Сказ о джомбе
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Сказ о джомбе
Цель: прививать любовь и уважение к родной культуре, традициям, обычаям, распространить знания о них среди детей.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, слайды со стихотворениями, выставка рисунков, фонограммы песен.
1.Оргмомент
Калмыцкий чай Осорин Утнасн
Пиалу с густым калмыцким чаем,
На алтарь, как подношенье, возлагаю:
Чтобы день грядущий всем принес успех,
Чтобы звучал повсюду нежный детский смех.
Как красиво золотятся сливки в чае,
Я его с любовью в чаши разливаю.
Пусть легко даются людям их дороги.
Пусть в пути им покровительствуют боги
Чай молочный – символ счастья и покоя
Я варю его с молитвой и с любовью,
Пусть промчатся над землей века и годы
Чай калмыцкий – суть калмыцкого народа.
2.Обсуждение
- Куда мы ставим чай каждое утро? Почему?
- Из каких компонентов состоит калмыцкий чай?
- Среди калмыцкой кухни, какое место занимает чай?
- Калмыцкий чай целебный?
- А что дополняет калмыцкий чай?
(на экране появляется стихотворение)
Всем известно чай целебный!
Я им жажду утолю.
Исцеляет он от хвори,
Отведет беду и горе…
Борцык к чаю сотвори
В радость всем джомбу вари!
- А другие народы пьют калмыцкий чай?
(на экране стихотворение Жемчуева)
Пил джомбу я у даргинцев,
У балкарцев, кабардинцев…
Немцы тоже варят: Пей!
Это ваш калмюкке тэй!
Видел, пьют джомбу армяне,
Слышал, пьют ее цыгане
Пьют везде калмыцкий чай
Ты попей и не скучай! (Жемчуев)
Польский писатель Ян Потацкий (1797) делает открытие: Калмыцкий чай как толстая доска, твердая, как кирпич. Калмыки варят этот чай с молоком, маслом и делают, таким образом из него питье здоровое и укрепительное.
Калмыцкий чай прочно вошел в быт русских, живущих в южных степях.
Литератор Даниил Долинский выразил свою любовь к калмыцкому чаю стихами:
(на экране появляется стихотворение)
Здесь! Только здесь, на дружеском столе,
Луна и Солнце плещут в пиале.
И это калмыцкий чай – Джомба!
А один из героев романа Капельгородского - Шурган восклицает в сердцах: «Ах, чай! Если бы у нас был калмыцкий чай, мы бы половину больных подняли на ноги. Он прекрасно восстанавливает силы и бодрит»
А поэт-лирик Гавриил Шутенко о своем пристрастии к калмыцкому чаю сказал:
(на экране появляется стихотворение)
Индийский чай, цейлонский чай,
Грузинский высшей пробы,
Но есть один на свете край,
Где варят чай особый.
В нем и тюльпанов аромат,
И свежесть пастбищ синих…
Ставропольский поэт В.Ходарев написал о чае:
Меня поила мать калмыцким чаем,
Он вкусным был – вкусней поныне нет.
И чай калмыцкий, жаркий и несладкий
Был праздником для дома моего.
Тепло писали о калмыцком чае хорошо известные поэты, писатели, воспевшие на века славу «первой пищи» калмыков.
Слава о калмыцком чае давно перешагнула границы калмыцкой степи, и он стал достоянием многих народов многонациональной России.
Таким образом, великое создание наших предков – калмыцкий чай – стал общей доминантой в структуре питания целого ряда народов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Умей сказать курению"Нет" 4 класс
Родительское собрание в 4 классе на котором дети и родители решают актуальные вопросы по проблеме курения....
Диафильм. Кто сказал "Мяу"?
Диафильм по сказке В.Сутеева предназначен для урока внеклассного чтения в начальных классах....
"Колдун уральский бородатый, Бажов дарил нам чудный сказ"
План-конспект урока внеклассного чтения...
Проектная деятельность в 1 кл . Кто сказал, что осень это грустно?
1 класс…Как собрать из этих ребятишек-бусин разного цвета и размера ожерелье, способное стать украшением класса, школы, семьи, страны? Какими они должны для этого стать? В современном обще...
Фрагмент проекта "Он сказал: "Поехали" к 50-летию полета в космос Юрия Гагарина
В видеоролике содержится иллюстрационный материал о Гагарине и его речь перед стартом ...
Интегрирование занятие кружка по изобразительному искусству и музыке по теме: "Первообразы в искусстве (общие элементы в рисунке народного танца и декоративной росписи) Сказ о дымковском чуде"
Интегрированное занятия кружка по изобразительному искусству и музыке.Цель занятия:Изобразительное искусствонаучить видеть общие элементы в рисунке народного танца и декоративной росписи; закреп...
Конспект урока Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов
Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и ...