Классный час "Каждый человек достоин уважения!"
классный час (4 класс) на тему

Михалева Светлана Анатольевна

Классный час в  4 классе на тему  «Каждый человек достоин уважения» был дан с целью:    познакомить  учащихся  с понятием  «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

 формировать культуру толерантности у учащихся младшего школьного возраста;  развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных  жизненных ситуациях; воспитывать у учащихся уважение к себе, сверстникам, старшим, а также  умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_kazennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное казенное образовательное учреждение

     «Новослободская средняя общеобразовательная школа»

                 Калужская область,  Думиничский район

Классный час в 4 классе

«Каждый человек достоин уважения»

                                      Подготовила

                                      учитель начальных  классов

                                      Михалева Светлана Анатольевна

                                  Новослободск, 2013г

Классный час

Класс 4

Тема: «Каждый человек достоин уважения»

Цели:

  • познакомить с понятием  «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  • формировать культуру толерантности у учащихся младшего школьного возраста;
  • развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных  жизненных ситуациях.
  • воспитывать у учащихся уважение к себе, сверстникам, старшим;     умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

Учебные материалы: карточки с ведущими понятиями, конверты с карточками(3 шт.); фломастеры; бумажные листья; ватман с изображением дерева без листьев; музыкальный центр; фотовыставка; презентация; мелодия «Падает снег» на стихи Э.Асадова; фонограмма песни  на муз.М.Минкова, сл.Ю.Энтина  «Дорогою добра»

Предварительная подготовка: учащиеся готовят сценку «Девушка по имени Любовь», находят определения понятия «Толерантность» на разных языках.

                                                      Ход занятия

                           

Ι.Организационный момент.    

Учащиеся приветствуют друг друга.

-Здравствуй, друг! Здравствуй, подруга!

Мы скучали  друг без друга.

Ты в глаза мне посмотри.

Левым глазом подмигни.

Подмигни мне правым глазом.

Скажем: «Здравствуйте!» мы разом.

«Здравствуйте»

Учащиеся рассаживаются группами . Группы называются «Радость», «Доброта», «Красота».

ΙΙ.Введение в тему.   (Слайд 3  с высказыванием Б.Шоу)

- Добрый день, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Рада  вас видеть.

Тема нашего классного часа   «Каждый человек достоин уважения».

Игра «Я люблю себя за то…»        

   

- Предлагаю вам игру «Я люблю себя за то…»                                                                                                                                      

- Сейчас каждый из вас по очереди поднимается с места и говорит, за что он себя любит.

- Скажите, дети, это плохо или хорошо, когда человек любит себя за что-то?

(Выслушиваются ответы учащихся.)

-Каждый должен любить себя, ухаживать за собой, воспитывать в себе лучшие человеческие качества.

ΙΙΙ. Определение цели мероприятия.

- 16 ноября ежегодно отмечается Международный день толерантности.  Сегодня наш разговор будет посвящен толерантности.  

- Слово, возможно, не всем знакомо, да и звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это человек не только образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими его людьми. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.

(Слайд 4 Термин «толерантность»)

- Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

- Предлагаю вам посмотреть сказку.

Слайд 5

Звучит спокойная мелодия. Учащиеся инсценируют сказку.

Жила- была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете  без подружки. Вот и обратилась она к старому седому прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка ,выбрать  подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне  завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…..

Утром, когда алое солнце осветило землю , пришла Любовь в условленное место…

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай,- сказал волшебник.-

Одну зовут  Радость, другую – Удача , третью - Красота, четвертую – Печаль, пятую –  Доброта.

- Они все прекрасны,- сказала Любовь .  - Не знаю, кого выбрать…

- Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними , а может ,будешь дружить , но выбери одну из них.

Она будет подружкой тебе на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь….

-А кого бы выбрали вы?

- Почему?

Дети отвечают. Продолжается сказка.

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Доброту?   (Доброта- это отзывчивость,

душевное расположение к людям.  Без  доброты любви не бывает)

ΙV. Беседа. Мозговой штурм.

(Слайд 6  «Падает снег»)

- Послушайте стихотворение Э.Асадова «Падает снег», в котором говорится о равнодушном отношении людей друг к другу.

Чтение стихотворения Асадова «Падает снег» на фоне спокойной мелодии.

- Чему учит нас это стихотворение?

(Сочувствию. Если видите, что человеку плохо, не стесняйтесь, подойдите  к нему, скажите доброе слово, помогите ему. Не будьте равнодушны.)

- Сейчас я предлагаю послушать, как слово «толерантность» определяется на разных языках мира.   Слайд 7  «Дети мира»

(сообщения учащихся)

  • В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким,  уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
  • Во французском – способность допускать, что другие могут думать или действовать  иначе, нежели ты сам.
  • В испанском языке толерантность обозначает способность признавать отличные от собственных идеи или мнения.
  • В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
  • В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
  • В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим.

- Какое из определений вам понравилось больше? (высказывания учащихся)

- Ребята, почему в разных странах различные определения? (все мы разные)

- Что объединяет эти определения?

(Быть толерантным - это означает  уважать других, не взирая на различия. Быть  внимательным к окружающим,   понимать друг друга, уважительно относится друг к другу, независимо от нации)

-Как вы относитесь друг к другу?

- Всегда ли вы добры и отзывчивы?

(учащиеся высказывают свое мнение)

- Надо уважать друг друга, не грубить, быть вежливым, добрым…

-Давайте обобщим все сказанное.

- Символом толерантности является радуга. Как вы думаете, с чего начинается толерантность?

Конечно же,  с улыбки.

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Но у него нет лучиков.

- Какие слова, на ваш взгляд, должны быть на лучах?

Среди слов ученики выбирают слова:  терпимость, доброжелательность, милосердие, уважение прав других,  сотрудничество, сострадание, прощение, доверие  

и крепят их на доску.

- Молодцы!

Слайд 8  («Жертвы, )

- Мы с вами живем в 21 веке. Набирает обороты технический прогресс.  Казалось бы, жизнь должна стать спокойнее. Но очень часто мы слышим слова «жертва насилия»,  «беженцы»…

- В мире растет агрессивность, преступность, расширяются зоны конфликтов.

- Каждый из нас совершает в жизни разные поступки. Иногда мы поступаем правильно и проявляем свои лучшие душевные качества, но иногда бывает и наоборот…

- Предлагаю вам послушать  рассказ одной девочки.

 

  « Недавно я была с мамой в одном городе, мы шли по парку. Впереди нас на инвалидной коляске передвигался с виду крепкий молодой мужчина. Вдруг колесо попало в выбоину  на асфальте, и коляска перевернулась. Инвалид упал. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой попытались поднять мужчину. Ничего не получалось. Тогда мы обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. Инвалид просил оставить его в покое»…

-  Как бы поступили вы на месте девочки и ее мамы?

- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку плохо?

(высказывания детей)

(Продолжение рассказа)

 

«Но мы снова попытались его поднять. Мимо шли студенты.

–Ребята, помогите,- обратились мы с отчаянием к ним.

Студенты усадили упавшего в коляску. На выходе из парка я оглянулась посмотреть на  оставленного  на алее инвалида.

Он плакал»

 - Почему плакал инвалид? (высказывания детей)

- Равнодушие – это страшное зло нашего времени. Среди людей черствых, озлобленных, равнодушных, способных предать даже ближнего,   жить тяжело. Но я уверена,  что добрых и отзывчивых людей на земле гораздо больше.

-Что вы можете сказать о студентах? ( высказывания учащихся)

- Сделав добро, человек становится чище, лучше, светлее. Если каждый из нас будет внимательней к любому человеку – это и будет проявление доброты, милосердия, сострадания.  

V. Групповая работа.

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Каждая группа получает конверты с заданием: разделить предложенные сочетания слов на две группы («толерантная личность» и «интолерантная личность»)  

- Интолерантная личность характеризуется представлением человека о собственной исключительности, плохим воспитанием, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.

-  Кто считает, что это говорится о нем? Оцените себя. Не отвечайте перед классом (самооценка).

- Толерантная личность – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к другим культурам, взглядам, традициям.

- Кто считает, что это про него? (Не требуется ответа при классе)

-  Разделите предложенные сочетания слов на две группы.

уважение мнения других                                             непонимание

доброжелательность        игнорирование

желание что-либо сделать вместе        эгоизм

понимание и принятие        нетерпимость

чуткость        выражение пренебрежения

любознательность        раздражительность

снисходительность        равнодушие

доверие        агрессивность

гуманизм

Учитель проверяет задание.  Слайд  9, 10.

- Молодцы. С заданием вы справились.

VΙ. Упражнения «Конфликты»   Слайд 11  (Фото 4 кл)

- Давайте сейчас попробуем проверить,  насколько вы толерантны? Постарайтесь проявить свои лучшие  стороны при разрешении проблемных ситуаций.

(Каждая группа  получает карточку  с описанием ситуации, обсуждает ее  и предлагает решение  сложившейся ситуации.)

Ситуации:

1.Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя и свалил с ног.

- Как ты поступишь?  

2. Два хороших друга, Сережа  и Миша, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Сереже нравятся рыбки , и он считает их лучшими, а Мише  нравятся хомячки , он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

3. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

- Что могло бы произойти?

- Какое качество проявили ребята?

- Как бы поступили вы?

4.  Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого.

- Как вы поступите в такой ситуации?

5. Один из одноклассников смеётся над твоим другом.

Как ты поступишь?

6.Приятель схватил твою ручку без разрешения.

Как ты поступишь?

Звучит музыка.

Заслушиваются ответы учащихся.

Вывод.

- Чаще всего невозможно сделать поведение полностью толерантным, ведь мы все разные. Главное – стремиться сделать его таким.

VΙΙ. Подведение итого мероприятия.  

Слайд 12 (итог: что такое тол-ть?)

- Вот и подошел  к концу наш классный час. Но разговор о толерантности не закончен, мы часто будем возвращаться к этой теме. Кроме того, мне хотелось бы, чтобы наш класс и наша школа стали   пространством толерантности, чтобы у нас царили уважение, взаимопонимание, не было ссор, а радость, удача, доброта, красота, любовь были нашими постоянными спутниками.

-Я предлагаю  вам создать «Дерево толерантности» . Напишите  на листочках, что можно для этого сделать  и прикрепите их на  наше дерево .

Слайд 13 (Дари тепло…)   музыка

( Звучит песня в исполнении   А.Пугачевой «И исчезнет грусть».  Учащиеся пишут на заранее подготовленных листочках  пожелания и прикрепляют их на дерево)

Ученики выходят, читают свои записи и приклеивают листочки

Слайд 14    (Солнышко)   музыка «Дорогою добра»

- Старайтесь  быть добрее, внимательнее к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то одноклассник или прохожий. Старайтесь принимать как факт присутствие других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни. Это значит, что вы будете признавать, что все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас, потому что каждый человек достоин уважения.

- Я попрошу встать всех в круг лицом друг к другу, взяться за руки, вытянуть правую ногу вперед и по моей  команде сделать шаг вперед – «навстречу толерантности».

-Навстречу толерантности - шаг вперед!

-  Я очень рада нашей встрече. Мне приятно было с вами общаться. Закончить наш классный час мне хотелось бы одной из наших любимых песен.

(Звучит песня на  муз.М.Минкова, сл.Ю.Энтина  «Дорогою добра»)

Литература

  1. Гревцева И.В. «Что такое толерантность?»// Классный руководитель, 2006, №4;
  2. Декларация принципов толерантности //Учительская газета. – 2003, №13; 2009;
  3. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. «Генезис», М. 2005;
  4. Байбародова Л.В., Ковальчук М.А. «Воспитание толерантности у школьников»,  «Академия развития» 2003;
  5. «Начальная школа»,№ 10, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Уважение. Как его заслужить?"

Тема урока: Уважение. Как его заслужить?Планируемые результаты:- личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных соци...

Классный час "Окажем школе уважение своим примерным поведением"

Беседа с элементами игры для учащихся начальных классов школы VIII вида....

Конспект классного часа "Как заслужить уважение" (работа по сказке "Я тобой горжусь" )(4 кл)

Цели: формировать представление о разнообразии и единстве понятий уважения и гордости.·         Ознакомить учащихся с понятиями уважение, гордость·...

Классный час, посвящённый Дню пожилого человека «С уваженьем и любовью от внуков»

Классный час, посвящённый Дню пожилого человека  «С уваженьем и любовью от внуков» Данное мероприятие дает возможность молодому поколению понять, что такое явление как старость н...