Сценарий игры - путешествия по стране «Устное народное творчество»
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Прививает любовь к устному народному творчеству, расширяет кругозор учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igra_putesheshstvie.zip30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - путешествие по стране «Устное народное творчество»

Проводится в рамках Всероссийского урока литературного чтения.

Цель: прививать любовь к устному народному творчеству, развивать кругозор, любознательность, мышление, сообразительность, речь. Сформировать понимание устного народного творчества как части культуры народа.

«Русский народ создал огромную известную литературу:

мудрые пословицы и хитрые загадки,

весёлые и печальные обрядовые песни,

торжественные былины, героические, волшебные,

бытовые и пересмешные сказки»

Л. ТОЛСТОЙ

Оборудование

  1. Книги на выставку с произведениями устного народного творчества,
  2. Корзина с орешками.
  3. Иллюстрации к сказкам
  4. Резинки, обручи, мячи- для конкурсов.
  5. Напечатанные задания для команд (См. в «Приложении»)
  6. Подготовка костюмов к празднику: мальчикам- головные уборы с цветочками, девочкам- платочки , певице и ведущей- хозяйке - русские народные костюмы взять на прокат .
  7. Костюмы и реквизит для участников сказки «Каша из топора»: посуда, топор, борода, рюкзак, солдатская фуражка.
  8. Оформление зала: на сцене: стол, 4 стула, посуд, топор, рюкзак, котелок), в зале: столы для команд, стулья для зрителей. Стол для ведущей и жюри.

Использованная литература:

  1. Журнал «Начальная школа» Х«2 , 2007г., стр.-95-96.
  2. Журнал «Педсовет» № 9, 1999г., стр. 1.
  3. Сборник сценариев для начальной школы, 20007 год, с 65-68.

План  - конспект открытого внеклассного занятия,

проводимого в рамках Всероссийского урока литературного чтения

Занятие проводилось в форме игры – путешествия по стране «Устное народное творчество».

СЦЕНАРИЙ:

ХОЗЯЙКА: - Здравствуйте, гости дорогие! Веселья Вам да радости! Я уж Вас жду, поджидаю, веселья не начинаю!

  • Припасла я вам забавушек на всякий вкус! Кому - правда, кому- сказка, кому-песенка.
  • Если вы готовы, отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество»!

-Для путешествия приглашаются команды 4-а, 4-6, 4-в классов.

  • Слушаем названия команд!
  • Да, я тут для вас припасла целую корзину орешков! Вы их весь праздник собирайте, они вам пригодятся в конце нашей игры. (Каждый правильный ответ оценивается орешком - в конце игры подведем итог: у кого орешков больше, та команда и победила!)

Вопросы зрителям:

-Что такое устное народное творчество?

-Назовите жанры произведений, которые к нему относятся.

СТАНЦИЯ № 1 – ПОСЛОВИЦЫ

Вопросы зрителям

  • Что такое пословицы? (Краткие мудрые изречения) -Какова роль пословиц в нашей жизни?
  • Какие пословицы знаете вы?

Задание №1 командам (команды получают на листиках, см. ПРИЛОЖЕНИЕ) : - Напишите пословицы о труде

(Делу- время, потехе- час,. Терпенье и труд все перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда...)

- Напишите пословицы о дружбе

(Нет друга- ищи, а нашёл - береги. Один за всех- все за одного. Старый друг лучше

новых двух...)

Задание зрителям: Вспомните пословицы с числами 1, 2,7

(Один в поле не воин. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Старый друг

лучше новых двух. У семерых нянек дитя без глазу ходит )

Проверяем работу команд

Задание №2 командам (команды получают на листиках) :

- К каждой пословице найдите её концовку, подумайте над смыслом:
Лесом шёл, вода не течет.

Под лежачий камень а дров не видел.

Мороз невелик, да шагнуть подальше.

Встать пораньше а стоять не велит.

Задание зрителям .-Вспомните начало пословицы ... делаешь на смех (Делаешь на спех)

... щепки летят (Ле срубят).

Проверяем работу команд:

4-а-первая пословица и смысл*

4-б-вторая пословица и смысл

4~в третья пословица и смысл

Смысл четвертой пословицы вы должны были написать, смотрим...

СТАНЦИЯ №2 «ПЕСНИ»

Хозяйка: - У меня есть для Вас подарок!

- Слушайте!

( Исполняется русская народная песня «Я на горку шла.,.»)

-А какие русские народные песни знаете вы? (колыбальные, частушки,

«Коробейники», «Валенки», «Сапожки», «Калинка- малинка», «Во поле

береза стояла...»)

Давайте встанем в хоровод и исполним русскую народную песню «В о поле береза

стояла». (Исполнение песни)

СТАНЦИЯ № 3 «СКОРОГОВОРКИ»

ХОЗЯЙКА:

-Вы сейчас сами догадаетесь, о каком жанре устного народного творчества

мы будем говорить...

-Вот послушайте, (хозяйка читает скороговорки:

  • Три корабля лавировали, да не вылавировали. -Добр бобр до бобрят.
  • Вы слыхали про покупки? Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои!) -Что это? (скороговорки)

-Для чего они нужны? (для развития чистоты произношения)

- Чем интересны? (отработка какого-либо звука)

Задание №3, для капитанов: выбирают скороговорку и учат за Шинуту:

  • Ушёл косой козёл с косой. -У пеньков опять пять опят.
  • Все покупки у прилавка упакованы в кульки. Задания зрителям

-Какие скороговорки знаете вы?

Проверяем работу капитанов.

СТАНЦИЯ №4 «СКАЗКИ».

ХОЗЯЙКА:

-Внимание! Смотрим на сцену. (Дети показывают сказку «Каша из топора». Сценарий

сказки см. в «Приложении».)

  • Каков жанр этого произведения?
  • Как оно называется?

-Итак, мы на станции «СКАЗКИ».

СКАЗКА- ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК!.

Задание командам Ns4:

-Дайте характеристику главным героям.

Старуха (какая?)

Солдат (какой?)

Задания зрителям:

-По иллюстрациям дать название сказок

Проверяем работу команд, чем больше эпитетов подобрали, тем больше орешков заработали.

Задание командам №5: Подумайте над сказкой:

-Сколько героев было? Напишите.

-Напишите слова, которые чаще всего повторяются в сказке.

- Запишите вывод или главную мысль сказки

Сказка «Колобок» Сказка «Репка» Сказка «Петушок-золотой гребешок»

Сколько героев? Сколько героев? Сколько героев?

Дедушка, Бабушка, Дедка, Бабка, Внучка, Петушок, кот, лиса. Колобок. Заяц, Волк, Жучка, Кошка, Мышка. Медведь, Лиса.

Повторяющиеся слова: Повторяющиеся слова: Повторяющиеся слова:

«Я Колобок, Колобок, по «Бабка за дедку, дедка за «Петушок, Петушок, золотой амбару метен, по сусекам репку.,., тянут, потянут - гребешок! Выгляни в окошко, скребён, я от бабушки вытянуть не могут!» дам тебе горшка!» ушёл, я от дедушки ушёл и от тебя... у иду!»

Главная мысль: Главная мысль: Главная мысль:

Не надо забывать об Если дружно, то хорошо. Нужно быть послушным, осторожности! (Дружно не грузно, а врозь - иметь хороших друзей. (Не (Простота хуже хоть брось.) имей сто рублей. А имей сто воровства) друзей.)


Вопросы зрителям и болельщикам 4-а класса:

  1. Его пытались съес/nh пятеро, а удаюсь шестому. (Колобок)
  2. Сестра Иванушки. (Алёнушка)
  3. Пресмыкающееся с тремя и более головами. (Змей-Горыныч)
  4. Сказочный герой, смерть которого в яйце. (Кашей)
  5. Мужское имя в русских народных сказках. (Иван)
  6. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)
  7. Чем играл братец Иванушка из сказки «Гуси- лебеди» у Бабы Яги? (Золотым яблочком)
  8. Кто выручил петушка 6 русской народной сказке «Кот, Петух и Лиса»? (Кот)

Вопросы зрителям и болельщикам 4-6 класса:

1)Из какой сказки выражение «Как аукнется, так и откликнется»?(«Лиса и Журавль») 2)Предмет, благодаря которму царевич нашёл себе жену,

(Стрела

)■ 3)В чём нес медведь девочку вместе с пирогами? (Короб)

  1. Этим подавился Петушок. (Зернышко).
  2. Посуда, из которой Журавль кормил Лису. (Кувшин)
  3. На её кончике смерть оного из сказочных героев. (Игла)
  4. Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля)

8)В какой сказке под снежной периной девочка увидела зелёную травку? («Мороз Иванович»)

Вопросы зрителям и болельщикам 4-в класса:

  1. Эта птица иногда превращается в кривенькую девочку. (Уточка)
  2. Кличка сказочного коня (Сивка)
  3. Без этого домашнего животного не обходится большинство русских народных сказок. (Конь)
  4. Жилище Бабы Яги. (Избушка на курьих ножках)
  5. Из чего солдат варил кашу? (Из топора)
  6. Имя героя, который ездил на печи (Емеля)
  7. Кого вылепили старик со старухой из снега? (Снегурочку)
  8. Чем ловил Волк рыбу в сказке «Лисичка- сестричка и серый Волк» (Хвостом)

Проверяем работу команд (Команды зачитывают свои ответы на вопросы)

СТАНЦИЯ №5 БЫЛИНЫ

ХОЗЯЙКА:

-Скажите, гости дорогие, в каких произведениях рассказывается о

богатырях Земли Русской? (В былинах)

Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Минула Селянинович, Вольга Святославович, Святогор) -Сейчас мы посмотрим, кто из

вас сильнее, выносливее, кто может стать богатырем Земли Русской. (Проводятся подвижные конкурсы среди команд от каждого класса, за 1-е место даётся 3 орешка, за 2-е место- 2 орешка, за 3- дается 1 орешек. Все орешки собираются капитанами команд, для подведения итога игры-путешествия.) Конкурс «Конек-Горбунок»

Участникам предстоит изобразить Конька-Горбунка. Для этого потребуется волейбольный мяч. Участники сгибаются в поясе, берут мяч и кладут его себе на спину. Мяч можно придерживать рукой, оставаясь в полусогнутом положении. Во время скачки «Коньки- Горбунки преодолевают препятствия, при этом делать надо всё быстро и не потерять горб. Конкурс «Змей Горыныч»

У этого сказочного существа, как известно три головы, четыре лапы и два крыла. Изобразить Змея Горыныча просто: трое участников встают рядом, кладут руки на пояс или на плечи друг другу. Ноги участника, стоящего в середине, связываются с ногами партнеров, стоящих по бокам, должны выполнять движения руками, напоминающие взмахи крыльев. Добежав до финиша, Змей Горыныч возвращается и передает эстафету следующим участникам.. Побеждает команда, которая закончит эстафету. Конкурс «Теремок»

Для начала вспомним, кто жил в теремке. Роль теремка выполняет обруч. Эстафету начинает «Мышка», она бежит к финишу, где лежит обруч -«Теремок». Добежав, продевает обруч через себя, кладет на место и бежит за следующим участником. Теперь они бегут к «теремку» вдвоем, обязательно взявшись за руки. Добежав, они вдвоем пролезают через обруч, не расцепляя при этом рук. Затем бегут за третьим и т. д. до шестого участника. Пять человек надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. «Медведь» берет обруч рукой и тянет его вместе со всеми участниками к старту. Кто сюжет этой сказки «расскажет» быстрее, тот и выиграл.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ХОЯЙКА:

-Скажите, гости дорогие, о каких жанрах устного народного творчества мы

сегодня говорили?

-Но мы не все жанры назвали, о чем не говорилось на сегодняшнем

празднике? (О загадках, считалках, дразнилках, героических песнях,

библейских сказаниях, легендах)

-Да, разнообразно устное народное творчество, чтобы лучше его узнать и ещё больше

его полюбить, нужно больше читать книг. Наша библиотека

представляет для вас выставку книг и сборников с произведениями устного народного

творчества и приглашает вас посетить нашу библиотеку.

-Скажите, команды, сколько орешков вы сегодня собрали за игру?

(Распределяются места)


ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАДАНИЕ №1.

НАПИШИТЕ ПОСЛОВИЦЫ О
ТРУДЕ

НАПИШИТЕ ПОСЛОВИЦЫ О
ДРУЖБЕ

ЗАДАНИЕ № 2.

СОБЕРИТЕ ПОСЛОВИЦЫ

1 .Лесом шёл, вода не течет.

2.Под лежачий камень а дров не видел.

З.Мороз невелик, да шагнуть подальше.

4Встать пораньше а стоять не велит.

Запишите смысл 4-ой

пословицы 


ЗАДАНИЕ №3. Выучи за одну минуту

Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

ЗАДАНИЕ №3 Выучи за одну минуту:

Ушёл косой козёл с косой.

ЗАДАНИЕ №3: Выучи за одну минуту::

У пеньков опять пять опят.


ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАДАНИЕ№4

Охарактеризуйте главных героев. СОЛДАТ(

какой?)

СТАРУХА

(какая?)

ЗАДАНИЕ №5: Подумайте над сказкой.

СКАЗКА «РЕПКА»

  1. Сколько героев? (перечислите)_
  2. Напишите слова, которые чаще всего

повторяютс

3. Запишите главную мысль произведения (можно

пословицей)


ПРИЛОЖЕНИЕ

Каша из топора. За столом сидят СТАРИК, СТАРУХА, ВНУЧКА. Они ужинают.

СТАРУХА:: Ешьте, ешьте пироги,

Пироги из кураги,

Пейте молоко и чай ВНУЧКА: Мне конфетку к чаю Дай

СТАРУХА: Тише, Маша, не кричи,

Ешь-ка лучше калачи.

Раздается стук в дверь

СТАРИК: Кто же к нам пришёл? СТАРУХА: А у нас тут полный стол...

Этот поздний гость не зван,

Отнесу еду в чулан.

Старуха убирает еду со стола, старик отворяет дверь. Входит солдат.

СОЛДАТ: Вечер добрый добрым людям!

СТАРИК: Проходи вечерять будем СТАРУХА: Вот, солдат, чайку попей. СОЛДАТ: Мне б сейчас горячих щей!

И краюшка хлеба с салом

Тоже бы не помешала. СТАРУХА: И, служивый, где там сало,

Хлеба нынче не видала. СТАРИК: Бабка, ну а калачи? СТАРУХА: Что ты старый? Уж молчи...

ВНУЧКА: Ну а может пироги? СТАРУХА: Шутишь, Машенька? Беги, Принеси лучше водицы, Чтоб служивому умыться.

СОЛДАТ: Не печальтесь, я сейчас

Кашу наварю для вас.

Где тут мой стоит мешок?

СТАРУХА: Что в мешке-то?

СОЛДАТ: котелок.

Печку, бабка, разжигай

Да чуток водицы дай.

Кашу сварим на ура?

СТАРУХА: Из чего?

СОЛДАТ (посмеивается)

Из топора... Уж топор -то у вас есть?

СТАРУХА: Принесу его сейчас...

Приносит топор, СОЛДАТ кладет топор в котелок

СОЛДАТ (помешивает в котелке) Пусть поварится немножко, Я пока взгляну в окошко... Ветер за окном шумит... Бабка, каша уж кипит! Ишь ты, как она бурлит, Её б малость подсолить. СТАРУХА: На, служивый ложку соли. ВНУЧКА: Доварили кашу, что ли? СОЛДАТ: Всё, уже почти готова... Маслица б сюда какого. Каша вышла бы на славу! СТАРУХА: Ну , не знаю даже, право, Сальца там кусочек был... СОЛДАТ (помешивает в котелке) Ах ты, чуть не позабыл! Прихвати чуток пшена! Аи да каша, аи чудна! А теперь прошу всех сесть, Сейчас будем кашу есть! СТАРИК (смеясь): Ох, служивый , и хитрец, Бабку обобрал вконец: И крупу , и соль, и сало Из чулана все достала! ВНУЧКА:

Ты, бабуля. Не ворчи: Всё, что есть на стол мечи: Щи, сметану, хлеб и сало, Пироги и калачи...

СТАРУХА: Ну, служивый, ты и плут! Так старушку обмануть! СТАРИК: Видно вышел тут прокол. Что ж солдат, садись за стол, Угощайся, чем богаты,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

путешествие по жанрам устного народного творчества

Это мероприятие проводилось в 1-2 классах....

Игра – путешествие по стране «Устное народное творчество»

Игра – путешествие по стране«Устное народное творчество»...

Внеклассное занятие Путешествие в страну «Устное народное творчество»

Внеклассное занятие для начальных классов по литературному чтению....

Сценарий игры "Путешествие в страну ПДД"

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения игры-соревнования по правилам дорожного движения в начальных классах. Сценарий мероприятия предназначен в помощь учителям нача...

«Путешествие в страну «Устное народное творчество»

Открытое внеклассное мероприятие для 3 класса на тему:«Путешествие в страну «Устное народное творчество»»...