана, болью отзывающиеся в каждом сердце: «Внимание! Внимание! Говорит Москва. Передаём важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны германские войска вооружённые силы атаковали границы Советского Союза».

1уч. Тот самый длинный день в году

С его безоблачной  погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все 4 года.

2уч. Она такой вдавила след

И стольких наземь положила.

Что 20 лет и 30 лет

Живым не верится, что живы.

Вед. Мирный труд миллионов людей был нарушен. Началась ВОв. Весь народ, от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины. О начале войны сталинградцы узнали в 12 часов дня 22 июня 1941 года. На крупных предприятиях и на центральной площади прошли массовые митинги.

В тот же день тысячи добровольцев явились в военкоматы, требуя немедленной мобилизации в действующую армию. Районные военкоматы приступили к набору военнообязанных. Набирается народное ополчение, которое достигает к середине июля 1941 года 50 тысяч человек.

1уч. От бескрайней равнины сибирской

До полесских  лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу

За могучую нашу страну.

2уч. Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной!

Даже пылью времён

Затянуть эту дату нельзя.

 И на фронт уходили поротно,

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

3уч.Так случилось - мужчины ушли,

Побросали посевы до срока.

Вот их больше не видно из окон,

Растворились в дорожной пыли,

Так случилось мужчины ушли.

Вед. 17 июля 1942 года авангардные части 6-й немецкой армии вступили в бой с частями 62-й и 64-й армий. Историческая битва началась. Стратегическая инициатива принадлежала вермахту. На его стороне было преимущество в авиации и танках, автотранспорте и общей численности войск. Советская сторона несла тяжелые потери.

Первоначальный замысел командования вермахта сводился к тому, чтобы  окружить советские войска  и  прорваться к Сталинграду. Однако в результате стойкой обороны,  наших  танковых армий план противника был сорван. Вермахту пришлось перейти к обороне, которая продолжалась до подхода новых сил.

В период с 5 по 10 августа противник добивается серьезного успеха. Он прорывает оборону советских войск и выходит на ближайшие подступы к Сталинграду.

Им удалось захватить важный плацдарм на левом берегу Дона.  Немецкие танки появились в районе тракторного завода и начали его обстреливать. Положение для обороняющихся стало критическим, но никто не помышлял о сдаче города. Замысел врага овладеть с ходу Сталинградом потерпел крах.

4уч.Мерцал закат, как блеск клинка.

Свою добычу смерть считала.

Бой будет завтра, а пока

Взвод зарывался в облака

И уходил по перевалу.

Вед. 23 августа 1942 года немецкие самолеты  подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.

5уч. От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрагалась  земля,

И краснели поля,

Всё пылало над Волгой – рекой.

6уч. В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

-Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

23 августа 1942 года - самая скорбная дата в истории Сталинграда.

Вед. Непосредственную оборону Сталинграда выполняли две армии - 62-я и 64-я. Они приняли на себя основной удар. Но конечный успех оборонительного сражения определялся стойкостью не только этих армий, но и активными действиями остальных сил Сталинградского направления, которые оттягивали на себя значительную часть сил противника.

13 сентября 1942 года немецкие войска начали штурм города. Через две недели изматывающих боев они овладели центром города, но основную задачу -захват всего берега Волги в районе Сталинграда -не выполнили.

Бои не прекращались даже в ночное время. Советские войска не только мужественно оборонялись, но и постоянно наращивали мощь своих контрударов. В результате к середине ноября противник утрачивает инициативу и окончательно переходит к обороне.

19 ноября началось контрнаступление советских войск в районе Сталинграда. 23 ноября соединения Юго-Западного и Донского фронтов встретились. Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.

В начале января началась операция по ликвидации окруженной группировки. К концу января войска вермахта, несмотря на отчаянное сопротивление, были расчленены на две части -северную и южную. 31 января 1943 года был пленен командующий 6-й армией фельдмаршал Паулюс с его штабом и капитулировала южная часть окруженной группировки. 1 февраля 1943 года после сокрушительного удара нашей артиллерии сдалась и северная часть. 2 февраля 1943 года в 16 часов закончилась Сталинградская битва.

1 уч. Ложатся строчки ровные в тетрадь

Пусть сотни раз

Снега сойдут со склонов,

Всё также сердце

Будет замирать

При этой цифре 20 миллионов.

2уч. Победа! Как она досталась?

Каким путём вы к ней пришли?

И раны были. И усталость,

И шрамы на груди земли.

3уч. Броня во вмятинах глубоких,

И дали пройденных дорог,

И ордена на гимнастёрках,

Где пот нещадно ткань прожёг.

 Могилы братские, в которых

Друзья погибшие лежат.

4уч. Стираются лица, стираются даты,

Порой  ваша память не всё сохранит.

Но видят и нынче седые солдаты

Приволжскую степь, черноморский гранит.

5уч. Пути фронтовые припомнятся снова.

Лишь карт пожелтевших коснётесь рукой:

Снега под Москвою, дожди под Ростовом,

Апрельский туман  за чужою рекой.

6уч. Какими путями прошли вы, солдаты!

Какие преграды сумели сломить!

Стираются лица, стираются даты-

Военных дорог никогда не забыть!

7уч. Не забывай те грозные года,

Когда кипела волжская вода,

Но выдержал железный тот солдат,

Но выстоял бессмертный Сталинград.

8уч. Поклонимся великим тем годам,

Всем нашим командирам и бойцам,

Всем маршалам страны и рядовым,

Поклонимся всем мёртвым и живым.

9уч. Всем тем, кого нам забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся , друзья.

Всем миром, всем народом,

Всей землёй

Поклонимся за тот великий бой.

Вед. Есть в Волгограде место, самым тесным образом связанное с событиями Второй Мировой войны, с Великой Сталинградской битвой - это прославленный Мамаев курган с "Историко-мемориальным комплексом "Героям Сталинградской битвы".

Мамаев курган, господствующий над основной частью города и обозначавшийся на военно-топографических картах, как Высота-102,0 являлся главным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта. Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега. Здесь в последние месяцы 1942 года проходили ожесточенные бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Почва смешалась с осколками металла. Это место огромных людских потерь… Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

В настоящее время историко-мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" является самым посещаемым в России. Он функционирует круглый год, без выходных, бесплатно.

От площади Скорби начинается подъём на вершину кургана к основанию главного монумента «Родина – мать зовёт!» это женщина, держащая в руке меч, которая  стоит в позе призыва к борьбе. Пришла беда, и Родина- мать призывает своих сыновей  встать на защиту. Призыв услышан, и Родина-мать даёт сыновьям меч и призывает гнать фашистов с родной земли до Берлина.  Высота статуи 85м. От подножия кургана  до его вершины насчитывается 200 – по числу дней Сталинградской битвы- гранитных  ступеней.

Песня

На Мамаевом кургане тишина,

За Мамаевым курганом тишина,

В том кургане похоронена война,

В мирный берег тихо плещется волна.

Перед этою священной тишиной

Встала женщина с поникшей головой,

Что-то шепчет про себя седая мать,

Все надеется сыночка увидать.

Заросли степной травой глухие рвы,

Кто погиб, тот не поднимет головы,

Не придет, не скажет: "Мама! Я живой!

Не печалься, дорогая, я с тобой!"

Вот уж вечер волгоградский настает,

А старушка не уходит, сына ждет,

В мирный берег тихо плещется волна,

Разговаривает с матерью она.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...