Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)
рабочая программа на тему

Семенова Наталья Анатольевна

Образовательная программа дополнительного образования детей  « Куклы вокруг нас»  содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театрального искусства. Программа знакомит обучающихся с миром кукольного театра, приемами кукловождения,  техникой изготовления различных видов кукол. Программа может быть использована педагогами дополнительного образования, педагогами – организаторами образовательных школ, воспитателей детских дошкольных учреждений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_20142015.doc814.11 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Тяжинского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

 «Центр дополнительного образования  детей»

 Принято                                                                                  Утверждаю

на педагогическом совете                                                      директор МБОУ ДОД  « ЦДО » протокол № 11 от 28.08.14г.                                                  ___________ О.В.Петрова

                                                                                                приказ№ 68 от 28.08.14г.                                                                                                                  

 

 

 

Образовательная программа

дополнительного образования детей  

художественно - эстетической направленности

«Куклы вокруг нас»

(предназначена для детей младшего и среднего возраста,

рассчитана на три  года  обучения)

                                        Составитель:  Семёнова Наталья Анатольевна,    

                                                    педагог дополнительного  

                                образования

  Тяжинский  2014

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………..5                                                                                        

Учебно – тематическое  планирование  1- го года обучения………………… 17

Содержание программы 1- го года обучения…………………………………. 19

Учебно – тематическое планирование   2- го года обучения  ………………. .28

Содержание программы 2- го года обучения…………………………………. 29

Учебно – тематическое планирование  3- го года ...............................................37 .Содержание программы  3- го года обучения…………………………………38

Методическое обеспечение программы ………………………………………. 46                                                                                                                                                                          

Список литература ………………………………………………………………50                                                                                                          

     

Пояснительная записка

          Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас» относится к художественно – эстетической направленности, по форме организации – интегрированной, по времени рассчитана на три года обучения, носит специализированный характер и потому направлена на выявление и развитие творческого  

Актуальность.  Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.

Кукольный театр – самый короткий и важный путь к становлению  и развитию личности ребенка, раскрытию его возможностей и творческих способностей, где главным помощником становится игра и кукла.

Во-первых,   Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им.

Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего в словесных и физических действиях   актера - кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя.

 В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения.  

Развитие детей осуществляется посредством приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей.

Театральная   деятельность    развивает личность   ребёнка,   прививает

устойчивый  интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 Поэтому для наиболее заинтересованных  детей младшего и среднего возраста в МБОУ ЦДО «Центр дополнительного образования для детей» было создано творческое объединение «Кукольный театр», где реализуется образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас». Программа основана на комплексном подходе к построению занятий, который выражается в изучении тем, связанных со сценической речью, пластикой, импровизацией, драматизацией и  выстроена на принципах интеграции 4х основных видов искусств и 3х предметных циклов:

  • Театральное творчество
  • Декоративно – прикладное искусство
  • Музыка
  • Изобразительная деятельность
  • История
  • Технология
  • Литература

Занятия в кукольном театре создают для обучающихся  благоприятную психо-эмоциональную атмосферу, способ ствуют формированию мно гих социально значимых цен ностно-смысловых устано вок, помогают освоению не обходимых знаний, умений и навыков, ориентируют их в выборе будущей профессии. Каждое занятие несёт в себе элементы игры, что позволяет создать комфортность занятия и реализовать следующие цели:

1.        Погрузить детей в присущую им стихию игры;

          2.        Развить у них полезные для учёбы и искусства психологические

                    структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память)

       Педагогическая целесообразность.

   Театрализованная   деятельность   программы  – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала.

    Цель программы - развития творческой личности воспитанника средствами театрального искусства.

       Задачи:

Обучающиеся:

  1.  Обеспечить обучающихся  информацией для овладения ими теоретических знаний, практических умений и навыков в области кукольного театра.
  2. Увлечь, заинтересовать ребёнка миром театра.
  3. Научить навыкам кукловождения и правилам при работе с куклой.

 Развивающиеся:

1. Развивать интерес к кукле.

2. Развивать манипулятивную  деятельность рук и речевую культуру  обучающихся.

 3. Активизировать   познавательные функции  и  качества личности   обучающегося (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, коммуникабельность)

Воспитывающие:

1. Сформировать культуру общения и поведения в социуме.

2. Добиться сплочения коллектива, приобретения опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

3. Способствовать созданию творческой атмосферы в коллективе

Отличительные особенности программы

Программа кукольного театра «Куклы вокруг нас» разработана на основе изученного опыта отечественных и зарубежных педагогов – новаторов: С. В. Образцова,  А. Э. Греф,  К. Нойшютц, педагогов -  новаторов  Кузбасса:  Л. И. Лапшина город Кемерово театр «Бемби», В. Н. Безносова осинниковский театр кукол «Васена».

 

Особенность программы состоит:

  1. В возможности каждого ребенка попробовать свои силы в разных видах искусства и максимально реализовать себя в них
  2. В привлечении обучающихся к проектной деятельности и как следствие:

         - поэтапное усложнение содержание деятельности и ориентация на

           и творческую инициативу;

        - самостоятельность усвоения знаний и применение их на практике;

         - доминирование собственной исследовательской практики над

           репродуктивным усвоением знаний, умений и навыков.

         Эффективность реализации программы подтверждается результатами участия коллектива обучающихся в районных и областных театральных конкурсах,   выставках декоративно – прикладного творчества

 

Содержание программы включает в себя следующие разделы:

 

Разделы

1

Организационный

2

История театра кукол

3

Основы сценической речи кукловода

4

Игровой тренинг

5

Секреты театра кукол

6

Импровизация и драматургия

Все разделы программы выстроены с усложнением, степень самостоятельности увеличивается с каждым годом обучения.

1-й раздел – «Организационный» - это работа по комплектованию  групп.        Знакомство  коллективом, с задачами и особенностями занятий в кукольном театре. Встречи с выпускниками. Выходы в осенний лес. Игры на знакомство. Обсуждение планов работы, выступлений.

2-й раздел – «История театра кукол»        

         Раздел знакомит с происхождением куклы и с  религиозными обрядами, где её использовали; с миром кукольного театра; с историей   театров кукол: Петрушка», «Марионетка», «Вертеп»;  с русскими бродячими  петрушечниками и с народными  кукольными мастерами.  Дети придумывают и делают кукол из бросового материала, учатся составлять с ними истории, диалоги, сценки, сочинять сказки.

3-й раздел – «Основы сценической речи»

        В раздел включены игры и упражнения, которые помогут сформировать правильное и чёткое произношение, научат точно  и выразительно передавать речевой образ своего героя развить звучность голоса. Это дыхательная и артикуляционная гимнастики, вибрационный массаж, самомассаж точек лица, звукоподражатель, звуковая разминка. Игры и упражнения на: укрепление дыхательных  мышц, речевое дыхание, чёткость и ясность речи.

Использование скороговорок,   четверостиший и стихов способствует развитию голосового аппарата, памяти, и актёрского мастерства (когда стихи разыгрываются, инсценируются). Они носят не только  тренировочный характер, для формирования чёткой речи.

4-й раздел – «Игровой тренинг»

      В раздел включены игры, направленные на развитие личности ребёнка; памяти, внимания, фантазии, воображения, на умение общаться со сверстниками и взрослыми, на способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных заданий

5-й раздел – «Секреты театра кукол»

        Включает в себя всё то, что скрыто от глаз зрителей: изготовление кукол, декораций и реквизита для разных кукольных представлений; приёмы кукловождения, разминку пальцев, кисти и рук кукловода. Обучающиеся приобретают навыки работы с различными инструментами и материалами. Воспитывают бережное отношение ко всему, что их окружает в кукольном театре.

6-й раздел – «Импровизация и драматургия»

       «От импровизации к драматургии» - так можно назвать этот раздел. На базе навыков и умений, полученных при прохождении предыдущих разделов, обучающиеся  приступают к работе над постановками.

                                  1 год обучения – «Импровизация»

         Большое внимание здесь отводится импровизационному  методу.  

Кроме предлагаемого педагогом постановочного материала,

дети  учатся составлять свои сказки, истории, диалоги, взяв за основу какое – либо событие. Они  являются также актёрами и  режиссёрами своих работ.

                             2 - 3 года обучения – «Драматургия»

           Здесь начинается работа над пьесой, где каждый  обучающийся должен  

выступить от лица выбранного персонажа; через речь и пластику куклы

передать задумку автора пьесы; познать основные методы и приёмы создания спектакля. Репертуар для постановки подбирается самими  детьми  с учётом возрастных особенностей зрителей и актёрских возможностей.

                          Условия  реализации  программы

       Направления работы творческого объединения в большей степени зависит от материальной базы, для этого в ЦДО  созданы следующие условия:

1.Оборудована учебная комната для занятий с ширмой и декорациями площадью   40 квадратных метров.

2.Кабинет  оснащен:

  • инструментами и приспособлениями (учебной доской – 1, столами - 6,   стульями 26, шкафами для хранения материалов 3, настольными   лампами 5, гладильной доской – 1, ширмой для выступления на   площадках – 1);
  • техническими средствами  (телевизор « Самсунг»    - 1, магнитофон«J D»  - 2, видеомагнитофон «NOVA» - 1, DVD  - 1, диапроектор – 1).

3.Имеется дидактический и наглядный материал:

  •  индивидуальные комплекты дидактического и наглядного материала для каждого воспитанника: лекала, трафареты, шаблоны, технологические карты для изготовления театральных кукол;
  • таблицы-памятки, классификационные схемы, информационные бюллетени;
  • альбомы с образцами, фотографиями, схемами;
  • видео  и  аудиозаписи сказок, песен, изготовление кукол и постановок спектаклей.

4.Собран и оформлен материал:

  • методик и технологий преподавания данной дисциплины;

                      репертуар для постановок спектаклей, импровизаций;

  • материал из истории Российских театров кукол, игровой тренинг, основам сценической речи, кукловождению, изготовлению театральных кукол.

5.Изготовлены театральные куклы для спектаклей – 80 штук.

Режим и формы занятий

           Набор детей в творческое объединение  «Арлекин» осуществляется в начале учебного года по их желанию.  Группы  обучающихся  комплектуются в соответствии с Санитарными правилами и нормами в дополнительном образовании.

              Занятия 1- го  и 2-го года обучения проходят 2 раза в неделю   по 2 часа (144 часа в год),   3-го,   – 2 раза в неделю по 2-3 часа (180 часов в год).  

    Занятия строятся по принципу сменяемости впечатлений (от упражнений к театральным играм; от приёмов кукловождения к этюдам и сценкам – импровизациям; от маленьких пьес к большим постановкам).

   Данный курс предусматривает следующие формы занятий кукольного театра:

1. Индивидуальные: работа над ролью (над речевым и пластическим образом героя), сочинение и составление творческих работ, изготовление театральных кукол, проектная деятельность

2. Фронтальные: речевые разминки, игровой тренинг, работа над спектаклем, выступления, проектная деятельность

3. Групповые: постановка не больших пьесок, репетиция по картинкам, действиям, игровой тренинг, изготовление театральных кукол, творческие проекты.

Сроки реализации программы

          Данная образовательная программа  предназначена для детей младшего и среднего возраста и рассчитана на 3 года обучения с учётом возрастных особенностей, независимо от уровня образования и наличия способностей.

  Максимальная наполняемость группы от 8-10 детей, в течение занятий происходит смена видов деятельности и предусмотрены перерывы.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

  После первого года обучения обучающиеся приобретут

 знания:

  • по происхождению  перчаточной куклы;
  • по приемам одевания перчаточной куклы на руку;
  • по правилам поведения кукловода за ширмой;
  • по терминологии кукольного театра;
  • по правилам  вождения перчаточной куклы;
  • в составлении небольших сказок;

          умения:

  • строить рабочий полукруг;
  • владеть пространством сцены;
  • правильно одевать перчаточную куклу;
  • повторить за педагогом  речевую и пластическую  разминку;
  • владеть вождением перчаточной куклы;
  • анализировать свою работу;
  • сочинять этюды, истории, сказки в предлагаемых обстоятельствах;
  • четко и ясно произносить текст от лица персонажа;
  • участвовать в сказках, этюдах, сочиненных другими детьм.

2 год обучения

На втором  году обучения обучающиеся приобретут

      знания:

  • об отличиях тростевой и  перчаточной куклы;
  • о  правилах вождения перчаточной и тростевой  кукол;
  • по терминологии  кукольного театра;

      умения:

  • строить учебный полукруг;
  • снимать мышечное напряжение во время кукловождение;
  • анализировать свою работу и товарищей;
  • запоминать заданные  мизансцены;
  • вживаться в создаваемый образ и переносить его на куклу;
  • бесшумно работать за ширмой во время выступлений;
  • владеть вождением перчаточной  куклы;
  • чётко и ясно доносить до зрителей исполняемый текст;
  • работать в коллективе над единой работой.

3 год обучения

После третьего  года обучения обучающиеся приобретают

      знания:

  • о  главном герое ярмарочных представлений;
  • о правилах работы кукловода за ширмой, перед ширмой и на   ширме;
  • как самому  быстро привести  свой речевой аппарат  к работе;
  • о правилах  кукловождения тростевой куклы;
  • терминологию кукольного театра;  

      умения:

  • владеть чувством пространства сцены;
  • общаться со зрителями и партнёром через куклу;
  • владеть техникой вождения  тростевой куклы;
  • анализировать свою работу и товарищей;
  • запоминать заданный рисунок мизансцены спектакля;
  • уметь свободно фантазировать, переходить от образа к образу;
  • давать характеристику героям

Формы подведения итогов реализации программы

                 Для подведения итогов реализации образовательной программы используются:  

  • тестовые задания
  • наблюдения
  • контрольные вопросы
  • викторины
  • кроссворды
  • итоговые занятия
  • выставки
  • участие в конкурсах
  • разработка и защита творческих проектов.  

         Это позволяет выявить знания, которыми владеют обучающиеся, и дает возможность педагогу строить свою деятельность, учитывая уровень усвоения программного материала обучающихся, а также поможет проследить возрастание знаний, умений и навыков при обучении и воспитании в творческом объединении.

Критерии оценки  

1. Степень участия в коллективных формах работы

2. Интерес к исследовательской деятельности, % участия в методе проектов

3. Умение проводить самоанализ и самокритику

4. Устойчивость теоретических знаний и практических умений по  

    предметным циклам и основным видам искусства

5. Оценивается наблюдательность, творческое мышление, фантазия, умение видеть необычное в обычном

6. Свободное владение техническими приемами кукловождения

7. Степень самостоятельности, качество исполнения, идея,  эстетический  

  уровень.

При проведении комплексных опросов обучающихся (анкетирование, тестирование, собеседование) с помощью психолога применяется методика психолого – педагогической диагностики. Суждения, советы высказываются как пожелания обучающегося  в свободном общении. Коллективные просмотры выставок, спектаклей и их анализ приучают обучающихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других.

            Учебно – тематическое планирование по годам обучения

  №

п/п

   Наименование  разделов

1                       часы

2                часы

3  

 часы

 

   

 

    I

Организационный

   4

    2

      2

   II

История театра кукол

  24

  34

    35

   III

Основы сценической речи

  16

   12

   18

   IV

Игровой тренинг

  14

   14

       12

   V

Секреты театра

  34

   38

    60

   VI

Импровизация и драматургия

  52

   44

    53

 

                                                              Всего

 

 144

 

  144

 

  180

Учебно-тематический  план  1-й года обучения

п/п

Наименование разделов или тем

  Количество

     часов

Всего

теор.

 прак.

I

 

 

Организационный

    

1.1.  Праздник знакомств

1.2.  В гостях у кукольного театра

1

1

1

1

( 4)

2

2

 

 II

История театра кукол

2.1.  Происхождение куклы

2.2. Виды кукол

2.3.  Кукла своими руками

              («Баьушкина  мастерская»)

2.4. Театр «Фантазий»

1

1

1

1

1

3

5

11

(24)

2

4

6

12

 

 III

   

 

Игровой тренинг

3.1. Игры на развитие подвижности.

3.2. Упражнения на развитие  творческого    

          мышления

3.3.Упражнения  на достижение

          мышечной свободы    

1

1

1

3

5

3

(14)

4

6

4

 

 V

 

Основы сценической речи 

4.1. Речь – средство передачи мыслей

и чувств героев

4.2. Язык мой – друг мой

4.3.  Помощники устного слова

4.4 Дикция

1

1

1

1

1

1

3

7

(16)

2

2

4

8

V

Секреты  театра кукол

5.1.  Перчаточная  кукла

5.2. Кукольная  сцена

5.3.Разминка  кукловода.

5.4.Мастерство актёра с куклой      

5.5. Характер и образ персонажа

 5.6.Итоговое  занятие

1

1

1

1

1

-

7

1

5

13

1

2

(34)

8

2

6

14

2

2

  VI

   Импровизация   « Я -  сам»

 6.1.  Нянюшкины сказки

6.2.Подготовительная работа  «Я сам»:

       -подбор тем и составление

                            событийного  ряда

       - репетиции

        - оформление сказок

 6.3. Репетиционная работа:

        - распределение ролей

        - мизансценирование по картинам

        - репетици

        -  прогоны

6.4.  Итоговое  занятие        

итого

1

1

-

-

1

-

-

-

-

21

9

3

10

4

1

4

10

4

4

123

(52)

10

4

10

4

2

4

10

4

4

144

Содержание программы  1-го года обучения

Раздел 1. Организационный - 4ч.

Тема 1.1.  Праздник  знакомства -2ч.

 Теоретическая часть. Комплектование группы. Знакомство детей друг с другом и педагогом; начало установления контакта с каждым ребёнком; создать эмоционально благоприятную атмосферу в творческом объединении. Раскрыть цели и задачи курса, организацию и содержание занятий в творческом объединении.  Познакомить с правилами поведения в ЦДО, на занятиях и правилами дорожного движения; распределение обязанностей в группе.

Практическая  часть. Заполнить анкету «Расскажите о себе»; тест «Правильно ли ты проводил каникулы», игры-знакомства «Кто вы?»,        

« Снежный ком» и другие. Концерт-экспромт «Ай да я» - проверка художественных навыков ребят (чтение стихов, разыгрывание сценок).

Тема 1. 2.   В гостях у кукольного театра -2ч.

 Теоретическая  часть. Увлечь и заинтересовать ребёнка миром кукольного театра - как видом художественного искусства, раскрыть его значимость  в развитие творческой  личности; побудить к воспитанию таких нравственных качеств, как доброта, взаимовыручка. Знакомство с историей коллектива, куклами и традициями. Показать красоту имени каждого ребёнка и  установить  с ним контакты.

Практическая  часть. Просмотр фотоальбомов и  видео материалов занятий, спектаклей и конкурсов; экскурсия по ЦДО с целью знакомства; игры, тесты; подготовка личной книжки воспитанника «Я и мои достижения».

Раздел 2. История театра кукол - 24ч.

Тема  2.1.  Происхождение куклы - 2ч.

Теоретическая часть. Природные явления, катаклизмы и неспособность первобытного человека объяснить их. Вера и поклонение духам и богам. Появление куклы и религиозные обряды, в которых её использовали;  Театр кукол Древней Греции.

Практическая часть. Изготовление планшетной куклы. Техника кукловождения планшетной куклы. Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем. Подготовка рабочего места к работе.

Тема  2.2.  Виды кукол - 4ч.

Теоретическая часть.  Знакомство с разными видами кукол: бумажной, пальчиковой, тряпичной, вязанной, деревянной, глиняной, резиновой, керамической   и другими. Верховые и напольные  театральные куклы. Куклы из бросового материала. Куклы – предметы. Демонстрация образцов кукол, иллюстраций. Особенности и возможности  кукол. Правила работы с пластилином.

  Практическая часть. Пластилиновая сказка. Подобрать любую знакомую сказку и изготовить  из пластилина для неё: кукол-героев, декорации  и реквизит.  Проигрывание сказки. Изготовление базовых элементов: шар, валик, конус, лепёшка.

Экскурсия на «фабрику кукол» -  посещение творческих объединений прикладного направления с целью знакомства с кукольных дел мастерами, которые  познакомят ребят  с куклами своего объединения  и помогут  им в изготовлении своей  куклы  и её оформлении.

Тема  2.3.  Кукла своими руками («Бабушкина  мастерская») - 6ч.

Теоретическая часть. Бросовый материал. Кукла на новый лад. Приёмы изготовления кукол из бросового материала. Советы мастера по оформлению кукол. Правила работы с тканью и бумагой. Стол как театральная ширма. Оборудование стола и простейшие декорации  для театральных простановок.

Практическая часть. Просмотр видеоматериалов с записью изготовления кукол. Изготовление выкроек и кукол: бумажной, пальчиковой, перчатки, из бросового материала (лоскутков  ткани, бумаги, поролона; коробок, ниток и других) для  сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» и другие.  Простейшие движения кукол.

Тема 2.4.   Театр фантазий - 12ч.

Теоретическая часть. Куклы вокруг нас. Куклы и игрушки в театральном представлении.  Театры  кукол: на ладошке, теней, игрушек, вещей, предметов, коробок и других. «Оживление» предметов и  вещей с помощью рук. Руки человека наделяют предмет жизнью, действием, речь человека – эмоциями, голосом.  Использование импровизируемых сцен и  ширм: стола, раскрытой книги, спинки стула, коробки, листа картона, дверного  проёма и другие. Работа на плоскости и в объёме сцены. Произнесение текста от имени персонажа.

Практическая часть. Изготовление кукол и декораций для: театра из конфетных коробок; театра из листа картона; театра игрушек (из бумажного и солёного теста);  театра на ладошке; театра вещей и предметов; театра деревянной игрушки. Игрушечная сказка. Придумать и поставить сказки, используя эти театры на различных импровизируемых ширмах: столе, книге, спинке стула и т.д.

 Раздел 3.  Игровой тренинг - 14ч.

Тема 3.1.  Игры на развитие подвижности - 4ч.

Теоретическая часть. Значение тренинга для кукловода.  Навыки рабочего состояния: организованность, коллективность, законченность действий. Кукловод за ширмой и перед ней. Развитие гибкости и подвижности. Укрепление мышц туловища. Мышечное напряжение.

Практическая часть. Значение тренинга для кукловода.  Навыки рабочего состояния: организованность, коллективность, законченность действий. Кукловод за ширмой и перед ней. Развитие гибкости и подвижности. Укрепление мышц туловища. Мышечное напряжение

Тема 3.2.  Упражнения на развитие творческого мышления - 6ч.

Теоретическая часть. Что такое творческое мышление. Наглядно – действенное мышление. Причинное мышление. Эвристическое мышление

Практическая часть. Учимся: анализировать зрительный образ, узнавать объект на основе описания отдельных признаков, узнавать объект по описанию возможных действий с ним, искать альтернативные способы действия, находить причину событий, представлять последствия событий, объяснять образное сравнение, подбирать слова, противоположные по значению.

Тема 3.3.Упражнения на достижение мышечной свободы-4ч.

 Теоретическая часть. Понятие о сценической свободе. Неразрывность внешней (физической) свободы с внутренней(психической)

свободой.

Практическая часть. Тренинг мышечного расслабления. Упражнения  на снятие телесных зажимов и умение владеть своим телом.

Упражнения на напряжение и мышечное освобождение «В гостях у весёлых гномов».

Раздел 4.  Основы сценической речи - 16ч.

Тема 4.1.  Речь – средство передачи  мыслей и чувств героев - 2ч.

Теоретическая часть. Роль речи в жизни человека. Значение речи в кукольных постановках. Чем отличается язык животных, человека и птиц?

Практическая  часть. Звукоподражатель.  Игры на подражание голоса животных, предметов издающих звук.

Тема 4.2.   Язык мой – друг мой - 2ч.

Теоретическая   часть. Язык мой – друг мой. Значение слова «язык». Чудесные превращения слов. Показать важность каждой буквы в слове

Практическая   часть. Игры со словами. Игры: «Эхо», «Флот помог», «Найди  слово в слове», «Слово рассыпалось» и т.д.,  Стихи  детских писателей  для отработки чёткости  речи, эмоциональности, выразительности, полетность  и т.д.

Тема  4.3.   Помощники  устного  слова - 4ч.

Теоретическая   часть. Жесты и мимика. Что они обозначают?  Жесты – важное средство выразительности  куклы и действий куклы.

 Жесты при описании и подражании. Жесты для выразительности речи. Жесты  говорящего человека.

 Мимика лица – внутреннее состояние человека. Умение слышать собеседника, реагировать, оценивать, проявлять эмоции, быть внимательным.

Практическая   часть. Жесты, характеризующие слова: «иди сюда», «дай», «нет», «здравствуй», «прощай» и другие. Игры, упражнения и этюды на отработку жестов куклы. Весёлая гимнастика. Упражнения, игры и ситуации на отработку мимики лица и жестов.

 Тема  4.4.  Дикция - 8ч.

Теоретическая  часть. Дикция. Требования к дикции. Дикционная чёткость. Слуховое внимание. Свобода звукотечения. Ударение. Гласный и согласный звукоряд.

Практическая  часть. Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Игры и упражнения на развитие чёткости и ясности произношения. Отработка чёткости речи на  детских стихах, четверостишиях, скороговорках и других. Хоровое чтение, чтение в движении. Звуковая разминка.

Раздел 5.  Секреты  театра кукол - 34ч.

Тема  5.1.   Перчаточная кукла - 8ч.

Теоретическая часть. С чего начинается кукольный театр. Первые перчаточные куклы на Руси.  Перчаточная кукла – один из видов верховых кукол. Перчатка – основа куклы. Куклы – люди, куклы – животные. Куклы на штаге.  Азбука театра.

Практическая часть. Способы изготовления перчаточной куклы. Использование свойств материалов для изготовления и декорирования кукол.

Изготовление и оформление перчаточной куклы.

 Тема 5.2.   Кукольная сцена - 2ч.

Теоретическая часть.  Театральная ширма как дом кукол. Ширма и её приспособления. Круглые и шестирамочные ширмы. Многоплановая ширма. Работа на повышенных и пониженных планах. Оформление сцены: декорации, задник, реквизит. Материал и клей для изготовления деревьев, домов, кустов, мебели, предметов домашнего обихода. Стойки и крепления. Азбука театра.

Практическая часть. Способы изготовления  декораций. Работа в ширмах разных конструкций. Театральное единство ширмы и куклы.

Тема  5.3.   Разминка кукловода - 6ч.

Теоретическая часть. Значение разминки для начинающего кукловода. Снятие мышечного напряжения с рук кукловода. Советы кукловоду.

Практическая часть.  Разминка кукловода. Упражнения на раскрепощение пальцев рук, кисти, плеча, руки. Гимнастика для запястья. Пальчиковый игротренинг. Сказки для «Театра в руке».

Тема 5.4.   Мастерство актёра с куклой - 14ч.

Теоретическая часть. Перчаточная кукла и способы её одевания на руку кукловода. Как стать настоящим кукловодом. Общие правила кукловождения Правила кукловода. Законы кукловождения. Этюд. Самоанализ. Советы кукловоду. Азбука театра.

Практическая часть.  Способы управления куклой – петрушкой.  Работа пальцев рук в перчаточной кукле. Упражнения с куклой сидя на стуле и  на ширме.

Упражнения для отработки действий с предметами  и с воображаемыми предметами: сидя на стуле, в парах, на кругу и ширме. Отработка взгляда куклы. Отработка вождения на примере русских народных сказок. Этюды  и кукольные миниатюры с перчаточными куклами. Просмотр видео материалов занятий, спектаклей, конкурсов.

Тема 5.5.   Характер и образ персонажа - 2ч.

Теоретическая  часть. В чём заключается характерность персонажа и как она выражается действиях куклы. Образ и голос театральной куклы. Пластическая  и речевая  характеристика  героев. Характер и походка;  Характер и голос;  Характер и музыка;   Характер и жесты.  

Практическая  часть. Постановка этюдов и сказок.

Тема  5.6.  Итоговое занятие - 2ч.

Практическая  часть. Занятие – зачет по теории и  кукловождению  перчаточных кукол.

Раздел 6.  Импровизация «Я -  сам»  - 52ч.

(работа над мини постановками и авторскими работами ребят)

Девиз: «Играя-творим- импровизируем».

Тема 6.1.   Нянюшкины сказки - 10ч.

Теоретическая часть. Знакомство со сказкой. Сказки для самых маленьких. Русские народные сказки. Добро и зло в сказках. Волшебство. Построение сюжета сказки по этапам: описание среды,  условий, в которых складываются характеры; события, с которых начинаются действия; развитие действия; столкновение борющихся сил; развязка событий и т.д. Голос и интонация  при рассказывании сказок.

Практическая часть.  «Путешествие по «Сказкаграду» - знакомство с теми местами, где живет сказка. Игры: «Сочини сказку», «Сказка по картинке», «Сказка по кругу», «Нарисуй сказку» и другие. Составление мнемотаблиц. Прослушивание и просмотр диафильмов  и аудио записей со сказками. Постановка маленьких сказок: «Сказки времён года». Модификация сказок.

Тема 6.2.   Подготовительная работа «Я – сам» - 18ч.

Теоретическая  часть. Подобрать темы для постановки. Построение сюжетной линии в  сказках, историях, авторских работах ребят. Что такое  тема, идея, событийный ряд, завязка, конфликт, развязка. Характеристика героев.

Практическая  часть. Составление историй и сказок. Оформление их в  книжки-малышки.

 Тема  6.3.   Репетиционный период - 20ч.

Теоретическая  часть. Походка, жест, поворот головы, корпуса. Оценка факта. Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Что делаю? (действие). Для чего делаю? (хотение). Как делаю? (приспособления). Речь актёра и движения куклы, жест, характеризующий отношение к происходящему. Характеристика героя: отношения друг с другом, задачи, цели, их действия, мотивы их поступков. Анализ и самоанализ работ.

Практическая  часть. Распределение ролей. Мизансценирование. Поиск выразительных возможностей кукол в работе над образом. Репетиции и прогоны.  

Тема 6.4.   Итоговое занятие - 4ч.

Практическая  часть. Показ  работ воспитанникам старшей группы. Их анализ работы  и  самоанализ каждого воспитанника своего выступления. Показ работ с последующим обсуждением.

Подведение итогов работы группы. «Я сам» - объективная оценка своей деятельности за прошедший период. Планирование на будущий год. Чаепитие с игровой программой. Анкетирование: «Моё предстоящее лето», «Ты и твоя группа»; заполнение личной книжки воспитанника «Я и мои достижения».

Учебно–тематический план   2-й  года  обучения

п/п

     Название раздела, темы

  Количество

     часов

Всего

теор

прак

I

   

Организационный

    1.1.  Вводное занятие  

      «Праздник добрых знакомых»  

1

1

(2)

2

II

История театра кукол

 2.1.  Вертеп

 2.2.  Домашние кукольные театры

 2.3.  Кукла своими руками

       («Бабушкина  мастерская»)

 2.4. Театры кукол нашей области

1

1

1

1

13

5

11

1

( 34)

14

6

12

2

III

Игровой тренинг

3.1. Упражнения на внимания

3.2.  Игры на развитие

        коммуникативных способностей

1

1

7

5

(14)

8

6

 IV

 

 

Основы сценической речи 

 

4.1.  Искусство речи

4.2.  Дыхание

4.3.  Подготовка речевого аппарата

            к звучанию

  

1

1

1

1

3

5

(12)

2

4

6

  V

 

 

  Секреты театра кукол

 5.1. Тростевая кукла

5.2.  Мастерство актёра с куклой

5.3.  Речевая  и  пластическая

        характеристика   героя

5.4.  Музыка и шумовое оформление

         спектакля

 5.5.Итоговое  занятие

1

1

1

1

13

17

1

1

2

(38)

14          18

2

2

2

VI

 

    Драматургия   (работа над спектаклем)

6.1. Выбор  пьесы

          (застольный период)

6.2.Работа над ролью

6.3.Работа над текстом

6.4.Репетиционный период

      -мизансценирование картин

      -отработка действий куклы

      - репетиции по картинам

      - подготовка кукол, реквизита  и декораци

       -генеральные прогоны

6.5.Итоговое занятие

1

2

2

1

2

2

4

4

14

4

4

4

(44)

2

4

4

4

4

14

4

4

4

 

         Итого:

19

125

144

Содержание  программы  2-го года обучения

1. Организационный - 2ч.

Тема  1.1.  Праздник  добрых  знакомых -2ч.

 Теоретическая часть. «Мои летние зарисовки» - впечатления воспитанников о летнем отдыхе. Раскрыть цели  и задачи на изучения курса предстоящего года; познакомить с организацией  и содержанием  занятий в творческом объединении; провести инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности и правилам дорожного движения; напомнить о правилах  поведения в ЦДО и  на занятиях; распределить обязанностей в группе.

Практическая  часть. Провести  игру «Круг воспоминаний о лете». Заполнить личную анкету воспитанника. Провести игровую программу силами воспитанников из игр и конкурсов, с которыми они познакомились  летом; заполнить  тесты: «Как ты к себе относишься», «Кто ты – художница или мыслительница» и т.д.

 2. История  театра  кукол - 34ч.

Тема  2.1.  « Вертеп» - 14ч.

Теоретическая часть. Вифлеемский ящик. Древней Греции на Руси. Рождественские обычаи. Евангельский рассказ о рождении. Иисуса Христа. Украинские вертепы, белорусские батлейки, польские  шопки.  Устройство  вертепа  и движение  кукол в «Вертепе».

Практическая часть. Постановка «Вертепа». Изготовление вертепа и кукол. Техника кукловождения в вертепе. Дикция, текст, речь. Репетиции и постановка представления.

Тема  2.2.   Домашние кукольные театры - 6ч.

Теоретическая часть. Домашние  театры великих людей. Домашние и студийные  спектакли.   Куклы и ширмы для  домашних кукольных театров. Закулисные советы. Декорации и реквизит. Музыкальное и шумовое оформление. Подбор репертуара и работа с ним. Советы юному режиссёру.

Практическая часть. ( Бабушкина мастерская).  Изготовление простых кукол для теневого театра. Просмотр видеоматериалов с записью изготовления кукол. « Сказки поляны теней» - сказки теневого театра. Закулисные советы.

Тема  2.3.  Кукла своими руками («Бабушкина  мастерская») - 12ч.

Теоретическая часть. Материал и инструменты для изготовления простейших  кукол для  домашнего театра: наручной, узелковой, из носка, из чулка. Приёмы изготовления кукол. Советы мастера по  изготовлению и оформлению кукол.

Практическая часть. Просмотр видеоматериалов с записью изготовления кукол. Изготовление выкроек и  кукол. Оформление кукол.

Тема  2.4.  Театры кукол нашей области - 2ч.

Теоретическая часть. Знакомство с работой и куклами: Кемеровского театра кукол им. А.Гайдара; театра кукол «Васена» г. Осинники;   образцового театра кукол «Бемби» ДЮЦ им. В. Волошиной   и  других.

Практическая часть. Просмотр видео и фотоматериалов  кукольных коллективов; записей выступлений и конкурсов; газетных материалов. Обсуждение.

  Игровой тренинг - 14ч.

Тема  3.1.  Упражнения на внимание -8ч.

Теоретическая часть. Понятие о сценическом внимании (произвольном и непроизвольном). Умение видеть и запоминать. Сценическое внимание и фантазия. Внимание в жизни и на сцене. Воспитание сценического внимания.

Виды внимания: слуховое, внутреннее, зрительное, осязательное, обонятельное. Практическая часть. «Полёт в страну фантазии»- игры и упражнения на  внимание: «Исходное положение», «Как один», «Ай, да я!», «Кто летает?», «Ходьба с изменением», «Кто сзади», «Кто как сидел», «Звукоуловители», «Видящие пальцы», «Фотографы», «Картина», «Пристройка», «Сторож и мошенники», «Игры с карандашом», «Разведчики» и  т.д.)

. Тема  3.2.  Игры на развитие коммуникативных способностей – 6ч.

Теоретическая часть. Я и мой язык. Я и мои эмоции. Я и Я. Я и другие.  Я и моя семья.   Я и моё тело.

Практическая часть. Этюды на выражение различных эмоций.

 Тренинг мышечного расслабления.  Игры  на общение. Театральные этюды.

4.   Основы сценической речи - 12ч.

Тема  4.1.  Искусство речи - 2ч.

Теоретическая часть. Речь в повседневной жизни и творчестве актёра. Речевой аппарат и значение тренинга. Чёткость и ясность произношения. Дефекты речи и их последствия.

Практическая часть. Прослушивание аудиозаписей с исполнением сказок.

Тема  4.2.  Дыхание - 4ч.

Теоретическая   часть. Особенности  физиологического и речевого дыхания. Правильная постановка дыхания. Вдох. Выдох.  Неправильное дыхание. Выработка носового дыхания. Выработка хорошей осанки при постановке дыхания.

Практическая   часть.   Звуковая дыхательная гимнастика.  Упражнения на укрепление дыхательных мышц, на опору дыхания, на три вида дыхания. Игры и упражнения на развитие диафрагмально-реберного дыхания:  «Свеча», «Цветочный магазин» и другие. Речевой дыхательный тренинг.

Упражнения: «Дровосек», «Шар», «Чья интонация богаче» и т.д. Скороговорки.

Тема  4.3.  Подготовка речевого аппарата к звучанию - 6ч.

Теоретическая   часть. Речевой аппарат. Знакомство с технологией формирования речи. Способы подготовки речевого аппарата к его использованию в действии. Привитие навыков выразительного чтения. Произношение гласных и согласных звуков.

Практическая   часть. Артикуляционная гимнастика. Звукоряд гласных и согласных букв. Упражнения для тренировки гласных и согласных звуков. Труднопроизносимые слова.  Игры и упражнения на развитие чёткости и  ясности  произношения.  Скороговорки, стихи, четверостишья на отработку чёткости и ясности речи.

5.   Секреты  театра  кукол - 38ч.

Тема   5.1.  Тростевая кукла - 14ч.

Теоретическая часть. Тростевая кукла – один из видов верховых кукол. Гапит и трости – основа куклы. Открытые и закрытые трости.  Крепление тростей. Маленькие секреты  эстрадных номеров  с тростевыми  куклами.  Материал для изготовления тростевой куклы. Плоская кукла и куклу с «живой рукой». Советы кукловоду. Азбука театра.

Практическая часть. Знакомство с  приёмами изготовления тростевой куклы. Изготовление «рабочей» тростевой куклы для отработки кукловождения. Изготовление и оформление перчаточной  куклы на гапите.

Тема  5.2.  Мастерство актёра с куклой - 18ч.

Теоретическая часть. Работа с тростевой куклой.  Приёмы вождения  тростевой куклы, тростевой – плоской и куклы с «живой рукой».  Исходное положение куклы и кукловода. Организация актёров за ширмой. Положение кукол на грядке и в глубине сцены.  Способы крепления предметов к руке куклы. Особенности их вождения.

Практическая  работа. Упражнения для овладения управлением тростями. Законы кукловождения. Упражнения с тростевой куклой. Упражнения для отработки: походок, поворотов, наклонов корпуса,  взгляда, разговора, работы с предметом, танцевальных движений,  бега, прыжков, определённого состояния,  жестов, общения со зрителем и т.д. Постановка этюдов, сценок, историй на темы: сказок, на заданные действия и ситуации,- на свободную и т.д. Групповые упражнения – этюды.

Тема  5.3.   Речевая и пластическая характеристика героя - 2ч.

Теоретическая часть Важность пластической характеристики образа и возможности тростевой куклы. Возможности речи для передачи внутреннего состояния героя.

Практическая часть. Упражнения и этюды на  выражение характера персонажа пластически и голосом:- характерные походки;- внутреннее состояние;- действенная задача героя;- тембр голоса; темп речи. Единство действия и слова.

Тема  5.4.  Музыка и шумовое оформление - 2ч.

 Теоретическая часть Значение музыки как фона и для раскрытия образа героя. Роль музыки и шумовых эффектов в оформлении спектакля. Секреты шумового оформления.

Практическая часть. Прослушивание и разбор аудиозаписей «Театральные шумы». Просмотр видеозаписей спектаклей.

Тема  5.5.  Итоговое занятие - 2ч.

Практическая  часть. Занятие – зачет по теории и кукловождению тростевой куклы. Мини-концерт из сценок, этюдов и сказок воспитанников на вождение тростевой куклы. Анализ и самоанализ работ

.

  1. Драматургия - 44ч (работа над спектаклем)

Тема  6.1.   Выбор пьесы - 2ч.

Теоретическая часть. Подбор и разбор пьесы. Обсуждение темы, идеи пьесы. Выявить цепь событий. Характеристика действующих героев, их взаимоотношения. Мотивы их поступков. Конфликт и его причины.

Практическая часть. Читка  и отбор пьесы для постановки.

 

Тема  6.2.   Работа над ролью (индивидуальные занятия) - 4ч

Теоретическая  часть. Распределение ролей. Обсуждение характеров героев. Отношение актёра к своему герою.

Практическая  часть. Читка пьесы по ролям. Поиск выразительных возможностей для решения образа куклы.

Тема  6.3.   Работа над текстом (индивидуальная, групповая) - 4ч.

Теоретическая  часть. Разбор текста по картинам, сценам, действиям.

Разбор и поиск речевых характеристик героев.

Практическая  часть. Читка пьесы по картинам. Главная мысль в предложенном отрывке. Оценка происходящего. Пробное мизансценирование за столом и на ширме.

Тема  6.4.  Репетиционный период - 30ч.

Практическая часть. Мизансценирование картин. Поиск выразительных возможностей кукол  в работе над образом в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Отработка походок, жестов, поворотов, взглядов куклы; взаимодействие актёра  с  куклой, партнёром, зрителем;  чёткость и ясность подачи текста; умение работать с предметом;  соблюдение правил кукловождения и т. д. Репетиции по  картинам, действиям, эпизодам. Генеральные прогоны с музыкой и реквизитом.

Тема  6.5.   Итоговое занятие -4ч.

Теоретическая часть. Подведение итогов работы группы. «Я сам» - объективная оценка своей деятельности за прошедший период, сравнение с результатами  предыдущего года, с результатами других обучающихся.

Практическая  часть. Сдача спектакля. Показ работ детям старшей группы. Их анализ о  просмотренной работе и самоанализ каждого воспитанника своего выступления. Работа над ошибками.  Показы спектакля с последующим обсуждением. Подготовка кукол и декораций для выступлений.

        Подведение итогов работы группы. «Я сам» - объективная оценка своей деятельности за прошедший период. Планирование на будущий год. Чаепитие с игровой программой. Анкетирование: «Моё предстоящее лето», « Ты и твоя группа»; заполнение личной книжки воспитанника «Я и мои достижения».

Учебно–тематический план  3 – го года  обучения

п/№

Раздел, тема

  Количество

     часов

Всего

теор

прак

I

   

Организационный

   

1.1.   Вводное занятие  

        «Праздник добрых знакомых»  

    1          

 

   1

  (2)

   2

II

История театра кукол

2.1.Петрушка - народный ярмарочный герой

2.2.Марионетка

2.3.Народные кукольные мастера

2.4.Кукла своими руками

           («Бабушкина  мастерская»)

   1

   1

   1

   2

12

1

2

15

 

 (35)

13

2

3

17

 

III

   

   

   

Игровой тренинг

3.1.Упражнения на развитие памяти

3.2.Упражнения на развитие воображения

   1

   1

   9

   7

 (18)

   10

   8

 IV

Основы сценической речи 

 

4.1. Культура речи

4.2.Голос

4.3.Техника речи

   1

   1

   1

   1

   4

   4

 (12)

   2

   5

   5

   V

 

 

 

 

Секреты театра кукол

5.1.  Дай жизнь кукле:

         -  петрушечная кукла

         - тростевая  кукла

         - марионетка

5.2.Работа кукловода над собой

5.3. Мастерство актёра с куклой

5.4. Итоговое  занятие

1

1

1

1

-

-

14

14

14

2

10

2

(60)

15

15

15

3

10

2

VI

   

Драматургия

6.1.Представление «Петрушка»

6.2.Представление с тростевой куклой

6.3.Работа над ролью

6.4.Репетиционный период

      - мизансценирование картин

      -отработка действий куклы

      - репетиции по картинам

      - подготовка кукол, реквизита  и  

              декораци

       -генеральные прогоны

6.5.Итоговое занятие

1

1

1

-

-

-

-

-

-

9

4

4

3

2

15

5

5

3

(53)

10

5

5

3

2

15

5

5

3

 

итого                                                                                                                    

    18

 162

180

                                           Содержание  программы

3-го года обучения

1. Организационный - 2ч.

Тема  1.1.  Праздник « В кругу друзей»

 Теоретическая часть. Поделиться своими впечатлениями о прошедших летних каникулах за чашкой.  Раскрыть цели и задачи на предстоящий год, организацию и содержание занятий в творческом объединении. Вспомнить  правила поведения в ЦДО и на занятиях; распределить обязанности в группе. Провести инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности и правилах дорожного движения.

Практическая  часть. Проведение игры «Круг воспоминаний»; заполнить личную анкету воспитанника; организовать чаепитие и игровую программу «Любимая игра лета». Провести  тесты «Каков ваш характер», «Знаете ли вы себя» и другие. Подготовка  фотоматериалов для летописи.

   2. История театра   кукол - 35ч.

Тема  2.1.  Петрушка – ярмарочный герой - 13ч.

Теоретическая часть. Традиции рождественских и весенних праздников. Главный герой ярмарочных представлений. Происхождение Петрушки. Скоморохи и петрушечники на ярмарках и площадях.  Ширма – юбка кукловода – скомороха. Сцены «Комедии о Петрушке». Петрушка и его «родственники» за рубежом.

Практическая часть.  Разыгрывание сценок с Петрушкой.

Тема  2.2.  « Марионетка»  -2ч.

Теоретическая часть. Театр кукол на нитях. Появление первых выпускных кукол в России. Гастроли иностранцев – марионеточников. Ученики становятся мастерами. Марионетки работают в цирке. Первые марионеточные театры. Современные марионетки. Разновидности конструкций марионеток. Простейшие куклы  марионетки. Крепление нитей. Работа кукловодов за ширмой. Ширма и приспособления.

 Практическая часть.  Приёмы управления  простой марионетки. Музыкальные этюды и сценки.

Тема  2.3.  Народные кукольные мастера - 3ч.

Теоретическая часть. Устройство кукол и их пластические возможности для выполнения задачи этого театра. Зайцев И.А - народный кукольник   с программой «Цирк». Г.К Нуриков  в кукольном театре Шимборе. Студия Ефимовых.  С.В  Образцов. Рождение ГУТК.

 Практическая часть.  Просмотр видеофильма об Образцове С.В и его театре.

Тема  2.4.    Кукла своими руками («Бабушкина  мастерская») - 17ч.

Теоретическая часть. Марионетка и принципы её конструирования. Крепление нитей на основные суставы  куклы. Вага и крепление  на ней нитей. Материал и инструменты для изготовления простейших  кукол марионеток.   Приёмы изготовления кукол. Советы мастера по  изготовлению и оформлению кукол.

Практическая часть. Просмотр видеоматериалов с записью изготовления кукол. Изготовление простой куклы – марионетки  из театральных  кукол или  бросового материала. Подготовка простых ваг и крепление на них кукол.

 3. Игровой тренинг - 18ч.

Тема  3.1.  Упражнения на развитие памяти - 10ч

Теоретическая часть. Что такое память?  Многоликая память. Виды памяти: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая. Память на слова (словесная или вербальная); память на образы (образная); память на движения(двигательная); память на эмоции, чувства, переживания(эмоциональная); память на расположение предметов в пространстве; на временные отрезки; на числа, фамилии, лица и т.д.  Показать необходимость развития памяти для кукловода.

Практическая часть. Игры, упражнение и задания на развития памяти  юного кукловода: «Беспорядок на кухне», «Странный букет», «Рассеянный крокодил», игры в слова и т.д. Упражнение на развитие памяти физических действий: «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!», «Король» и другие. На развитие осязательной памяти;  вкуса и запаха и другие.

Тема  3.2.  Упражнения на развитие воображения - 8ч.

Теоретическая часть. Понятие о творческом воображении. Умение воспринимать реальный мир с творческой точки зрения. Умение переносить  увиденное и переосмысленное творчески через призму воображения в мир театра.

Практическая часть. «Волшебная палочка» (задания, игры и упражнение на развитие воображения: «Пантомима», «Рассказ-картина», «Рассказ наоборот», «Предложение из слов», «Три предмета», «Таинственные  коробочки» и другие. Работа с воображаемыми  предметами.

4. Основы сценической речи – 12ч.

Тема  4.1.  Культура речи - 2ч.

Теоретическая часть. Русской речи государь по прозванию Словарь. О словах разнообразных, одинаковых и разных. Такие разные звуки.

Мир взаимоотношений букв и слов. Загадки.

Практическая часть. Игры «Доскажи словечко», «Скажи наоборот» и другие. Игры для развития речи, внимания, воображения. Словесные игры и речевые задания.

Тема  4.2.  Голос – 5ч.

Теоретическая   часть. Гигиена голоса. Выработка носового дыхания. Освоение дыхания в процессе речи.  Знакомство с точечным и вибрационным массажем. Сила, гибкость, полётность  звука. Интонационное богатство голоса. Посыл звука. Выразительность. Высота и сила звучания голоса.

Практическая   часть. Вибрационный массаж. Речевой дыхательный тренинг. Упражнения: «Дровосек», «Шар», «Чья интонация богаче» и т.д.

Тема  4.3.   Техника речи - 5ч.

Теоретическая   часть.  Дикционная четкость. Слуховое внимание. Чёткость произношения гласных и согласных звуков. Высота и сила звучания голоса. Выразительность. Интонация.

Практическая   часть.  Самомассаж точек  и мышц, участвовавших в голосообразовании. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для тренировки гласных и согласных звуков в действиях. Тренировка дыхания в движении. Игры и упражнения на развитие чёткости и ясности  речи.

5.   Секреты театра кукол - 60ч.

5.1. Дай  жизнь кукле:

        -   Петрушечная кукла – 15ч.

 Теоретическая  часть. Способы изготовления куклы - петрушки. Конструирование  головы куклы. Знакомство с техникой папье–маше.  Необходимый материал. Форма бумага и клейстер. Краска и шпатлёвка. Оформление головы  и лица куклы. Приёмы конструирования тела куклы. Костюм куклы.

Практическая часть.  Изготовление кукол – петрушек для спектакля «Петрушка».  Составление эскизов. Изготовление пластилиновых болванок. Оклеивание их бумагой и  сушка. Снятие бумажных  головок с болванок и склеивание частей. Шлифовка,  грунтовка, окрашивание  красками головы куклы или обтяжка её  тканью. Оформление головки куклы (парика) и лица (глаза, нос, рот, брови). Изготовление тела куклы (подготовка выкройки, раскрой и шитьё). Сборка куклы.  

    - Тростевая кукла – 15ч

         Теоретическая часть.   Способы изготовления тростевой куклы.  

        Материал  для изготовления  головы. Приёмы её изготовления из  

        пенопласта. Изготовление и  крепление гапита и тростей. Оформление

        лица куклы. Волосы и причёски.

        Практическая часть.  Изготовление тростевой куклы. Эскиз будущей

       куклы. Конструирование головы из пенопластовой заготовки. Шлифовка,

       грунтовка и обтяжка головы трикотажем.  Изготовление гапита и тростей.

        Крепление их на кукле.  Изготовление парика куклы и крепление его на

       голове. Оформление лица куклы. Изготовление рук, ладошек  и  тела

        куклы. Сборка куклы. Моделирование одежды.

   -  Кукла марионетка – 15ч

   Теоретическая часть.   Способы изготовления марионеточной куклы.  

        Материал  для изготовления куклы. Приёмы изготовления ваг одной и нескольких кукол.  Оформление  куклы.  

 Практическая часть.  Изготовление куклы марионетки «Страусёнка» и «Петушка» из ниток. Эскиз будущей куклы. Подготовка шаблонов и материалов для куклы. Изготовление двух помпонов разной величины (туловища и головы куклы). Крепление их на шнур(шею будущей куклы). Изготовление лап и крепление их на туловище куклы.

 Подготовка маленькой ваги и крепление куклы на неё. Оформление куклы(глаза, клюв)

Тема  5.2.  Работа кукловода над собой - 3ч.

Теоретическая часть.  Вы решили показать кукольное представление своим друзьям. Что для этого необходимо? Как проводить самоподготовку? Как работать над собой? Составление плана работы.

Практическая часть. Приёмы  релаксации,  концентрация внимания, дыхания; снятие мышечных зажимов; упражнения для разогрева  речевого аппарата; гимнастику для пальчиков и кисти; достижение сценической свободы.  

 Тема  5.3.   Мастерство актёра с куклой - 10ч.

Теоретическая часть. Что должен знать кукловод.  Правила  при управлении  марионеткой.  

Практическая  работа. Положение актёра с  куклой – марионеткой за ширмой. Упражнения для овладения управлением  крестовиной и вагой. Упражнения для отработки:  шага, поворотов, наклонов корпуса, танцевальных движений, бега, прыжков куклы. Работа куклы с предметом; слово и действие, музыка и танцевальные движения куклы. Постановка  музыкальных этюдов с куклами-марионетками.

 Тема  5.4.  Итоговое занятие - 2ч.

Практическая работа. Контрольное занятие по   мастерству  кукловождения кукол разных систем.

6.   Драматургия - 53ч.

Тема  6.1.   Представление «Петрушка» - 10ч.

Теоретическая часть. Обсуждение будущего спектакля. Подбор и читка сценок. Обсуждение: цепи событий, характера действующих лиц, их взаимоотношения. Анализ и самоанализ работ.

Практическая часть. Распределение ролей. Читка текста по ролям. Мизансценирование. Подготовка ширмы,  кукол, декораций и реквизита к спектаклю. Работа над текстом. Репетиции. Прогоны с музыкой и реквизитом. Выступление и анализ работы.

 Тема  6.2.   Представление с тростевой куклой - 5ч.

Теоретическая  часть. Выбор пьесы. Разбор пьесы. Обсуждение: цепи событий, характер действующих лиц, их взаимоотношения. В чём проблема каждого героя: чего он хочет и чего добьётся. Цепь проблем действующих лиц ведёт к столкновениям. Определить причины этих столкновений. Цель и мотивы поведения героев. Сверхзадача пьесы. 

Практическая  часть. Читка пьес. Отбор пьесы для постановки.

Тема  6.3.   Работа над ролью - 5ч.

Теоретическая часть. Распределение ролей. Обсуждение характеров героев. Отношение кукловода к своему герою. Ради чего ты будешь играть эту роль? За что борется твой герой, ради чего он совершает свои поступки и действия в пьесе так, а не иначе?

Практическая  часть. Читка пьесы по ролям. Анализ роли. Разбор и поиск речевых характеристик героев.

Тема  6.4.   Репетиционный период - 30ч.

Практическая часть. Мизансценирование действий, картин. Поиск выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы.

Походка, жест, поворот головы, корпуса. Речь актёра и движения куклы. Репетиции по кускам, действиям. Монтировочные прогоны. Генеральные прогоны с музыкой и реквизитом. Работа над ошибками.

Тема  6.5.   Итоговое занятие - 3ч.

Практическая часть.    Сдача спектакля старшей группе кукольников. Особенности площадки выступления и зрительского внимания.  Разбор ошибок и доработка их в ходе дальнейших показов спектакля. Общий анализ проведённой работы с подведением общего итога и планированием на будущее.

  Подготовка кабинета, кукол, декораций, реквизита и ширмы к показу спектакля.  

Практическая часть. Подведение итогов работы группы. «Я сам» - объективная оценка своей деятельности за прошедший период. Планирование на будущий год.Чаепитие с игровой программой. Анкетирование: «Моё предстоящее лето», « Ты и твоя группа»; заполнение личной книжки воспитанника «Я и мои достижения» и т.д.

Методическое обеспечение  программы

               Содержание программы обусловливает выбор методов, видов деятельности, форм и приемов профессиональной деятельности педагога в работе с детьми.

            Используемые при обучении дидактические методы способствуют лучшему усвоению знаний, умений и навыков обучающихся, формирует мировоззрение ребят, развивает их способности.

Дидактические методы обучения:

  • Объяснительно – иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Продуктивный
  • Метод проекта
  • Частично – поисковый или эвристический метод
  • Игровой

             Особое внимание уделяется методу проектов. Обучение происходит в процессе осуществления воспитанниками проекта.  Основная форма работы на данном этапе – творческая мастерская. Применяется как индивидуальное, так и групповое выполнение творческих проектов. Время реализации проекта не имеет единого для всех срока. Темы – проблемы воспитанниками выбираются самостоятельно.  Творческий проект для воспитанников кукольного театра – это возможность делать что – то интересное самостоятельно в группе или самому, максимально используя свои возможности. Проектная деятельность осуществляется по этапам:

1. Организационный этап (выбирается тема для проектирования, составляется план работы, выбираются формы и способы презентации результатов, создается банк идей и предложений. Могут применяться   игры и упражнения «Ромашка», «Ящик идей или предложений»). На первом году обучения воспитанникам помогает педагог, наталкивает, предлагает. Второй и третий год обучения ребята делают самостоятельный выбор

    2. Поисковый и исследовательский этап (работа с информационными  источниками, воспитанники составляют эскизы, технические рисунки, описаний, поиск оптимального решения будущего изделия

    3. Технологический этап (подбор инструментов, материалов; создание реального изделия, обоснование решения, подготовка презентации результатов

  1. Презентационный этап (защита проекта, в результате которого обучающиеся демонстрируют результаты своего проекта, тот продукт, который они самостоятельно изготовили: театральная кукла, спектакль, реферат, альбом, альманах….).

               В учебно - воспитательной деятельности используются все виды деятельности развивающие личность: игра, труд, познание, учение, практика, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

         1.  Виды деятельности разнообразны, социально – значимы и направлены на интересы ребенка

        2. Деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, способствовать улучшению статуса каждого воспитанника в группе

        3.     Необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности.

  Данные виды деятельности используются в различных возрастных

группах обучающихся следующим образом:

  • Младший школьный возраст (воспитанники привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагога, соблюдать дисциплину труда, учатся работать самостоятельно, изготавливают простейшие виды кукол
  • Подростковый возраст (на занятиях в кукольном театре принято раскрепощенное, уважительное отношение друг с другом. Воспитанники работают более самостоятельно над решением поставленных проблем, учатся исследовательской деятельности, разрабатывают технологические карты по изготовлению кукол.

          Большое значение в процессе обучения играют следующие формы занятий: комбинированные учебное занятие, занятия - биномы, интегрированные занятия, занятия – фантазии, занятия – соревнования. Особое внимание уделяется интегративным занятиям, в процессе которых задачи решаются посредством нескольких видов искусств  и предметных циклов.

Организация и проведение учебного занятия включает следующие структурные элементы:

  • Психологический настрой воспитанников
  • Речевая разминка
  • Основной блок (инвариативная часть занятия, включающая в себя развивающие элементы)
  • Двигательная разминка
  • Комплексный блок, направленный на создание развивающей среды и поддержку развития воспитанника (метод проектов)
  • Итог занятия

  Педагогические приемы:

  • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия)
  • Организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание)
  • Стимулирование (поощрение, похвала, взаимооценка)
  • Сотрудничество, позволяет педагогу и воспитаннику быть партнером в увлекательном процессе.

     Принципы программы

  Реализация программы строится на следующих принципах:

  -     Принцип интегративности

        Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусств,  

        предметных циклов  и разнообразной художественно –     творческой  

        деятельности

-     Принцип максимальной активности в процессе обучения. Все занятия  

      предусматривают максимальный уровень включенности в деятельность  

       каждого участника

-    Принцип партнёрского общения

      Партнёрское общение – это общение, при котором каждый участник  

      группы учитывает интересы, эмоции, чувства, переживания тех, с кем

      создаётся атмосфера открытости, доверия, которая позволяет не  

      стесняясь экспериментировать, открыто, не боясь ошибок и насмешек,

      высказывать своё мнение

-    Принцип дифференциации

      Индивидуальный подход  требует дифференцированного обучения. На  

      занятиях предполагаются работы различной степени сложности.

      Применяется как опережающее обучение, так и упрощенный вариант

      заданий для медленно работающих детей и детей с ограниченными

      возможностями

-   Принцип личностного подхода  

   (Учёт индивидуальных способностей  и возможностей каждого  

   обучающегося)

-   Принцип создания ситуации успеха  для каждого ребенка

  один из главных принципов. Обеспечение условий,  способствующих  

   самоопределению, саморазвитию,  самореализации, адекватной  

   самооценки личности ребенка.

 

Список литературы

  1. Антина,  А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: учебное пособие / А. Е. Антина. – М.: Просвещение, 2003. – 120 с.
  2. Бачурина, В. Азбука развития [Текст]: учебно – методическое пособие / В. Бачурина. – М.:  Владос, 2007. – 173 с.
  3. Библиотечка для педагогов родителей и детей [Текст]:  учебное пособие для педагогов, родителей /- М.: Просвещение, 2002. – С. 61.
  4. Великородная, В. А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию [Текст]: методическое пособие / В. А. Великородная. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
  5. Волков,  И.  Л.  Приобщение школьников к творчеству [Текст]: методическое  пособие / И.  Л.  Волков. – М.: Просвещение, 2003. – 120 с.
  6. Греф, А. Э. Театр кукол [Текст]: практическое пособие / А. Э. Греф. – М.:   Лада, 2003. – 269 с.
  7. Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования  [Текст]: методическое пособие / Г.Б. Голуб – Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 176с.
  8. Денисова, Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования [Текст] / Н.А. Денисова //  Дополнительное образование и воспитание, 2007, №10, С. 14-22.
  9. Давидовски, М. Веселые куклы [Текст]: практическое пособие / М. Давидовски. – М.: Дом XXI век,  2003. – 62 с.
  10. Колчеев, Ю. А. Театрализованные игры [Текст]: рекомендации для руководителей театральных коллективов / Ю. А. Колчеев. – М.: Просвещение,  2000. – 145 с.
  11.  Лопухина, И. С. Речь, ритм, движение [Текст]:  пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 1999. –   253 с.
  12.  Нойшюц, К. Оживи куклу [Текст]: практическое пособие / К. Нойшюц. – М.: EVIDENTIS, 2002. – 208 с.

13.  Разумовский,  В.  Г.  Развитие творческих способностей учащихся  [Текст]:  практическое  пособие / В. Г. Разумовский. – М.: Просвещение, 2000. –   145 с.

14.Снайдер,  Ди. Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни [Текст]: методическое пособие / Ди. Снайдер. – М.:  АСТ - Пресс, 1998. – 300 с.

15. Трифонова, Н. М. Кукольный театр своими руками [Текст]: учебно – практическое пособие / Н. М. Трифонова. –   М.: Знание, 2001. – 180 с.

 16.Финажина, С. Ю. Работаем вместе с родителями [Текст] / С. Ю. Финажина// Методист. – 2006. -№7. – С.48.

   17. Щеткина, Л.С. Театральное искусство – пространство для гуманитарного воспитания детей и подростков  [Текст]  / Л.С. Щеткина  //  Дополнительное образование и воспитание, 2007, № 8, С. 40-55.

    18. Ярова, Т. В. Памятка для педагога [Текст] / Т. В. Ярова// Практика административной работы в школе. – 2005. - №1. – С.15.

Для детей

1.Абрамцева, Н. Лесные сказки театра [Текст]: практическое пособие/ Н. Абрамцева. – М.: Просвещение, 2004. – 60с.

2.Агапова, И. А. Мягкая игрушка своими руками [Текст]: практическое пособие / И. А. Агапова. – М.: Знание, 2001. – 23 с.

3.Горбина, Е. В.  В театре нашем для вас поем и пляшем [Текст]: практическое пособие /– Ярославль: Академия развития, 2001. – С.112 с.

4.Домашний кукольный театр [Текст]:  практическое пособие /– Ярославль: Академия развития, 1998. – С.79 с.

5. Козлов, С. Г.   Я на солнышке лежу [Текст]:  практическое пособие/ С. Г. Козлов. – Ярославль: Академия развития, 2005. – С.224.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Фитнес - Данс" для детей младшего школьного возраста.

Программа по лечебной физкультуры предназначина для специалистов средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в области физической культуры....

Методическое пособие к программе дополнительного образования "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия" для детей младшего школьного возраста.

В  методическом пособии представлен большой теоретический и практический материал по профилактике осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Даны характеристики правильной осанки,...

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....

Образовательная программа дополнительного образования взрослых (для родителей (законных представителей)несовершеннолетних детей) «Основы детской психологии и педагогики».

Образовательная программа дополнительного образования взрослых (для родителей (законных представителей)несовершеннолетних детей)«Основы детской психологии и педагогики»....

Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»

Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...