Программа кружка "Я гражданин России",разработанная совместно с городским историческим музеем.
методическая разработка на тему

             В современных условиях модернизации социально-экономической жизни России возрастает спрос на компетентного, конкурентоспособного, высокопрофессионального специалиста, готового к эффективной работе на уровне мировых стандартов.  Сегодня учитель использует все технические новшества, пользуется достижениями в педагогике , но я думаю, никогда не надо забывать, что в этот век  технических революций, нам все же доверена  хрупкая душа ребенка. Это мы, учителя младших классов закладываем будущее!

          Исходя из этого, одной из приоритетных задач системы высшего профессионального образования является подготовка инициативного, творческого педагога, сочетающего в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности, которые способствуют успешному осуществлению профессиональной деятельности и являются компонентами профессионально-педагогической культуры, формирующейся не только в процессе профессиональной подготовки, но и при взаимодействии с социальными институтами, одним из которых является музей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-muzey.docx54.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

             В современных условиях модернизации социально-экономической жизни России возрастает спрос на компетентного, конкурентоспособного, высокопрофессионального специалиста, готового к эффективной работе на уровне мировых стандартов.  Сегодня учитель использует все технические новшества, пользуется достижениями в педагогике , но я думаю, никогда не надо забывать, что в этот век  технических революций, нам все же доверена  хрупкая душа ребенка. Это мы, учителя младших классов закладываем будущее!

          Исходя из этого, одной из приоритетных задач системы высшего профессионального образования является подготовка инициативного, творческого педагога, сочетающего в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности, которые способствуют успешному осуществлению профессиональной деятельности и являются компонентами профессионально-педагогической культуры, формирующейся не только в процессе профессиональной подготовки, но и при взаимодействии с социальными институтами, одним из которых является музей.

           Музей - это исторически сложившийся социокультурный институт, сохраняющий в подлинных материальных предметах культурные общечеловеческие ценности, свидетельства общественно-исторического развития, различные способы познания бытия, и именно в среде музея, через экспозиционные материалы, осуществляется передача и трансляция духовного и культурного опыта, накопленного человечеством.

          В настоящее время роль музея в социокультурном пространстве связана с расширением и углублением его образовательной функции. Степень востребованности обществом информационного потенциала музея совпадает с присущими ему функциями - быть хранителем и транслятором подлинных свидетельств культуры. Основная цель образовательного процесса в музее - включение индивида в единое историко-культурное пространство.

         Усиление роли музея в образовании подрастающего поколения способствует развитию музейной педагогики как отрасли педагогической науки, рассматривающей обучение, воспитание и развитие учащихся на музейном материале. Процесс взаимодействия музея и школы выражается в активизации деятельности, направленной на создание интерактивных мероприятий, разработку музейно-педагогических программ, проведение экскурсий. Решая образовательные задачи, музейная педагогика способствует возникновению новых форм экспонирования, внедрению оригинальных технологий и методов музейного дела, способов работы с аудиторией. Возникновение такого явления как виртуальный музей вызывает необходимость определения и решения новых задач в деятельности работников музея и педагогов.

           Таким образом, выполняя одну из своих важнейших функций, образовательную, музей стремится с помощью специфических средств развивать у подрастающего поколения познавательный интерес, потребность в обращении к культурно-историческому наследию, стремление к обогащению духовной сферы.                     Залогом успешности этого процесса является не только активная деятельность сотрудников музея, но и овладение педагогом богатым арсеналом музейно-педагогических средств.

           Вместе с тем в настоящее время педагогам не хватает знаний, умений и навыков в использовании и включении музейно-педагогического материала в учебно-воспитательный процесс начальной школы, поэтому возникает необходимость  включения в профессионально-педагогическую подготовку учителя начальных классов музейно-педагогического компонента. Исходя из вышесказанного,  я считаю актуальной задачей стоящей перед специалистом системы высшего профессионального образования, является формирование готовности будущего учителя к использованию средств музейной педагогики, что подчеркивает необходимость теоретического и практического осмысления формирования готовности учителя начальных классов к использованию средств музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Цель и задачи программы

Цель: расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному строю России, дать представление о социальном начале человека , о его становлении и развитии и, и , в конечном итоге, способствовать социализации ребёнка. Создать  условия  для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

        Задачи:

1.Содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира.

2. Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории своей страны.

3.Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.

4. Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, вероисповеданий, понимание неповторимости и уникальности каждого человека.

5. Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.

 6.Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации    детей в процессе активной творческой  деятельности.

        В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей.)

Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Всего

часов

Количество часов

Харак-теристика деятельности обучающихся

школа

музей

1 класс (33 часа)

I раздел

«Я - я» (формирование гражданского отношения к себе).

55

5

  1. 1

«Знакомьтесь - это я!» (урок - игра).

1

*

  1. 2

«Мой ум» (тестирование, игры-тренировки).

1

*

  1. 3

«Моя память» (тестирование, игры-тренировки).

1

*

  1. 4

«Развивай свою память» (практикум, задания-испытания).

1

*

  1. 5

«Мои достоинства» (устный журнал).

1

*

II раздел

«Я - мы» (гражданское отношение к коллективу).

7

4

3

1

«Я и мы» (коллективная беседа).

*

2

«Ответственность дежурных – залог здоровья каждого» (встреча с медицинским работником).

*

3

«Нам жизнь дана на добрые дела» (устный журнал о добрых делах учащихся, рисунки, выставка).

*

4

«Твое и наше» (беседа).

*

5

«Вместе весело шагать» (экскурсии, походы).

*

6

«Учеба. Это личное дело каждого или общее дело?» (дискуссия).

*

7

«Наши достижения»

(урок-отчет).

*

III раздел

«Школа – мой дом родной»

9

7

2

1

«Комфортно ли тебе в школе?» (тест).

*

2

«Школьная мода – деловой стиль» (конкурс школьных причесок и рисунков школьной формы).

*

3

«Как вести себя на переменах» (инструктаж по технике безопасности, игра-экспромт).

*

4

«Береги здоровье смолоду» (интерактивное занятие)

*

5

«Школа – мой дом родной и я хозяин в нем» (дискуссия о бережном отношении к имуществу школы).

*

6

«Какую пищу мы едим» (тест).

*

7

«Как вести себя на физкультуре» (конкурс на лучшее письмо самому себе по технике безопасности на физкультуре).

*

8

«Книге - вторую жизнь»

 (акция милосердия по ремонту библиотечных книг).

*

9

«Устав школы. Мои права и обязанности.» (беседа).

*

IV раздел «Я и моя семья».

12

6

6

1

«Я и моя семья»

(устный журнал, выставка фотографий).

*

2

«Что означает мое имя» (сообщения учащихся).

*

3

«Вот мой дом и моя помощь в нем» (заочное путешествие).

*

4

«Золотые бабушкины руки» (интерактивное занятие, конкурс стихов).

*

5

«День матери» (праздник).

*

6

«А ну-ка, девочки, а ну-ка, мамы» (интерактивное занятие).

*

7

«Что значит быть хорошим сыном или дочерью» (коллективная беседа).

*

8

«Об отце говорю с уважением» (устный журнал, конкурс сочинений).

*

9

«Богатырские потешки» (интерактивное занятие).

*

10

«Боевой путь моих родственников» (интерактивное занятие).

*

11

«Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи» (совместные походы родителей и детей, спортивные соревнования).

*

12

«Семейные традиции» (беседа).

*

2 класс (34 часа)

I раздел «Курганинск – моя маленькая Родина».

11

3

8

1

«От станицы к городу»

(экскурсия по залам музея)

*

2

«Достопримечательности современного города» (экскурсия по городу).

*

3

« Мальчиши-Кибальчиши »

(музейный интерактивный урок).

*

4

«Письмо с фронта»

(музейный интерактивный урок).

*

5

«Забота о старших – дело совести каждого» (акция ).

*

6

«Пою мое Отечество» (конкурс стихотворений).

*

7

«Служу Отечеству» (встреча с военнослужащими военной части, базирующейся Курганинском районе).

*

8

«Жемчужина Курганинска-храм Святого Вознесения»

(посещение храма, встреча с настоятелем).

*

9

«Лаба-река дружбы»

( подготовка и участие в фестивале).

*

10

«Трудовой десант»

(уборка территории школьного двор).

*

11

«Символы нашего города»

(интерактивный  музейный урок по геральдике  города)

*

II раздел

«Горжусь тобой моя Кубань».

11

5

6

1

«Как казаки на Кубань пришли»

(интерактивный музейный урок).

*

2

«Символы Кубани» (беседа).

*

3

«Делай хорошо для других – сам станешь лучше» (дискуссия).

*

4

«Города – герои Кубани» (заочное путешествие).

*

5

« Я-археолог»

(интерактивное занятие).

*

6

«Курганинск-родина съемок фильма «Кубанские казаки»

(интерактивный музейный урок)

*

7

«Жемчужины Кубани» (мультимедийный урок).

*

8

«Праздник каравая »  (праздничное- игровое  мероприятие).

*

9

«Мастеровые Кубани»

(подготовка и участие в выставке  декоративно-прикладных, художественных работ).

*

10

Конкурс-выставка «Своими руками».

*

11

Музейный фестиваль «Когда я вырасту –прославлю город свой!»

*

III раздел «Я – гражданин России».

12

8

4

1

«Флаг, герб и гимн России» (беседа).

*

2

«Конституция – основной закон нашего государства»

(встреча с депутатом городского собрания).

*

3

«Города-герои России».

*

4

«Урок мужества к дню победы».

*

5

Конкурс рисунков «Мир добрых красок»

(интерактивный урок).

*

6

«Я – будущий защитник Отечества» (игровое -познавательное мероприятие).

*

7

«Мои права и обязанности как гражданина России» (эссе).

*

8

«Урок милосердия» (чтение и обсуждение рассказа, выбранного ребятами).

*

9

«Мой портфолио»

 (отчет о проделанных делах).

*

10

«Кем я хочу быть, когда вырасту».

( презентация)

*

11

«Мы одна семья» (презентация)

*

12

«История православия Курганинского района»

(встреча в музее).

*

3 класс (34 часа)

I раздел «Я живу в России».

8

5

3

1

«Путешествие по  карте России». (презентация)

*

2

«Москва – столица России».( резентации учащихся)

*

3

«Россия – многонациональное государство». «Народы России» (расы, языки, религия). (беседа)

*

4

«Мы все живем в России» (разность традиций, обычаев – на отдельных примерах).

*

5

«Наши праздники» (общероссийские, национальные, религиозные – на отдельных примерах).

*

6

«Я- гражданин России»

(рассказ учителя о детской конвенции).

*

7

«История Конституции России» (музейный урок-диалог)

*

8

«Славянский урок»

(интерактивное  музейное занятие).

*

II раздел

«Без прошлого нет настоящего и будущего».

7

4

3

1

«Человек на Земле». (сообщения учащихся).

*

2

«Из толщины веков » (сообщения учащихся).

*

3

«Легенда о трех черепахах» (интерактивный музейный урок).

*

4

«Сказание о богах» (мультимедийный урок).

*

5

«Мифы». (сообщения, презентации учащихся).

*

6

«Греческие мифы». (сообщения, презентации  учащихся).

*

7

«История от Библии»

(музейный урок, встреча с настоятелем храма).

*

III раздел

«Как далекая Россия становится близкой».

7

3

4

1

«О чем рассказали курганы» Археология» (интерактивный музейный урок)

*

2

«История самовара и господина утюга»

(интерактивное музейное занятие).

*

3

«Топонимика. Сложное слово о простых вещах».

(музейный урок)

*

4

«Имена и фамилии. Или рассказ о своем имени».

(сообщения, презентации  учащихся).

*

5

«История письменности».

(сообщения, презентации  учащихся).

*

6

«От даты к дате. Или рассказ о хронологии».

(музейный урок)

*

7

«История  на карте мира».

( заочное путешествие)

*

IV раздел «Россия и мир».

12

9

3

1

«Россия и страны- соседи». (заочное путешествие)

*

2

«Земля наш общий дом». (сообщения, презентации  учащихся).

*

3

« По музеям мира » (искусство).

*

4

«Чудеса света» (наука).

*

5

«Чудеса света» (культура).

*

6

«Я говорю о мире. Я рисую мир». (конкурс рисунков)

*

7

«Навстречу  Олимпиаде в Сочи»

(Олимпийские игры в музее).

*

8

«Тропинка чистоты»

(экологический поход по городу).

*

9

«Чем живет человечество».

(сообщения, презентации  учащихся).

*

10

« Планета -наш общий дом».

(конкурс сочинений, эссе).

*

11

«Дружба не знает границ».

(сообщения  учащихся).

*

12

Заключение.

*

4 класс (34 часа)

Введение.

1

1

1

От прошлого к будущему. Зачем мне история.

(музейное занятие)

*

I раздел «Древняя Русь».

8

3

6

1

«Восточные славяне и их соседи». «Образование Древнерусского государства.» (беседа)

*

2

«Крещение Руси » (интерактивный музейный урок).

*

3

«Сказание о князе Владимире»

(Мульт-урок)

*

4

«История первой иконы»

.( беседа, сообщения учащихся)

*

5

«Путешествие по древнему городу Руси». (презентация)

*

6

«Тайна сарматских курганов»

(интерактивный музейный урок).

*

7

«История  о Золотой Орде и герое Пересвете»

(мультимедийный урок).

*

8

« История на Чудском озере»

 (мультимедийный урок).

*

9

« Великая Русь. История князей».

(музейный урок, интерактивное занятие)

*

II раздел «Московское государство».

6

3

3

1

«История  в портретах. Семья Романовых»

(по выставке художественных картин )

*

 2

«Первая книга. История о Иване Федорове».( беседа)

*

3

« День единства в России».(беседа, конкурс сочинений, эссе).

*

4

«Герои Руси»

(мультимедийный урок)

*

5

« Казачество на Руси»

(музейный урок).

*

6

«Жизнь, быт и культура России в XVII веке».

*

III раздел «Российская империя».

5

2

3

1

«Петр I» (беседа, презентация)

*

2

«Город на Неве в истории России»

(музейный урок).

*

3

« Битвы за славу России»

(мультимедийный урок).

*

4

« Традиции купеческой семьи».

*

5

«Культура России XVIII века».

*

IV раздел «XIX век России».

5

1

4

1

«История бородинского хлеба»

(интерактивный музейный урок).

*

2

« Кто такие декабристы»

(музейный урок).

*

3

«Как казаки на Кубань пришли»

(интерактивный урок).

*

4

« История по датам. Век 19»

(мультимедийный урок).

*

5

«Жизнь и быт. Культура России»

(интерактивное музейное занятие).

*

V раздел «XX и XXI век. История и современность».

9

3

5

1

« История революций»

(мультимедийный урок).

*

2

« Символ революции- крейсер «Аврора»

(музейный урок).

*

3

«Гражданская война на Кубани. История памятника в степи»

(выезд к памятнику, где проходят Михайловские поминовения).

*

5

« Курганинский район в годы войны. Подвиг и труд»

(музейный урок).

*

6

« Фильм в наследство. История съемок фильма «Кубанские казаки»»

(интерактивный музейный урок).

*

7

«Байконур-Курганинск-Байконур»

(Музейный урок. Мультимедийный урок).

*

8

«Культура России».(беседа).

*

9

«Россия , в которой я живу!», «Государственные символы».

(музейный урок)

*

Содержание программы по разделам

Раздел

Количество часов

школа

музей

        1 класс           33час

1

«Я - я»(формирование гражданского отношения к себе)

5

2

«Я - мы»(гражданское отношение к коллективу)

4

3

3

«Школа – мой дом родной»

7

2

4

«Я и моя семья»

6

6

        2 класс        34час

1

«Курганинск– моя маленькая Родина»

3

8

2

«Горжусь тобой моя Кубань»

5

6

3

«Я – гражданин России»

8

4

        3 класс        34 час

1

«Я живу в России»

5

3

2

«Без прошлого нет настоящего и будущего»

4

3

3

«Как далёкая Россия становится близкой»

3

4

4

«Россия и мир»

9

3

        4 класс                                                                       34 часа

Введение

1

1

«Древняя Русь»

3

6

2

«Московское государство»

3

3

3

«Российская империя»

2

3

4

«21 век России»

1

4

5

«20 и 21 век. История и  современность»

3

5

 

1 класс

Предполагаемые результаты деятельности: осмысление ребенком себя, как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к труду окружающих, забота о младших учащихся, умение сочетать личные и общественные интересы.

2 класс

Предполагаемый результат: Воспитание гуманности, понимания ценности человеческой жизни, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплине. Сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.

3 класс

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 3 класса.

Обучающиеся должны

владеть общеучебными умениями:

  • наблюдения, слушания, чтения;
  • классификации и обобщения;

  - самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);

  • пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
  • установления причинно-следственных связей, закономерностей;

        знать/понимать:

-        значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, государство, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория, достоверное и версии в истории;

уметь:

  • использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
  • пользоваться картой (находить крупные города, определять границы России);
  • рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).

4 класс

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса

В 4 классе происходит усовершенствование предметных и общеучебных умений, обозначенных в программе 3 класса.

Обучающиеся должны

 владеть общеучебными умениями:

  • наблюдения, слушания, чтения;
  • классификации и обобщения;
  • самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
  • пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
  • установления причинно-следственных связей, закономерностей;

знать/понимать:

-        смысл ключевых слов, раскрывающих курс: государство, гражданин России, гражданин мира. Государственные символы; искусство, культура; значение поворотных моментов в истории государства и наиболее важных событий материальной и духовной культуры страны;

        уметь:

  • использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • ориентироваться в периодах нашей предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
  • пользоваться картой (определение границ России, крупных
    ее городов);
  • рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
  • Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, презентации, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

Описание материально – технического обеспечения образовательного

№п /п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения.

Количество

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция )

Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): Учебное пособие для 3 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература

1

Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): Учебное пособие для 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

1

Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к учебнику-хрестоматии «Я - гражданин России». 3 кл. - Самара: Корпорация «Федоров».

1

Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические пояснения к учебнику-хрестоматии «Я - гражданин России». 4 кл. - Самара: Корпорация «Федоров».

1

Кутузов И.А., Ушаков Л.А. Атлас «Города-герои Великой Отечественной войны». Москва.

1

Проектные материалы МАУК «Курганинский исторический музей»

2

Печатные работы под редакцией МАУК «Курганинский исторический музей»

более  60

Заздравных Н.Л. Кубань в Великой Отечественной войне. Краснодар.

1

Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Волгоград.

1

2

Печатные пособия

        Карты России и Краснодарского края, древней Руси, портреты исторических личностей, картины

По 1 экз.

3

Технические средства обучения

        Музыкальный  центр, компьютер.

1

4

Экранно – звуковые пособия

        Интерактивная доска

1

5

Игры и игрушки

Уголок «Моя Кубань -  моя Россия»

1

Использованная литература.

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

2.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.- 151 с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальное общееобразование) - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

6. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

7. Чутко Н.Я.  Я – гражданин России (Я – моя страна – мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса.
     8.Чутко Н.Я. Я – гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса.
     9.Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я – гражданин России». 3 класс.
     10.Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я – гражданин России». 4 класс.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

  Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

Рабочая программа "Я гражданин России"

План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...

Авторская программа "Я - гражданин России"

Программа для учителей начальных классов по военно-патриотческому и гражданскому воспитанию учащихся....

Программа Я- гражданин России

Подпрограмма воспитания школьников с 1 по 4 класс  "От возможностей каждого-к успешному классному коллективу"...

Программа "Я - гражданин России"

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию  "Я - гражданин России" расчитана на учащихся начальных классов....

Экологическое воспитание в рамках реализации программы «Я - гражданин России».

Природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Созерцание природы для детей «особой заботы», не имеющих положительного социального опыта, не является ле...

программа "Я - гражданин России"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин России!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев...