Сказочные герои идут в школу
методическая разработка (1 класс) по теме

Кириченко Ирина Юрьевна

 

Цели:       - развитие образного, логического, ассоциативного мышления;

- формирование учебной мотивации, сплочение коллектива,

   выработка умения работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnye_geroi_idut_v_shkolu.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      ЧОУ СОШ «Альтернатива»

Сказочные герои идут в школу

Внеклассное занятие для 1- го класса

                                

             

                 Учитель:           Кириченко Ирина Юрьевна.

                                                         

                                                                

Цели:          - развитие образного, логического, ассоциативного мышления;

- формирование учебной мотивации, сплочение коллектива,

   выработка умения работать в команде.

Вступительное слово ведущего:

 (Слайд 1)   Ребята, с самого раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы, бабушки, а потом пошли в школу и научились их сами читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный и таинственный мир .В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот сказочный мир сказок. Добро пожаловать в сказочную школу!                

- Задания, которые приготовили сказочные герои, вы сможете выполнить, если примените знания, полученные на уроках, а также смекалку, сообразительность и, конечно, дружбу и взаимовыручку.

В игре принимают участие 2 команды. В каждой команде есть свой капитан. Ребята, по сигналу своего капитана, взявшись за руки, дружно скажите название своей команды.

Знакомство с правилами игры.

В нашей игре все игроки должны строго следовать правилам:

1. После заданного вопроса команда обсуждает варианты ответы. Ответ, принятый  

    большинством членов команды, даёт участник, которого назначит капитан.

2. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

3. Команды смогут заработать дополнительные баллы. В этом случае ответ будет оцениваться по быстроте реакции. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.

4. Всегда помни о своём поведении и не подведи своих товарищей, свою команду!

     Итак,начнём! Перед вами избушка на курьих ножках, Кто живёт в этой избушке? (Баба-Яга)

      -    Правильно ли стоит избушка? (нет)

      -    Какие слова надо сказать, чтобы она повернулась? (Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.)

      -Чтобы вырваться нам из цепких рук Бабы-Яги и отправиться дальше в путешествие, необходимо отгадать 3 её загадки.

     -В каких  сказках живёт Баба-Яга? («Финист - ясный сокол», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Баба-Яга»)

     -Какие волшебные вещи есть в русских сказках? (топор, дубинка, дудочки, шапка-невидимка,…)  

 (Слайд 2)

Давайте поиграем и вместе угадаем,

Кто пришёл сегодня к нам

В этот день и в этот час,

Да задание припас?

Задание 1        (Слайд 3)

- Какому персонажу русской народной сказки принадлежат эти слова?

«Я знал, что всё так кончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился, но их было так много, что я просто не выдержал и рухнул».        Т _  _  _  _  _  к

(Русская народная сказка «Теремок»)

 (Слайд 4)   Задание «Волшебный квадрат»

- Подумайте, какого домика не хватает в волшебном квадрате?

  • Дополнительный вопрос

- Герои какой сказки построили домики из разных строительных материалов?

(«Три поросёнка»)

Задание 2        (Слайд 5)

- А это что за морская волшебница?

 «Я, конечно, готова была выполнить все её желания, ведь её муж спас мне жизнь. Но, в конце концов, я поняла: чем больше человеку даёшь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта».            З _  _  _  _  _  я    р _  _  _  а

(А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»)

  • Дополнительный вопрос

- Объясните смысл поговорки: На безрыбье – и рак рыба. 

Задание 3   (Слайд 6)

- В какой сказке вы встречались с этим грызуном?

 «Всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда, моя помощь нужна!»        М _  _  _  а

(Русская народная сказка «Репка»)

Тест по теме «Растения»  (Слайд 7)

Выберите верный ответ:

  1.  К деревьям относятся растения, у которых:

        а) несколько одревесневших стволов;

        б) один одревесневший ствол;

        в) один гибкий, сочный стебель.

(Слайд 8)

2. К  лиственным деревьям относятся:

        а) сосна;

        б) лиственница;

        в) берёза.

 (Слайд 9)

3. К травам относится:

        а) клевер;

        б) брусника;

        в) самшит.

  • Дополнительный вопрос

- Какие растения своими названиями сообщают нам, где растут? (подорожник, подберёзовик, подосиновик)

Задание 4   (Слайд 10)

- Большая круглая шляпа на голове этого героя знаний ему не добавляет.

 «Хоть дерись ты, хоть ты плачь – не могу решать задач…

Помогите, объясните, мою сказку посетите».         Н _  _  _  _  _  _ а

(Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

 (Слайд 11)        Задача на смекалку

У крышки стола 4 угла. Сколько останется углов, если 1 угол отпилить?         (5 углов)

  • Дополнительный вопрос

- Великан оторвал пятиэтажный дом от земли и поставил его крышей вниз. Какой номер стал

у четвёртого этажа этого дома?  (второй)

Задание 5   (Слайд 12)

 - А этого героя вы легко узнаете по этому признанию.

«Я решил просто мир посмотреть и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие же добрые, как мои дед и баба, но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые …»        К _  _  _  _  _  к

(Русская народная сказка «Колобок»)

 (Слайд 13)        Орфографическая работа с текстом

- Какие буквы спрятались?

У  птиц  и зв_рьков  в  л_су свои этаж_.  Мыш_  ж_вут в к_рнях д_ревьев.

Сол_вей вьёт гн_здо на з_мле.

  • Дополнительный вопрос

- Назовите другие названия жилищ животных. (Нора, берлога, логово, дупло …)

Задание 6   (Слайд 14)

- В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

 «Иван-царевич отправился ради меня прямо из болота за тридевять земель».

Ц _ _ _ _ _ а – л _ _ _ _ _а                (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

Дополнительный вопрос

- Объясните смысл пословицы: Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Задание 7   (Слайд  15)

- Послушайте, кто же это?  (Звучит «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты»).

(Братья Гримм «Бременские музыканты»)

 (Слайд  16)        Кроссворд «Дары леса»

- Отгадайте загадки, заполните кроссворд и узнаете, что видели Трубадур и его друзья в лесу.

  1. Чем больше колец, тем старше жилец.  (Дерево)

  1. Не высок и коренаст.

Поглядеть решил на нас,

Приподняв с утра под ёлками,

Лист с прилипшими иголками.   (Гриб)

  1. Ловит солнышко лучистое, зрея на опушке.

Покраснеет – и душистая попадает в кружки.  (Земляника)

  1. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками.  (Орехи)

  1. Не балует он детей, одевает без затей:

Все в его семейке носят тюбетейки.   (Жёлуди)

  1. Каждой весною лапы еловые

Старые лампы меняют на новые.

Что это за лампы?   (Шишки)

  • Дополнительный вопрос   - Как называется ветка у ели? (лапа)

Задание 8   (Слайд 17)

- За цветными лоскутками спрятались герои хорошо известной вам сказки. Отгадайте о каком цвете идёт речь, лоскуток исчезнет, вы сможете увидеть героев сказки. (В презентации щелкнуть мышкой по цветному прямоугольнику.)

1. Какой сигнал светофора запрещает движение? (красный)

2. Какого цвета больше всего в лесу в период «золотой осени»? (жёлтый)

3. Какой цвет светофора открывает, разрешает движение? (зелёный)

4. Какой цвет присутствует в названии моря нашего края? (чёрный)

5. Какого цвета небо в ясную погоду? (голубого)

6. Какой цвет спрятался в названии прекрасного цветка – роза? (розовый)

7. Какой цвет дарит нам зима? (белый)

 (Русская народная сказка «Курочка Ряба»)

 (Слайд 18)        Задача на смекалку

Жили - были  дед и  баба,  и  была     у  них  курочка  Ряба. Вот только кроме Рябы во дворе гуляли  цыплята и  поросята. У них всех 5 голов и 14 ног. Как это может быть?

(Курочка Ряба + 2 цыплёнка + 2 поросёнка)

  • Дополнительный вопрос

- Кого из гуляющих во дворе можно выбрать лишним? Почему?

Задание 9   (Слайд 19)

- О ком из героев эта загадка?

Это что за очень странный человечек деревянный? 
На земле и под водой ищет ключик золотой.                Б _  _  _ _  _  _ о

(А.Н. Толстой «Сказка о золотом ключике, или приключения Буратино»)

Игра «Бюро находок» (Слайд 20 - 25)

– Подумайте, какие сказочные герои могли потерять ту или иную вещь.

Посмотрите на предлагаемые картинки

  • Золотой ключик (Буратино). 
  • Корзинка с пирожками (Красная Шапочка).
  • Туфелька (Золушка). 
  • Большая шляпа (Незнайка). 
  • Сапоги (Кот в сапогах). 
  • Аленький цветочек (Настенька). 

Задание 10   (Слайд 26)

- За морозным узором на окне не просто разглядеть героев сказки. Кто в домике живёт?

(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)

  • Дополнительный вопрос

- Какое число играет с нами в прятки, когда пишем и слышим такие слова: стоять, столб, просто, стог, Простоквашино, история, стол? (сто)

Задание 11    (Слайд 27)

- Кто сказал о себе:

«Я весёлый почтальон! Детям я давно знаком,

Много писем и газет возит мой велосипед».        П _  _  _  _  _  _  _  н   П _  _  _  _  н

 (Э.Н. Успенский «Трое из Простоквашино»)

Цепь питания

- Каждой команде Печкин принёс письмо, где карандашом нужно выполнить задание.

(Восстановить цепи питания, соединяя рисунки стрелками: дерево-жук-дятел;

цветок-улитка-жаба; колос-мышь-орёл;  растение-лось-волк;  цветок-тля-божья коровка).

  • Дополнительный вопрос

- Придумайте цепь питания, в которой последним звеном будет человек. (трава-корова-человек)

Задание 12    (Слайд 28)

- Этот головной убор подарил имя героине известной сказки.

«Мне приятно быть у неё на голове. Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности».                

К _  _  _  _  _  я   Ш _  _  _  _  _  а

(Ш.Перро  «Красная Шапочка»)

Блиц - турнир по сказкам.  Игра «Дополни словечко»

  1. Ш. Перро “Кот в …(сапогах)
  2. Ш. Перро “Спящая …(красавица)
  3. Г. Андерсен “Гадкий …(утёнок)
  4. А. С. Пушкин “Сказка о золотом … (петушке)
  5. Русская народная сказка “Каша из …(топора)
  6. А. С. Пушкин “Сказка о мертвой …(царевне)
  7. Ершов “Конек - …(горбунок)
  8. Г. Андерсен “Снежная …(королева)
  9. Русская народная сказка “Маша и …(медведь)
  10. Ш. Перро “Мальчик с …(пальчик)
  11. Л. Толстой “Три.. (медведя)
  12. Русская народная сказка “Гуси - …(лебеди)
  13. Г. Андерсен “Принцесса на …(горошине)
  14. Г. Андерсен “Оле - …(Лукойе)

Подведение итогов

– Ребята, сегодня вы были настоящими волшебниками: учились использовать самую могущественную волшебную палочку на свете – человеческий интеллект. Для того чтобы палочка была волшебной, необходима постоянная работа по её развитию, в чём вам всегда поможет школа. Сегодня это была «Сказочная школа», а вы её сказочные ученики.

Вы все – молодцы! В память о сегодняшнем волшебном уроке, каждый из вас награждается волшебной грамотой и медалью.

 (Слайд29)  Молодцы!

/Текст грамоты/

Чудесная встреча, в которой по сказкам

С тобой путешествовали друзья.

Вопросы, ответы, друг другу подсказки

Помогут понять: это – мы, это – я.

Чудесная встреча! И каждый стремился

Логичным, весёлым, смекалистым быть.

А праздник у нас, согласись, получился,

И нам этот праздник с тобой не забыть!..

Мы стали друзьями, мы стали умнее,

Богаче на целый волшебный урок!

Нас знания делают выше, сильнее,

А дружба – добрей.

Ты согласен, дружок?

Вот и подошло к концу наше путешествие. Я вижу, что вы  любите сказки, знаете их. Но ещё есть очень много сказок, не прочитанных вами. Так приходите в библиотеку за новыми книжками!

Список использованной литературы:

1.Саляхова Л. И.- настольная книга  классного руководителя, М.; Глобус, 2009.-367 с.

  1.  Волина В. В.- Весёлая грамматика- М.: Знание, 1995.-336 с.

     

  1. Электронный сборник материалов от М. Стадник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку 2 класс «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев». ОС "Школа 2100"

План - конспект урока по русскому языку 2 класс «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев». ОС "Школа 2100"Цель  урока: развитие личности ребёнка на основе формирования учеб...

Новогодний утренник в начальной школе с бабой Ягой и другими сказочными героями

Сказочное новогоднее происшествие. Действующие лица: Дед Мороз, Снегурочка, Баба Яга, разбойники, водяной и др....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:•  формировать...

Презентация и конспект к уроку русского языка по теме «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).

Данный конспект предназначен для урока русского языка во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) по теме «Развитие умения писать большу...

Конспект урока по ИЗО "Домик для сказочных героев" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока. Тема: "О чём говорит искусство. Образ и характер сказочного героя» 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологическую карту урока изобразительного искусства....