"Масленица"
классный час (3 класс) по теме

Тимофеенко Екатерина Павловна

МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 имени Д.Ж.Жанаева»

 

 

Методическая разработка к празднику:           

                

                      «Масленица»

Составитель: учитель начальных классов

                         Тимофеенко Екатерина Павловна.

 

 

 

       Внеклассное мероприятие

 «Широкая масленица»

 

Актуальность.

               В настоящее время складывается ситуация незнания истории и культуры своей страны, с народными обрядами и обычаями,  только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, причем с самого раннего возраста может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Дети, соприкоснувшиеся с традиционной русской культурой, понимающего значение труда на благо общества и осознано ищущего свое место в жизни. Нарядная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие, верность слову, собранность и патриотизм.

 

 Мероприятие рассчитано на детей начальной школы.

 Знакомство и приобщение детей к народной традиционной и православной культуре.

Цели :

  • формирование познавательного интереса учащихся, расширение кругозора;
  • знакомство с русскими традициями и воспитание уважения к ним.
  • развитие социальной, познавательной, творческой активности учащихся;

Задачи :

  • познакомить учеников с русским народным праздником – Масленицей, с его историей, традициями, обрядами;
  • продолжить знакомство с русскими народными праздниками;
  • воспитывать интерес и уважение к народным обычаям, родному языку и его богатствам;
  • способствовать сплочению коллектива;
  • способствовать укреплению здоровья детей.

 

Пояснительная записка

 На сегодня современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Я полагаю, что предоставляется возможным выделение некоторых параметров уровня сформированности надпредметных понятий, характеризующих субъектный опыт, которые можно реально оценить и заложить в основу управления развитием в образовательном учреждении.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу,был выявлен комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся. 

В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

·        уровень сформированности нравственной культуры;

·        уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

·        уровень развития патриотических чувств;

·        уровень сформированности толерантности.

На мой взгляд, среди выделенных показателей, актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника. Воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Важность рассмотрения проблемы патриотизма в современном обществе определяется девальвацией системы традиционных ценностей и обострением социальных противоречий в обществе; ростом нигилизма, усилением бездуховности, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

 

Основной идеей  данной разработки является создание условий для достижения успеха каждым учеником независимо от его успешности в учебной деятельности, через формирование надпредметных понятий вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь.

Они также  направлены на развитие у детей 7-10 лет уникального человеческого  дара слова, культуры речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, а также развитие творческого воображения и литературных способностей.

 Данный возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.

Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к  продуктивному творческому общению.

   «Родной язык, - писал Ян Корчак это не нарочно придуманные для ребёнка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребёнок «дышит» воздухом творчества, он хочет рисовать, петь, сочинять, играть и нужно лелеять эту способность его души.

                                                               Ход  праздника:

(Звучит весёлая народная мелодия. Выходят ведущие.)

Учитель:

Ребята, а вы знаете, почему мы сегодня собрались?

Дети:

Масленицу встречать!

Учитель:

Сегодня мы познакомимся с одним из таких праздников - веселой и любимой многими Масленицей – праздником проводов уже достаточно одряхлевшей Зимы и встречи ласковой, долгожданной Весны.

А вы знаете, что это за праздник такой?(ответы детей)

Это старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, который продолжается семь недель до Пасхи. Вот и пекут масляные блины. Масленицу называют сырной неделей.

 Однако это еще не все о значении Масленицы. Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

 Масленица - проводы зимы, встреча весны. Масленица  празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -"встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "разгуляй", пятница - "тещины вечёрки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".

Масленица - один из немногих праздников, который кроме официального названия имеет ряд других необычно нежных и «вкусных». Например: «блинница», «блинщина», «бли­ноедка», «прожорная», «объедуха»; «молочница», «масленка», «маслоед», «сырная», «каса­точка», «пеpепелочка»; «целовальница», «кривошейка», «сахарные уста»;«широ­кая», «чест­ная», «весёлая», «боярыня» и др. И каждое из этих названий появилось не случайно, а связано с хо­дом действий на празднике:

- «блинница», «блинщина», «бли­ноедка» - с поеданием блинов или других вкус­ностей, а порой даже и их объеданием - «прожорная», «объедуха»;

- «целовальница», «сахарные уста» - с целованием во время игр, традициями в «прощеное воскресенье» последнего дня Масленицы;

- «широ­кая», «честная», «весёлая» - с царящим духом веселья в семьях и в народных гуляньях. 

Учитель:

Понедельник - "Встреча". Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Встречали её песнями. Первыми были дети.Начиная с этого дня дети катались с гор.

1-й ученик:
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор.
2-й ученик:
Уж ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
3-й ученик:
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
Пировать!

Учитель: Нет, не идёт что-то Масленица. Видно придётся всем вместе её позвать  «Приезжай Масленица во широкий двор!»

Появляется хоровод с  Масленицей
 Учитель:
Здравствуй, дорогая Масленица! С тобой мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?
Масленица:
Всего на семь дней. Мой первый день — встреча, а седьмой — проводы.
4-й учении:
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали — на семь недель.
Оказалось — на семь дней.
А с чем пришла ты, Масленица?
Масленица:
Встречают меня испокон сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете — тем богаче год будет.
Учитель:
Мы встречаем тебя « Танец Ложкарей»
Учитель:
А кто с тобой пришел, Масленица?
Масленица:
Мои друзья-звери, по весне меня знавшие. Сейчас я о них загадки загадаю. Первыми о приходе весны возвещают птицы.

- Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была. (Сорока).
- Видели вы меня не раз, скачу я на двух шагах от вас. Чирик - чирик. Кто к этой песне привык? (Воробей).
- Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног. (Петух).

-Живёт в глуши лесной, и летом и зимой, старательный работник, лесной носатый плотник.(Дятел)

- За деревьями - кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, но ни дыма, ни пожара. (Лиса).

- хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

- Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)

Масленица:

Молодцы! Хорошую встречу вы мне подготовили.
Учитель:

Главным кушаньем были блины, о которых очень много разных песен и пословиц.

Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу:"Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев."
Блины на Масленицу пекут каждый день.

Песня «Ой блины, блины!»

Вторник – «Заигрыш!»

Учитель:  Вторник называли - « заигрыш»:в этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции картины В. Сурикова "Взятие снежного городка"). А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок.

Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Мы тоже сегодня будем играть в игры.

 

Погляди, народ! К нам Весна идёт!

Появляется Весна в красивом платье.

Весна.

– Я – Весна!

Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!

Дети:

– Здравствуй, Весна - красна!

Весна.

– Здравствуйте и вы, люди добрые!

Игра 3 «Перетягивание каната». Команды “Богатыри” и “Силачи”.

Среда «Лакомка».

Учитель:   Среда – «лакомка». В этот день готовили самые вкусные блюда, и конечно – блины. Пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.

Игра «На метле!»

Четверг – «Разгуляй».

Учитель: Четверг – “Разгуляй”. В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки.Возили Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмах животных.

Конкурс «Частушки» на самое задорное исполнение

  1. Купи, тятя, мне коня
    Вороные ножки.
    Буду девочек катать
    По большой дорожке.
     
  2. Девки, масленка идет!
    Кто нас покатает?
    У Петрушки на дворе
    Сивка пропадает.
  3. Шила платье из капусты,
    Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?

  1. Я плясала в 3 ноги,
    Потеряла сапоги,
    Оглянулася назад,
    Сапоги мои лежат.
  2. Я на Масленку катался,
    Трое саней изломал.
    Ворона коня замучил
    И милашку закатал!
     
  3. У кумы была сестрица
    Печь блины-то мастерица.
  4. Напекла их кучек шесть
    Семерым их не поесть.
     
  5. Сели четверо за стол
    Дали душеньке простор.
    Друг на друга поглядели…
    И блины-то все поели!
  6. Мы с подружкою гуляли
    Сыром гору налепляли
    Всю блинами устилали,
    Сверху маслом поливали!
  7. Солнце красное зашло,
    Возвращаемся в село.

 

Игра 4  «Сковорода»

5-10 участников игры встают в кружок, берутся за руки. У самых ног чертят круг –«сковороду». Затем все идут или бегут вокруг этого круга. По сигналу ведущего останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на «сковороду», сами упираются ногами. Кто наступил на «сковороду», тот «испёкся». Затем снова все бегут вокруг круга. Игра повторяется пока не останется одного или двух «неиспекшихся» - победителей.

Правила:

  1. Начинать тянуть на «сковороду» можно после сигнала ведущего.
  2. Тот, кто отпустил руку соседа, считается проигравшим - «испёкшимся».

 

Пятница «К тёще на блины».

Учитель:

На пятый день, в пятницу ходят к «тёще на блины».Тёща –это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.

Пятница – тёщины вечёрки!

1 ученик:

Завтра будет день попроще
Если кто имеет тёщу,
Пусть для проводов зимы
К тёще едет на блины!

2 ученик:

К тёще на блины идём
И друзей с собой ведём!
Развесёлая Масленица,
Мы тобою хвалимся!

танец «Барыня»

Игра 3  «Катание на санках!»
 

 А в субботу не безделки –« Золовкины посиделки!»

– Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!

Учитель:

На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости, а «золовка» - это ближайшая родственница, родная сестра мужа, и поэтому к ней шли первой.

Золовка – это сестра мужа. И так, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а не замужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей.

Целый ряд  масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.

Игра 5  «Ручеёк» «Ручейки» - старинная игра, которая практически со временем не изменилась.

По условиям игры, участники встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой, образуя из сцепленных рук коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

            В народе существовало такое поверье, что Масленицу нужно провожать так, чтобы  не было стыдно перед соседями и гостями. Ведь широкая Масленица выставляла напоказ семейный достаток, гостеприимство хозяев, умение веселиться и быть милосердными.

По этому поводу есть поговорки:

А)  «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить»; 

Б)  «Масленица объедуха, деньгам приберуха»;

В)  «Ой, Масленица-кривошейка, состречаем тебя хорошенько!

       Хорошенько!Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом!»

Длился масленичный праздник семь дней и каждый день отличался друг от друга, имея не только свое особое название, но и предназначение.

 

Но воскресенье в отличие от всех остальных праздничных дней Масляной недели имело необычное для праздника название «прощеный день».

Как вы думаете, в чем это было связано? (Высказывания ребят.)

 

Воскресный день перед Великим постом имел особое предназначение: в этот день все - знакомые, родные и первые встречные - испрашивали от всей души прощения друг у друга и обоюдно проща­ли: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

Встреча Весны и прощание с Зимой.

 

И завершением развлечений было прощание с Зимой - сжигали чучело Масленицы.

«Прощай, честная Масляна!

Коль быть живым, увидимся.

Хоть год прождать, да ведать-знать,

Что Масляна придет опять...! 

 (вторую часть праздника можно проводить как на открытом воздухе, так и в помещении Завершить праздник можно чаепитием с блинами.Чаепитие)

. Командная игра или совместное творчество:

1) предварительно разрезать полоски и столбцы на отдельные элементы;

2) поговорки нужно сложить подобно пазлам по смыслу и рифме на подложке с контурами строк и столбцов (текст на подложке не виден);

3) получившийся результат зачитать вслух.

«Не всё коту …..

Масленица»

«Где блины, тут и мы, а где с маслом каша …

- тут и место наше»

«Блин не клин, брюха ……

не расколет»

«Без блина …

не масляная»

«На горках покататься …

в блинах поваляться»

«Блины брюха …

не портят»

«Блин не клин …

– живот не расколет»

«Мы давно блинов не ели, мы …

блиночков захотели»

«Пришла Масленица годовая,…

наша гостья дорогая!»

«Идет Масленица по льду, несет…

блинов сковороду»

«Как на масленой недели из печи блины …

летели»

 

 

Литература и материалы:

1. Коринфский Аполлон.  Народная Русь / Аполлон Коринфский. - М., 2006. -  С.132-141.

2. Шмелев И.С. Лето Господне / И.С. Шмелев. – М., 1990. – 573 С. 

3. История России. Всемирная история. Электронный источник История. РУ: История масленицы [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. – Режим доступа:http://www.istorya.ru/articles/maslenica.php,  свободный.- Загл. с экрана.

4. История Масленицы. Седмица сырная. [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. и граф. дан. – Режим доступа:http://www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/istoriyaprazdnika/, свободный.- Загл. с экрана.

5.  Грачева И.Масленица. [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. и граф. дан. – Режим доступа:http://www.maslenitsa.ru/ma001.htm, свободный.- Загл. с экрана.

6. Масленица. История праздника.  [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. и граф. дан. – Режим доступа:http://supercook.ru/maslenica-01.html#maslenica-04, свободный.- Загл. с экрана.

7. Масленичные песни и игры: Игра «Заря-Заряница» [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. – Режим доступа:http://www.rozhdestvenka.ru/horovod/vse%20maslotexty.htm, свободный.- Загл. с экрана.

8 Методические журналы и газеты «Начальная школа»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 имени Д.Ж.Жанаева»

Методическая разработка к празднику:            

                 

                      «Масленица»

Составитель: учитель начальных классов

                         Тимофеенко Екатерина Павловна.

             

                                                              с.Хоринск

                                                                   2013

 

Праздник «Масленица»

Внеклассное мероприятие

 «Широкая масленица»

Актуальность.

               В настоящее время складывается ситуация незнания истории и культуры своей страны, с народными обрядами и обычаями,  только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, причем с самого раннего возраста может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Дети, соприкоснувшиеся с традиционной русской культурой, понимающего значение труда на благо общества и осознано ищущего свое место в жизни. Нарядная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие, верность слову, собранность и патриотизм.

 Мероприятие рассчитано на детей начальной школы.

 Знакомство и приобщение детей к народной традиционной и православной культуре. 

Цели :

  • формирование познавательного интереса учащихся, расширение кругозора;
  • знакомство с русскими традициями и воспитание уважения к ним.
  • развитие социальной, познавательной, творческой активности учащихся;

Задачи :

  • познакомить учеников с русским народным праздником – Масленицей, с его историей, традициями, обрядами;
  • продолжить знакомство с русскими народными праздниками;
  • воспитывать интерес и уважение к народным обычаям, родному языку и его богатствам;
  • способствовать сплочению коллектива;
  • способствовать укреплению здоровья детей.

Пояснительная записка

 На сегодня современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Я полагаю, что предоставляется возможным выделение некоторых параметров уровня сформированности надпредметных понятий, характеризующих субъектный опыт, которые можно реально оценить и заложить в основу управления развитием в образовательном учреждении.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу,был выявлен комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся. 

В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

        уровень сформированности нравственной культуры;

        уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

        уровень развития патриотических чувств;

        уровень сформированности толерантности.

На мой взгляд, среди выделенных показателей, актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника. Воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Важность рассмотрения проблемы патриотизма в современном обществе определяется девальвацией системы традиционных ценностей и обострением социальных противоречий в обществе; ростом нигилизма, усилением бездуховности, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

Основной идеей  данной разработки является создание условий для достижения успеха каждым учеником независимо от его успешности в учебной деятельности, через формирование надпредметных понятий вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь.

Они также  направлены на развитие у детей 7-10 лет уникального человеческого  дара слова, культуры речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, а также развитие творческого воображения и литературных способностей.

 Данный возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.

Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к  продуктивному творческому общению.

   «Родной язык, - писал Ян Корчак это не нарочно придуманные для ребёнка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребёнок «дышит» воздухом творчества, он хочет рисовать, петь, сочинять, играть и нужно лелеять эту способность его души.

                                                               Ход  праздника:

(Звучит весёлая народная мелодия. Выходят ведущие.)

Учитель: 

Ребята, а вы знаете, почему мы сегодня собрались?

Дети: 

Масленицу встречать!

Учитель:

Сегодня мы познакомимся с одним из таких праздников - веселой и любимой многими Масленицей – праздником проводов уже достаточно одряхлевшей Зимы и встречи ласковой, долгожданной Весны.

А вы знаете, что это за праздник такой?(ответы детей)

Это старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, который продолжается семь недель до Пасхи. Вот и пекут масляные блины. Масленицу называют сырной неделей.

 Однако это еще не все о значении Масленицы. Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

 Масленица - проводы зимы, встреча весны. Масленица  празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -"встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "разгуляй", пятница - "тещины вечёрки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".

Масленица - один из немногих праздников, который кроме официального названия имеет ряд других необычно нежных и «вкусных». Например: «блинница», «блинщина», «блиноедка», «прожорная», «объедуха»; «молочница», «масленка», «маслоед», «сырная», «касаточка», «пеpепелочка»; «целовальница», «кривошейка», «сахарные уста»;«широкая», «честная», «весёлая», «боярыня» и др. И каждое из этих названий появилось не случайно, а связано с ходом действий на празднике:

- «блинница», «блинщина», «блиноедка» - с поеданием блинов или других вкусностей, а порой даже и их объеданием - «прожорная», «объедуха»;

- «целовальница», «сахарные уста» - с целованием во время игр, традициями в «прощеное воскресенье» последнего дня Масленицы;

- «широкая», «честная», «весёлая» - с царящим духом веселья в семьях и в народных гуляньях.  

Учитель: 

Понедельник - "Встреча". Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Встречали её песнями. Первыми были дети.Начиная с этого дня дети катались с гор.

1-й ученик:
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор.
2-й ученик:
Уж ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
3-й ученик:
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
Пировать!

Учитель: Нет, не идёт что-то Масленица. Видно придётся всем вместе её позвать  «Приезжай Масленица во широкий двор!»

Появляется хоровод с  Масленицей
 Учитель:
Здравствуй, дорогая Масленица! С тобой мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?
Масленица:
Всего на семь дней. Мой первый день — встреча, а седьмой — проводы.
4-й учении:
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали — на семь недель.
Оказалось — на семь дней.
А с чем пришла ты, Масленица?
Масленица:
Встречают меня испокон сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник хозяйственного изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете — тем богаче год будет.
Учитель:
Мы встречаем тебя « Танец Ложкарей»
Учитель:
А кто с тобой пришел, Масленица?

Масленица:

Мои друзья-звери, по весне меня знавшие. Сейчас я о них загадки загадаю. Первыми о приходе весны возвещают птицы
.

- Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была. (Сорока).
- Видели вы меня не раз, скачу я на двух шагах от вас. Чирик - чирик. Кто к этой песне привык? (Воробей).
- Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног. (Петух).

-Живёт в глуши лесной, и летом и зимой, старательный работник, лесной носатый плотник.(Дятел)

- За деревьями - кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, но ни дыма, ни пожара. (Лиса).

- хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
(Медведь)

- Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)

Масленица:

Молодцы! Хорошую встречу вы мне подготовили.
Учитель:

Главным кушаньем были блины, о которых очень много разных песен и пословиц.

Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу:"Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев."
Блины на Масленицу пекут каждый день.

Песня «Ой блины, блины!»

Вторник – «Заигрыш!»

Учитель:  Вторник называли - « заигрыш»:в этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции картины В. Сурикова "Взятие снежного городка"). А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок.

Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Мы тоже сегодня будем играть в игры. 

Погляди, народ! К нам Весна идёт!

Появляется Весна в красивом платье.

Весна.

– Я – Весна!

Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!

Дети:

– Здравствуй, Весна - красна!

Весна.

– Здравствуйте и вы, люди добрые!

Игра 3 «Перетягивание каната». Команды “Богатыри” и “Силачи”.

Среда «Лакомка».

Учитель:   Среда – «лакомка». В этот день готовили самые вкусные блюда, и конечно – блины. Пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.

Игра «На метле!»

Четверг – «Разгуляй».

Учитель: Четверг – “Разгуляй”. В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки.Возили Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмах животных.

Конкурс «Частушки» на самое задорное исполнение

  1. Купи, тятя, мне коня
    Вороные ножки.
    Буду девочек катать
    По большой дорожке.
  2. Девки, масленка идет!
    Кто нас покатает?
    У Петрушки на дворе
    Сивка пропадает.
  3. Шила платье из капусты,
    Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?

  1. Я плясала в 3 ноги,
    Потеряла сапоги,
    Оглянулася назад,
    Сапоги мои лежат.
  2. Я на Масленку катался,
    Трое саней изломал.
    Ворона коня замучил
    И милашку закатал!
  3. У кумы была сестрица
    Печь блины-то мастерица.
  4. Напекла их кучек шесть
    Семерым их не поесть.
  5. Сели четверо за стол
    Дали душеньке простор.
    Друг на друга поглядели…
    И блины-то все поели!
  6. Мы с подружкою гуляли
    Сыром гору налепляли
    Всю блинами устилали,
    Сверху маслом поливали!
  7. Солнце красное зашло,
    Возвращаемся в село.

Игра 4  «Сковорода» 

5-10 участников игры встают в кружок, берутся за руки. У самых ног чертят круг –«сковороду». Затем все идут или бегут вокруг этого круга. По сигналу ведущего останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на «сковороду», сами упираются ногами. Кто наступил на «сковороду», тот «испёкся». Затем снова все бегут вокруг круга. Игра повторяется пока не останется одного или двух «неиспекшихся» - победителей.

Правила:

  1. Начинать тянуть на «сковороду» можно после сигнала ведущего.
  2. Тот, кто отпустил руку соседа, считается проигравшим - «испёкшимся».

Пятница «К тёще на блины».

Учитель:

На пятый день, в пятницу ходят к «тёще на блины».Тёща –это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.

Пятница – тёщины вечёрки!

1 ученик:

Завтра будет день попроще
Если кто имеет тёщу,
Пусть для проводов зимы
К тёще едет на блины!

2 ученик:

К тёще на блины идём
И друзей с собой ведём!
Развесёлая Масленица,
Мы тобою хвалимся!

танец «Барыня»

Игра 3  «Катание на санках!»

 А в субботу не безделки –« Золовкины посиделки!»

– Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!

Учитель:

На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости, а «золовка» - это ближайшая родственница, родная сестра мужа, и поэтому к ней шли первой.

Золовка – это сестра мужа. И так, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а не замужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей.

Целый ряд  масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.

Игра 5  «Ручеёк» «Ручейки» - старинная игра, которая практически со временем не изменилась.

По условиям игры, участники встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой, образуя из сцепленных рук коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

            В народе существовало такое поверье, что Масленицу нужно провожать так, чтобы  не было стыдно перед соседями и гостями. Ведь широкая Масленица выставляла напоказ семейный достаток, гостеприимство хозяев, умение веселиться и быть милосердными.

По этому поводу есть поговорки:

А)  «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить»;  

Б)  «Масленица объедуха, деньгам приберуха»;

В)  «Ой, Масленица-кривошейка, состречаем тебя хорошенько!

       Хорошенько!Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом!»

Длился масленичный праздник семь дней и каждый день отличался друг от друга, имея не только свое особое название, но и предназначение.

Но воскресенье в отличие от всех остальных праздничных дней Масляной недели имело необычное для праздника название «прощеный день». 

Как вы думаете, в чем это было связано? (Высказывания ребят.)

Воскресный день перед Великим постом имел особое предназначение: в этот день все - знакомые, родные и первые встречные - испрашивали от всей души прощения друг у друга и обоюдно прощали: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

Встреча Весны и прощание с Зимой.

 

И завершением развлечений было прощание с Зимой - сжигали чучело Масленицы.

«Прощай, честная Масляна!

Коль быть живым, увидимся.

Хоть год прождать, да ведать-знать,

Что Масляна придет опять...! 

 (вторую часть праздника можно проводить как на открытом воздухе, так и в помещении Завершить праздник можно чаепитием с блинами.Чаепитие)

. Командная игра или совместное творчество:

1) предварительно разрезать полоски и столбцы на отдельные элементы;

2) поговорки нужно сложить подобно пазлам по смыслу и рифме на подложке с контурами строк и столбцов (текст на подложке не виден);

3) получившийся результат зачитать вслух.

«Не всё коту …..

Масленица»

«Где блины, тут и мы, а где с маслом каша …

- тут и место наше»

«Блин не клин, брюха ……

не расколет»

«Без блина …

не масляная»

«На горках покататься …

в блинах поваляться»

«Блины брюха …

не портят»

«Блин не клин …

– живот не расколет»

«Мы давно блинов не ели, мы …

блиночков захотели»

«Пришла Масленица годовая,…

наша гостья дорогая!»

«Идет Масленица по льду, несет…

блинов сковороду»

«Как на масленой недели из печи блины …

летели»

Литература и материалы:

1. Коринфский Аполлон.  Народная Русь / Аполлон Коринфский. - М., 2006. -  С.132-141.

2. Шмелев И.С. Лето Господне / И.С. Шмелев. – М., 1990. – 573 С.  

3. История России. Всемирная история. Электронный источник История. РУ: История масленицы [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. – Режим доступа:http://www.istorya.ru/articles/maslenica.php,  свободный.- Загл. с экрана.

4. История Масленицы. Седмица сырная. [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. и граф. дан. – Режим доступа:http://www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/istoriyaprazdnika/, свободный.- Загл. с экрана.

5.  Грачева И.Масленица. [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. и граф. дан. – Режим доступа:http://www.maslenitsa.ru/ma001.htm, свободный.- Загл. с экрана.

6. Масленица. История праздника.  [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. и граф. дан. – Режим доступа:http://supercook.ru/maslenica-01.html#maslenica-04, свободный.- Загл. с экрана.

7. Масленичные песни и игры: Игра «Заря-Заряница» [Электронный ресурс]. - Электрон.текст. – Режим доступа:http://www.rozhdestvenka.ru/horovod/vse%20maslotexty.htm, свободный.- Загл. с экрана.

8 Методические журналы и газеты «Начальная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное мероприятие "Масленица"

Сценарий проведения русского народного праздника "Масленица" для начальной школы....

Праздник масленицы

Сценарий праздника масленицы...

Автор Смородинова Елена Эдуардовна Сценарий праздника "Масленица" 1 класс

 Коллективный праздник детей  и родителей с гулянием  и чаем на широком школьном дворе с куклой Масленицей. использование народного фольклораюпесен, народных конкурсов....

Прощай масленица. Проводы Масленицы.

Цель: Познакомить с традициями праздника «Масленица».Задачи: * Познакомить с праздником «масленица», дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского...

Презентация "Масленица". Стихи и песни- заклички к Масленице

Цель : наглядно познакомить учащихся с праздником Масленица....

Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"

Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....