"Я и моя собака"
классный час (1 класс) по теме

Пичуева Марина Владимировна

Это мероприятие формирует у детей нравственные качества, вызывает интерес к окружающему миру, развивается умение рассуждать, анализировать, формируются исследовательские наыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия        «Я и моя собака»

Цель занятия:        воспитание чувства патриотизма как важнейшей социальной и духовно-нравственной ценности, формирование духовной культуры личности,  гуманных отношений между детьми, между человеком и животным, воспитание у них действенных нравственных чувств, интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры.

Планируемые результаты:        Предметные - познакомить обучающихся с историей нашей страны через жизнь собак; выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные- развитие познавательного интереса школьников; формирование исследовательских навыков, умения  работы с источниками; умения рассуждать, делать выводы, анализировать.

Личностные - формирование духовной сущности  культуры школьника; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение , аргументировать свою точку зрения и событий.

УУД: познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические-осуществляют поиск  информации (из материалов карточек, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями. Слушать другого ученика-партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия;строить понятные речевые условия.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальная и индивидуальная, групповая.

Форма организации:        внеурочная работа  

Ресурсы:        компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, электронная презентация.

Оборудование:                                                                                            

1.Выставка детских игрушек ( собачек).

2.Слайды « Породы собак».

3.Рисунки и фотографии собачек.

4.Сочинение о собаках.

5.Текст Сухомлинского «Дружок».

6.Карточки со словами : доброта, терпение, выносливость, доверие.

7.Пословицы.

8.Книги о собаках.  

 Учитель:  Учитель:  Собаки…  Сколько их и какие они разные!  Есть совсем маленькие – они умещаются на ладони и весят не больше полу-килограмма. Есть великаны, вес которых достигает восьмидесяти килограммов. Есть длинноногие, и есть коротконогие. У одних уши висят, у других – торчат. Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они – самые верные наши друзья. И самые  древние.

Самые древние – потому, что собаки первые из всех  животных стали домашними. Конечно, люди приручили не собак, а волков и потом уже вывели множество пород собак.

Самые  верные – потому, что ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.

На Земном шаре нет, пожалуй, такого места, где бы рядом с человеком не жила собака.

Есть собаки охотничьи, есть собаки служебные и есть декоративные.

Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и малых известных и неизвестных совершили собаки. И не случайно во многих странах  установлены памятники этим необыкновенным животным.

Один из памятников собаке был открыт в 1935 году в Ленинграде (Санкт- Петербурге). Это памятник всем собакам – верным помощникам человека в научных исследованиях.

Есть необычный памятник в Париже. На фоне стены, символизирующей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спине – ребёнок. Малыш крепко обхватил шею собаки, доверчиво приник к своему спасителю. Это памятник сенбернару по кличке Барри – собаке, которая в Альпийских горах спасла  не один  десяток  людей, погибавших в непогоду в глубоком снегу.

И ещё есть немало памятников собакам.

Сегодня мы завели разговор про собак лишь с одной целью, обобщить все знгания, которые получили по теме: «Наши верные друзья », доказать, что собака – друг человека.

Я думаю, что это  наверняка никого не оставит равнодушным. Мы выявим знатока собак и лучшую команду.

        Стихотворение.                                                      

   Если мы чуть-чуть обогнали мартышку,

К высотам прогресса направив шаги,-

За нами сейчас же помчались вприпрыжку

Мордочка, хвост и четыре ноги.    

  Порою с пути нам случается сбиться

( Кругом темнота и не видно ни зги)

Но нам не дадут насовсем заблудиться-

Мордочка, хвост и четыре ноги.

Пусть в чаще свирепые хищники воют-

Тебе не страшны никакие враги

-Не бойся, мы рядом!- тебя успокоют

Мордочка, хвост и четыре ноги.

А если порою тоска тебя гложет

( Бывает такая тоска- хоть беги!)

Поверь, что никто тебе так не поможет,

Как мордочка, хвост и четыре ноги.

Маленечко мяса, маленечко каши…

(Короче, влезать не придётся в долги!)

Матрасик в углу… И вот они- наши:

Мордочка, хвост и четыре ноги.                                                    

Учитель: Догадались, о ком идёт речь?(показать картинки)

Тема нашего классного часа-« Собака –друг человека!»(слайд)                                                            

Прочитать: «Мы в ответе за тех, кого приручили.»

        (А.де Сент - Экзюпери.)                                  Сегодня мы поговорим  об отношении  человека к нашим маленьким друзьям, которые живут у нас дома или к чужим, которых мы видим на улице. Но всем им бывает очень трудно без помощи и заботы человека.

Слайд ( картинка собаки и текст):

        Жить на свете очень туго

        Без подруги или друга

        Без тебя и твой щенок

        Нестерпимо одинок .                                                                                                                                                                                          

Викторина: «Собачья жизнь».                                                                       1.Как называется домик собаки? (будка.)                                        2.Как называется «общежитие» для собак?(псарня, питомник, вольер).                                                                                    3.Как звали собаку, впервые полетевшую в космос?( Лайка, 1958 год).                                                                                                 4.Какая собака каждый вечер появляется на экранах телевизора?(Филя, «Спокойной ночи, малыши).                              

 5.Как звали собаку, которая помогала вытянуть из земли большой овощ?(Жучка, сказка «Репка»)

Ученик: Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите  и воспитайте.

2.        Ученик:   Щенка кормили молоком,

              Чтоб он здоровым рос,

             Вставали ночью и тайком

             К нему бежали босиком

             Ему пощупать нос.

             Учили мальчики щенка,

             Возились с ним в саду,

             И он, расстроенный слегка,

             Шагал на поводу.

3.   Привык он к яркому костру,

     К тому, что рано по утру,

     Труба зовёт на сбор.

     И лаял он до хрипоты

     На тёмные кусты.

     Он был один в саду пустом,

   Он на террасе лёг,

        Он целый день лежал пластом,

        Он не хотел махать хвостом.

        Он даже есть не мог.

4.          Ребята вспомнили о нём,

        Вернулись с полпути

        Они войти хотели в дом,

        Но он не дал войти -

        Он им навстречу, на крыльцо,

        Он всех подряд лизал в лицо.

        Его ласкали малыши,

        И лаял он от всей души.

Учитель: Хорошо, что ребята не бросили своего друга, вернулись и забрали его. А сколько брошенных, забытых, бездомных собак бродят по улицам в поисках своего хозяина.

                                                                                         

Конкурс: «Художник».(нарисовать портрет собаки).                           Учитель: Много миллионов лет назад, когда человек жил в                                                                                        

пещере, и главным занятием была охота, к нему на помощь пришла собака. Сейчас собаки имеют много разных профессий. Каких? ( назовите профессии собак(слайд)).На какие три группы можно разделить все породы собак?(слайды: служебные, охотничьи, декоративные).

Человек всегда старался вырастить собак, которые бы ему нравились, поэтому сегодня мы можем видеть собак любого размера и окраски.

Слайды: 1. «Русская псовая борзая»( слайд )

это  охотничья собака, выведена в России.                                                                                                                                                                                                                                                                              

Высокая, длинная. Используется для охоты  на  зайцев и лис. Она послушна, любит своего хозяина, плохо переносит жару.

2. «Ньюфаундленд»(слайд)

эта собака хорошо плавает, может спасать утопаю-

щих. Добродушная, верная, бесстрашная, ласковая к детям, хороший сторож.

3. «Пекинес» (слайд)

игривая, сильная, смелая. Недостаток в том, что она разборчива в еде и храпит во сне. Верный и предан-

ный друг.

4. «Пудель» (декоративная)(слайд)

  Не спеша идёт старушка

  Рядом с ней шагают стружки

  Да, охапка чёрных стружек,

  Только это лишь снаружи

 Стружки- хвост,

   Макушка - стружки

   А попробуй – тронь старушку

   Вот тогда узнают люди,

   Что внутри – собака Пудель.

                         

Учитель: Назначение служебных и сторожевых собак нам  понят-

но, зачем нужны декоративные собаки?(слайд )

Ведь с ними не охотятся, не пасут стада, не разыскива-

ют  преступников? Как вы считаете?

Они преданы, приносят радость одиноким людям.

Рядом с собакой ребёнок никогда не вырастит жестоким

Любят играть, проказничать, умны, хорошо подходят

для дрессировки. И даже самая маленькая и

слабая собачка бросается на защиту своего хозяина.

Слайд: « Редкие  породы»

                 Существует наука, которая занимается изучением собак

        Как она называется?( кинология, собаковод.)

Самая маленькая собачка в высоту 11см 9мм (слайд)

Самая большая собака в мире 109см в высоту (слайд)

За 1 день съедает 50кг корма. Спит на собственной двух

местной  кровати.

Стихотворение «Мой щенок» (Аркадий Пресман)

Задирает Вовка нос

У него отличный пёс

Родословная в порядке-

Не какой- нибудь барбос

Задирает Юрка нос

У него не хуже пёс

Чистокровная овчарка-

На таких огромный спрос

Мой щенок ещё не пёс

Не окреп и не подрос

–Он у вас какой породы?

Задаёт сосед вопрос

–На бульдога не похож,

И на дога не похож

Он скорей всего дворняга

И цена такому грош

Я в ответ махнул рукой

Дорогой- недорогой,

Умный, добрый и отважный-

Вот породы он какой

Учитель: Некоторые породы собак хорошо поддаются дрессировке ( слайд)

Игра: «Собачья эстафета» (2 команды, 2 стула, 2 «кости»

Добегают до стула, встают на него, говорят «ГАВ» и бегут обратно, передавая «кость» следующему участнику.

1.        На свете множество собак

И на цепи и просто так

Собак служебных - пограничных

Дворовых Шариков обычных

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из - под лавок.

2.        И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок.

И ни на что уже не годных

Бродячих псов всегда голодных.

В любой момент готовы к драке

Псы драчуны и забияки.        

Псы - гордецы и недотроги

Спокойно дремлют на пороге.

А сладкоежки - лизоблюды

Всё лижут из любой посуды.

3.        Среди собак любой породы

Есть и красавцы и уроды

Есть великаны - это доги.

Коротконогие бульдоги,

И жёсткошерстные терьеры

Одни - черны, другие - серы,

А на иных смотреть обидно -

Так заросли, что глаз невидно.

4.        Известны всем собачьи свойства

И ум,  и честность, и геройство

Любовь, и верность, и коварство,

И отвратительное барство.

И с полуслова послушанье,

И это всё - от воспитанья.

5   . Ленива сытая хозяйка,

И такса Кнопочка - лентяйка,

Бесстрашен пограничник - воин

И пес Руслан его достоин.

  Хозяин пса  - кулак и скряга

         Под стать ему Репей - дворняга.

         Не зря собака тех кусает

         Кто камень зря в неё бросает.

         Но если кто с собакой дружит

Тому собака верно служит.

А верный пес - хороший друг -

Зависит от хороших рук.

 Конкурс: «Имена»

Кто угадает  как зовут эту собачку, тому она ста-

нет другом.

Учитель: Сегодня вы принесли рисунки и фотографии своих со-

бак. Им очень повезло- у них есть хозяева. Кто хотел

бы рассказать о своей собачке? Как она у вас появи-

лась ? Как её зовут? Хорошо ли ей у вас?

Важно не только их кормить, ухаживать за ними, но и ,

конечно, животные должны чувствовать вашу любовь,

ласку, знать, что вы их никогда не обидите, не преда-

дите, защитите.

Учитель: А сейчас послушаем стихотворение о маленьком проказнике, которое называется "Трезор"

        На дверях висел замок

        Взаперти сидел щенок

        Все ушли и одного

        В доме заперли его.

        Мы оставили Трезора

        Без присмотра, без надзора

        И поэтому щенок перепортил всё, что мог.

        Разорвал на кукле платье

        Зайцу вырвал шерсти клок

        В коридор из - под кровати

        Наши туфли уволок.

        Под кровать загнал кота,

        Кот остался без хвоста.

        Отыскал на кухне угол

         С головой уткнулся в уголь

        Вылез черный, не узнать.

        Влез в кувшин - перевернулся

        Чуть совсем не захлебнулся.

        И улёгся на кровать - спать.

        Мы щенка в воде и мыле

        Два часа мочалкой мыли

        Ни за что теперь его

        Не оставим одного.

Этическая ситуация. Рассказ Сухомлинского «Дружок»

К сожалению бывает и так, когда собака заболеет или надоест, её выбрасывают на улицу.

Стихотворение (слайд):

Бездомный пёс, в глазах один вопрос:

«Зачем же я не нужен никому?»

Погладишь пса и отведёшь глаза…

А что ещё ответствовать ему?

Ничейный пёс удержится от слёз-

Он понимает правила игры

Полкан иль Бим, он хочет быть твоим

Не ради миски или конуры.

Стихотворение:

Бродячий пёс с отвислыми ушами,

С опущенным, ободранным хвостом,

С отчаянными грустными глазами

Тревожно засыпает под мостом

Кто виноват, что пёс тот недотрога?

Что не подпускает близко человека?

Не тот ли, что швырнул его с порога?

Иль маленькое тельце бросил в реку?

Учитель: Скажите, всегда ли мы можем подобрать на улице без-

домное животное, принести его домой? Чем можно по-

мочь таким животным? А главное самим не выбрасы-

вать. Помните, что они тоже живые и им бывает боль-

но и обидно.

- В суровые годы Великой Отечественной войны собаки вместе с советскими воинами прошли нелёгкий боевой путь. Об этом ученицы нашего класса Попова Кристина И Эмели Хок расскажут стихотворение.

Собак не поминают поименно,

Им не дают наград и орденов.

Но все же, должен помнить мир спасенный

О подвиге собак со всех дворов!

Услышала я, может не случайно,

Историю, как шел Великий бой!

Мне рассказал о подвиге отчаянном

Один седой участник битвы той.

Я слушала его и удивлялась,

Не уж-то правду говорит седой старик!?...

И на груди его награда красовалась,

Но, не хвалился той наградой фронтовик.

Тот бой тяжелый в памяти остался,..

Он не забыл историю о том,

Как с ними рядом с танками сражался

Четырехлапый храбрый батальон.

Полуголодные, худющие дворняги

Глазами умными все вглядывались в нас.

А мы на них скорей гранаты надевали,

Им командир уже смертельный дал приказ!

Собакам мы должны быть благодарны

За то, что были рядом в те года!

Их дружба и шальная солидарность

Пусть остаются с нами навсегда!..

Как мало вы - дворняги воевали,

Подбитый танк - и нет в помине вас...

И мы, глотая слезы, вспоминали

Собак, что жизни отдали за нас...

Мне трудно говорить о наболевшем,..

Я видел этот ужас не во сне...

Эх!.. Знали б Вы, что значит танк сгоревший...

Ведь это не прошедший танк в Москве...

Я видел как собаки воевали,..

Я не забуду это никогда!

И дай-то Бог, чтоб люди осознали,

Что это Он им помогал тогда!..

Да разве можно позабыть такое!..

В неравной схватке, жизни не щадя,

Дворняги шли на смерть за нас с тобою!..

Такое, люди, забывать нельзя!

- Подвиги собак во время войны являются примером подражания для любого человека.

 

Игра «Помогите собачке попасть в конуру»

Плакат. На кружки приколоть слова: послушание, терпение,

выносливость, доверие, добро.

Учитель: Всему этому надо научить собачку, но сначала всему

этому надо научиться нам с вами. Хорошо воспитать

собачку может только хороший человек.  

 

На свете множество собак
И на цепи и просто так:
Собак служебных — пограничных,
Дворовых «шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных —
Бродячих псов, всегда голодных.
В любой момент готовы к драке
Псы— драчуны и забияки.
Псы — гордецы и недотроги
Спокойно дремлют на пороге.
А сладкоежки-лизоблюды
Всё лижут из любой посуды.
Среди собак любой породы
Есть и красавцы и уроды,
Есть великаны, это — доги!
Коротконогие бульдоги
И жесткошерстные терьеры.
Одни — черны, другие — серы,
А на иных смотреть обидно —
Так заросли, что глаз не видно!
Известны всем собачьи свойства:
И ум, и чуткость, и геройство,
Любовь, и верность, и коварство,
И отвратительное барство,
И с полуслова послушанье,
И это все — от воспитанья!
Ленива сытая хозяйка,
И такса Кнопочка — лентяйка!
Бесстрашен пограничник-воин,
И пес Руслан его достоин!
Хозяин пса — кулак и скряга,
Под стать ему Репей-дворняга.
Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в нее бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
А верный пес — хороший друг
Зависит от хороших рук!
Мои стихи для пионеров,
А не для такс и фокстерьеров.

Роли

Федя:

1. А если порою тоска тебя гложет

( Бывает такая тоска- хоть беги!)

Поверь, что никто тебе так не поможет,

Как мордочка, хвост и четыре ноги.

Маленечко мяса, маленечко каши…

(Короче, влезать не придётся в долги!)

Матрасик в углу… И вот они- наши:

Мордочка, хвост и четыре ноги.                                                    

2. Задирает Вовка нос

У него отличный пёс

Родословная в порядке-

Не какой- нибудь барбос

Задирает Юрка нос

У него не хуже пёс

Чистокровная овчарка-

На таких огромный спрос

Мой щенок ещё не пёс

Не окреп и не подрос

–Он у вас какой породы?

Задаёт сосед вопрос

–На бульдога не похож,

И на дога не похож

Он скорей всего дворняга

И цена такому грош

Я в ответ махнул рукой

Дорогой- недорогой,

Умный, добрый и отважный-

Вот породы он какой

Валера

1. И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок.

И ни на что уже не годных

Бродячих псов всегда голодных.

В любой момент готовы к драке

Псы драчуны и забияки.        

Псы - гордецы и недотроги

Спокойно дремлют на пороге.

А сладкоежки - лизоблюды

Всё лижут из любой посуды.

Денис

Если мы чуть-чуть обогнали мартышку,

К высотам прогресса направив шаги,-

За нами сейчас же помчались вприпрыжку

Мордочка, хвост и четыре ноги.    

  Порою с пути нам случается сбиться

( Кругом темнота и не видно ни зги)

Но нам не дадут насовсем заблудиться-

Мордочка, хвост и четыре ноги.

Пусть в чаще свирепые хищники воют-

Тебе не страшны никакие враги

-Не бойся, мы рядом!- тебя успокоют

Мордочка, хвост и четыре ноги.

Галя

Привык он к яркому костру,

     К тому, что рано по утру,

     Труба зовёт на сбор.

     И лаял он до хрипоты

     На тёмные кусты.

     Он был один в саду пустом,

   Он на террасе лёг,

        Он целый день лежал пластом,

        Он не хотел махать хвостом.

        Он даже есть не мог.

Аня

Щенка кормили молоком,

              Чтоб он здоровым рос,

             Вставали ночью и тайком

             К нему бежали босиком

             Ему пощупать нос.

             Учили мальчики щенка,

             Возились с ним в саду,

             И он, расстроенный слегка,

             Шагал на поводу.

Уля

Ленива сытая хозяйка,

И такса Кнопочка - лентяйка,

Бесстрашен пограничник - воин

И пес Руслан его достоин.

  Хозяин пса  - кулак и скряга

         Под стать ему Репей - дворняга.

         Не зря собака тех кусает

         Кто камень зря в неё бросает.

         Но если кто с собакой дружит

Тому собака верно служит.

А верный пес - хороший друг -

Зависит от хороших рук.

Вика

Среди собак любой породы

Есть и красавцы и уроды

Есть великаны - это доги.

Коротконогие бульдоги,

И жёсткошерстные терьеры

Одни - черны, другие - серы,

А на иных смотреть обидно -

Так заросли, что глаз невидно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Собака - друг человека"

Цели: познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам, ...

Презентация к уроку "О молниях, змеях, собаках и прочем..."

Презентация по окружающему миру в 3 классе "О молниях, змеях, собаках и прочем...", УМК "Школа России"...

урок-встреча" Породы собак"

Цели: знакомство с породами собак, воспитывать любовь к животным, сопереживать. развивать мышление.                                                                         Ход урока.1) -Стих-е (читает...

Собаки

В презентации собран материал о породах собак, интересные факты, а так же игра "Поле чудес"....

Методическая разработка урока по чтению в 1 классе "Устное народное творчество. Работа над сказкой "Собака и петух"

Данная методическая разработка урока  помогает учащимся 1 класса познакомится с разными жанрами устного народного творчества.  Урок построен с использованием игровой технологии....

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: В. Осеева "Собака яростно лаяла", И. Токмакова "Купите собаку"

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема урока: В.Осеева "Собака яростно лаяла", И.Токмакова "Купите собаку". (ФГОС)...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ КОШЕК И СОБАК? КАК УХАЖИВАТЬ ЗА КОШКОЙ И СОБАКОЙ"

Предмет:   Окружающий мирКласс: 1 классТип урока: Открытие новых знанийМетоды обучения: проблемный, наглядный, практический,репродуктивныйМежпредметные связи: Литературное чтение.Формы прове...