доклад на тему "Профилактика ассоциального поведения младшего школьника"
статья (3 класс) по теме

Васильченко Марина Николаевна

         Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл assotspovedenie.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Профилактика асоциального поведения»

         Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.

Девиантное поведение характеризуется использованием собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, проступок. Но если одеждой и приверженностью к какому-либо стилю самовыражения подросток не приносит вреда окружающим, а только лишь вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и другим людям.

В чем проявляется отклоняющееся поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушениях поведения.  

А что думают сами дети о своем поведении, о своих эмоциональных состояниях, переживаниях, страхах, тревожности? Многолетний опыт работы с детьми показывает, что обычно дети считают свои эмоциональные проблемы или особенности «нормой», которая отражает желание чем-то отличиться от других, подурачиться, пошутить, «прикольнуться», испытать границы дозволенного. Да, ребята действительно в своей школьной жизни испытывают различные эмоциональные переживания, которые наполняют их отношения, взаимодействия, деятельность, поведение.   Важно отметить то, что среди гаммы эмоциональных чувств и переживаний нередко встречаются раздражительность, недовольство, агрессивность и др. Негативные эмоциональные состояния могут быть более устойчивыми и менее устойчивыми, адекватными или неадекватными, ситуативными или циклически повторяющимися, управляемыми или неуправляемыми.

Поведение подростков с девиантным поведением отличается рядом особенностей, таких как:

-недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики;

-отсутствие внутренней оценки жизненных обстоятельств;

-повышенная эмоциональная возбудимость;

-импульсивность, двигательная и вербальная активность;

-повышенная внушаемость и подражательность;

-обостренное стремление к независимости и негативизм;

-неуравновешенность между процессами возбуждения и торможения;

-низкая правовая грамотность.

А между тем, к факторам, которые способствуют проявлению девиантного поведения, относятся:

1) наличие неблагополучных семей (когда родители не только не занимаются воспитанием, но и показывают пример асоциального поведения); К наиболее острым проблемам современной семьи, выявленными в нашей школе, относятся также: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей.

2) ошибки, допускаемые педагогами. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки. В результате педагогических ошибок и отрицательного воспитательного воздействия педагогов у ребенка происходят неблагоприятные изменения в психике.

Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей:

а) Привлечь к себе внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими.

Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. В исследованиях было показано, что трудновоспитуемые дети в течение урока получают не только значительно больше замечаний, чем в среднем все другие учащиеся, но эти замечания имеют принципиально другой характер: во-первых, они, как правило, относятся не к отдельному проступку или ошибке, а сразу несут в себе отрицательную оценку личности ребенка: во-вторых, к этой своей оценке педагог часто подключает весь класс, тем самым усиливая ее. Показательно, что сами учителя в большинстве своем этого не замечают.  

Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».

«Даже если человек страдает сам из-за себя, разве не лучше, чтобы ему помогли, если кто-то на это пособен?»   Сёрен Обю́ Кьеркего́р — датский философ, писатель

Наша главная задача   – вовремя увидеть появление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры . И начинать такую работу необходимо уже в начальной школе. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

 Мы изучаем семьи уч-ся, консультируем родителей по возникшим проблемам, проводится анкетирование, устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный портрет семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье.

   Совместно выявляем детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обращаем  внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий. Вместе с семьей учим  преодолевать трудности, знать "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", учитель вовлекает в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Главное - снять "синдром неудачника".

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено – это один из этапов, провоцирующих отклоняющееся поведение школьников, поэтому в течение I четверти классными руководителями пятых классов осуществляется наблюдение за поведением учащихся, знакомство с семьями. В школе осуществляется преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено. Целью такой работы является знакомство классных руководителей с психологическими особенностями, как будущих пятиклассников, так и их семей, обращается внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. В процессе работы выделяем категории таких семей, в которых родители или опекуны не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки), не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.), не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).    

Важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость:  стараемся помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Другой группой, представляющей опасность с точки зрения возможности совершения правонарушения, являются переростки, «жители Камчатки», учащиеся (VII—X классов), которые совершенно не учатся, а лишь нетерпеливо ждут своего «освобождения». Такие ребята либо так и не поняли, что в школе можно научиться чему-то действительно полезному, либо отчаялись усвоить что бы то ни было. В своем взаимодействии  с такими учащимися провожу  работу по профориентации и профконсультации, а также индивидуальное или групповое обсуждение сугубо личных проблем (любовь, будущая семья и т. п.).Эффективная профилактика возможных правонарушений предполагает раннее выявление   особенностей поведения и личности детей. К таковым,   следует также отнести отвержение ребенка сверстниками, которое становится заметным уже начиная с младшей школы. Наиболее часто в младшей школе сверстники не любят и отвергают тех детей, которые «раздражают их одним своим видом», а также «тупых», «грязнуль», всезнаек и хвастунов.

 В средней школе наиболее непопулярными оказываются подростки, ведущие себя независимо по отношению к группе сверстников, ее ценностям и нормам, тех, у кого «иглы наружу», которые сами всех отталкивают, эгоистичных и агрессивных, а также, как и в младшей школе, «самых умных». Не умея самоутвердиться в сфере учения, основной сфере школьной жизни, неуспевающие школьники часто находят в качестве компенсаторных, замещающих разного рода девиантные формы поведения. Типичными компенсаторными формами поведения являются поведение «классного шута», поведение «луддита», который рвет тетради отличников, ломает парты и другую школьную мебель, поведение драчуна, сквернослова.

Профилактическая работа с трудновоспитуемыми подростками также должна проводиться в тесном контакте с учителями и воспитателями.

Рекомендации:

  • Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
  • В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
  • Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
  • Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
  • Не ставьте на ребенке крест.
  • Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  • Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
  • Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  • В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
  • Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по культуре поведения младших школьников.

Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Доклад "Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД "

Доклад "Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД"...

Из опыта работы с детьми неконструктивного, импульсивного, демонстративного,протестного, агрессивного и конформного поведения.Коррекция неконструктивного поведения младших школьников с помощью игры.

Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника - его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажен...

Доклад на тему "Коррекция агрессивного поведения младших школьников"

Ситуация, сложившаяся в современном образовательном пространстве и обществе в целом (рост насилия и жестокости), требует ведения работы по коррекции агрессивных форм поведения, начиная с детей начальн...