Главные вкладки

    Классный час "Каждый человек достоин уважения!"
    классный час (4 класс) на тему

    Михалева Светлана Анатольевна

    Классный час в  4 классе на тему  «Каждый человек достоин уважения» был дан с целью:    познакомить  учащихся  с понятием  «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

     формировать культуру толерантности у учащихся младшего школьного возраста;  развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных  жизненных ситуациях; воспитывать у учащихся уважение к себе, сверстникам, старшим, а также  умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл munitsipalnoe_kazennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx32.36 КБ

    Предварительный просмотр:

          Муниципальное казенное образовательное учреждение

         «Новослободская средняя общеобразовательная школа»

                     Калужская область,  Думиничский район

    Классный час в 4 классе

    «Каждый человек достоин уважения»

                                          Подготовила

                                          учитель начальных  классов

                                          Михалева Светлана Анатольевна

                                      Новослободск, 2013г

    Классный час

    Класс 4

    Тема: «Каждый человек достоин уважения»

    Цели:

    • познакомить с понятием  «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
    • формировать культуру толерантности у учащихся младшего школьного возраста;
    • развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных  жизненных ситуациях.
    • воспитывать у учащихся уважение к себе, сверстникам, старшим;     умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

    Учебные материалы: карточки с ведущими понятиями, конверты с карточками(3 шт.); фломастеры; бумажные листья; ватман с изображением дерева без листьев; музыкальный центр; фотовыставка; презентация; мелодия «Падает снег» на стихи Э.Асадова; фонограмма песни  на муз.М.Минкова, сл.Ю.Энтина  «Дорогою добра»

    Предварительная подготовка: учащиеся готовят сценку «Девушка по имени Любовь», находят определения понятия «Толерантность» на разных языках.

                                                          Ход занятия

                               

    Ι.Организационный момент.    

    Учащиеся приветствуют друг друга.

    -Здравствуй, друг! Здравствуй, подруга!

    Мы скучали  друг без друга.

    Ты в глаза мне посмотри.

    Левым глазом подмигни.

    Подмигни мне правым глазом.

    Скажем: «Здравствуйте!» мы разом.

    «Здравствуйте»

    Учащиеся рассаживаются группами . Группы называются «Радость», «Доброта», «Красота».

    ΙΙ.Введение в тему.   (Слайд 3  с высказыванием Б.Шоу)

    - Добрый день, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Рада  вас видеть.

    Тема нашего классного часа   «Каждый человек достоин уважения».

    Игра «Я люблю себя за то…»        

       

    - Предлагаю вам игру «Я люблю себя за то…»                                                                                                                                      

    - Сейчас каждый из вас по очереди поднимается с места и говорит, за что он себя любит.

    - Скажите, дети, это плохо или хорошо, когда человек любит себя за что-то?

    (Выслушиваются ответы учащихся.)

    -Каждый должен любить себя, ухаживать за собой, воспитывать в себе лучшие человеческие качества.

    ΙΙΙ. Определение цели мероприятия.

    - 16 ноября ежегодно отмечается Международный день толерантности.  Сегодня наш разговор будет посвящен толерантности.  

    - Слово, возможно, не всем знакомо, да и звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это человек не только образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими его людьми. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.

    (Слайд 4 Термин «толерантность»)

    - Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

    - Предлагаю вам посмотреть сказку.

    Слайд 5

    Звучит спокойная мелодия. Учащиеся инсценируют сказку.

    Жила- была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете  без подружки. Вот и обратилась она к старому седому прожившему сто лет волшебнику:

    - Помоги мне, дедушка ,выбрать  подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

    Подумал волшебник и сказал:

    - Приходи ко мне  завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…..

    Утром, когда алое солнце осветило землю , пришла Любовь в условленное место…

    Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

    - Вот выбирай,- сказал волшебник.-

    Одну зовут  Радость, другую – Удача , третью - Красота, четвертую – Печаль, пятую –  Доброта.

    - Они все прекрасны,- сказала Любовь .  - Не знаю, кого выбрать…

    - Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними , а может ,будешь дружить , но выбери одну из них.

    Она будет подружкой тебе на всю жизнь.

    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь….

    -А кого бы выбрали вы?

    - Почему?

    Дети отвечают. Продолжается сказка.

    Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

    - Почему Любовь выбрала Доброту?   (Доброта- это отзывчивость,

    душевное расположение к людям.  Без  доброты любви не бывает)

    ΙV. Беседа. Мозговой штурм.

    (Слайд 6  «Падает снег»)

    - Послушайте стихотворение Э.Асадова «Падает снег», в котором говорится о равнодушном отношении людей друг к другу.

    Чтение стихотворения Асадова «Падает снег» на фоне спокойной мелодии.

    - Чему учит нас это стихотворение?

    (Сочувствию. Если видите, что человеку плохо, не стесняйтесь, подойдите  к нему, скажите доброе слово, помогите ему. Не будьте равнодушны.)

    - Сейчас я предлагаю послушать, как слово «толерантность» определяется на разных языках мира.   Слайд 7  «Дети мира»

    (сообщения учащихся)

    • В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким,  уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
    • Во французском – способность допускать, что другие могут думать или действовать  иначе, нежели ты сам.
    • В испанском языке толерантность обозначает способность признавать отличные от собственных идеи или мнения.
    • В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
    • В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
    • В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим.

    - Какое из определений вам понравилось больше? (высказывания учащихся)

    - Ребята, почему в разных странах различные определения? (все мы разные)

    - Что объединяет эти определения?

    (Быть толерантным - это означает  уважать других, не взирая на различия. Быть  внимательным к окружающим,   понимать друг друга, уважительно относится друг к другу, независимо от нации)

    -Как вы относитесь друг к другу?

    - Всегда ли вы добры и отзывчивы?

    (учащиеся высказывают свое мнение)

    - Надо уважать друг друга, не грубить, быть вежливым, добрым…

    -Давайте обобщим все сказанное.

    - Символом толерантности является радуга. Как вы думаете, с чего начинается толерантность?

    Конечно же,  с улыбки.

    - Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Но у него нет лучиков.

    - Какие слова, на ваш взгляд, должны быть на лучах?

    Среди слов ученики выбирают слова:  терпимость, доброжелательность, милосердие, уважение прав других,  сотрудничество, сострадание, прощение, доверие  

    и крепят их на доску.

    - Молодцы!

    Слайд 8  («Жертвы, )

    - Мы с вами живем в 21 веке. Набирает обороты технический прогресс.  Казалось бы, жизнь должна стать спокойнее. Но очень часто мы слышим слова «жертва насилия»,  «беженцы»…

    - В мире растет агрессивность, преступность, расширяются зоны конфликтов.

    - Каждый из нас совершает в жизни разные поступки. Иногда мы поступаем правильно и проявляем свои лучшие душевные качества, но иногда бывает и наоборот…

    - Предлагаю вам послушать  рассказ одной девочки.

     

      « Недавно я была с мамой в одном городе, мы шли по парку. Впереди нас на инвалидной коляске передвигался с виду крепкий молодой мужчина. Вдруг колесо попало в выбоину  на асфальте, и коляска перевернулась. Инвалид упал. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой попытались поднять мужчину. Ничего не получалось. Тогда мы обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. Инвалид просил оставить его в покое»…

    -  Как бы поступили вы на месте девочки и ее мамы?

    - Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку плохо?

    (высказывания детей)

    (Продолжение рассказа)

     

    «Но мы снова попытались его поднять. Мимо шли студенты.

    –Ребята, помогите,- обратились мы с отчаянием к ним.

    Студенты усадили упавшего в коляску. На выходе из парка я оглянулась посмотреть на  оставленного  на алее инвалида.

    Он плакал»

     - Почему плакал инвалид? (высказывания детей)

    - Равнодушие – это страшное зло нашего времени. Среди людей черствых, озлобленных, равнодушных, способных предать даже ближнего,   жить тяжело. Но я уверена,  что добрых и отзывчивых людей на земле гораздо больше.

    -Что вы можете сказать о студентах? ( высказывания учащихся)

    - Сделав добро, человек становится чище, лучше, светлее. Если каждый из нас будет внимательней к любому человеку – это и будет проявление доброты, милосердия, сострадания.  

    V. Групповая работа.

    - А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

    Каждая группа получает конверты с заданием: разделить предложенные сочетания слов на две группы («толерантная личность» и «интолерантная личность»)  

    - Интолерантная личность характеризуется представлением человека о собственной исключительности, плохим воспитанием, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.

    -  Кто считает, что это говорится о нем? Оцените себя. Не отвечайте перед классом (самооценка).

    - Толерантная личность – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к другим культурам, взглядам, традициям.

    - Кто считает, что это про него? (Не требуется ответа при классе)

    -  Разделите предложенные сочетания слов на две группы.

    уважение мнения других                                             непонимание

    доброжелательность        игнорирование

    желание что-либо сделать вместе        эгоизм

    понимание и принятие        нетерпимость

    чуткость        выражение пренебрежения

    любознательность        раздражительность

    снисходительность        равнодушие

    доверие        агрессивность

    гуманизм

    Учитель проверяет задание.  Слайд  9, 10.

    - Молодцы. С заданием вы справились.

    VΙ. Упражнения «Конфликты»   Слайд 11  (Фото 4 кл)

    - Давайте сейчас попробуем проверить,  насколько вы толерантны? Постарайтесь проявить свои лучшие  стороны при разрешении проблемных ситуаций.

    (Каждая группа  получает карточку  с описанием ситуации, обсуждает ее  и предлагает решение  сложившейся ситуации.)

    Ситуации:

    1.Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя и свалил с ног.

    - Как ты поступишь?  

    2. Два хороших друга, Сережа  и Миша, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Сереже нравятся рыбки , и он считает их лучшими, а Мише  нравятся хомячки , он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

    - Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

    3. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

    - Что могло бы произойти?

    - Какое качество проявили ребята?

    - Как бы поступили вы?

    4.  Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого.

    - Как вы поступите в такой ситуации?

    5. Один из одноклассников смеётся над твоим другом.

    Как ты поступишь?

    6.Приятель схватил твою ручку без разрешения.

    Как ты поступишь?

    Звучит музыка.

    Заслушиваются ответы учащихся.

    Вывод.

    - Чаще всего невозможно сделать поведение полностью толерантным, ведь мы все разные. Главное – стремиться сделать его таким.

    VΙΙ. Подведение итого мероприятия.  

    Слайд 12 (итог: что такое тол-ть?)

    - Вот и подошел  к концу наш классный час. Но разговор о толерантности не закончен, мы часто будем возвращаться к этой теме. Кроме того, мне хотелось бы, чтобы наш класс и наша школа стали   пространством толерантности, чтобы у нас царили уважение, взаимопонимание, не было ссор, а радость, удача, доброта, красота, любовь были нашими постоянными спутниками.

    -Я предлагаю  вам создать «Дерево толерантности» . Напишите  на листочках, что можно для этого сделать  и прикрепите их на  наше дерево .

    Слайд 13 (Дари тепло…)   музыка

    ( Звучит песня в исполнении   А.Пугачевой «И исчезнет грусть».  Учащиеся пишут на заранее подготовленных листочках  пожелания и прикрепляют их на дерево)

    Ученики выходят, читают свои записи и приклеивают листочки

    Слайд 14    (Солнышко)   музыка «Дорогою добра»

    - Старайтесь  быть добрее, внимательнее к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то одноклассник или прохожий. Старайтесь принимать как факт присутствие других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни. Это значит, что вы будете признавать, что все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас, потому что каждый человек достоин уважения.

    - Я попрошу встать всех в круг лицом друг к другу, взяться за руки, вытянуть правую ногу вперед и по моей  команде сделать шаг вперед – «навстречу толерантности».

    -Навстречу толерантности - шаг вперед!

    -  Я очень рада нашей встрече. Мне приятно было с вами общаться. Закончить наш классный час мне хотелось бы одной из наших любимых песен.

    (Звучит песня на  муз.М.Минкова, сл.Ю.Энтина  «Дорогою добра»)

    Литература

    1. Гревцева И.В. «Что такое толерантность?»// Классный руководитель, 2006, №4;
    2. Декларация принципов толерантности //Учительская газета. – 2003, №13; 2009;
    3. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. «Генезис», М. 2005;
    4. Байбародова Л.В., Ковальчук М.А. «Воспитание толерантности у школьников»,  «Академия развития» 2003;
    5. «Начальная школа»,№ 10, 2013.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час на тему "Уважение. Как его заслужить?"

    Тема урока: Уважение. Как его заслужить?Планируемые результаты:- личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных соци...

    Классный час "Окажем школе уважение своим примерным поведением"

    Беседа с элементами игры для учащихся начальных классов школы VIII вида....

    Конспект классного часа "Как заслужить уважение" (работа по сказке "Я тобой горжусь" )(4 кл)

    Цели: формировать представление о разнообразии и единстве понятий уважения и гордости.·         Ознакомить учащихся с понятиями уважение, гордость·...

    Классный час на тему: "Уважение к людям"

    Цели: 1. Расширение знаний детей о понятии «уважение».2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения. ...