Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну «Устное народное творчество»
    методическая разработка на тему

    Доронина Марина Юрьевна

    Внеклассное мероприятие для начальных классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx22.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам».

    Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов на тему:

    « Путешествие в страну « Устное народное творчество»

    Учитель начальных классов: Доронина М.Ю.

    2016 г.

    Цель: формировать знания об устном народном творчестве. 


    Задачи:
    Образовательные:
    • Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
    Коррекционно-развивающие :
    • развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
    • корригировать и развивать связную речь;
    • корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
    • коррекция двигательных нарушений;
    Воспитательные:
    • воспитывать положительную учебную мотивацию; 
    • доброжелательное отношение друг к другу.


    Методы: словесный, наглядный, практический.


    Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.


    Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, карта с жанрами, пословицы, поговорки, сказки, частушки, колыбельные песни, потешки, прибаутки, презентация, музыкальное сопровождение.

    Ход занятия.

    1. Вступительная часть.

    - Что означают слова «Русь», «Россия»?
    - Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю…
    - Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?
    Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. 
     Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ - поэтому народное, творил, придумывал - поэтому творчество.
    Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.
    - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Мы разделимся на 3 команды . Не забывайте, работать в команде вы должны дружно, помогать друг другу. Тогда все препятствия мы преодолеем.

    2. Основная часть.

    1 остановка: Пословицы.


    «Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа. 
    Предлагаю вашему вниманию конкурс «Паутина пословиц». Каждая команда получает конверт с заданием. Нужно соединить начало и конец пословицы. 
    1 команда 
    Нет друга -  ищи ,  а нашёл -  береги.
    2 команда
    Труд кормит,  а лень портит.

    3 команда
    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

     Конкурс «Закончите пословицы». 
    1 команда
    Старый друг лучше…(новых двух).
    2 команда
    Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)

    3 команда
    Ученье свет, …(а неученье тьма).

    2 остановка: Поговорки

    Каждая команда получает конверт с заданием. Вам нужно найти конец поговорки на картинке.

    Труслив как… заяц.

    Хитёр как… лиса.

    Голоден как… волк.

    Здоров как..бык.

    Грязный как..свинья.

    Колючий как…ёж.

    3 остановка: Скороговорки 
    - Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
    - Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые из них.

    Скороговорки: 
    1 команда:
    1)Все бобры для своих бобрят добры. 
    2)Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

    2 команда
    1)Иней лег на ветви ели
    Иглы за ночь побелели.

    2)Слишком много ножек у сороконожек
    3 команда:
    1)Белые бараны били в барабаны.
    2)Кошка Крошка на окошке
    Кашку кушала по крошке.

    4 остановка: Загадки.
    -Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.
    - Предлагаем вам конкурс «Загадочная загадка». 


    1. Тёплый, мягкий и блестящий,

    С тёмной корочкой хрустящей.

    Спросим мы у детушек-

    Что же это? ( хлебушек)

    2. Сделан он из молока,

    Но тверды его бока.

    В нём так много разных дыр.

    Догадались? Это…( сыр)

    3. Что за белая водица

    С фермы к нам в бидонах мчится?

    Мы ответ нашли легко.

    Это просто….( молоко).

    4. В белом мешочке жёлтый камушек ( яйцо)

    5. Что за белые крупинки?

    Не зерно и не снежинки.

    Скисло молоко — и в срок

    Получили мы... (творог)

     

    6. Крупу в кастрюлю насыпают,

    Водой холодной заливают

    И ставят на плиту вариться.

    И что тут может получиться? ( каша).


    5 остановка: Русские народные сказки. 
    В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям. 
    А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказка”. Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки.

    1 конкурс « Назови сказку» по иллюстрации. Дети отгадывают название сказки по иллюстрации.

    2 конкурс. «Узнай сказку и её героев» 
    Сказки просят:
    - А сейчас
    Вы, друзья,
    Узнайте нас!
    1) Отворили дверь козлята
    И… пропали все куда – то!
    («Волк и семеро козлят»)
    2) В сказке небо синее,
    В сказке птицы страшные.
    Реченька, спаси меня,
    Реченька, спаси меня!
    («Гуси – лебеди)
    3) Колотил да колотил
    По тарелке носом –
    Ничего не проглотил
    И остался с носом…
    («Лиса и журавль»)
    4) Красна девица грустна,
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко!
    Слёзы льёт бедняжка!..
    («Снегурочка»)
    5) Румяный круглый паренек,
    Сбежал из дома на денек.
    С веселой песенкой бродил
    И все напасти обходил.
    До той поры пока в лесу
    Не встретил хитрую лису.
    ( «Колобок».)
    6) Парень слез с любимой печки,
    За водой поплелся к речке.
    Щуку в проруби поймал-
    И с тех пор забот не знал. 
    ( «По щучьему веленью» )

    3.Конкурс
    Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые)
    Кто из капитанов выполнит задание правильно и быстро..
    1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
    2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
    3. Иван – царевич и ___________волк.
    4. У страха _________ велики.
    5. _________ из топора.
    Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.

    Следующее задание « Исправь ошибку»

    По-собачьему велению.

    Иван-царевич и зелёный волк.

    Мальчик с кулачок.

    3. Итог занятия

    -
    Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным народным творчеством.
    Большое спасибо всем участникам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране математика"

    Материал предназначен для внеклассного мероприятия в рамках проведения математической недели....

    презентация к внеклассному мероприятию " Путешествие в страну математика"

    материал для использования на внеклассном мероприятии по математике...

    путешествие по жанрам устного народного творчества

    Это мероприятие проводилось в 1-2 классах....

    Сценарий игры - путешествия по стране «Устное народное творчество»

    Прививает любовь к устному народному творчеству, расширяет кругозор учащихся...

    Игра – путешествие по стране «Устное народное творчество»

    Игра – путешествие по стране«Устное народное творчество»...

    Разработка и презентация к уроку по внеклассному чтению 2 - 4 класс "Устное народное творчество"

    Материал содержит разработку и презентацию к  уроку внеклассного чтения для 2 - 4 классов. В игровой форме материал позволит обобщить знания учащихся о видах  устного народного творчества. Э...

    Внеклассное мероприятие: «Прогулка в страну хакасских народных игр»

    Данные материалы позволяют познакомить учащихся с национальными играми Хакасов...