Лес- наше богатство
классный час (2 класс) по теме


 Воспитание бережного отношения к родному краю, природе,  к лесу, его обитателям.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Лес- наше богатство
Сова
Кукушка
Летучая мышь
Лиса
Лось
Ежик
Белка


Предварительный просмотр:

«ЛЕС-

НАШЕ

БОГАТСТВО»                                         

Цели: 1. Научить детей хорошо знать, любить и беречь нашу родную землю, родной край, природу родного края.

2. Уметь различать деревья.

3. Воспитание бережного отношения к лесу, его обитателям.

Оборудование: магнитофонная запись песен, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход мероприятия.

Учитель. Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромной океане белоствольные березки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о лесе, о нашем зеленом друге. Нет на земле человека, чья жизнь была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь в классе: мебель, пол, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, деготь, скипидар и многое другое. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось.

Представьте себе, что мы хотим совершить экскурсию в лес. Итак, в путь-дорогу!

1 уч.  Здравствуй, лес, дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

 Ты о чем шумишь листвою

 Ночью темной, грозовою?

 Что там шепчешь на заре,

 Весь в росе, как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь?

 Какая птица?

 Все открой, не утаи:

 Ты же видишь- мы свои!

Учитель. Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например, бобры, лоси, сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог наш лес?

 Почему мы с лесом дружим,

 Для чего он людям нужен?

2 уч. Лес- это наше богатство.

3 уч. Лес- это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

4 уч. Лес- это дом для зверей и птиц.

5 уч. Лес- это наш друг: задерживая влаг, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

6 уч. Лес- это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

7 уч. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник.

8 уч. Выглянул подснежник,

  В полутьме лесной,

  Маленький разведчик,

  Посланный весной.

9 уч. Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне, кажется, его задень-

Он тихо зазвенит,

И этот звон услышит луг,

И птицы и цветы вокруг.

Учитель. Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние (лесные) цветы.

Ребята, какие вы знаете лесные цветы? (Колокольчики, васильки, одуванчики)

10 уч. Носит одуванчик

 Желтый сарафанчик.

 Подрастет, нарядится

 В беленькое платьице,

 Легкое, воздушное,

 Ветерку послушное.

 Он заметный, золотой,

 Постарел и стал седой,

 И как только поседел,

 Вместе с ветром улетел .

Песня «Падают, падают листья».

            «Выглянуло солнышко».

Учитель. Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Знаете ли вы, что…?

11 уч. Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то, значит, одна сова спасет в год тонну хлеба.(3 слайд)

12 уч. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расплавляется с ними в течение нескольких дней.(4 слайд)

13 уч. Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров. Птицы- это лесные доктора.(5 слайд)

Учитель. Ребята, а какие вы знаете загадки о лесе и обитателях?

                 Если знаешь лес, зверей,

                 Назови их поскорей.

  1. Хитрая плутовка,

            Рыжая головка,

            Хвост пушистый-краса!

            А зовут ее… (лиса).(6 слайд)

  1. Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это … (лось). (7 слайд)

  1. Он, как елка, весь в иголках,

                    Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живет, но вхож

И в сады, отважный … (еж).(8 слайд)

  1. В сосне дупло,

В дупле тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле? (белка)(9 слайд)

  1. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)( 10 слайд)

  1. Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он

Видно, желуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был … (кабан)(11 слайд)

  1. Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … (снегири).(12 слайд)

14 уч. Лес- это наш зеленый друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Однажды в Ростовской области несколько дней бушевала черная буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой почвы и черными тучами погнал ее над равнинами.

15 уч. На сотнях тысяч гектаров был снесен слой почвы и вместе с ним семена. Все нужно было сеять сначала. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильной там, где поле окружал зеленый друг. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыл поля и спас урожай.

Поэтому, чтобы спасти урожай от черной бури и зноя, в степях на сотни километров сажают леса.

16 уч.  Лес в степях посажен новый,

Чтоб сберечь от зноя хлеб.

На десятки километров

Встав зеленю стеной,

Он не клонится под ветром-

Крепкий, ровный и прямой.

Вековечный друг народа,

Часовой родных полей,

Он стоит на страже гордо,

Побеждая суховей.

17 уч.   Бесценна российского леса краса,

Зеленое золото- наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зеленый патруль».

18 уч.  Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель. Когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу.

- Какие  же это правила?

(ответы детей).

Чтецы по порядку говорят:

- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать.

- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.

- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.

- Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу.

- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

- Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны  с огнем в лесу.

Учитель. Пожар- самый страшный враг леса. Известно, что 90 из 100 пожаров возникают по вине человека. Костер, оставленный беспечными туристами, грибниками или охотниками, небрежно брошенный окурок становятся наиболее частыми причинами пожаров. Страшное зрелище- лесной пожар. Все живое не успевает спастись и гибнет  в море огня. И хотя в нашей стране имеется наземная и воздушная служба охраны лесов от пожаров, но любой пожар легче предупредить, чем тушить.

19 уч. Я слышал, что после пожара в лесу остается гарь- мертвый лес. Все живое сгорело, повсюду черная земля и бурые лужи. Гарь не рубят и она сама стоит, пока деревья не свалятся сами. В низинах часто появляются болота.

20 уч.  А еще случаются подземные пожары, когда горят торфяные болота. Такой пожар распространяется медленно, почти без доступа кислорода. Незатушенные  пожары могут продолжаться даже зимой под толстым слоем снега.

Учитель. А знаете ли вы, почему нельзя жечь сухую  траву? Сейчас таких любителей  много появилось.

21 уч. Мне папа рассказывал, что многие люди стараются жечь прошлогоднюю траву, так как думают, что от этого трава будет расти лучше. Но получается наоборот: корни трав выгорают, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе не вырастает. При этом погибает масса насекомых и их куколок. В лесу, на месте, где был костер, трава не растет 3 года, а то и больше.

Учитель. Да, это так. Ну, а что еще интересного вы знаете о лесе?

22 уч. Лес- это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Один гектар зеленых насаждений за час может поглотить 2 кг углекислоты.

23 уч. В нашей стране и во всем мире люди организуют массовое движение в защиту природы. Нелегко становится сохранять лесные насаждения, особенно вблизи городов.

24 уч. А я знаю, что долгожителями растительного мира являются американская секвойя и мексиканский кипарис. Отдельные деревья кипариса достигают возраста 6000 лет. Наш дуб растет иногда до 2000 лет. В Австралии очень долго живет эвкалипт, он достигает  высоту 150 м. Это самое высокое дерево в мире.

Учитель. Различные деревья любимы нами. Вот послушайте, что они сами о себе говорят. Ведь наш лес волшебный: здесь и птицы, и деревья могут о себе рассказать.

25 уч. Я- ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба- Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день  в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать елку пришел к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей  в лесу. Домой люди приносили еловые ветки. Ель растет 150-200 лет.(13слайд)

26 уч. Лиственница. Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья падают на землю, отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400-500 лет. 25 лет пролежали изделия из лиственницы в алтайских курганах, пока археологи не нашли их. Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет, а со временем становится еще тверже и как бы каменеет.

27 уч. Я- клен. Я желанный гость всех парков и улиц городов. Мои резные листья так красивы в осенний листопад. У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнет и флейты, из которых извлекают нежные  мелодии, тоже сделан из клена. В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.(14слайд)

28 уч. Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров.(15слайд)

Песня «Во поле береза стояла».

29 уч. Дуб. Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и потому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листочков дуба в банку с солеными огурцами- они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Учитель. Видите, какой у нас удивительный лес.

30 уч. Березка.

На заре зеленую березку

На краю весеннего села.

Полоснул ножом своим подросток

Мимоходом, в шутку, не со зла.

Может быть, с сегодняшнего утра

Ей не встать бы, сбитой наповал,

Только кто-то, ласковый и мудрый,

Рану у нее забинтовал.

И ушел, оставшись безымянным,

Доброглазый этот человек.

И огонь ликующий, зеленый

С той поры в ветвях ее не гас,

Очень уж хотелось знать спасенной,

Кто ее от верной смерти спас.

                                                Э.Мошковская.

Учитель. Ребята! Внимательно посмотрите на деревья, растущие вокруг школы и вблизи от нее. Какие они большие и красивые. Они были бы еще красивее, если бы вы, ребята, не ломали ветки, не лазили по деревьям.

31 уч. Играют горнисты,

 Скликая ребят,

 Зеленый тенистый

 Мы вырастили сад.

32 уч. Под Москвой и Казанью,

 Везде, где живем,

 Деревья посадили,

 Леса разведем.

33 уч. В Орле, Ленинграде,

 В Черкассах, Клину,

 Пусть каждый посадит

 Сирень иль сосну.

34 уч. Нас много, ребята,

                   Пусть каждый из нас.

                   Хоть кустик для сада

                   Посадит сейчас.

35 уч. Пусть лучше и краше

 Сама, как весна.

 Становится наша

 Родная страна.

Учитель. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Наша речь - наше богатство"

Консультация для родителей. Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некото...

мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила

классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозно...

"Хлеб - наше богатство, хлеб - наша сила"

Тематический классный час о хлебе...

Урок толерантности "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Актуальность проекта: Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем...

Урок толерантности в 4 классе "Мы разные и в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила"

Данный классный час формирует у ребят представление о толерантности, воспитывает толеранотное мышление, уважение  к своим правам и прапвам других людей....

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!" с презентацией. Цель данного мероприятия: познакомить ребят с понятием "то...

Классный час в форме деловой игры «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»

Классный час с презентацией для учащихся 4-х классов в форме деловой игры "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!". Данное мероприятие формирует у детей  представление о...