ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
материал (3 класс) по теме

Сивцева Январита Ивановна

 

Патриотическая деятельность (гражданское воспитание) - одно из направ-лений по формированию основ гражданской идентичности личности, что пред-полагает осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определен-ный личностный смысл. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Январита  Ивановна Сивцева, учитель начальных классов,

                                МБОУ «ЖСОШ», с. Боробул, Республика Саха (Якутия)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Пояснительная записка

Патриотическая деятельность (гражданское воспитание) - одно из направ-лений по формированию основ гражданской идентичности личности, что пред-полагает осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определен-ный личностный смысл. [3, с. 56]

Внеучебная деятельность по данному направлению предполагает граж-данскую активность учащихся в виде участия в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций и в общественной жизни.

В настоящее время патриотическое воспитание является одной из весьма сложных сфер воспитательной работы.

Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться с уче-том возрастных психологических особенностей детей. Психологические осо-бенности - это не догма, у каждого ребенка своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.

В наше время наиболее актуальным становится необходимость всесто-роннего использования компьютерных технологий в образовательном прос-транстве школы. Дети очень чутко чувствуют сложившуюся ситуацию и соот-ветствующе на нее реагируют.

Педагогическая целесообразность данной программы для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними ин-тересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.

Новизна данной программы - в расширении патриотической работы на со-временном уровне, а также развивает творческий потенциал ребенка, обогащает словарный запас, формирует нравственно-эстетические чувства. Именно в на-чальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Использование ИКТ технологий в профессиональной деятельности позво-ляет преподавателям выполнять требования государственного стандарта и вос-питывать всесторонне развитую личность, востребованную на рынке труда. ИКТ активно внедряется в образовательный процесс школы, накоплен боль-шой материал по разделам учебно-воспитательной деятельности. [1, с. 82]

Педагоги осознают сильное влияние телевидения на формирование лич-ности, особенно в раннем возрасте, поскольку телевидение обладает большой силой эмоционального, нравственного, информационно-познавательного, пси-хологического воздействия. Телевидение сегодня занимает все больше комму-никационного поля, оказывает все большее воздействие на аудиторию. Комму-никатор становится носителем языковых и поведенческих норм. [4, с. 132]

        Цель: развитие творческого потенциала ребенка, помощь в раскрытии творческих и логических способностей.

Данная программа ориентирована для учеников начальной школы, нацеле-на на формирование творческой индивидуальности. Программа является це-лостным интегрированным курсом, в игровой форме развивает интеллектуаль-ный потенциал ребенка, помогает раскрыть свои творческие и логические спо-собности, использовать приобретенные знания и умение в практической деятельности.

При создании видеофильма «Классный класс» дети учатся отражать лич-ные цели, а также учитывать потребности коллектива. Съемка, монтаж и под-бор фото-видеоматериала о жизни класса, самостоятельная практическая работа совершенствуют навыки владения мультимедийной техникой. Индивидуальная групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умение преод-левать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует само-стоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.

Учитель может самостоятельно распределить количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия ра-боты в данной школе. Обязательно во время занятий включить физкульт-минутку.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

«Юный радиотелеведущий» в третьем классе

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся полу-чат возможность формирования личностных результатов:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые, об-щие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже из-вестного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
  • используя свой жизненный опыт, информацию, полученные от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УУД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

  • рассуждать в устной форме, как в кадре, так и за кадром;
  • знать основные понятия о профессии журналиста вообще и телевизион-ного ведущего в частности;
  • расширить общий кругозор;
  • воспитывать детей в духе общечеловеческих ценностей;
  • воспитать интерес к творческой деятельности.

       

       Тематическое планирование программы

«Юный радиотелеведущий» в третьем классе

№№

Тема занятий

Вего часов

В том числе теория

В том числе практика

1

Введение. Вводное занятие. Цели и задачи предмета. Знакомство с группой. Требования к занятиям.

1

1

2

История возникновения и развития СМИ: письмен-ность, глашатаи, ораторы и т.д. Разнообразные виды и формы.

1

1

3

Радио: колхозное, школьное, в детских лагерях, об-ластное

1

1

4

Экскурсии в местные радиостудии

1

1

5

Телевидение: кабельное, государственное, всемир-ная связь, кинотеатры

1

1

6

Экскурсии в местные телестудии

1

1

7

СМИ. Особенности работы в разных СМИ

1

1

8

СМИ – деловая игра

1

1

89

Кто такой журналист?

1

1

10

Встреча с журналистом телестудии

1

1

11

Этика телеведущего. Внешний вид, речь, широкий кругозора, культура поведения и манера общения

1

1

12

«Круглый стол» «Тележурналистика моими глаза-ми»

1

1

13

Информация. Методы сбора. Наблюдения, докумен-ты, беседы, интервью, другие СМИ – источники информации

1

1

14

Ругулярный поиск новостей. Создание «банка но-востей класса, школы»

1

1

15

Сбор и поиск «банка новостей класса, школы»

1

1

16

Практическая часть – игра «Раздуть из мухи слона»

1

1

17

Детские телерадиопередачи

1

1

18

Эксрурсия в Детскую студию «Аргыс». Наблюдение за работой юных ведущих.

1

1

19

Понятие «план» в телевизионном мире. Характерис-тики плана: общий, средний, крупный. Порядок че-редование планов в информационном сюжете.

1

1

20

Пробные съемки телеведущих

1

1

21

Детские радиопередачи

1

1

22

Запись школьной радиоузле. Мои любимые стихи, новости школы, класса.

1

1

23

Телеведущий. Работа с микрофоном и перед камее-рой. Практическое занятие. Анализ работы и исправ-ление ошибок.

1

1

24

Телеведущий. Имидж телевизионного журналиста. Понятие «имидж».

1

1

25

Телеведущий. Поведенческий аспект. Правила пове-дения телеведущего перед камерой и микрофоном. Его внешний вид и манера

1

1

26

Телеведущий. Речь ведущего. Речевые ошибки. Тав-тология, речевая недостаточность, речевая избыточ-ность.

1

1

27

Жестикуляция и артикуляция. Слова-паразиты. Междометия-паразиты.

1

1

28

Сценарный план. Понятие «сценарный план». Обос-нования необходимости данного сценария, дейс-твующих лиц, видео и аудио ряда – составляющие сценарного плана

1

1

29

Съемка. Проба в роли телеведущего.

1

1

30

Съемка видеофильма «Я и мой класс». По итогам классных мероприятий

1

31

Съемка видеофильма «Я и мой класс». По итогам классных мероприятий

1

32

Съемка видеофильма «Я и мой класс». По итогам классных мероприятий

1

1

33

Съемка видеофильма «Я и мой класс». По итогам классных мероприятий

1

1

34

Демонстрация видеофильма родителям, учителям и т.д.

1

1

Итого:

Всего 34

из них 15

из них 19

Список литературы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Погребняк Л.А. Практикум по компьютерной графике для младших школьников. – 162 с.
  2. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки. – М.: Арнир. 2006 г.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). – 92 с.
  4. Костецкая Л. Школа телеведущих. – Новосибирск, 2002 г. – 185 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.

Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...

Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»(Л. Кассиль) Макаренко подчер...

Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)

Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)...

Патриотическое воспитание в игре как метод формирования основ гражданской идентичности дошкольника и младшего школьника

В статье даётся описание проведения праздника, посвящённого Дню защитника Отечества....

Формирование основ региональной идентичности у младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Опыт работы учителя начальных классов по формированию регональной идентичности в поцессе аеведческой работы. В частности представлен опыт работы  по курсу внеурочной деятельности "Азбука юно...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование российской идентичности – значимый социальный эффект образования.   Школа призвана создавать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, прин...