Открытый урок
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Бахмут Людмила Александровна

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "В. А. Осеева. Три товарища" УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок во 2 классе по литературному чтению.
                                 УМК «Гармония»

Тема: В.А. Осеева «Три товарища».

Цель: создание условий для знакомства с рассказом В.А.Осеевой «Три товарища»

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения.

развивающие:  Развивать творческую активность учащихся,  содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, доброжелательное отношение к окружающим, дружеские взаимоотношения, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: О.В.Кубасова Литературное чтение: учебник для учащихся 2 класса в двух частях. Издательство “Ассоциация 21 век”, рабочая тетрадь, Портрет В.А.Осеевой; аудиозапись песни “Дружба” сл.Ю. Чичикова, муз. М.Пляцковского; словарь настроений; словарь характеристик; рисунки детей “Мой друг”; пословицы, компьютер, презентация на тему Дружба», цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. 

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок,
Все ли на месте, все ли в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.

Ученики. 

Есть у нас закон такой -
Все, что нужно под рукой.        

Игра «Обмен настроением»

Учитель: Улыбнитесь друг другу.

                Кто улыбается, смеется,

             Тому всё в жизни удается.

- А какое у вас сейчас настроение?

- Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

2.Проверка домашнего задания.

Урок начнём с проверки домашнего задания.

- Что было задано на дом? (выразительное чтение стихов Маршака Григорьева, Успенского.

Проверить домашнее задание нам поможет загадка:

Роли я играл на сцене,

Выступал я на арене.   (Артист, актёр)

1. Радиотеатр (чтение по ролям произведений С. Маршака «Жадина», Олега Евгеньевича Григорьева «Яма» и Э. Ник.Успенского «Всё в порядке»

В каждом из этих произведений участвуют 2 героя. Вспомните из урока русскогоя зыка, как называется разговор двух лиц? (Диалог)

- Я предлагаю выступить нашим актёрам в импровизированном радиотеатре.

В чём особенность радиотеатра?

Зрители выражают своё отношение к услышанному аплодисментами и комментируют выступление своих товарищей.

Вывод:

-Чему нас учат эти произведения?  (быть добрыми, помогать другу в беде, быть трудолюбивыми).

-Об этих качествах мы продолжим говорить на сегодняшнем уроке, а поможет нам в этом произведения В.А.Осеевой.

Слайд №1

- Перед вами знакомый портрет В.А.Осеевой.

3. Введение в тему произведения.

-Что вы знаете об В.А.Осеевой? Кто она?

Осеева родилась на Украине, в городе Киеве 28 апреля 1902года  в семье инженера-строителя. Она росла доброй, любознательной девочкой. Как и вы, очень любила читать маленькие рассказы. Читала сама, без помощи взрослых.

Будучи взрослой, стала писать рассказы для детей.

В одной из своих книг Осеева обратилась к своим читателям с такими словами:  (голос в записи)

Слайд     - Дорогие, ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:- Понравился тебе рассказ? Я ответила: - Не знаю, я о нем не думала. Мама очень огорчилась. - Мало уметь читать, надо уметь думать!- сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных. И так как в жизни это мне очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать.

Учитель. Вот и я хочу, чтобы вы не просто научились читать, а думать, рассуждать, анализировать поступки героев и высказывать свою точку зрения.

1) Мотивация.

Учитель.

Слайд №2

-  Какие из произведений Осеевой вам знакомы?

                         В.А.Осеева

«Сторож»                                 « Кто его наказал»

                        «Три товарища»

               «Плохо»                             «Просто старушка»

- Вам интересно было их читать? Почему? О ком они?

-Назовите новое незнакомое произведение.   (Три товарища)

Ребята, а хотели б вы его прочитать и познакомиться с его героями? (или узнать новую историю о детях?)

Формирование понятий и действий.

Итак, Тема сегодняшнего урока  произведение В.А. Осеевой «Три товарища»

Слайд №3

- Чему мы будем учиться на уроке?

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, мы будем работать над техникой чтения ,учиться читать выразительно по ролям, продолжим учиться анализировать и оценивать поступки героев и выказывать свою точку зрения.

В конце урока мы  ответим на следующие контрольные вопросы:

1. Каковы основы настоящей дружбы?

2. Кого можно назвать настоящим другом?

- Откройте учебник на стр. 121

-  Посмотрите на заголовок и форму записи этого произведения.

- Каким по жанру может быть произведение с таким названием?

Ученики. По форме записи - это уже не стихотворение.

Оно небольшое по объему, значит это рассказ.

Учитель. О чем может быть этот рассказ?

Ученики. Это рассказ о трех товарищах, об их отношениях.

4. Знакомство с текстом произведения.

Учитель. Послушайте внимательно рассказ, подумайте, какие чувства он у вас рождает? (Чтение учителем или подготовленными детьми)

5. Беседа по первичному восприятию.

-Понравился рассказ?

Работа со словарем настроений.

Учитель. Выберите из словаря настроений те слова, которые передают ваши чувства и настроение:

- тревожное

- шутливое

- грустное

- беспокойное

- радостное

- печальное

Задание выполняется индивидуально на листочках, с последующей проверкой (используется компьютер).

- тревожное

- беспокойное

- печальное

Почему у вас такое настроение? (Учащиеся обосновывают свои ответы.)

6. Самостоятельное чтение рассказа детьми.

-Используя жужжащее чтение, вы ещё раз внимательно прочитайте этот рассказ, чтобы потом ответить на вопросы в учебнике и вопросы учителя.

- Кроме этого во время чтения 1 в. выделит эпизод, вызывающий в процессе чтения тревожные чувства, 2в. тёплые, солнечные чувства.

Учитель. В каких эпизодах при чтении вы испытали тревогу и почему?

Ученики. В разговоре Вити с Колей и Мишей. Все дети завтракали, Витя свой завтрак потерял и стоял в сторонке, а Коля и Миша осуждали его и куда нужно класть завтрак.

Учитель. А когда настроение стало солнечным, светлым? Зачитайте эпизод.

Ученики. При чтении третьей части рассказа, когда другой ученик, ничего не говоря, поделился своим завтраком с Витей.

7. Анализ героев произведения.

Ниже текста прочитайте вопрос в учебнике и ответьте на него.

-Где произошёл этот случай?

- Почему Витя стоял в стороне и не завтракал?

- Как звали его товарищей?

Как отнёсся к Вите каждый из мальчиков? Что можно сказать о Коле и Мише?

Ребята, представьте, что завтра мы всем классом пойдём в поход. Кого из героев рассказа вы бы с удовольствием взяли с собой? Почему?

Учитель. Кто из героев вам понравился? К кому вы относитесь с симпатией и уважением? Почему?

Ученики. Володя и Витя.

Учитель. Кто не понравился?  Кого осуждаете? Почему?

Ученики. Коля и Миша, потому что они не помогли товарищу, не поделились с ним завтраком.

Учитель. Значит, герои рассказа обладают набором определенных качеств характера, которые его делают таковым? Откройте печатную тетрадь на стр.72

Работа со словарем характеристик в печатной тетради стр.72.

Учитель. Соедини правильно.

Задание выполняется индивидуально в печатных тетрадях.

Какими качествами обладают герои?

Учитель. А, что в отношениях героев осуждает автор?

Ученики. Жадность, равнодушие и безразличие.

           Физкультминутка

Раз – согнулись, разогнулись

Два  - нагнулись, потянулись

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка

Четыре – руки шире

Пять  - руками помахать

Шесть – за парту тихо сесть

Семь, восемь – лень отбросим.

8. Чтение рассказа по ролям

- Прочитайте ещё раз вопрос № 3

С какой интонацией вы будете читать слова Коли и Миши? (равнодушно, безучастно)

- Как вы будете читать слова Володи? (с участием, вам не безразлична ситуация, в которую попал Володя)

Кто рассказывает читателю эту историю?

Читаем в печатной тетради.

(сначала подготовленные ребята, потом остальные)

- Постарайтесь прочитать слова и выбрать интонацию, учитывая качества характера героев.

- Удалось ли ребятам передать голосом и интонацией тревожные моменты и радостные?

Читаем только слова мальчиков, опуская слова автора.

На экране появляются пословицы:

1. Крепкую дружбу и водой не разольешь.

2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

3. Делу время, а потехе час.

4. Друзья познаются в беде.

5. Вежливость открывает все двери.

Учитель. Возьмите листочки с пословицами и отметьте галочкой те пословицы, которые можно соотнести с содержанием рассказа.

Задание выполняется индивидуально на отдельных листочках с последующей проверкой (используется компьютер).

1. Крепкую дружбу и водой не разольешь.

2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

3. Друзья познаются в беде.

Учитель. Обоснуйте свой выбор.

Ученики. Настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации.

Два мальчика хорошо говорили, а один – хорошо поступил. В трудной ситуации - мало говорить, товарищ остался без завтрака не до разговоров - нужно скорее помочь, поддержать.

Настоящей, хорошей верной дружбе не страшны любые испытания.

Учитель. Как бы вы поступили в подобной ситуации? Поднимите сигнальную карточку.

*красная карточка - я бы не поступил так, как Миша и Володя.

*зеленая карточка - я бы так поступил так, как Володя.

*желтая карточка - я не знаю, как поступить

9. Итог урока.

-С каким новым произведением В. Осеевой вы познакомились на уроке? Чему нас учит этот рассказ?

Учитель. Давайте ответим на контрольные вопросы.

1. Каковы основы настоящей дружбы?

 (доброта, чувство взаимопомощи, стремление помочь другу, желание поделиться с другом, честность и правдивость, отзывчивость)

2. Кого можно назвать настоящим другом?

Дети дают свои ответы.

Учитель. А какой вывод сделали для себя?

Ученики. Настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле.

Нельзя бросать друга в трудную минуту, ведь ты тоже можешь оказаться в подобной ситуации.

10. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

2. Подготовить рассказ о своём друге, портрет которого вы недавно рисовали на классном часе.  (показ выставки рисунков)

11.ОЦЕНКИ

12.Рефлексия.

- А сейчас я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашем уроке. Считаете ли вы, что мы не напрасно провели вместе эти минуты? Что вам этот урок дал для жизни?

Оцените свою работу на уроке.

*красная карточка - было трудно

*зеленая карточка - было приятно работать, на большинство вопросов знал ответы.

*желтая карточка - знал ответы не на все вопросы

Заранее подготовленные ученики читают стихи о дружбе:

1. Дружище, послушай слова мудреца,
Не будет поддержки от друга льстеца,
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.

2. Но друг задушевный навеки с тобой,
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна крепка,
Надежного верного друга рука.

Звучит песня “Дружба”(держась за руки подпевают все)

Учитель. Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

   Открытое мероприятие

                на тему:

   « Жильцы из портфеля».

Цели: 1. Познакомить с краткими историческими сведениями

                    происхождении о происхождении ранцев, рюкзаков,                                

                    .портфелей.

                 2. Развивать художественный вкус, творческие

                    способности, смекалку, сообразительность, быстроту

                    реакции.

                 3. Способствовать сплочению детского коллектива.

                     Воспитание бережного отношения к школьным

                    принадлежностям.

Оборудование: грамоты, призы, иллюстрации портфеля, рюкзака, ранца, школьных принадлежностей, карточки для конкурса, шары, музыкальное сопровождение (звукозапись песни Ю. Чичкова « Школьная страна», фонограмма песни « Если с другом вышел в путь», пословица.

                 Ход мероприятия.

Звучит песня « Наша школьная страна». Сл. К.Ибряева, Муз.Ю. Чичкова.

- Ребята, кто из вас догадался, о какой стране поётся в песне?

Куда впервые нарядными, с огромными букетами цветов приводят вас ваши мамы?

- Поднимите руку, кто и сейчас с удовольствием ходит в школу?

- Подумайте, чем же хороша эта страна?

- Кто помогает вам учиться? Кто дарит вам знания?

( Учитель, учебники, школьные принадлежности…)

- Верно, все школьные принадлежности вам нужны для учёбы, но сегодня они станут предметом нашей игры.

- Итак, тема классного часа « Жильцы из портфеля».

- Ребята, так о каких же предметах пойдёт речь на нашем классном часе?

- Кроме этого вы узнаете историю происхождения портфеля.

- Каждый день, отправляясь в школу, вы берёте с собой ранец, рюкзак или портфель. Да и как иначе? Ведь у вас столько ручек, тетрадок, карандашей, книжек. И всё это вам понадобится на занятиях. А знаете ли вы, откуда появились эти привычные всем нам слова?

- Оказывается, ранец – заплечный мешок, принесли к нам ещё в 17 веке ( более 300 лет назад) немецкие солдаты – наёмники.

Их ранцы были кожаными. Ни запасы еды, ни одежда в таком мешке не промокали под дождём, не нагревались под солнцем.

Да и как удобно! Всё с собой, а руки свободные, ранец-то за плечами. Не случайно ранцы вмиг стали любимы повсюду и носить их стали не только солдаты, но и школьники.

Рюкзак – появился чуть позже, но произошло это тоже в Германии. « Рюккен» по немецки означает «спина», а « зак»

мешок.

Ну,а слово портфель пришло к нам из французского языка.

  Там впервые стали щеголять с этими «листоносками».

Ведь «порте» по французски означает «носить», а «фель» - лист.

Вот и получается, что портфель так назвали потому, что в нём носят листы бумаги, тетрадки, книги.

Итог:- Что вы узнали и запомнили интересного для вас из истории появления в школе ранцев, рюкзаков и портфелей?

Молодцы! А сейчас, продолжая тему занятия, мы переходим к конкурсной программе. Для этого нам понадобятся 2 команды по 6 человек. Все конкурсы будет оценивать жюри.

А для победы, чего я желаю каждой команде, вам понадобятся знания, смекалка, сноровка, творческие способности, ну и конечно дружба и сплочённость команды.

Всем желаю удачи.

1конкурс «Разминка».

- Каждый из вас приготовил по одной загадке на тему «Жильцы из портфеля». Сейчас по очереди вы загадаете загадку команде противника.

1.- Если ты его отточишь!

     Нарисуешь, всё, что хочешь!

     Солнце, море, горы, пляж.

     Что же это…  (карандаш).

2.- Шар невелик

     Лениться не велит

     Если знаешь тот предмет

     То покажешь весь свет…  (глобус)

3.- Свою косичку без опаски

     Она обмакивает в краски

     Потом окрашенной косичкой

     В альбоме водит по страничкам…  ( кисточка)

4.- В этой узенькой коробке

     Ты найдёшь карандаши,

     Ручки, ластики и кнопки,

     Что угодно для души.          ( пенал)

5.- До чего же, скучно, братцы,

     На чужой спине кататься!

     Дал бы мне кто пару ног,

     Чтобы сам я бегать мог.  (ранец)

6.- Хоть я не прачка, друзья,

      Стираю старательно я.    (ластик)

7.- Развернули дети голубые сети.

     Но за партой, а не в речке,

     Не на рыб, а на словечки.     (тетрадь)

8.- Отгадай, что за вещица –

     Острый клювик, а не птица,

     Этим клювиком она

     Сеет-сеет семена.

     Не на поле, не на грядке –

     На листах твоей тетрадки.    (ручка)

9.- Стоит дом,

     Кто в него войдёт,

     Тот ум приобретёт.    (школа)

10.- Ярким цветом на бумаге

         Быстро нарисуем маки

         Нам поможет в этом мастер –

         Друг художников…    (фломастер)

11.-  В книжку ленту-невеличку

        Мы положим на страничку,

        Пусть лежит там для порядка

        Разноцветная…    (закладка_

12.-   Я всех знаю, всех учу,

        Но сама всегда молчу.

        Чтоб со мною подружиться.

        Надо грамоте учиться.    (книга)

-Какая отгадка в каждой команде была лишней?

Музыкальной паузой послужит песенка о книге, которую для нас исполнят девочки.

( на мотив «Если с другом вышел в путь»)

1.Если с книгой дружишь ты,

   Если с книгой дружишь ты.

   Веселей живётся.

   А без книги, ты пойми

   А без книги ты пойми

   Всё трудней даётся.

              Припев:

  Что мне А, что мне Б,

  Что мне А, Б, В, Г, Д

   Когда я знаю буквы все!

  Что пятёрки получать,

   Что мне стоит всё узнать

   Когда умею я читать!

2. На уроках я всегда

    На уроках я всегда

    Отвечаю много

    Книга верная моя,

    Книга верная моя

    Мне во всём подмога.

            Припев:

3. И скажу я вам, друзья,

    И скажу я вам, друзья,-

    С книгой вы дружите.

    Книги – верные друзья

    Книги -  верные друзья

    Книги – вы любите!

Конкурс» Сбор жильцов»

- Надо собрать жильцов портфеля в их дом. В 5-ти метрах от портфеля – школьные принадлежности. За одно перемещение можно брать только одну школьную вещь. Кто быстрее?

Конкурс « Одень жильца»

- Надо обернуть в обложку по 3 учебника и по 3 тетради.

- Кто быстрее и аккуратнее?

- Что вы знаете об отношении к книге?

Конкурс « Отгадку в тетрадку»

Команды получают тетрадь, ручку и одинаковые карточки.

-Крок...дил живёт в пещере,

Запирает на …очь двери,

Зажигает во…емь свечек

И стрекоче…,как кузнечик.

Почему же днём тогда

Не …трекочет …икогда?

Друзь… , из букв, которых н…т,

Легко сос…авится ответ.

                    Он стесняется.

- Кто быстрее запишет ответ в тетрадь?

Конкурс «Дорога длинная».

- Игроки команд складывают в общую кучу имеющиеся у них линейки. У каждой команды своя куча. Какая команда проложит самую длинную дорогу из линеек?

Конкурс « Домашнее задание».

- Сделать рекламу школьным принадлежностям. У кого получится оригинальнее?

Музыкальная пауза « Частушки» 

   

  1. Мы частушки запоём,

     Запоём мы звонко

     Затыкайте ваши

     Лопнут перепонки.

                       2.Шёл по улице Серёжа

                          За спиною ранец

                          То прохожим строил рожи,

                           То, скакал, как заяц.

3.У Виталика в портфеле

   Гвозди, камни, спички.

   Ему книги надоели

   Нет на них привычки.

                      4. Лёша Аню за косички

                          Дёргал в школе весь денёк

                          Это значит он влюбился

                          Ох, и смелый паренёк.

5. А учительница наша

    Целый день нас мучает

    Не пускает нас гулять,

    Всё чему-то учит.

                     6.В школьной форме я хожу

                        Весь такой солидный.

                        То пиджак измажу клеем,

                        То залью повидлом.

7. Научился различать

    доллары и лиры

    Видно мне пойти

    В крупные банкиры.

                      8.На окошке два цветочка

                         Голубой, да аленький

                         Я парнишка боевой,

                         Хоть и ростом маленький.

9. Любим мы решать задачи,

    Кто быстрей и кто вперёд.

    А задачки-то какие –

    Сам профессор не поймёт.

                    10. У девчонок в нашем классе

                          Кудри завитые

                          А мальчишки в нашем классе

                          Самые крутые.

11. Сколько ж  можно нам решать

     Эти уравнения?

     Нам любовь нужна, чтоб снять

     Стрессы и волнения.

                       12. Мы немного пошутили.

                            Посмеялись над собой.

                            Если что присочинили –

                            Так проступок небольшой.

13. Мы пропели вам частушки,

      Вы скажите от души

      Хороши наши частушки,

      И мы тоже хороши!

Все: - Просим быстро дать ответ:

          Хороши мы или нет?

Конкурс « Вернисаж». ( выставка картин)

- Из рисунков, находящихся в ваших альбомах или папках оформить выставку картин. У кого она получится оригинальнее?

Итог:- Итак, ребята, назовите ещё раз тему нашего классного часа.

         -Чему мы учились? Что нового узнали?

         - Какова роль школьных принадлежностей?

         - Кем они для нас являются? Как нужно обращаться со          

               школьными принадлежностями?

   

Слово жюри:

Пословица на доске « Мир освещается солнцем, а человек – знаниями»

   

                                                                             

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...