Здоровый образ жизни как средство воспитания младшего школьника
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.

Одной из задач системы начального школьного образования является формирование физической культуры личности и культуры здорового образа жизни .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_obraz_zhizni.odt37.27 КБ

Предварительный просмотр:

                     

 

Здоровый образ жизни как средство воспитания младшего                                               школьника

                                                                                                                         

Выполнила  студентка  

Черниту В.Ф.                                          

                 

                 

Истра, 2019

                                               

Содержание

Введение…………………………………………………………….......................3

  1. Сущность понятий «Здоровый образ жизни»…………………………….6
  2. Особенности физического воспитания в начальной школе ……….......10
  3. Методы и формы обучения учащихся здоровому образу жизни.……..15
  4. Формирование умений ЗОЖ у младших школьников…………….........22

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы.……………………………………. ……………………….30

 

                                               

   

Введение

   Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

  Одной из задач системы начального школьного образования является формирование физической культуры личности и культуры здорового образа жизни .

   Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

   Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Федерального агентства по образованию Российской Федерации за 2008 г., 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 - 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% - хронические заболевания, 60% - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии - науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность[2].

 

   Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья - это прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.         Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

   Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

   Здоровье — основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья».

  Таким образом, тема курсовой работы «Здоровый образ жизни как средство воспитания младшего школьника»  является актуальной на сегодняшний день.

  Объектом изучения курсовой работы является особенности воспитания младших школьников .

  Предметом изучения курсовой работы является здоровый образ жизни как средство воспитания младшего  школьника .

  Целью курсовой работы является изучение здорового образа жизни как средства воспитания младшего  школьника .

  Задачи курсовой работы:        

  • Раскрыть понятие здорового образа жизни.
  • Изучить особенности физического воспитания в начальной школе.
  • Описать методы и формы знакомства детей со здоровым образом жизни.
  • Формирование умений ЗОЖ у младших школьников.

Материал будет интересен: учителям начальных классов, родителям, учителю физкультуры ...

  1. Сущность понятий «Здоровый образ жизни»

   Здоровье – одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества. Но не всегда люди чётко представляют, Что означает понятие «здоровье». Следует ли считать человека здоровым, если у него в данный момент нет каких либо острых или хронических заболеваний или он чувствует себя здоровым, подразумевая при этом, что у него нет не только жалоб на болезни.

   Здоровый образ жизни представляет собой образ жизни, положительно влияющий на здоровье личности .

   По мнению К.Байера и  Л. Шейнбера, существуют определенные слагаемые здорового образа жизни: оптимальный двигательный режим, тренировка иммунитета и закаливание, оптимальное питание, психо-сексуальная и половая культура, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность .

 Выделяется несколько компонентов здоровья:

·        Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

·        Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

·        Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

   Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов.  По определению БСЭ (Большая Советская Энциклопедия), «здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешиванием  с

окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, которое определяется комплексом биологических и социальных факторов».

   По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

   В связи с этим проблема здоровья также интересовала и многих педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. Также В. А. Сухомлинский писал, что плохое состояние здоровья ребенка является главной причиной отставания в учебе [4, с. 87].

   Нерегулируемое накопившееся утомление ведет к переутомлению.             Переутомление ребенка, перегрузки нервной системы способствуютее истощению, приводят к возникновению неврозов. Одна из самых острых проблем – ограничение двигательной активности детей. Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем движения. Поэтому при организации процесса обучения необходимо избегать длительного сидения за партой.

   Поэтому понятие «здоровье» не отделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.

   Также надо понимать, что  человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Ведь здоровье зависит лишь  на 20% от наследственных факторов,

на 20% - от условий внешней среды(экологии),  и только на 10% - от деятельности системы здравоохранения.  Остальные  50%  зависят  от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.   

   Одним из наиболее эффективных способов противодействия множеству  факторов  является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). 

К социальным принципам здорового образа жизни относятся:

·   эстетичность;

·   нравственность;

·  присутствие волевого начала;

·  способность к самоограничению.

   Здоровый образ жизни  - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

   Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения.                          Согласно Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь здоровый образ жизни проявляется в  отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей

ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений;  умении противостоять разрушительным для здоровья

формам поведения; форимирование навыков личной гигиены; наличие умений и навыков сохранения и укрепление здоровья.

   Таким образом сущность здорового образа жизни является  обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества[6].

     

  1. Особенности физического воспитания в начальной школе

   Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

   Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной программе физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы к основным задачам , вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления наркотиков, токсических средств и курения. 

   

 

    Сложность воспитательного процесса в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между проявленияᴍᴎ воспитанного или невоспитанности    лежит длительный период образования необходимых свойствличности. 
  Ведь ребенок подвергается разнообразному влиянию, накапливая не только положительный, но и отрицательный опыт. Воспитание негативные качества устраняет, хотя это далеко не легкий процесс, особенно если учесть, что он очень динаᴍᴎчен, подвижен, изменчив.

   Содержание физического воспитания школьников определяется комплексной программой для учащихся I—XI классов общеобразовательной школы. Она устанавливает единый, гигиенически обоснованный физкультурно-оздоровительный режим школы, обеспечивающий физическое развитие детей в органическом единстве с их трудовой и профессиональной подготовкой, умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.

   Первая часть программы включает в себя физкультурно-оздоровительные

мероприятия, которые осуществляются в режиме учебного дня. Для всех

классов с разной в зависимости от возраста интенсивностью, проводятся:

гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки во время уроков,

физкультурные упражнения и подвижные игры на удлиненных  переменах.        В школах  и   группах   продленного  дня для учащихся 1—VIII классов

организуются ежедневные физкультурные занятия, чередующиеся с самоподготовкой, занятиями искусством, самодеятельностью. Ежедневные

физкультурно-оздоровительные мероприятия способствуют организованному отдыху детей, решению проблемы дисциплины в школе.

   Вторая часть программы — собственно уроки физической культуры.    Учащиеся I—IV классов на этих уроках усваивают физкультурные знания, занимаются гимнастикой, подвижными играми, а также лыжной, кроссовой

или конькобежной подготовкой. В IV классе появляются элементы легкой атлетики и плавания.

   Занятия в V—IX классах претерпевают серьезные изменения, обусловленные переходом детей в подростковый возраст, необходимостью учета их физических, психических возможностей и особенностей. Сокращается количество часов на гимнастику, значительно увеличивается — на занятия легкой атлетикой. Подвижные игры уступают место спортивным: волейболу, баскетболу, футболу, ручному мячу.

   Сохраняют свое место лыжная, кроссовая, конькобежная подготовка и плавание.

   Учащимся VIII—IX классов представляется возможность овладения приемами борьбы.

   Основы знаний по всем видам физкультурной деятельности, получаемые подростками на уроках, представляют собой теоретические сведения и установки, необходимые для овладения практическими умениями и навыками. В X—XI классах развиваются все основные виды физкультурной деятельности: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная, кроссовая или конькобежная подготовка, плавание, а где имеются необходимые условия, и борьба. Содержание занятий для девушек и юношей обретает свою специфику как по видам, так и по характеру занятий. С учетом требований наставления по физической подготовке Вооруженных Сил страны в программу для юношей вводятся виды деятельности военно-прикладного характера, а также выполнение строевых команд.

   Физическая подготовка старшеклассников увязывается с их занятиями производительным трудом. В зависимости от характера профессии (строительных, механизаторских, конвейерных, станочных, монтажных, слесарных) юноши и девушки выполняют специфические упражнения.

   Таким образом, на уроках происходит постепенное нарастание сложности как самих видов физкультурно-спортивной деятельности, так и упражнений

внутри каждого вида. В комплексной программе для каждого класса разработаны требования к учащимся, учебные нормативы по усвоению навыков, развитию двигательных качеств. Педагогам рекомендуется строго учитывать физические и моральные возможности каждого школьника, осуществлять продуманный, дифференцированный подход в процессе физического развития детей, формирования у них умений и навыков самостоятельных занятий физкультурой в домашних условиях.

   Третья часть комплексной  программы посвящена внеклассным формам занятий физической культурой и спортом. Для начальных классов предлагается создание групп общей физической подготовки, кружков физической культуры по гимнастике, плаванию, настольному теннису, конькам, бадминтону. В V—VI классах занятия групп общефизической подготовки становятся более разнообразными, физкультурные кружки уступают место спортивным секциям по гимнастике, легкой атлетике и игровым видам спорта: баскетболу, футболу, хоккею. Подростки VII—VIII классов могут продолжать посещение группы общей физической подготовки; в секциях осваивать технику по отдельным видам спорта; участвовать в лыжных гонках, туристских походах. Юноши и девушки IX—XI классов также занимаются в группах общей подготовки, совершенствуют свое мастерство в спортивных секциях, овладевают военно-прикладными специальностями.

   Роль воспитателя не в том, чтобы замкнуть на себе все воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. 
Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы.

   Воспитатель добивается значительных успехов, если учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих действий, делает правильные выводы.
  В серьезных недостатках нынешнего школьного воспитания повинны не

только неблагоприятные условия, нерадивые ученики, родители, уклоняющиеся от выполнения своих функций. Воспитатели тоже должны признать свою часть вины в разразившемся кризисе. Низкий уровень профессионализма, родивший авторитарную педагогику, стал главной причиной отчуждения воспитанников.

   Купить  здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др. ), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

   Подлинное преобразование педагогических взаимоотношений возможно только на основе идей демократизации и гуманизации школы, возрождения простых человеческих чувств – заботы о детях, любви и милосердия. Задача нынешнего воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям.

   И так, воспитательный процесс идет одновременно с процессом обучения, имеет ряд особенностей, а потому рассматривается самостоятельно.

   К особенностям его относятся: многофакторность, динамичность, длительность, сложность, вариативность, отдаленность результатов. Процесс воспитания имеет ярко выраженный комплексный характер.

   И так, воспитательный процесс идет одновременно с процессом обучения, имеет ряд особенностей, а потому рассматривается самостоятельно[3].

3.Методы и формы  обучения учащихся здоровому образу жизни

   По мнению Кузнецовой Л.Ф., метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных образовательных целей. Под методами обучения следует понимать способы работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Каждый метод обучения включает обучающую работу учителя и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.    Учитель, объясняя материал, стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, т. е. побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов [6, с. 34].

   При организации факультативных занятий по учебной программе «Здоровый образ жизни: жизненные навыки» Кузнецова Л.В. рекомендует принять за основу дидактический принцип сознательности и активности, который позволит не только добиться осознанного отношения учащихся к изучаемым вопросам, но и вызвать их активный интерес. Необходимо использовать педагогические методы, в основе которых лежит активное участие и сотрудничество учащихся между собой и с учителем. Смысл работы учителя при проведении факультативных занятий не в том, чтобы доминировать, в том, чтобы направлять и регулировать эту совместную деятельность.

Сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия учащихся и учителя: пассивный, активный и интерактивный

методы.

   

   Пассивный метод - это такая форма взаимодействия, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учениками осуществляется посредством опросов, самостоятельных ра-5от, чтения, контрольных работ, тестов и т. д.

   С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала, пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это он имеет и некоторые плюсы. Это относительно простая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.

   В некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Самый распространенный вид пассивного урока - лекция. Схема урока выглядит следующим образом.

   Активный метод - это такая форма взаимодействия, при которой учитель и ученики взаимодействуют друг с другом. Обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. В ходе урока учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса. Если на пассивном уроке основным действующим лицом был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных. Схему урока можно представить в следующем виде.

   Интерактивный метод (с лат. inter - взаимныйact -действовать) - это форма взаимодействия, при которой учитель и ученики находятся в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Роль учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности

учащихся на достижение целей урока. Учитель разрабатывает план урока, предлагая учащимся различные интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых изучается учебный материал.

   Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания.

   Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих товарищей. Большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. На основе такого опыта формируется новое знание.  Схема интерактивного урока представлена следующим образом.

   Между активными и интерактивными методами многие ставят знак равенства, однако несмотря на общность они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

   Исследования, проведенные в 1980-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы обучения позволяют резко увеличить процент усвоения материала обучающимися. Результаты этого исследования показывают, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция - 5 %, чтение - 10 %), а наибольший - интерактивные (дискуссионные группы - 50 %, практика через действие - 75 %, обучение других или применение на практике - 90 %). Китайская пословица гласит: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я могу запомнить. Позволь мне сделать это - и это станет моим навсегда»[4, с. 30].

   При интерактивном обучении практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.                                                            Совместная деятельность учащихся процессе познания и освоения учебного

                                                                                                                               материала предполагает, что каждый вносит свой вклад, т. е. идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Атмосфера доброжелательности,

взаимной поддержки позволяет не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать разные точки зрения, умение участвовать в дискуссии и вырабатывать совместное решение.

   Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими прежде всего любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все” в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из действий героев кино- и телефильмов и театральных пьес.                                     Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае школьники не должны его видеть курящим)[1].

   

   Употребление школьниками спиртных напитков - вещь, к сожалению очень распространенная.

   Социологические опросы показывают, что среди первоклассников большее половины знакомы со вкусом вина или пива, и

чаще всего это происходит с ведома и согласия родителей: «невинная рюмочка» в честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детей алкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет.

   Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы.      Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности, взаимопонимания.

   Интерактивные методы требуют большой подготовки как учителя (информация, раздаточный материал, оборудование урока), так и учащихся, их готовности сотрудничать. В процессе учебной деятельности ребенок получает не только систему знаний, но и набор ключевых понятий в образовательной и коммуникационной сферах.

   Методы, которые помогут обеспечить активное участие и взаимодействие

учащихся друг с другом и с учителем .

  • работа в группах;
  • мозговой штурм;
  • дискуссия;
  • интерактивные презентации;
  • ролевые игры;
  • анализ историй и ситуаций;
  • выполнение проектов;
  • другие методы.

   Обсуждение вопроса можно проводить со всем классом. Недостаток данной работы в том, что в классе много учащихся, а количество времени ограничено. Эффективнее данную работу проводить в группах.

   Групповое обсуждение максимально увеличивает активность и вклад каждого участника, стимулирует свободный обмен мыслями.

  Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышают самооценку школьников, а главное - учат детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.

   При правильном педагогическом руководстве и управлении эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Преимущества группового обучения:

  • приобщение к важным жизненным навыкам (действенное общение, умение слушать, умение стать на место другого, умение принимать точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели);
  • улучшение успеваемости;
  • воспитание самоуважения;
  • укрепление дружеских отношений в классе, изменение отношения к школе;

Типы группового обучения:

  • обучение в парах;
  • группа, сидящая вместе;

Каждый из предложенных методов обучения имеет свои «плюсы» и «минусы». Выбор остается за учителем.

   

Таким образом, здоровый образ жизни формируется всеми составляющими гигиеническими нормами. От того, на сколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в младшем возрасте , зависит в последующем здоровье ребенка[7].

4.Формирование умений ЗОЖ у школьников

   При организации учебно-воспитательного процесса учителя стараются организовать работу с учащимися так, чтобы учебная деятельность способствовала их всестороннему развитию. Все задания и вопросы направлены на развитие мышления (сравнить, исследовать, наблюдать, анализировать, обобщить и т.д.) , на развитие воображения, фантазии, творчества, внимания, памяти.

   Учительница во втором классе проводит уроки - путешествия в Страну Здоровья. На одном из уроков ребята побывали в городе Трех дорог - Красной, Желтой и Зеленой. Путешествуя по Зеленой дороге, дети много интересного узнали о полезных продуктах, по Желтой - не очень полезных, по Красной - о тех продуктах , употребление которых необходимо ограничить. На Площади Развлечений дети отдыхали, а на Бульваре    Сладкоежки рассуждали о сладостях. В гости к детям приходили и персонажи из американских учебников, а также Вася Неумыткин и Эдик Ангинкин, Мойдодыр и другие.

   Во втором классе интересно проводит кулинарные уроки, где учащиеся с помощью родителей обучаются простейшим приемам приготовления пищи, украшения блюд, а также правилам этикета и сервировке стола.

   Для того, чтобы заботиться о здоровье, необходимо знать свой организм.  Частые гости на уроках у ребят врачи. Наверное, ни об одном органе человеческого организма не говорится столько, как о сердце.

   В четвертом классе на уроке по теме «Здоровый образ жизни - здоровое сердце» учащиеся не боятся проявить себя, потому что уверены: их не высмеют, над их мыслями задумаются, им подскажут, им помогут, их поддержат. Ученики стремятся проявить в себе лучшие качества человеческого характера: быть добрыми, чуткими, внимательными.

   

   Учительница на уроках проводит игры «Поле чудес», «Аукцион цветов». В ее классе работает «Городок юных мастеров», где дети выполняют панно, аппликации по мотивам сказок о здоровье: «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Айболит», и др., инсценируют сказки. Ученики вместе с родителями и учительницей составили специальную кулинарную книгу, которая пополняется рецептами тех блюд, приготовление которых освоили сами дети.

   На уроках учителя учат детей жить, следить за собой и своим здоровьем. Ребята анализируют поступки сказочных героев, рисуют «Страну здоровья», поют песни о ЗОЖ, а главное - ведут дневники своего здоровья. Эти дневники представляют собой рисунки, где дети ежедневно клетками различного цвета обозначают, как они себя чувствуют. Если в дневнике несколько дней характеризуются параметрами «неудовлетворительно», - это повод для разговора с психологом.

   Работа по формированию у школьников навыков ЗОЖ проводится в системе и закрепляется на других уроках, внеклассных мероприятиях. В школе проводятся дни, недели, декады здоровья, олимпиады по вопросам здоровья, встречи с музыкальными работниками, уроки экологии, конкурсы сочинений, рисунков, плакатов, санбюллетеней, организовывается просмотр и обсуждение фильмов, слайдов по проблемам здоровья.

   Работают кружки «Если хочешь быть здоров», «Мой друг - игра» .

Любят ребята спортивные праздники с участием родителей. Это: «Веселый марафон» в 3-4 классах, праздник «Мама, папа и я - спортивная семья» - в первых классах, «Спортландия» - во вторых классах.

   В начальных классах введены уроки ритмики и танца, работает танцевальная студия.

   В школе один раз в четверть проводится день режимного контроля по проблеме «Здоровье учеников в режиме дня школы» с целью определения самочувствия детей, оценки и выявления положительных и отрицательных тенденций, подбора управленческих решений по коррекции условий,

влияющих на здоровье учеников. Разнообразны методы исследования: наблюдение, анкетирование, хронометрирование.

   Очень важен учет сформированности навыков ЗОЖ при оценке знаний детей. Полученные знания и умения изменяют в лучшую сторону существующую схему поведения школьников, становятся прочными элементами их повседневной жизни. Состояние здоровья во многом зависит от поведения ребенка. Ни один навык здорового образа жизни не сможет полностью сформировать учитель без активной поддержки семьи. Учитывая факторы риска в семье, недостаток контроля со стороны родителей, неспособность родителей точно определить свое поведение, семейные конфликты, употребление родителями алкоголя, курение, работа с семьей организуется по трем направлениям: просвещение родителей, их практическое участие в формировании у детей ЗОЖ, использование опыта семейного воспитания.

   В начале учебного года родители знакомятся с содержанием учебных программ курсов «Человек и мир», «Здоровый образ жизни», с учебниками, а также направлениями формирования навыков здорового образа жизни детей.            В течение учебного года перед изучением каждой большой темы проводятся беседы, ставятся следующие задачи перед семьей: каких конкретных результатов можно добиться совместными усилиями, какой помощи ждет школа от семьи, как формировать в семье те или иные навыки, как их контролировать, оценивать, как поощрять детей, какие должны быть результаты.

   В подготовительных классах практикуются письма для родителей. Это своеобразные домашние задания для семьи. Структура писем следующая: кратко разъясняется, какие навыки формирует школа по определенной теме, какую помощь ждет школа от семьи. Каждое письмо имеет отрывную анкету для обратной связи, для информации о результатах работы[8].

     

   В школе работает родительский лекторий «Здоровье», определена тематика консультаций и бесед с родителями, проводятся родительские конференции, совместные оздоровительные походы и экскурсии, спортивные соревнования.

   В кабинете ЗОЖ создана библиотечка «Здоровье», рекомендуются книги для семейного чтения. Для более конкретной работы с семьей в начале и в конце учебного года проводится анкетирование родителей и детей.

   Анкетирование учащихся первых и вторых классов в конце учебного года показало, что ребята хорошо усвоили программный материал, овладели основными навыками ЗОЖ, научились сами заботиться о своем здоровье.  Ребята хорошо усвоили правило: чтобы быть здоровым, нужно быть добрым, потому что злоба и зависть разрушают организм.

   Все они хотят быть здоровыми и стараются сделать мир вокруг себя добрее.

   Режим дня - одно из основных условий здорового образа жизни. Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет школьнику выработать у себя динамический стереотип.

   Его физиологическая основа - формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

   Следующий фактор здорового образа жизни - двигательный режим.

  Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

   Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 - 85% дневного

времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя).                                          

   Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 - 3%.     Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 - 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

   Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

   Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

   Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно - сосудистой системы.

 

   Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.

   На уроках физкультуры в школе ученики разделены на три группы: основная, подготовительная и специальная. Последние две группы выделяются по медицинским показаниям (различные заболевания в стадии компенсации, субкомпенсации и прочее). В основную группу автоматически попадают учащиеся, не относящиеся к этим группам, и именно с ними проводятся занятия по утвержденным программам. Это так называемые «практически здоровые дети». В то же время истинное их состояние здоровья практически не определяется, в лучшем случае о нем судят по показателям физического развития детей, что малоинформативно.

   Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

   У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость[9].

Заключение

   Таким образом, формирование потребности к здоровому образу жизни с первых классах начальной школы имеет педагогическое  обоснование и способствует развитию у детей  целостных представлений о здоровом человеке  .

   Сохранение и укрепление здоровья,  увеличение продолжительности активной и творческой работы, создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития  у учащихся, являются актуальной  педагогической задачей.

"Здоровый образ жизни" должна пронизывать все виды деятельности   детей. Необходимо воспитывать удетей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя , как средства достиженияжизненных успехов. Также необходимо формировать у младших школьников представления  и знания о человеке, его здоровье,  о здоровом образе жизни.

   Основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе:

  • научить детей определять свое состояние и ощущения;
  • сформировать активную жизненную позицию;
  • сформировать представления о своем теле, организме;
  • учить укреплять и сохранять свое здоровье;
  • понимать необходимость и роль двигательной активности;
  • обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;
  • формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются

рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка,  благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.

   Именно на эти  факторы по формированию здорового образа жизни и была направленная наша практическая работа.   

                           

                   

Список использованной литературы

  1. Головина Е.В. «Теория и методика воспитания»: учеб. Пособие.-М.,2009 г. 203 с.
  2. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье:2010 г.300 с.
  3. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста: учеб.  пособие для студ. учреждений сред. проф. Сковороткина , Герасимов .Академия,2014.-320с.
  4. Секач, А.С. Выбери здоровый образ жизни!. / А.С. Секач, И.М. Егорова. - Мн.: 2006. - 22 с.
  5. Физическое воспитание в современной школе: теория и практика: учеб.-метод  пособие. Душенина.-Кемеров, 2009 г. 109 с.
  6. Юковчиц, Л.К. Педагогическое воспитание / Л.К. Юковчиц. - Питер, 2007.360 с.
  7. Теория и методика физического воспитания: авт.-сост. Н.Г. Арзамасцева О.Л. Шабалина –Йошкар-Ола,  О.Л. Шабалина 2011 г. 200с.
  8. Горчак С.И. К вопросу о  здоровом образе жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 2006 с. 57
  9. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Кофмана. - М., «Физкультура и спорт»,  г.2008. с. 187.
  10.  http://www. dslib.net/obw-pedagogika/
  11. http://sibac.info/11159 
  12. http://doc4wed.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

Методы и средства воспитания здорового образа жизни у младшего школьника

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества...

Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровье сберегающих технологий.

Здоровье человека - это актуальная тема на все времена. Правильное отношение к здоровью надо начинать с раннего детства....

Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся начальной школы средствами здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, здоровьеукрепляющих приёмов обучения и воспитания

Актуальноссть проблемы здоровьесбережения, виды здоровьесберегающих технологий, предупреждение утомляемости на уроках, приёмы и методы создания благоприятного климата, формирование ценностного отношен...

Внеклассное занятие по воспитанию у детей здорового образа жизни «В здоровом теле – здоровый дух»

развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;- развивать инициативу детей вести здоровый образ жизни;3. Воспитывающие:- воспитывать умение работать в коллективе;- воспитывать чувство ответ...

«Формирование потребности в здоровом образе жизни средствами семейного воспитания»

Проблема здорового образа жизни в последнее время приобретает ведущее значение в формировании современного человека, как полноценного члена общества. Особое место в данном контексте занимает здоровье ...