Внеклассное мероприятие "Школа вежливых наук"
классный час (2 класс) по теме

Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми - такова реальность наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная с углубленным изучением

отдельных предметов школа № 5»

городского округа город Фролово

Школа вежливых наук

Внеклассная работа

Подольская Светлана Анатольевна

                 учитель начальных классов

                        I квалификационная категория

Фролово, 2013 г.

Пояснительная записка.

Использование работы. Данную работу можно  использовать  на внеклассных мероприятиях и классных часах.

Актуальность проведения данного мероприятия.

       Дефицит культуры поведение, элементарной вежливости в общении между людьми - такова реальность наших дней. До сих пор недостаточное внимание уделяется формированию у ребенка навыков культурного поведения.

   К сожалению, нередко приходится сталкиваться с тем, что обучающиеся  не знают правил этикета и  не умеют вести себя в соответствии с культурными эталонами.

   Среди множества проблем, связанных с воспитанием детей, одной из наиболее сложных, требующей от родителей и педагогов особенного такта и умения, до сих пор остается проблема поведения ребят дома и в обществе. Ведь первый шаг в формировании человека - это привитие элементарных навыков общения. Таким образом, проблема поведения - прежде всего проблема этическая и моральная.

   Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Этикет тесно связан с нравственностью. Нравственная культура понятие многоаспектное, но сущность его тесно связана с этикетом. Культура человека, его моральные принципы проявляются в соблюдении этикета, которые практикуются,  прежде всего,  как регламентированные формы поведения. Культура младшего школьника начинается с вежливости.

   Этикет - это правила, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном уважении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезной привычкой.

   Возраст 6-8 лет считается сенситивным для воспитания у детей стремления совершать добрые поступки, для формирования понятия «добро». Они сами считают себя добрыми, внимательными, готовы служить добру. И эту особенность характера необходимо максимально развивать и поддерживать. Без больших трудностей дети усваивают смысл слова «вежливость», взгляд, жест, мимику - способы выражения вежливого отношения к людям.

На мой  взгляд, в настоящее время существует настоятельная необходимость в том, чтобы заниматься воспитанием культуры поведения и общения  у детей.

Задача мероприятия: 

- формирование важных нравственных качеств, привычек соблюдения норм этики, навыков оправданного поведения (уважения к результатам труда и предметам духовной, а так же материальной культуры, уважения к старшим, скромности, честности, добросовестности).

Цели мероприятия: 

- ознакомить обучающихся с этическими нормами поведения;

- дать представление о вежливом общении;

- формировать привычку употреблять в своей речи вежливые слова.

Цель: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование:

  1. Музыкальное сопровождение.
  2. Игровые сюжеты о культуре поведения и о доброте.
  3. Презентация «Правила вежливости».
  4. Компьютер, проектор.

Ход мероприятия.

Звучит песня «Улыбка». Споём её все вместе.

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

   Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить своё доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно?

   А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

(Выслушиваются ответы детей.)

Учитель. Совсем недавно вы, может быть, не задумывались, как вырасти настоящими людьми: вежливыми, добрыми, смелыми и отзывчивыми, но немного повзрослев вы ощущаете потребность в освоении правил хорошего тона. Вам всюду приходится общаться с людьми: дома, на улице, в транспорте, в школе, в гостях.

Учитель. Как мы называем человека, который никогда не забывает о внимательном отношении к другим людям, и потому всякому с ним легко и приятно?

Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдёт разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Ученик.     Вежливость для взрослых и для детей важна,
                   Вежливость – чудесная и добрая страна.
                   Вежливости надо с детства всем учиться,
                   Вежливость, ребята, волшебства частица

                    Если будем вежливы
                   Каждый день и час –
                   Станет мир счастливее
                   В миллионы раз!

Учитель. До XVI века «вежо» означало «знаток», тот кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Если вежливо – хлопайте два раза, невежливо – один.

Поздороваться при встрече –

Толкнуть и не извиниться –

Помочь подняться, поднять упавшие вещи –

Не встать, обращаясь к учителю –

Не уступить место в транспорте –

Поблагодарить за помощь –

Сидеть в шапке за столом –

Ломать ветки деревьев и кустов -

Учитель. А вы всегда ли в общении с окружающими пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют слова, учитель вывешивает на доску таблички со словами.)

Игра “Подскажи словечко”.

1.  Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче….(здравствуй)

2.  Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу …. (привет)

3.  Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать …(пожалуйста)

4.  Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас – будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте …. (любезны)

Будьте …. (добры)

5. Порвал воробей паутинные нити.

Чирикнул смущенно:

- Ну ….(извините!)

6.  Если встретилась компания,

Не поспешно не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите:….. (-До свидания!)

7.  Когда я что-то подарю,

Мне говорят:… (- Благодарю!)

8.  Если,  словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить:…. (- Спасибо!)

9.  Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице-маме понурый пришел:

-…(Прости) меня, мама, я больше не буду!

Учитель. Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием.

(Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание в конверте. Задача детей инсценировать ситуацию.)

Ситуация 1  Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?

Ситуация 2 Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти в аптеку. Как ты ему объяснишь дорогу?

Ситуация 3 Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?  (После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильно поступить.)

Учитель. Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В словах заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.

Игра «Волшебный цветик-семицветик»

Правила игры: учитель отрывает лепесток от самодельного цветка-ромашки и делая вид, что бросает его, отдаёт кому-то по своему желанию со словами:

Лети, лети, лепесток

Через запад -  на восток,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли

Быть  по-моему вели…. (например: «Вели, чтобы Юля сказала Саше доброе слово»)

Ученик.

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не  слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час

Когда они другим необходимы.

Из истории слов ( дети зачитывают заранее приготовленные сообщения).

Спасибо. Откуда явилось это слово? В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе слово, говорили ему: «Спаси вас Бог!». «Спаси Бог» превратилось в короткое слово спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

Благодарю. Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!». Оно состоит из двух частей – благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть всё доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово,  благодарю.

Учитель. Замените слова на противоположные.

ГРУБОСТЬ

НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА

ЖЕСТОКОСТЬ

ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ЗАВИСТЬ

СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ

ДЕРЗОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ

Учитель. Но не достаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения. Интересно ли  вам узнать, откуда произошли правила вежливости, а также познакомится с ними? Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости. В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.

Учитель. Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).

Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).

Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).

На математике считают,
На перемене … (отдыхают).

Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

А знаете ли Вы, что существуют правила, которые признаются всеми людьми? Оказывается – существуют! И называются они с древних времен – правилами вежливости.

(Просмотр и обсуждение презентации «Правила вежливости»)

Учитель.  Ребята, помните, что доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.

Ученик.

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот…

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья та сердитая речь

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

Учитель.   Доброту не купишь на базаре. Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?.. Пусть она приходит в каждый дом,

Чтобы мы потом ни изучали, кем бы в жизни ни были потом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Праздник вежливых наук"

показать детям, что вежливость  - это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении....

Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"

Дополнительная образовательная программа  общекультурного направления расчитана на 1 год обучения....

Школа вежливых наук, Сценарий внеклассного занятия для учащихся 1-5 классов

Школа вежливых наук. Цель -Научить детей речевому, познакомить с правилами вежливого общения, показать, что вежливость- это проявление уважения к людям, выраженная в словах, мимике, жестах, поведении....

Внеклассное мероприятие "Праздник вежливых наук"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса "Праздник вежливых наук"....

Внеклассное занятие "Школа вежливых наук"

Внеклассное занятие в рамках организации шефской работы. Ребята с удовольствием участвуют в постановке мини-спектакля с целью проведения занятия для школьников младшего возраста....

Разработка внеклассного мероприятия "Школа вежливых наук".

На уроке "Школа вежливых наук" ребата знакомяться с этическими нормами поведения, учаться применять вежливые слова в различных ситуациях. Тема урока актуальна и интересна....

Внеклассное мероприятие "Праздник вежливых наук"

Мероприятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС,...