Образовательная программа "Играем в театр" для детей 7-10 лет
рабочая программа (1 класс) по теме

Бакалец Ольга Васильевна

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного  возраста 7 – 10 лет (1-4 классы).

Востребованность и актуальность данной программы обусловлена не только  требованиями современного общества к развитию и воспитанию подрастающего поколения, но и решению проблем адаптации ребенка в социуме, в частности, адаптации среди сверстников в период обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Невельского городского округа Сахалинской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Горнозаводска

Невельского района Сахалинской области»

Рекомендовано:                                                                  Утверждаю:              

Методическим советом МБОУ «СОШ»                          Директор МБОУ «СОШ»

Протокол № ___                                                                 ________ Ким Кен Сен

От «___» _______2012г.                                                    «___» _________ 2012г.                                                                            

Образовательная программа

«Играем в театр»

         

                                                                                             Срок реализации: 4 года

                                                                                             Возраст детей: 7-10 лет

                               Автор-составитель:

                                                                Педагог дополнительного образования

                                           Бакалец Ольга Васильевна

с. Горнозаводск, 2012г.

I. Пояснительная записка.

                                                               Все стало вчерашним, все стало иначе:

                                                                              Ты взрослый и, значит, уже не заплачешь.

                                                                            Сегодняшний день, он уже не вчерашний,

                                                                      И детство назад не воротится наше.

   (В. Коростылев)

        Развивающая программа художественно-эстетического направления «Играем в театр» является   программой дополнительного образования детей по основам театрального искусства и рассчитана на младший школьный возраст.

        Программа составлена на обобщении опыта  театральной педагогики  по системе К.С. Станиславского и авторских разработок театральных педагогов: Чуриловой Э.Г., Фоминцева А. , Ганелина Е.Р., Корогодского З.Я.,  адаптирована для занятий с детьми младшего школьного возраста. Программа реализовывалась в МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»  (г. Муром Владимирская область, 2009-2012 г.).

        Востребованность и актуальность данной программы обусловлена не только  требованиями современного общества к развитию и воспитанию подрастающего поколения, но и решению проблем адаптации ребенка в социуме, в частности, адаптации среди сверстников в период обучения в школе.

        По наблюдениям психологов многие дети в свой первый учебный год в школе испытывают страхи, связанные с адаптацией в новом детском коллективе,  у таких  детей часто отсутствуют навыки произвольного внимания, недостаточно развита память, появляются зажимы и комплексы. Занятия театральным творчеством помогают эмоционально раскрепостить таких детей, снять зажатость, лучше адаптироваться среди сверстников и взрослых, усилить познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности.

        Новизна развивающей программы «Играем в театр» состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ театральной культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, развитие речи и ритмопластической выразительности, формирование предметных и коммуникативных компетенций.  Все направления используются в комплексе, что способствует формированию нравственных  и эстетических качеств у воспитанников детского театрального объединения.  

        На занятиях в детском театральном коллективе дети имеют возможность пройти путь от общеразвивающих  игр  и тренинговых упражнений до участия в творческой постановке.  Проигрывая те или иные ситуации, примеряя  на себя «сценические образы», работая над творческой постановкой, дети получают полезные навыки коллективной и индивидуальной работы, адекватно реагируют на окружающий мир.

        Данная программа рассчитана на детей младшего школьного  возраста 7 – 10 лет (1-4 классы). При наборе детей в группы принимаются все желающие. Состав группы 10 – 15 человек. Программа рассчитана на: – 72 ч (первый год), 144 ч (второй, третий, четвертый год). В течение учебного года возможна корректировка учебного плана в зависимости от задач образовательного процесса.

        

        Занятия проводятся: первый год — 2 раза в неделю по 1 часу; второй год — 2 раза в неделю по 2 часа; третий  и четвертый год — 2 раза в неделю по 2 часа.

Занятия проводятся как с целой группой, так и по подгруппам, а также индивидуально. Занятия проводятся на базе образовательного учреждения во внеурочное время или в учреждении дополнительного образования детей.

 Дети, успешно освоившие 4-х годичный курс обучения по программе «Играем в театр», могут по желанию продолжить обучение основам актерского мастерства в средних классах -  по авторской программе дополнительного образования детей  «Основы театральной культуры» (Бакалец О.В.).

Ожидаемый конечный результат.

  • Доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  • Развитое внимание, воображение и память, эмоциональность.
  • Четкая речь, умение формулировать свои мысли.
  • Устойчивая мотивация к обучению.

II. Цель программы:

        Создание условий для развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста средствами театральной педагогики.

        Задачи:

  •  Активизация познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
  • Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления.
  • Снятие мышечных зажимов, зажатости и скованности.
  • Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции.
  • Формирование художественного вкуса, интереса к театральному искусству.
  • Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.

III. Учебно-тематический план.

1 год обучения

Название раздела (темы)

Теория

Практика

К-во часов

 

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

1

1

2

Азбука театра.

2.1. Волшебный мир театра.

2.2. Театральный словарик.

2.3. Этикет в театре.

4

1

2

1

2

1

1

6

2

2

2

3

Театральная игра.

3.1. Общеразвивающие игры.

3.2. Театральные игры

             - на эмоциональный настрой

             - на внимание

             - на воображение

             - на развитие памяти

             - на групповое взаимодействие

8

8

16

8

8

4

Ритмопластика.

4.1. Ритмопластические упражнения.

4.2. Ритмопластические импровизации.

8

8

16

8

8

5

Техника и культура речи.

5.1. Дыхательная гимнастика.

5.2. Артикуляция.

5.3. Дикция.

5.4. Выразительное чтение.

4

4

4

6

18

4

4

4

6

6

Творческая мастерская.

6.1. Работа над инсценировкой стихотворения (сказки).

6.2 Показ.

12

2

14

12

2

7

Итоговое занятие.

1

1

ИТОГО 

68ч

72 часа

Учебно-тематический план.

2 год обучения

Название раздела (темы)

Теория

Практика

К-во часов

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

2

2

2

Азбука театра.

2.1. Русский народный театр.

2.2. Театральный словарик.

2.3. Этикет.

5

2

2

1

7

4

2

1

12

6

4

2

3

Театральная игра.

3.1. Общеразвивающие игры.

3.2. Театральные игры на внимание, воображение, развитие памяти.

3.3. Игры и упражнения на действия с воображаемыми предметами.

3.4. Этюд и его разновидности.

3.5. Этюды на эмоции.

3.6. Этюды на общение.

1

1

35

4

8

6

1

8

8

36

4

8

6

2

8

8

4

Ритмопластика.

4.1. Ритмопластические упражнения.

4.2. Ритмопластические импровизации.

28

14

14

28

14

14

5

Техника и культура речи.

5.1. Речевой тренинг

           - дыхание

           - артикуляция

           - дикция

           - свойства голоса

5.2. Выразительное чтение.

2

2

26

10

16

28

12

16

6

Творческая мастерская.

6.1. Работа над сказкой.

6.2. Показ сказки.

36

34

2

36

34

2

7

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО 

8 ч

136 ч

144 часа

Учебно-тематический план.

3 год обучения

Название раздела (темы)

Теория

Практика

К-во часов

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

2

2

2

Азбука театра.

2.1. Виды театрального искусства.

2.2.Театральный словарик.

2.3. Основы зрительской культуры.

6

2

2

2

6

2

2

2

12

4

4

4

3

Театральная игра.

3.1. Общеразвивающие игры.

3.2. Театральные игры.

3.3. Тренинговые упражнения на поведение в предлагаемых обстоятельствах.

3.4. Событие. Сюжет. Событийный ряд.

3.5. Этюд по сказке.

3.6. Инсценирование стихотворения, прозаического отрывка.

2

2

38

6

6

6

4

6

6

38

6

6

8

6

6

6

4

Ритмопластика.

4.1. Ритмопластические упражнения.

4.2.Ритмопластические импровизации.

28

14

14

28

14

14

5

Техника и культура речи.

5.1. Речевой тренинг:

          - дыхание

          - артикуляция

          - дикция

          - свойства голоса

5.2. Работа над стихотворением.

28

12

16

28

12

16

6

Творческая мастерская.

6.1. Работа над музыкальным спектаклем.

6.2. Показ спектакля.

36

32

4

36

32

4

7

Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО 

10 ч

134 ч

144 часа

Учебно-тематический план.

4 год обучения

Название раздела (темы)

Теория

Практика

К-во часов

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

2

2

2

Азбука театра.

2.1. Театральные профессии.

2.2. Театральные жанры.

2.3. Театральная энциклопедия.

6

2

2

2

6

2

2

2

12

4

4

4

3

Театральная игра.

3.1. Общеразвивающие игры.

3.2. Тренинговые упражнения по актерскому мастерству:

          - действие

          - логика поведения

          - характерность

3.3. Этюд по пословице.

3.4. Этюд-импровизация.

3.5. Инсценирование прозаического текста, сказки.

2

30

4

8

4

4

8

30

4

10

4

4

8

4

Ритмопластика.

4.1. Ритмопластический тренинг.

4.2.Ритмопластические импровизации.

28

14

14

28

14

14

5

Техника и культура речи.

5.1. Речевой тренинг.

5.2. Сочиняем сказку, рассказ.

5.3. Работа над литературной композицией.

28

12

6

10

28

12

6

10

6

Творческая мастерская.

6.1. Работа над спектаклем.

6.2. Показ спектакля.

2

40

36

4

42

38

4

7

Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО 

10 ч

134 ч

144 часа

IV. Содержание программы.

1 год обучения.

1. Вводное занятие.

Знакомство с коллективом. Игра «Знакомство – дразнилка». «Расскажи о себе». Правила поведения  и техника безопасности на занятиях в театральном классе, на сцене. План работы и основные требования по программе.                                            

2. Раздел  «Азбука театра».

2.1. Волшебный мир театра.

Что такое театр. Отличие театра от кино.

Просмотр видеофильма (презентации) о театре.

Театр в моем городе (селе), области.

2.2. Театральный словарик.

 Основные театральные термины и понятия:

Театр, Актер, Афиша, Аплодисменты, Антракт, Амплуа.

           

2.3. Театральный этикет.

Правила поведения в театре.

3. Раздел  «Театральная игра».

3.1. Общеразвивающие игры. 

Общеразвивающие игры: «Эстафета», «Что ты слышишь?», «Упражнения с предметами»,

«Есть или нет?», «Кто во что одет?», «Дружные звери», «След в след»,

 «Летает - не летает», «Веселые обезьянки», «Тень»,   «Поварята»,

 «Вышивание», «Внимательные звери», «Совушка».

Фольклорные (хороводные) игры: «Пузырь», «Шла коза...», «Дударь».

Игры и упражнения на эмоциональный настрой:

«Улитка», «Барометр настроения», «Добрый бегемотик»,

 «Покажи эмоции различных персонажей», «Мои эмоции»,  «Покажи настроение» и др.  

       

3.2. Театральные игры

 на внимание:  «Знакомство-дразнилка», «Что ты слышишь», «Поймай хлопок», «Сыщики»,   «Капитаны».

на развитие воображения: «Полет к мечте», «Сочини историю»,   «Угадай: что я делаю?», «Дорисуй картинку», «Волшебные кляксы»,   «Маски», «Волшебная палочка», «Ассоциации».

на  развитие памяти:  «Фотограф», «Угадай», «Баранья голова».

на  групповое взаимодействие: «Перестроение», «Скульптура».

Игры с использованием различных выразительных средств 

(рисование, лепка, аппликация, куклы).

         

4. Раздел  «Ритмопластика».

4.1. Ритмопластические упражнения.

«Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята», «Штанга», «Самолеты и бабочки», «Снеговик», «Баба-Яга», «Конкурс лентяев», «Не ошибись», «Поймай хлопок», «Считалочка», «Как живешь?»,   «Бабушка Маланья», «Заводная кукла», «Марионетки», «В Детском мире»,  «Кто на картинке?», «Зернышко», «Цыплята», «Шалтай-болтай».

         

4.2. Ритмопластические импровизации.

      «Осенние листья». «От зернышка к колосу». «Мир вокруг меня».

5. Раздел  «Техника и культура речи».

5.1. Дыхательная гимнастика.

 «Игра со свечой», «Мыльные пузыри», «Мячик и насос». «Цветок».

5.2. Артикуляция.

Артикуляционная гимнастика для языка, губ, челюсти.

5.3. Дикция.

Дикционные упражнения.

Гласные «И, Э, А, О, У, Ы».

Согласные «Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, З-С, Р-Л-М-Н».  

Чистоговорки,  скороговорки.

5.4. Выразительное чтение.

 Работа над фольклором: потешками, считалками, небылицами, сказками.

Работа над стихотворением. Стихи  А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака и др.

         

6. Раздел  «Творческая мастерская».

6.1. Работа над инсценировкой стихотворения (сказки).

Чтение стихотворения (сказки). Обсуждение. Распределение ролей.

Работа над выразительностью речи, жестов.

Изготовление элементов костюмов.

Репетиции в выгородке.  

6.2. Показ.

Показ инсценировки. Обсуждение показа. Изготовление альбома.

7. Итоговое занятие.

Театрализованная программа «Театральная маска».

Лучшие творческие работы за год. Вручение грамот. Анкетирование.

   

2 год обучения.

1. Вводное занятие.

Правила поведения  и техника безопасности в театральном зале, на сцене.  

Игра «Снежный ком». «Как я провел лето».  «Самый лучший день каникул». Знакомство с планом на год и основными требованиями по программе.

Анкетирование.

2. Раздел «Азбука театра».

2.1. «Русский народный театр».

Русский народный театр. Скоморохи. Театр Петрушки.

Народные праздники и обычаи. Рождество. Масленица.

2.2. Театральный словарик. 

Основные театральные термины и понятия:

Сцена. Кулисы. Билет. Репетиция. Рампа. Режиссер.

Театральные загадки.

2.3. Театральный этикет.

Правила поведения в театре. Обыгрывание различных ситуаций.

3. Раздел «Театральная игра».

3.1. Общеразвивающие игры.

«Воробьи-вороны», «Ниточка-иголочка», «Совушка», «Пирог».

Фольклорные игры: «Дударь», «Коза», «Пузырь».

3.2. Театральные игры на внимание, воображение, развитие памяти.

«Лимон», «Поймай хлопок», «Снежный ком», «Радио»,«Угадай: что я делаю?», «Одно и то же по-разному»,   «Кругосветное путешествие», «Превращение предмета»,   «Превращение комнаты», «Превращение детей», «Отгадай героя», «Придуманные истории», «Изобрази животное».

         

3.3. Игры и упражнения на действия с воображаемыми предметами.

Что такое действие. Целенаправленность действия.

 «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!», «Король», «День рождения».

Упражнения «Действия с воображаемыми предметами».

Игры «Что мы делали не скажем...», «Король».

3.4. Что такое этюд и его разновидности.

Одиночный, парный и групповой этюд. «Если бы...».

Этюд на действие с воображаемыми предметами.

Парный этюд на общение.

Этюд на групповое взаимодействие. «Во дворе», «Аквариум».

3.5. Этюды на эмоции.

«Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх».

3.6. Этюды на общение.

«Ссора», «Обида», Встреча», «Знакомство», «Просьба»,  «Угощение», «Разговор по телефону».

       

4. Раздел «Ритмопластика».

4.1. Ритмопластические упражнения.

Разминка, разогрев, релаксация.

Упражнения на чувство ритма.

Упражнения на пластическую выразительность.

4.2. Ритмопластические импровизации.

 «Утро». «Бабочки». «Заколдованный лес».

5. Раздел «Техника и культура речи».

5.1. Речевой тренинг:

Дыхательная гимнастика: «Игра со свечой», «Мыльные пузыри»,  «Мячик и насос».

Артикуляция:  На подвижность языка, губ, челюсти.

Дикция:   Дикционные упражнения.   Гласные «И, Э, А, О, У, Ы».  Согласные «Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, З-С, Р-Л-М-Н».   Скороговорки и чистоговорки. Потешки.

Темпоритм речи.  «Дирижер»       

Свойства голоса: Тембр. Высота голоса. Сила голоса. Полетность голоса.  

      

5.2. Выразительное чтение.

Выбор стихотворения. Работа над выразительностью речи.

   

     6.  Раздел  «Творческая мастерская».

6.1. Работа над сказкой. 

Чтение сказки. Обсуждение. Распределение  ролей.

Этюдные пробы.    Выстраивание  мизансцен.

 Подбор  музыкального  оформления.

Изготовление костюмов и реквизита.

Репетиции в выгородке. Работа над выразительностью речи,  пластики.  

Репетиции с музыкальным сопровождением.

6.2. Показ сказки.

Показ спектакля. Обсуждение спектакля. Изготовление альбома.

Рекомендуемый репертуар: русские народные сказки.

7. Итоговое занятие.

Театрализованная программа «Театральная маска».

Лучшие творческие работы за год. Вручение грамот. Анкетирование.

3 год обучения.

1. Вводное занятие.

Правила поведения на занятиях в театральном классе.

Инструктаж по технике безопасности.  

Игра «Снежный ком». «Как я провел лето».  «Мои наблюдения».

Знакомство с планом на год и основными требованиями по программе.

Экспромт – театр. Анкетирование.

2. Раздел «Азбука театра».

2.1. Виды театрального искусства. 

Виды театров. Опера. Балет. Драма. Просмотр видеофильма.

Театр в моем городе (селе), области.

2.2. Театральный словарик.

Основные театральные термины и понятия:

 «Предлагаемые обстоятельства», «действие»,  «событие», «сюжет».

 Кроссворды о театре.

2.3. Основы зрительской культуры.

Как смотреть спектакль. Просмотр  детского спектакля и обсуждение.

3. Раздел «Театральная игра».

3.1. Общеразвивающие игры.

«Крэо - Кроу», «Сантики», «Бабушка Маланья» и др.

3.2. Театральные игры:

         - на внимание, развитие памяти.

         - на развитие воображения, логическое мышление.

         - на коллективность творчества.

 «Невидимая нить», «Зеркало», «Зернышко», «Суета», «Взрыв»,  «Поменяйся местами», «Скульптор и глина», «Что ты слышишь»,   «Скульптура», «Картина», «Рисунки на заборе», «Картинки из спичек»,   «Баранья голова», «Цирк» и др.

         

3.3. Тренинговые упражнения на поведение в предлагаемых обстоятельствах.

«Тепло - холодно», «Аквариум»,  «В классе», «В магазине», «В автобусе»,

«День рождения».

3.4. Этюд по сказке.

Этюд по русской народной сказке.

3.5. Инсценирование стихотворения, прозаического отрывка.

Инсценирование детских стихотворений, песен.

4. Раздел «Ритмопластика».

4.1. Ритмопластические упражнения.

Разминка, разогрев, релаксация.

«Муравьи», «Кактус и Ива», «Мокрые котята», «Спагетти», «Марионетки», «Чудо-юдо из яйца».

         

4.2. Ритмопластические импровизации.

 «Времена года». «Стихии».

5. Раздел «Техника и культура речи».

5.1.  Речевой тренинг:

  • Дыхательная гимнастика.

       «Игра со свечой», «Мыльные пузыри», «Мячик и насос»,«Поклонение солнцу».

         

  • Артикуляция.

          Артикуляционная гимнастика  на подвижность языка, губ, челюсти.

  • Дикция.

          Дикционные упражнения.

  • Темпоритм речи.

«Дирижер», «Радио».

  • Свойства голоса.

          - Работа над интонационной выразительностью.

          - Упражнения на полетность голоса.

          - Упражнения на развитие диапазона голоса.

          - Упражнения на выбор адекватной громкости голоса.

 5.2. Выразительное чтение.

Выбор произведения. Тема стихотворения. Работа над стихотворением.

6. Раздел «Творческая мастерская».

6.1. Работа над музыкальным спектаклем.

          Чтение пьесы. Обсуждение. Этюдные пробы.

           Распределение ролей. Репетиции отдельных сцен. Мизансцены.

          Подготовка танцевальных  номеров. Изготовление костюмов и реквизита.  

           Репетиции в выгородке с музыкальным оформлением.

6.2. Показ.

Обсуждение показа. Изготовление альбома.

Рекомендуемый репертуар: одноактные пьесы, стихотворные сказки.  

7. Итоговое занятие.

Театрализованная программа «Театральная маска».  Вручение грамот.

   

4 год обучения.

1. Вводное занятие.

Правила поведения и техника безопасности на занятиях к классе и на сцене.  

Игра «Снежный ком». «Как я провел лето».  «Мои наблюдения».

Знакомство с планом на год и основными требованиями по программе.

 Анкетирование.

2. Раздел «Азбука театра».

2.1. Театральные профессии. 

Просмотр видеофильма. Практическая работа  «Тайны закулисья».

Драматург. Гример. Композитор. Режиссер.  Суфлер. Осветитель.

         

2.2. Театральные жанры.

Знакомство с основными театральными жанрами.

Комедия. Трагедия. Драма. Отличительные особенности.

           

2.3. Театральная энциклопедия.

Основные театральные термины и понятия:

 «Амплуа», «Образ спектакля», «Сверхзадача», «Идея спектакля», «Сквозное действие», «Характер»,  «Характерность».            

Изготовление буклета «Театральная энциклопедия».

3. Раздел  «Театральная игра».

3.1. Общеразвивающие игры.

На эмоциональный настрой, коллективное взаимодействие.

 «Пирог», «А в нашем городе», «Ипподром», «Руки к пяткам…» и др.

3.2. Тренинговые упражнения по актерскому мастерству:

          - на внимание, развитие памяти;

         - на развитие воображения, логическое мышление;

         - на коллективность творчества;

         - на действие в предлагаемых обстоятельствах;

          - на характерность роли.

3.3. Этюд по пословице.

 «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

 «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и др.

3.4. Этюд-импровизация.

Этюд на заданную тему. Одиночный этюд-импровизация, парный этюд.

Групповой  этюд-импровизация на изменение предлагаемых обстоятельств.

3.5. Инсценирование прозаического текста, сказки.

Инсценирование басен И.А. Крылова, Л. Н.Толстого, С. Михалкова.

4. Раздел «Ритмопластика».

4.1. Ритмопластические упражнения.

Разминка, разогрев, релаксация.

«Муравьи», «Кактус и Ива», «Мокрые котята»,«Заводная кукла», «Марионетки», «В Детском мире»,  «Кто на картинке?», «Зернышко», «Цыплята», «Шалтай-болтай».

 

4.2. Ритмопластические импровизации. 

«Настроение». «Импровизации на музыкальную тему».

5. Раздел «Техника и культура речи».

 5.1. Речевой тренинг.

Упражнения на дыхание, артикуляцию и дикцию.

Работа над интонационной выразительностью:мелодика, логическое ударение, пауза, темп, тон.    

 

5.2.  Сочиняем сказку, рассказ.  

Сочинение сказки, рассказа по кругу, индивидуально, в группах.

Конкурс на лучшую сказку.

5.3. Выразительное чтение.

Выбор темы. Подбор стихотворного материала.

Выбор выразительных средств. Работа над литературной композицией.

Конкурс художественного чтения.

6. Раздел «Творческая мастерская».

6.1. Работа над выпускным спектаклем.

Чтение пьесы. Обсуждение. Этюдные пробы. Распределение ролей.

Репетиции отдельных сцен. Мизансцены.

Подготовка танцевальных номеров. Изготовление костюмов и реквизита.

Репетиции в выгородке с музыкальным оформлением.

6.2. Показ.

Показ спектакля. Встреча со зрителями. Анализ спектакля. Изготовление альбома.    

Рекомендуемый репертуар: одноактные пьесы современных  и зарубежных драматургов.

       

7. Итоговое занятие.

Театрализованная программа «Фейерверк талантов».

 Вручение грамот и дипломов.

V. Методика и технология преподавания.

        Для обучения по программе «Играем в театр» выбрана методика развивающих театральных занятий, использующих игру и игровые тренинги как основной вид деятельности, отвечающий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

        Все занятия по программе строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа.

        Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:

  • От постановки творческой задачи  до достижения творческого результата.
  • Вовлечение в творческий процесс всех учеников.
  • Смена типа и ритма работы.
  • От простого к сложному.
  • Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.

        В программу включен целый комплекс разделов, помогающий разностороннему развитию детей: «Азбука театра»,  «Театральная игра», «Ритмопластика», «Техника и культура речи», «Творческая мастерская».

        Все разделы программы взаимосвязаны между собой и вводятся одновременно, что обеспечивает разностороннее развитие детей и равномерные физические и психические нагрузки.

        1 год обучения посвящен развивающим театральным играм, способствующим снятию зажимов и комплексов у первоклассников, развитию эмоциональной сферы детей, формированию познавательных интересов,  созданию творческого коллектива.

        На 2 год обучения к игровым элементам добавляются тренинговые упражнения и игры, направленные на развитие всех психофизических качеств личности, даются первичные навыки исполнительского актерского мастерства. Увеличивается  количество часов по программе.

        На 3-м и 4-м году обучения тренинговые упражнения усложняются, с учетом  возрастного и психологического развития детей, осваиваются элементы сценического действия и поведения.

        Содержание всех тем направлено на развитие творческих способностей детей и адаптацию среди сверстников. Дети и педагог - участники единого творческого процесса.

1. Раздел «Азбука театра» 

знакомит детей с особенностями театрального искусства, этикетом и основными театральными терминами.

В него входят беседы о театре, просмотр видео материала, прослушивание аудиоспектаклей, посещение театров, викторины  и кроссворды о театре, разыгрывание различных ситуаций, изготовление буклета.

В раздел включены темы, посвященные народным праздникам и обычаям, истории театрального движения в родном городе (селе), области.

Формы контроля: викторины, загадки, кроссворды, творческие задания.

2. Раздел  «Театральная игра»

направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях.

В него включены:

  • общеразвивающие игры, направленные на развитие внимания, воображения, эмоций;
  • специальные театральные игры, этюды, тренинговые упражнения, помогающие ребенку освоить законы сценического действия и взаимодействия.

  • Общеразвивающие игры: «Эстафета», «Что ты слышишь?», «Упражнения с предметами», «Руки-ноги», «Есть или нет?», «Кто во что одет?», «Дружные звери», «След в след», «Летает-не летает», «Воробьи-вороны», «Веселые обезьянки», «Тень», «Поварята», «Вышивание», «Внимательные звери», «Живой телефон», «Японская машинка», «Совушка» и др.

  • Специальные театральные игры: «Угадай: что я делаю?», «Одно и то же по-разному», «Кругосветное путешествие», «Превращение предмета», «Превращение комнаты», «Превращение детей».

  •  Игры на действия с воображаемыми предметами «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!», «Король», «День рождения», упражнения «Действия с воображаемыми предметами».

  • Игры-драматизации: по сказкам, рассказам, стихам, басням Л. Толстого, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто и других авторов, которые приближаются по своему типу к творческим играм.  

        Это небольшие этюды, сценки, в которых импровизация имеет первостепенное значение, так как в них уже заключаются  элементы обучения детей умению действовать в предлагаемых обстоятельствах.

        Задача данного этапа познания ребенком театрального искусства - воспитание у младших школьников способности «улавливать и эмоционально воспринимать смысл поступков героев в произведении, взятом для драматизации, видеть (воссоздавать) в воображении то, о чем говорится в тексте» (Ю. И. Рубина)

        Следующий этап  программы – освоение сценического действия, «Я в предлагаемых обстоятельствах».  Начинается он с работы над этюдами. Дети осваивают законы логики поведения  и взаимодействия на сцене, учатся определять предлагаемые обстоятельства, основное событие и сюжетную линию.

  • Этюды на эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх».

  • Этюды на общение: «Ссора», «Обида», Встреча», «Знакомство», «Просьба», «Угощение», «Разговор по телефону».  

Формы контроля: творческие задания.        

3. Раздел «Ритмопластика»

 включает игры и упражнения, направленные на снятие зажимов и комплексов у  детей младшего школьного возраста, на развитие естественных психомоторных способностей, свободы и выразительности движений.

  • Игры и упражнения по ритмопластике:

«Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята», «Снеговик», «Баба-Яга», «Конкурс лентяев», «Не ошибись», «Маляры», «Марионетки», «В Детском мире», «Кто на картинке?», «Зернышко», «Цыплята», «Шалтай-болтай» и др.

  • Пластические импровизации:

  «Осенние листья». «От зернышка к колосу». «Мир вокруг меня».

  «Утро». «Бабочки». «Заколдованный лес».

  «Времена года». «Стихии».

  «Настроение». «Импровизации на музыкальную тему».

        Упражнения этого раздела выполняются с использованием музыкального сопровождения. Последовательность их выполнения предполагает движение от простых упражнений, направленных, прежде всего на развитие у детей чувства ритма, к упражнениям образно-игровым (поезд, мотылек, бабочка) и упражнениям, в музыкальной основе которых содержатся образы абстрактные (огонь, солнечные блики, снег).

Формы контроля: творческие задания.

4. Раздел «Техника и культура речи»

 объединяет упражнения и игры по постановке дыхания, артикуляции, четкой дикции, логики и  выразительности речи.

  • Игры и упражнения на речевое дыхание:

        «Игра со свечой», «Мыльные пузыри», «Мячик и насос».

  • Артикуляционная гимнастика:

         Для губ: «Веселый пятачок», «Часики», «Шторки».

         Для шеи и челюсти: «Круги и наклоны», «Удивленный бегемот»,

        «Зевающая пантера», «Горячая картошка».

          Для языка: «Жало змеи», «Конфетка», «Колокольчик», «Уколы»,

          «Самый длинный язычок».

  • Игры и упражнения на свободу звучания:

          «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики».

  • Игры и упражнения на опору дыхания:

         «Дрессированные собачки», «Эхо».

  • Игры на расширение диапазона голоса:

         «Чудо-лесенка», «Самолет», «Веселые стихи».

  • Скороговорки, загадки, стихи.

  • Свойства голоса.

         Тембр. Высота голоса. Сила голоса (громкость). Полетность голоса.    

  • Сочинение сказок, рассказов.

         Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, рассказов.

         Выстраивание сюжетной линии. Фантазия и творчество.

  • Выразительное чтение.

Работа над литературным произведением:

стихотворение, отрывок из прозаического текста, литературная композиция.

Чтение произведения. Тема. Автор. Работа над интонационной выразительностью: ударения, паузы, интонация. Выбор выразительных средств. Аудио прослушивание поэтических и прозаических произведений. Конкурсы чтецов.

Формы контроля: творческие задания, конкурсы чтецов, участие в праздниках и мероприятиях учебного заведения.

5. Раздел «Творческая мастерская»

включает работу по созданию инсценировки, спектакля, анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету и, наконец, постановочную работу над целостным спектаклем.

        Для работы над спектаклем берутся инсценировки по стихам и сказкам, небольшие  пьесы советских, российских и зарубежных авторов. Пьеса должна быть понятна и интересна детям - актерам и зрителям. Тема выбранной творческой постановки должна затрагивать нравственные проблемы, учить добрым поступкам. Опыт публичных выступлений перед сверстниками, родителями, участие в праздниках, конкурсах, фестивалях, помогает детям и в учебной деятельности в школе.

Формы контроля: творческие задания, показы спектаклей, участие в праздниках и мероприятиях учебного заведения.

Примерная структура занятия:

  • Ритмическая разминка.
  • Речевая разминка и упражнения на развитие речевой интонации.
  • Игры, упражнения и этюды на развитие воображения, фантазии, творчества.
  • Работа над основной темой занятия.
  • Подведение итогов занятия.

         Все части занятия могут выстраиваться  в разной последовательности. В зависимости от поставленных задач может меняться структура занятия.

         На всех занятиях обязательно музыкальное сопровождение. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения и игры от занятия к занятию варьируются, вводятся новые. Обязательно создание творческой атмосферы во время занятия.

        В процессе обучения используются следующие методы:

Словесный – рассказ, диалог педагога и детей, работа с печатными источниками.

Наглядный – демонстрация наглядных пособий (реквизита, костюмов, декораций и т.д.), видео и аудиоматериала.

Практический – тренинги, упражнения, игры, инсценировки. Данный метод обучения по программе является основным.

Формы подведения итогов и контроля обученности по программе.

        Развивающая методика, используемая в данной программе, не предполагает обязательной оценки знаний, умений, навыков детей. Во главу внимания берется личностный рост каждого ребенка, развитие его эмоциональной сферы, снятие зажимов и комплексов. Каждый успех ребенка отмечается педагогом.

        Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью детей в процессе занятий;
  • вводный-проводится в начале года в виде творческих заданий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы,  проводимые в образовательном учреждении;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.

        Оценка творческого развития проходит начиная со 2 года обучения по шкале АФАЛО (предложенной А.И. Фоминцевым), по итогам усвоения учебного материала и показа творческих работ:активность, фантазия, актерское мастерство, логика, образное видение.

        Для диагностики уровня обученности даются творческие задания, учитывающие программные требования и уровень подготовки детей.

Планируемые результаты обучения.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Что такое театр, его отличительные особенности.
  • Правила зрительского этикета.
  • Наизусть пять скороговорок.
  • Наизусть 3-5 произведений русского фольклора.

Учащиеся должны уметь:

  • Владеть навыками работы над голосом (правильное дыхание, артикуляция).
  •  Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.
  • Уметь действовать согласованно, коллективно выполнять задания педагога.
  • Доброжелательно относиться к творчеству сверстников.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

  • Как появился русский народный театр, его особенности.
  • Основные театральные термины.
  •  Правила зрительского этикета.
  • 7-10 скороговорок.
  • 2-3 стихотворения отечественных или зарубежных авторов.
  • Что такое этюд.

   Учащиеся должны уметь:                                                        

  • Выполнять упражнения речевого тренинга.
  • Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира.
  • Выполнять упражнения по памяти физических действий  по выбору учащихся.
  • Передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела.
  • Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память.
  • Сочинять простейший диалог.

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • Виды театрального искусства.
  • Театральную терминологию: «предлагаемые обстоятельства», «этюд», «действие», «событие», «сюжет».
  • Законы логического построения этюда.
  • Наизусть 10-15 скороговорок.
  • Наизусть 2-3 стихотворения.

Учащиеся должны уметь:

  • Самостоятельно работать над голосовым аппаратом.
  • Владеть пластическим тренингом.
  • Действовать в «предлагаемых обстоятельствах».
  • Различать компоненты актерской выразительности.
  • Выстраивать событийный ряд в этюде.
  • Применять полученные навыки в работе над образом.
  • Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.

К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать:

  • Театральные профессии.
  • Специфику театральных жанров.
  • Театральную терминологию.
  • Законы логического построения этюда.
  • Наизусть 10-15 скороговорок.
  • Наизусть 3-4 стихотворения.

Учащиеся должны уметь:

  • Самостоятельно работать над голосовым аппаратом.
  • Владеть пластическим тренингом.
  • Действовать в «предлагаемых обстоятельствах».
  • Различать компоненты актерской выразительности.
  • Выстраивать событийный ряд в этюде.
  • Применять полученные навыки в работе над образом. Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.

VI. Условия реализации программы:

Материально-техническое оснащение.

  • Свободное помещение, с минимальным количеством мебели.
  • Аудио и видео аппаратура, мультимедийное оборудование.
  • Элементы театральных декораций. Костюмы.
  • Мячи, скакалки, обручи.

Научно-методическое обеспечение:

  • Разработки занятий, сценарии и т.д.
  • Наглядный материал (Иллюстрации, таблицы, видеоматериал).
  • Дидактический материал: Карточки для заданий
  • Медиатека (презентации, фонограммы, театральные шумы и т.д.)

Средства общения:

  • Общение с участниками других творческих коллективов
  • Творческие показы перед родителями
  • Участие в конкурсах, фестивалях, праздниках.

VII. Список литературы.

  1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.   М., «Владос», 2003
  2. Библиотечка серии «Я вхожу в мир искусств».
  3. Фоминцев А. Авторская методическая разработка «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы». Красноярск. «Бука».2000
  4. Ганелин Е.Р. Школьный театр. Методическое пособие. С.-П., СПГАТИ, 2002
  5. Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй». М., Прогресс, 1978
  6. Ю. И. Рубина, Т.Ф. Завадская «Театральная самодеятельность школьников» М., Просвещение 1983
  7. К. С. Станиславский «Работа актера над собой» М., 1985.
  8. Л.Петрова «Техника сценической речи»,  репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», М., 2010.
  9.  М.Л.Владимирова «Игры-упражнения для эмоционального раскрепощения. – Киров, 2009.
  10.  С.Ю. Кидин  Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград: Учитель, 2009.
  11.  Развивающие театральные игры по методике З.Я. Корогодского //Я вхожу в мир искусств, 2008.-№1                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).

Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана  на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)

Образовательная программа дополнительного образования детей  « Куклы вокруг нас»  содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...

Статья. « Стратегические линии Российской образовательной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие соблюдение социально правовых гарантий детей с ОВЗ на получение качественного образования »

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....