Проект "Что такое снег и почему его нельзя есть"
проект по теме

Кичан Наталья Михайловна

Целью данного проекта является формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников. В процессе выполнения проекта учащиеся знакомятся со свойствами снега и льда, узнают об их  происхождении, выясняют, почему нельзя есть снег, развивают умения анализировать и сравнивать, учатся оформлять результаты исследования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_sneg_i_pochemu_ego_nelzya_est.rar656.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Что такое снег и почему нельзя его есть?»

Тип проекта: исследовательский
Групповой
Мини-проект.
Участники: ученики начальных классов.
Внеурочная деятельность
Продолжительность: 1день
Цель: формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников

Задачи:

- познакомиться со свойствами снега и льда, узнать об их происхождении;
- выяснить, почему нельзя есть снег;
-узнать, есть ли на школьной территории чистый снег;
- развивать умения анализировать и сравнивать ;
- учить оформлять результаты исследования

Ход работы:
1 этап: формулировка проблемы
Когда наступила оттепель, снег на улице стал подтаивать. Образовалась ледяная корка. На крышах, подоконниках появились сосульки. Ребята в классе стали рассказывать друг другу о том, как они пробуют снег, льдинки, сосульки. До проекта я провела в классе опрос на тему: «Что такое снег? лёд?», « Пробовал ли я снег?».

Были получены такие результаты:

100 % детей ответили, что пробовали снег и сосульки, 0% ответили нет.

Также выяснилось, что учащиеся пробуют снег и на территории школы, когда уходят домой, катания с горки, во время прогулок.

2 этап: выдвижение гипотезы.
Мы решили узнать, что такое снег , познакомиться с его свойствами, выяснить, где на территории школы можно найти самый чистый и грязный снег.
Дети выдвинули такие предположения:
самый грязный снег находится:
- у горки, так как там бывает очень много народа,
-у крыльца школы, так как там много мусора
- у входа в школу, так как близко находится дорога

Самый чистый снег находится:
- на спортивной площадке, так как там большие сугробы и почти никто не занимается
- около забора, в глубине школьного двора

3 этап: подготовка к исследованию

Для проведения исследования ученики разбились на 4 группы. Каждая группа выбрала место исследования:
• Вход в школу
• Крыльцо школы
• Спортивная площадка
• Место за спортивной площадкой около забора (глубина площадки)

4 этап: подготовка оборудования для исследования

Для проведения исследования были подготовлены пластиковые подписанные стаканчики, ложки для взятия проб снега, лейка, салфетки- фильтры.

5 этап: составление плана исследования

Каждой группе нужно было взять пробы снега на отведенном месте, принести в школу, растаять снег, профильтровать при помощи салфетки- фильтра, сделать выводы

6 этап: исследование

- Хотите узнать о чём мы будем сегодня говорить?

Отгадайте загадку: Атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющих собою кристаллики льда? (снег)

- Знаете ли вы, что такое снег?

«Конечно», - скажите вы. Ну что ж, проверим ваши знания.

- Каждый год мы с нетерпением ждём прихода зимы. Радуемся первым снежинкам, первому льду.

   Снег и лёд привычны для нас. Но привычное – не значит хорошо изученное. Часто ли мы задумываемся: что такое снег и лёд? Чем они похожи и чем различаются? Сегодня мы и будем с вами определять и исследовать свойства и признаки снега и льда.

   Снег – форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Относится к обложным осадкам, выпадающим на земную поверхность при температуре ниже 00 С.

   Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

   Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды. Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается и превращается в удивительно красивую звёздочку, у которых шесть хрупких, нежных лучиков. Эти снежинки собираются вместе в одну тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.

- Давайте исследуем снег и лёд и определим, какими свойствами они обладают.

ОПЫТ №1  Определение цвета снега.

  1. Возьмите стакан со снегом.
  2. Рассмотрите его внимательно и скажите, какого он цвета? (Белого)
  3. Найдите среди полосок цветной бумаги цвет снега.

Снег белый потому, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым. Белый снег считается символом чистоты, добродетели, радости.

ОПЫТ № 2 Определение прозрачности снега.

  1. Возьмите пуговицу.
  2. Положите её в стакан со снегом, спрятав в снег.
  3. Рассмотрите стакан.

           - Видно ли пуговицу? Какой вывод мы делаем?  (Снег не прозрачный.)

     ОПЫТ № 3 Определение рыхлости снега.

  1. Возьмите деревянную палочку.
  2. Потрогайте снег палочкой.

- Какой он? Как назовём мы это свойство?  (Снег рыхлый)

3. Посмотрите внимательно на стакан. Что произошло со снегом, если сравнить его состояние до начала наших опытов  и сейчас.

- О каком свойстве снега это говорит? (Снег тает и превращается в воду.)

Отставьте стакан со снегом в сторону.

   ОПЫТ № 4 Определение цвета льда.

  1. Возьмите стакан с кубиками льда.
  2. Рассмотрите его внимательно.
  3. Найдите среди полосок цветной бумаги цвет льда.

- Нашли ли вы такую полоску? Почему?  (Нет.  Он бесцветный,  прозрачный).

   ОПЫТ № 5 Определение прозрачности льда.

  1. Возьмите пуговицу.
  2. Положите её в стакан с кубиками льда, спрятав её под лёд.
  3. Рассмотрите стакан.

- Видно ли пуговицу? Какой вывод мы делаем? (Лёд – прозрачный).

   ОПЫТ № 6 Демонстрация.

  1. Посмотрите, что я сейчас сделаю. (Учитель берёт молоток и разбивает кусочки на более мелкие).

- Что произошло со льдом? О каком свойстве льда это говорит?

(Лёд раскололся. Лёд твёрдый, но хрупкий.)

  1. Посмотрите, что происходит со льдом, сравнив, как он выглядел до опытов и после? Сделайте вывод. (Он тает и превращается в воду.)

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Что такое снег?

  ВЫВОД:

- Что такое снег? Лёд?

- Какого цвета снег? Почему? Лёд?

- Какие ещё свойства снега и льда вы можете назвать?

- Можем мы сделать лёд в домашних условиях? А снег?

- Как влияет тепло на лёд и снег? О чём это говорит?

- Однажды зимой я шла по улице и увидела такую картину. Мальчишка лепил снеговика. Пошёл снег крупными красивыми хлопьями. Этот мальчишка открыл рот и стал ловить эти хлопья прямо в рот, но ему этого показалось мало. Он нагнулся и зачерпнул лёгкий пушистый снег со скатанного комка и положил его в рот. Утолив жажду, он продолжил катать комок для снеговика.

- Скажите, все ли действия мальчика правильные?

- Ели да, то почему и если нет – почему? (Нет. Снег есть нельзя, он холодный и можно простудиться. Снег грязный и можно заболеть.)

- Скажите, а вы так поступали?

Людям вода нужна всегда. Но она нам нужна не любая, а только чистая. Но чистой воды остаётся всё меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. От загрязнения воды страдает всё живое. В реках и озёрах погибают растения и животные. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека.

- Какого цвета снег? (Белый)

- А как вы думаете, он чистый?

- Вот сейчас мы с вами это и проверим.

- Что сейчас происходит со снегом? (Он тает.)

- Почему? (В тепле снег начинает таять и превращаться в воду.)

Для исследования были собраны пробы снега (пластиковые стаканчики наполнены снегом):

- у крыльца школы
- у входа в школу
- на спортивной площадке
- в глубине двора школы

ОПЫТ

  1. Возьмите стакан со снегом.
  2. Возьмите деревянную лопатку или ложку и перемешайте в стакане снег, чтобы он быстрее растаял.
  3. Возьмите воронку и фильтрованную бумагу. Сделайте фильтр.
  4. Возьмите чистый стакан, вставьте в него фильтр и перелейте снеговую воду в него.
  5. Разверните фильтр.
  6. Что вы видите? Сделайте вывод. (Вода прошла через фильтр, а нерастворившиеся вещества остались на нём.)

    Салфетки выложили на подписанные листы бумаги (написано место, где были собраны пробы снега) и сравнили полученные результаты.
Ученики сделали такой вывод: самый грязный снег оказался у входа в школу, самый чистый в глубине школьного двора, в снегу с горки оказались даже мелкие камешки и частицы песка, а совсем чистого снега, где бы не было никаких примесей и следов на салфетке, не оказалось совсем. Совершенно чистого снега на территории школы ребята не обнаружили.

7 этап: Обсуждение полученных результатов

Показ презентации (в конце небольшая викторина)

1. Когда лучше всего лепить снежки? При температуре воздуха:

а) -2 градуса (Нет, это слишком низкая температура)

б) +1 градус (Э, нет. Это уже  слишком мокрый для снежков)

в) 0 градусов (Ура! Вы угадали. В снеге содержится водяной пар. Когда  температура поднимается до 0, снег начинает таять и в нём появляется вода. Вода скрепляет снежинки между собой. Без неё хорошего снежка не вылепишь )

2. Каким было наибольшее количество снега, когда – либо выпавшее за сутки?

а) 5 м (Увы, вы ошиблись)

б) 2 м (Отлично! Этот рекордный снегопад был зарегистрирован в 1921 году в США, штат Колорадо. )

3. Снег хорошо сохраняет тепло. Какой толщины должен быть слой снега, чтобы люди и звери под ним не замёрзли?

а) 1 м (Ну, что вы! Хватило бы сугроба и поменьше)

б) 20 см (Верно. Благодаря своей рыхлости снег прекрасно сохраняет тепло. Люди и животные могут спастись под ним от мороза)

4. Какие снежинки встречаются чаще всего?

а) круглые (Неправильно. Приглядитесь к снежинкам, когда пойдёт снег)

б) восьмиконечные (Опять неправильно)

в) шестиконечные (Отлично! Снежинки могут быть самой разной формы и среди них вы не отыщите двух одинаковых. Однако наиболее распространённой является шестиконечная звезда)

5. Поговорим ещё немного о температурах. При какой температуре образуются самые большие снежинки?

а)  от  -5 до 0 градусов (Промашка! Морозный воздух такой сухой, что влаги в нём на мелкие – то хватает едва – едва)

б) около 0 градусов (Правильно. При такой температуре бывают самые сильные снегопады)

6. Знаете ли вы, каким был самый большой снеговик в мире?

На сегодняшний  день самого большого в мире снеговика высотой 27 м 47 см сделали в Швейцарии. Его слепили за три недели в 1993 году. Над ним трудились 8 человек. Представляете, сколько в нём снега!

Обобщение

1. Почему избрана эта тема.
2. Какую цель преследовало исследование.
3. Какие ставились задачи.
4.Какие гипотезы проверялись
5. Какие использовались методы и средства исследования.
6. Каким был план исследования.
7. Какие результаты получены.
8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.
9. Что можно исследовать в этом направлении дальше

После проведенного исследования было проведено повторное анкетирование, где нужно было ответить на вопрос «Буду ли я есть снег?»

Результаты анкетирования: 90 % детей снег пробовать не будут, а 10 % всё-таки ещё попробуют (попытаются найти место, где снег кажется чистым)

Дома ученики провели такое исследование: взяли сосульки и также их растаяли и профильтровали полученную воду.

Чистой салфетки также не оказалось, на всех салфетках, которые дети принесли в школу, были заметны следы примесей и грязи.

ЧТО Я ЗНАЮ О СНЕГЕ:

ЛЁД – КАКОЙ ОН?

ЧТО Я ЗНАЮ О СНЕГЕ:

ЛЁД – КАКОЙ ОН?

1. Когда лучше всего лепить снежки? При температуре воздуха:

а) -2 градуса

б) +1 градус

в) 0 градусов

2. Каким было наибольшее количество снега, когда – либо выпавшее за сутки?

а) 5 м

б) 2 м

3. Снег хорошо сохраняет тепло. Какой толщины должен быть слой снега, чтобы люди и звери под ним не замёрзли?

а) 1 м

б) 20 см

4. Какие снежинки встречаются чаще всего?

а) круглые

б) восьмиконечные

в) шестиконечные

5. Поговорим ещё немного о температурах. При какой температуре образуются самые большие снежинки?

а)  от  -5 до 0 градусов

б) около 0 градусов

6. Знаете ли вы, каким был самый большой снеговик в мире?

На сегодняшний  день самого большого в мире снеговика высотой 27 м 47 см сделали в Швейцарии. Его слепили за три недели в 1993 году. Над ним трудились 8 человек. Представляете, сколько в нём снега!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме «Что такое снег? Почему лёд плавает?»

Система Л.В.Занкова, к учебнику Н.Дмитриевой "Мы и окружающий мир"...

Окружающий мир 1 класс. Кончпект урока по теме "Почему нужноо много есть овощей и фруктов"

Данный конспект предназначен для программы "Школа России". Составлен в соответствии с ФГОС....

Открытый урок с презентацией по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по окружающему миру в 1 классе с применением компьютерных технологий....

Презентация к открытому уроку по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"

Презентация к открытому уроку по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"...

Урок окружающего мира по теме: "Что такое снег и лёд" 2 класс

Проведённый урок составлен с требованием ФГОС, с использованием интерактивной доски....

Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?

Занятие по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир». 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" 1 класс ПНШ

Представленная разработка занятия по теме "Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?" раскрывает специфику УМК "Перспективная начальная школа".  Даннаое занятие было разработано на осно...