НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Макаренко Наталья Александровна

Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К.М. Фофанов.

Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.

Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макаренко Наталья Александровна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа№1

г.о. Тольятти, Самарская область

НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К.М. Фофанов.

Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований. 

Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых.

Только с прошлого столетия некоторые исследователи-этнографы обратили внимание на чрезвычайно богатый материал, предоставляемый фольклором - в сказках, в эпосе, в народных обрядовых песнях.

Изучение устного народного творчества (фольклора) стоит обязательным пунктом в любой программе по чтению в начальных классах.  Школьники знакомятся с различными фольклорными жанрами. Среди них пословицы, поговорки, считалки, загадки, сказки и другие. На изучение фольклора в каждом классе отводится достаточно много времени не только на уроках чтения, но во внеурочное время. В начальной школе закладываются лишь основы, формируются представления о жанровом многообразии фольклора.

Роль фольклора в воспитании младших школьников велика: произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и толерантного воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Каждый народ создавал свою систему ценностей, свои идеалы.

Наиболее распространенный вид устного народного творчества- сказки.  Талантливые и популярные художники слова в народной среде обыкновенно  собирали самых разнообразных слушателей - от стариков до маленьких детей.  Особенности их искусства заключалась в том, сто оно привлекало всех,  независимо от возраста. До нас дошли только те сказки, которые выдержали  испытание временем в силу своих высоких художественных качеств.

В.Г.Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения.  

Сказка стала гармоничным продолжением земледельческих традиций. В ней проявилось все многообразие культурных народных форм. Сказка выполняла как воспитательную функцию с самого детства ребенка, помогала войти человеку в круг норм и общественных порядков, гармонично развиваться в окружающей среде.

Сказка раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: формирует правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и другое. Народные сказки являются своеобразным "учебником жизни".

Сказки отличаются лаконичностью изложения. В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера  мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие.  Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные  эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее.    

В волшебных сказках, как и в сказках о животных нет описания природы  или портрета персонажей. Внешность положительных героев характеризуется  краткой традиционной формулой - герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни  пером описать» смел, мужественен, упорен в достижении цели, честен, т.е. наделен физическими и моральными  качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это  красная девица (умница, рукодельница).  Для мальчиков - добрый молодец (смелый, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для  ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя  с идеалом свои поступки и дела. Идеал, приобретенный в детстве, во много  определит его как личность.     

 Своих героев сказка преподносит в интересных, выразительных  поэтических образах. Петух в сказке « Лиса, заяц и петух» изображен героем в  прямом значении этого слова: он выполнил то, чего не смогли сделать звери  сильнее его - выгнал лису из домика зайца, который она не справедливо у него  отняла. Первое появление петуха в сказке сразу привлекает внимание детей: он  идёт с косой на плечах, в красных сапогах, его называют «петушок- золотой  гребешок». Петушок не боится лисы и смело вступает в единоборство с ней, из  которого выходит победителем.  Понятен и убедителен для детей образ кота в сказке «Кот, петух и лиса». Он  трудолюбив, рассудителен, не оставляет товарища в несчастье. Народная  фантазия придает ему и внешне привлекательный вид: отправляя спасать  петушка, кот надевает бархатный кафтан, берет гусли.    Особенно богаты поэтическими образами волшебные сказки.

   Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба  Яга, Кощей Бессмертный), и поведение, поступки характеризуют их с плохой  стороны.   Развивая перед своими слушателями картину действенной упорной борьбы  со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться  намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в  конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает  воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности. 

Сказка не дает прямых наставлений детям:  «Слушайся родителей»,  «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании  всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.    Например, сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить  нельзя - можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей»- учат  дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»,  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».  Страх и трусость высмеивается в  сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавель», «Лиса  и тетерев». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко»,  «Царевна лягушка»).

Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в   них  запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие,  природный ум, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают  у детей гордость за свой народ, любовь к родине.    

Сказка разговаривает с детьми  языком искусства - светлого, бодрого, понятно и убедительного. Она для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность,  реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни,  только в сказочной форме дети сталкиваются с такими сложнейшими  явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и  сострадание, измена и коварство и тому подобное.

В каждом человеке, ребенке и во взрослом на уровне подсознания заложено  стремление отвечать обще принятым, установленным веками, способом и  мышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя  малыш сразу же проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне:  он начинает использовать определенные речевые обороты, характерные для  этих героев, затем поступки этого персонажа превращаются в особенности  поведения ребенка, постепенно становятся его собственными поступками.  Ребенок начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро  ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные  критерии. В сказках  черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми.

Уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для взрослых  и для  детей.

 Сказка несет в себе культуру своего народа. Именно,  народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, сегодня многие растеряли. В них отражены  уникальные  традиции и опыт творчества. Во всех народных сказках есть нравственно- этические принципы.    Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное  время на них?

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она  была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах  деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей  младшего школьного возраста.

В работе над сказкой  можно начать c рисования эпизодов из сказок. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после  прослушивания сказки, просмотра спектакля, фильма. Внимательно всматриваясь в  них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство  выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей  наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким  представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее. Завершающим этапом иллюстрирования сказок является изготовление книжек – самоделок, куда вошли лучшие детские рисунки.

Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к  следующему этапу работы – сочинению сказок. Детские ум, душа, сердце творят сказку непроизвольно, органично. По желанию учащихся творческие работы помещаем в сборник «Наши сказки», который дает возможность показать себя более широкому кругу читателей, в том числе и родителям.

Следующее наиболее актуальное  в настоящее время направление в работе с народной сказкой – это использование технологии проектной деятельности.  Класс делится на группы, каждая получает свое задание. Затем все рисуют любимых героев на «Поляне сказок». Коллективная работа позволяет каждому ребенку приобрести опыт самовыражения. Любой ученик может быть иллюстратором, словесным художником, актером, режиссером и даже маленьким писателем.

С помощью исследовательского метода обучения дети систематизируют знания о русских народных сказках, попробуют себя в роли сказителя, постигая народные мудрости, заключенные в сказках, учатся аргументировать, отстаивать свое мнение. Учащиеся доказывают высказывание А.С. Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Отвечают на вопрос «Нужны ли людям сказки?».

Самый трудный, но в то же время самый интересный вид работы со сказкой – драматизация. На уроках ученики читают по ролям, ставят «живые картины», инсценируют прочитанное произведение. Это вид работы используется и во внеурочное время (постановка сказки на конкурсах, утренниках).  Использование народных сказок в качестве основы  театрализованной деятельности детей младшего школьного возраста позволяет сделать  их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями,  интересными делами, радостью творчества.

Таким образом, нравственной основой для воспитания младших школьников могут послужить народные истоки. Это та точка опоры, которая складывалась веками, она близка и понятна каждому человеку. Формируя культурную личность, нужно помнить о бережном отношении к народным традициям.

Список используемой литературы

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Высшая школа, 1999.

2. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин. / Сост., вступ. ст. и комм. В.И. Калугина. М., 1990.
3.
Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва. «Педагогика» 1991г.

4. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: "Высшая школа", 1983.

5.Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. М., 1991.

6. Русские народные сказки. / Сост., вступ. ст. и прим. В.П. Аникина. М., 1985.

7. Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К.Господникова и др. – Волгоград, Учитель, 2009.
8. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.