Программа по внеурочной деятельности "Учимся играя" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) по теме

Швачко Светлана Леонидовна

Программа «Учимся играя» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneur.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 100»

Программа

по внеурочной деятельности

 «Учимся играя» для 2 класса

              Автор программы:

                                                         С.Л. Швачко – учитель начальных классов

                                                          Н.А. Фатеева – учитель начальных классов

Омск 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 8-9 лет, 2 класс).

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Программа «Учимся играя» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

  1. часть - вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
  2. часть - рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
  3. часть - завершающая. Цель этой части занятий - создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать

коммуникативные компетенции        учащихся, навык        грамотного.

безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

ЗАДАЧИ КУРСА

  • овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

Ожидаемые результаты обучения по программе:

учащиеся должны

2 год обучения

  • должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
  • научиться пользоваться словарями русского языка;
  • научиться писать сочинения-миниатюры;
  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.

Познавательные цели:

1 формирование целостной картины мира, частью которого является язык обучающегося, на котором он общается.

2Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке.

3формирование логического и абстрактного мышления учащихся.

Социокультурные цели:

4. Формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

5. Формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи).

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. Развитие        речи, мышления, воображения школьников, способности и выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи; развитие интуиции и «чувства языка»;
  2. Освоение        первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
  3. Овладение        умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  4. Воспитание        позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты освоения курса «Учимся играя»:

  • Осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
  • Восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием русского народа;
  • Понимания богатства и разнообразия языковых средств;
  • Внимание к мелодичности звучания народной русской речи;
  • Способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами устной и письменной речи.

Метапредметные результаты освоения курса «Учимся играя». Регулятивные результаты освоения курса «Учимся играя»:

  • На доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока;
  • Выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач;
  • Руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;
  • Следовать алгоритмам при выполнении инструкций;
  • Осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.

Познавательные результаты освоения курса «Учимся играя»:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, словарь, энциклопедия);
  • Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • Использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы, алгоритмы) для решения языковых задач;
  • Находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение;
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей: составлять слова, предложения, тексты;
  • Владеть общим способом проверки орфограмм;
  • Строить речевое высказывание с позиции передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Коммуникативные результаты освоения курса «Русский язык»:

  • Владеть диалоговой формой речи;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций работе в паре группе;
  • Договариваться и приходить к общему решению;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Формы и методы работы.

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-тренинги;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • интеллектуально-творческие игры.

согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука:        гласный -

согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

  1. Уроки речевого творчества - 2ч
  • «Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.).
  • «Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения- миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).
  1. В мире орфографии - 11ч

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
  • сочетания чк-чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • правописание гласных и согласных в корне слова;
  • разделительные ЬиЬ
  1. В мире словообразования - 2ч

Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

  1. В мире слов, или что такое лексика? - 5ч

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

  1. Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» - 1ч Смотр знаний по русскому языку.

Ресурсное обеспечение.

Информационно- методические ресурсы.

Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами:        есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор,

компьютер.

Научно-методические ресурсы.

Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

Организационные ресурсы.

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

Наглядность.

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;
  • сочинение своих сказок

Учебно-тематический план.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего

часов

Теория

Практика

Дата

теор

факт

2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка»

1.

В мире фонетики

13

Что изучает фонетика?

2

Легко ли быть

согласным

звуком?

2

Мягки ли мягкие согласные?

2

Звук под «маской».

2

Самый долгий слог.

2

Буквы в слове переставим - много новых слов составим.

2

Урок-игра: «Все о фонетике»

1

2.

Уроки речевого творчества.

2

«Автопортрет»

1

«Моя дружная семья»

1

3.

В мире орфографии.

11

Зачем изучать графику?

1

Писать ли, как слышится, или что такое орфография?

2

Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е.

Орфографический

словарь.

2

В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

2 ^

Про чк, чн, чт, нч, рщ...

2

Ъ и Ь - помощники в словах

2

4.

В мире

словообразования

2

Корень- родоначальник, или что такое словообразование?

2

5.

В мире слов, или что такое лексика?

5

К тайнам слова. Синонимы.

2

К тайнам слова. Антонимы.

2

Игры в слова и со словами.

1

6.

Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

1

1

Итого:

34

                           

                                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч.

1. В мире фонетики - 13ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости

  1. Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
  2. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997
  3. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
  4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1-4 - М: Русский язык, 1981
  5. Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000
  6. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  7. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. - М, 1987
  8. Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. - М: Просвещение, 1981
  9.  Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение, 1990
  10. Люстрова 3. Н. Друзьям русского языка. - Ш: Знание, 1982
  11.  Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост, 1998
  12.  Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
  13.  Львова С. И. Люби и знай родной язык. М : Русское слово,2000
  14. 11. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык.
  15. Ярославль: Академия развития, 1997
  16.  Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. - Волгоград: Учитель, 2008
  17. . Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс.- М.:ВАКО,2009
  18.  Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. - М.:Просвещение,1995

Литература для детей.

  1. Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В.
  2. Смирновой. - М.: Дет.лит, 1981
  3. Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1-4 - М: Русский язык, 1981
  4.  Ожегов С. П., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000
  5.  Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  6. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. - М, 1987
  7.  Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. - М: Просвещение, 1981
  8. Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. - М.: Просвещение,1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Программы ФГОС внеурочная деятельность 1 класс (2012-2013 уч.год)

Представляю Вашему вниманию: 4 программы внеурочной деятельности ( час здоровья, социальная деятельность, проектная деятельность, предметная деятельность ) для учащихся 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Программа по внеурочной деятельности 2 класс.

Программа по внеурочной деятельности, тематическое планирование 2 класс....