Программа по духовно- нравственному воспитанию
рабочая программа (1 класс) по теме

Молькова Эльвира Валерьевна

Главное- не научить, а воспитывать гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-_nravstvennoe_vospitanie.docx50.84 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по духовно- нравственному воспитанию.

Проблема: создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности, а также определение места духовно- нравственной культуры в структуре содержания образования.

Цель: Разработать методические рекомендации по планированию программы.

            внеурочной деятельности в начальной школе.

 Задачи: 1.Изучить рекомендации ФГОС по организации духовно-      нравственного воспитания младших школьников.

              2.Подобрать материалы для кружковой работы.

              3.Проанализировать условия и возможности реализации духовно- нравственного воспитания в школе.

Ожидаемые результаты: повышение профессионального уровня в организации духовно- нравственного воспитания младших школьников.

Конечный результат: тематическое планирование по духовно- нравственному воспитанию для 4 класса.

Cодержание проекта:

1. Введение

2. Основная часть

    2.1.Особенности ФГОС начального общего образования

    2.2.Направления программы духовно-нравственного воспитания и   развития учащихся

   2.3.Ценностные установки духовно-нравственного развития школьников

   2.4.Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

   2.5.Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы

   2.6.Формирование духовной нравственности учащихся через работу по программе      «Истоки»

3. Заключение

4. Список использованной литературы и интернет ресурсов

                              1.    Введение

      Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

       В младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

      «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

      Основная цель заключается  в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.

      Результаты диагностики показали, что основная доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно – нравственные корни. Педагогические традиции семьи, передаваемые из поколения поколению, утрачены. Большинство родителей (87%) видят смысл образования детей в духовном просвещении и воспитании. Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступным пониманию главных святынь и духовных ценностей России. Система ценностей, закреплённая в традициях, необходима для удовлетворения духовных потребностей, поиска жизненных целей, идеалов и высших ценностей.

       Духовное - нравственное воспитание осуществляется на основе   уважения к старшим, ко всем членам своей семьи, родным и близким, способствует развитию основных способностей и является средством преодоления разобщенности между детьми и родителями в семье, между детьми в коллективе, между семьей и школой, между человеком и традиционной культурой.

   2.1. Особенности ФГОС начального общего образования

       Любое образовательное учреждение хотело бы иметь просвещенных родителей, разбирающихся в современной образовательной ситуации. Новая образовательная ситуация для всех нас сегодня – это введение федеральных государственных образовательных стандартов.

       Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарт второго поколения) для начальной школы -  это название отличает его от стандарта 2004 года,  был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и  вступил в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.

       Если прежний стандарт прописывал содержание образования: т.е., тот минимум, которым должны были овладевать ученики, то новый стандарт фиксирует  не объем запоминаемой информации,  а базовые требования к условиям, в которых будет проходить процесс обучения,  к  структуре образовательных программ, по которым будет проходить обучение, к  количеству часов, выделяемых на изучение того или иного предмета,  во избежание перегрузки школьников,  а также требования к результату обучения. Это первое важное отличие нового стандарта.

       Необходимо отметить еще одну важную особенность  нового стандарта от предыдущего - отныне стандарт рассматривается как общественный договор  между семьей, обществом и государством, т.е. фиксируется распределение взаимных обязательств между ними. Общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи, а государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан и в обеспечении безопасности. Все эти интересы  согласованы в рамках нового стандарта образования.

        Хочется верить, что ответственность за качество образования не будет теперь лежать на одном учителе, а поровну распределится между семьёй, муниципалитетом, государством (за ресурсное обеспечение) и учителем. Отныне в каждой школе будет разработан и заключен общественный договор между родителями и школой, в котором должны быть определены права и обязанности двух сторон на весь период обучения ребенка в школе.

        Новый ФГОС заявляет о новых целях общего образования. Одна из основных –воспитание гражданина, патриота. Причем не на словах, а в действии, в ходе реализации общественно-полезных трудовых дел, социальных практик, исследовательских проектов. Разумеется, что  в этом вопросе педагоги должны сотрудничать с семьей.

            Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ  являются  планируемые результаты начального общего образования. Они ориентируют учителя как в объеме учебного материала и ожидаемых достижениях выпускников начальной школы, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса.

       В качестве методологической основы разработки стандартов заложен деятельностный подход.  В связи с этим  в нашем лексиконе появляется новое понятие – универсальные учебные действия, т.е действия, которые обеспечивают умение учиться, а именно это умение считается ключевой задачей системы образования.

        Значимая роль во всестороннем развитии детей отводится  внеурочной  деятельности. Она будет регламентироваться по более понятным правилам. Мы и раньше говорили о важности внеклассной работы. Но ни в одном нормативном документе это не фиксировалось. Теперь нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать ученики на выходе из школы,  зависят, в том числе и от внеклассной работы. Внеурочная  деятельность становится теперь неотъемлемой частью учебного плана. Эти часы  школы  наполняют  конкретным содержанием. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

          2.2. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

       Наша  школа находится на Богданке, на окраине города, далеко от различных детских организаций, культурных  учреждений. В моем классе 8 учеников из неполных семей,6 учеников из многодетных семей. У родителей отсутствует мотивация для совместной работы со школой. Они озабочены тем, как прокормить семью. Из года в год больше становится гиперактивных детей, нет психолого-педагогической поддержки для адаптации младших школьников, нет ценностных  установок у детей. Всё это ведёт к возникновению определённых проблем:

-  низкий уровень социальной культуры

-  ограниченность общения

- трудность социальной и психологической адаптации младших школьников к условиям современной жизни.

Цель: повышение социальной компетентности обучающихся, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, гражданина России.

 Задачи:

Создать условия для формирования у младших школьников ценностных установок

Оказать психолого-педагогическую поддержку обучающихся для социальной адаптации.

Создать условия способствующие повышению педагогической культуры и мотивации родителей для совместной деятельности со школой.

Создать развивающую среду для воспитания и социализации младших школьников.

2.3.Ценностные установки духовно-нравственного развития школьников.

Ценнностные установки опираются на традиционные источники нравственности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество)

2.4.Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

  Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей.

   Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!

   Содержательность и осознанность нравственного "образа — Я" у — четвероклассников в их высказываниях-самоопределениях ("хороший — не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: "быть доброй, дорожить дружбой", "нельзя обижать маленьких"). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Дима Билан. ". Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкиром, потому что он богатый и хорошая работа".

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в Германию").

   В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

   Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

   Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.

  Хочется поделиться опытом проведения классного часа, который проходил во 4классе.  Его тема — “Мир человеческих отношений”.

 Форму его проведения переняли у телевизионного клуба знатоков “Что? Где? Когда?”. Классный час проходил в форме викторины и назывался “Можно — нельзя?”.

   На классной доске помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа детской радости, счастья.

   Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:

   Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.

   Что вы можете сказать о таких мальчиках?

   В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.

   Как должна была поступить Оля?

   После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” СОВЫ.

   В одном из конвертов было сразу три вопроса — это означало блицтурнир. В другом конверте была команда — провести музыкальную паузу, которую мы с удовольствием провели, танцуя вальс (мальчики приглашали девочек).

А в конце викторины была прочитана  статья Л. Н. Толстого “Беседы с детьми по нравственным вопросам”.

    Такая форма проведения разнообразила традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят.

   Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”.

   Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, необходимо обратиться к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

   2.5.Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.

   Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

   получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана);

   ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

   ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

   знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

   знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного  участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

   участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

   Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

    ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

    усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

    посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

2.6 .формированиЕ духовной нравственности учащихся через  уроки  ОРКиСЭ

      Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас обратить внимание на актуальность проблемы воспитания и обучения школьников. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности.  

   В Национальном проекте «Наша новая школа» сказано, что главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Исходя из этих задач, главной целью своей работы я считаю организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для развития представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.  

 Учителем  курса  «Основы  религиозных  культур и светской  этики» по  модулю «Основы  православной культуры» я  работаю  со дня начала апробации курса.

   Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, что ведёт к табакокурению, алкоголизму, наркоманию, аморальному поведению.  Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д. И я, как преподаватель «Основы православной культуры», считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.  

        Документы министерства образования говорят о том, что данный учебный курс является культурологическим и направленным на развитие у школьников десяти - одиннадцати лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также в своей сопричастности к ней (тема итогового урока «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»).

Задачи ОРКиСЭ:

  • знакомство обучающихся с содержанием одного из модулей;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения.  

        Цели и задачи, поставленные перед нами в рамках курса, на мой взгляд, слишком общие, широкие (для всех модулей), пока далёкие, недостижимые за такое короткое время в пределах одного модуля, ведь у нас, преподавателей, нет за плечами достаточного опыта в данной области, достойной (на начало эксперимента) методической базы, к сожалению, тоже нет. К тому же сформировать целую мировоззренческую систему ценностей всего за 34 часа у учащихся 11 лет невозможно. Эта работа более длительная, она будет продолжена и в среднем, и в старшем звене. Поэтому перед собой следует ставить более реальные, узкие цели и задачи.

  Задачи, которые я поставила перед собой: дать первичное представление о добре и зле, «заставить» детей задуматься о тех поступках, которые они совершали и совершают, сформировать умение анализировать свои и чужие поступки, высказывать своё мнение, уважать мнение своих одноклассников. Как это сделать? В своей работе, решая поставленные задачи, я использую разнообразные формы (игровую, групповую, индивидуальную). Это позволяет сделать каждое из занятий особенным, интересным и неожиданным. Широко применяю методы проблемного и интерактивного обучения (презентации), организация практической работы. Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, физминутки. Вместе с этим, использую различные игровые методики. Стараюсь проявлять творчество при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет, где находила необходимые песни, репродукции, мультфильмы. Постоянно использую компьютер, так как на каждом уроке работаем с диском к учебнику, составляю презентации с новыми терминами, иллюстрации к текстам учебника. Мои  ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Они пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Это очень подстегивает, заставляет меня самосовершенствоваться.  Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается он в начальной школе.  Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный.

Основные принципы: 1) в центре обсуждения должна быть понятная (близкая, повседневная) проблемная ситуация; 2) высказаться может каждый; 3) нет неправильных мнений; 4) свою точку зрения надо доказать; 5) ребёнок имеет право поменять свою точку зрения в ходе обсуждения. В процессе таких дискуссий каждый высказывал ценностные суждения, выдвигал собственное обоснование тех или иных норм действия, делился своими представлениями о добре и зле, о должном и недолжном. Этому способствовали и совместные игры, групповые задания, творческие работы. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, т.к речь шла не об абстракциях, а о вполне обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.

        Дети часто задают каверзные вопросы. Это очень подстегивает, заставляет самосовершенствоваться. Хочу отметить, что для меня многие факты из этого курса были открытием. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам.

В своей работе я использую книгу Валерия Духанина «Современный мир православия». К каждому уроку в этой книге есть соответствующий материал. Например:

  Урок №2. Тема : Культура и религия . Многим ли известно, что полководец А.В.Суворов, не потерпевший ни одного поражения, отличался особенным  благочестием. Награды, присылаемые в войско, Суворов велел всегда окроплять святой водой. В конце жизни он подавал прошение государю об уходе в монастырь.

Урок №10.Тема :Совесть и раскаяние.Привожу пример.Некая женщина по бедности что- то взяла в магазине и тайком унесла.Никто ее не видел.Но с этого момента какое- то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь.Теперь она пришла домой с чувством облегчения.

  Урок №11.Тема : Заповеди. Обсуждая заповедь «Не желай дома ближнего твоего» привожу пример: Один бедный крестьянский сын как-то увидел богатую господскую карету и подумал: «Ведь бывают же такие счастливцы, что в карете разъезжают! А я вынужден босиком ходить. Если бы с этим барином хоть на час судьбой поменяться. То-то бы счастье!» В это время открылись дверки кареты и мальчик с ужасом увидел, как оттуда, с помощью двух слуг, выбрался безногий хозяин. Юный крестьянин перекрестился и уже не желал себе чужой судьбы.

    Урок №4 Тема: Православная молитва. Святой Епифаний Кипрский, находясь в пустыне, попал в руки разбойников. Те начали издеваться над ним, злословить его, а один, слепой на один глаз от рождения, замахнулся мечом, чтобы отрубить ему голову. Но в эту минуту Епифаний помолился о своем враге – и, по его молитве, у разбойника прозрел глаз. Радости разбойника не было предела, а остальные взмолились к святому о прощении их. Исцеленный последовал за Епифанием, стал его учеником и принял святое крещение с именем Иоанна.

Из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел ему навстречу ,чтобы перевести стрелку и направить его на свободный путь. Смотрит, далеко впереди уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза. Оглянувшись назад, он видит по полотну навстречу поезду бежит его трёхлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать навстречу сыну, чтобы увести его с полотна, было уже поздно. Что делать? А поезд между тем приближался, и через минуты две, если он не перевёл бы стрелку, состав должен был промчатся по другому пути, занятому, и потерпеть крушение, что привело бы к сотням человеческих жертв. Тогда всем сердцем он воззвал к богу : «Да будет воля твоя святая,- перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Мгновение -и поезд промчался уже по полотну, по которому только что бежал его маленький сын. Когда поезд скрылся из виду и пыль немного улеглась, стрелочник бегом направился к тому месту, где был его сын , думая найти хотя бы останки трупика, и что же видит : мальчик, сложив ручки на груди, лежит ниц на земле. Отец закричал ему : -Сын мой, ты жив? -Я жив, жив,- весело отвечал он, поднялся на ножки, продолжая прижимать к своей груди вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его: - Как же ты догадался лечь на землю? А мальчик ответил: -Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле.

Стрелочник понял, что ,когда он воззвал ко Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка.

Урок №12 Тема: Милосердие и сострадание.

Святой Василий Блаженный (16 век), праведность которого поражала даже Ивана Грозного, не имел жилья и ходил по Москве в жалком рубище, едва прикрывавшем тело. Однажды зимой некий богатый вельможа пригласил святого к себе в гости. Стоял лютый мороз, и боярин попросил Василия принять в дар лисью шубу: «Искренним сердцем молю тебя, прими в знак любви моей» Святой согласился: «Пусть так, и я люблю тебя». Когда Василий шел в шубе по улицам Москвы, то недобрые люди решили завладеть шубой, Один из них лег на дороге и притворился мертвым, а товарищ стал просить святого дать им что- нибудь на погребение бедняка .Василий тут же отдал им шубу. Когда же святой отошел, то с ужасом обнаружили, что товарищ их действительно мертв.Ко всем урокам есть в этой книге случаи из жизни, что помогает мне в своей работе.

Итоговые проекты стали для меня некой детской рефлексией. Дети самостоятельно выбирают тему, которая их заинтересовала, тему, над которой они хотели бы поработать ещё, потому что она им близка, понятна, им было, что рассказать, чем поделиться.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Нравственная культура необходима каждому человеку.  Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания , на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители положительно поддержали введение нового учебного курса. При заполнении заявлений на изучение одного из модулей курса, все  родителей обучающихся 100% изъявили желание, чтобы их ребенок изучал модуль «Основы православной культуры». Родительские собрания, книги для родителей, беседы с учителями, преподающими данный курс, развеяли сомнения. Постоянно приглашала родителей на свои уроки, проводила консультации. В рамках творческого отчета школы дала урок по теме: «Пасха». Каждый год вместе с родителями и детьми мы идем на экскурсию в Свято-Преображенский  женский монастырь в городе Чебоксары. Там экскурсовед мать Елизавета на доступном детям языке рассказывает о духовных ценностях, об иконах. о храме. Ученики задают много вопросов, расспрашивают об иконах .о житии монашек. Я могу сказать, что детям интересен этот курс, они с удовольствием ходят на мои уроки.

   Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение.  Постоянно занимаюсь повышением профессионального уровня через изучение специальной литературы, периодической печати, посещения школьной и районной библиотеки с целью ознакомления с последними изданиями моего профиля. Изучая опыт учителей школы, города, области имею возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.  С развитием информационных технологий использую информацию сети Интернет. Постоянно пользуюсь опытом коллег, размещённым на сайтах: Сеть творческих учителей, www.4stupeni.ru, www.openclasse.ru,, www.metod-kopilka.ru и др

    Современная школа не стоит на месте, а вместе с ней совершенствуемся и мы. Поэтому одной из главных проблем на ближайшее время для меня является изучение возможности интерактивных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса. Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла,  что устойчивого положительного результат можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка».

  3.   Заключение

   Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

   Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.

   Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Я выбрала эту тему для того, чтобы поделиться опытом своей работы и помочь молодым педагогам воспитывать порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  

Использованная литература и интернет ресурсы.

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
  2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-6
  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.; под редакцией А.Б.Воронцова.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.
  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В. 2 ч. Ч. 1: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казаченок [и др.]; под ред. А. Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.
  5. Данилюк, А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).
  6. Кондратьева Е.П. Проекты-3:проблемы, поиск, опыт/Е.П.Кондратьева.-Чебоксары.-2012.
  7. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6
  8. Православная культура в школе: Учебно - методическое пособие для учителя общеобразовательных школ. М : Издательский дом «Покров»,2004.
  9. Валерий Духанин . Современный мир православия. Совет Русской Православной Церкви. Москва, 2006г.

10..СаляховаЛ.И  Настольная книга классного руководителя:  личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.-М.:Глобус,2007

11.Учебно-методические материалы к Программе дополнительного       профессионального образования (повышения квалификации) "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере системы учебников для начальной школы "Школа России")" / сост.: Н. А. Песняева, О. А. Железникова. - М.: Просвещение, 2011. - 277 с.

12.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

13.Внеурочная работа в школе [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. и прогр. - М.: ООО "Дистанционные технологии и обучение", 2011. - 1 электрон. опт. диск (1 CD).

14.Духовно-нравственное воспитание. №1/2011 [Электронный ресурс]: научно-просветительский журнал: электронное приложение. - Электрон. дан. и прогр. - М.: ООО "Школьная Пресса", 2011.

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися 4 классов по духовно- нравственному воспитанию (срок реализации 1 год)

Виды деятельности

Формы занятий

Ответственный

1

Знакомство с символикой России

Презентация

Кл. рук.

2

3

День памяти Беслана

Рассказ, беседа, презентация

Кл.руководитель

4

Посещение школьного музея

Экскурсия

Директор музея

5

Посещение краеведческого музея в

Экскурсия

Кл.рук.

6

Конкурс рисунков «Ради мира на земле»

Конкурс

Ст. вож.

7

Наши современники-герои

Беседа

Кл. рук.

8

Просмотр фильмов - военно-патриотической тематики

Просмотр фильма

Учитель истории

9

Встреча с ветеранами

Встреча

Кл.рук.

10

Подарок музею

Обсуждение

Директор музея

11

Конкурс литературных работ «Великая Отечественная война в моей родословной»

Конкурс

Кл. рук.,родители

12

Конкурс литературных работ «Великая Отечественная война в моей родословной»

Конкурс

Кл. рук.,родители

13

Акция «Вместе»

Помощь пострадавшим при наводнении  на Дальном Востоке

Кл.рук.

Родители

14

Забытые герои

Чтение литературных рассказов

Кл.рук.

15

История и культура родного края

Рассказ, беседа

Учитель истории

16

Конкурс литературных работ «История моего города»

Конкурс

Кл.рук.

17

«Посмотрите в глаза старикам»

Конкурс стихов

Кл.рук.

18

Подготовка ко Дню Матери

Подготовка

Ст.вож.

19

Концерт ко Дню Матери

Концерт

Ст.вож.

20

«Мир человеческих отношений»

Викторина

Кл.рук.

21

«Папа, мама, я - спортивная семья»

Эстафеты

Учитель физкультуры

22

20 лет Конституции РФ

Презентация

Кл.рук.

23

Смотр строя и песни

Смотр

Учитель физкультуры

Учитель физкультуры

24

Ознакомление с героическими страницами страны

Чтение литературных произведений

Кл.рук.

25

Ознакомление с пионерами-героями

Чтение литературных произведений

Кл.рук.

26

Встреча с выпускниками школы

Встреча

Кл.рук.

27

Конкурс поздравительных открыток воинам и труженикам тыла

Конкурс

Кл.рук.

28

Конкурс рисунков «День Победы»

Конкурс

Кл. рук.

29

Что я знаю о своём прадедушке, дедушке?

Рассказ детей

Кл.рук, родители

30

Встреча с ветеранами

Встреча

Кл.рук, родители

31

Боевые рекорды воинов советской армии.

Просмотр фильма

Учитель истории

32

Письмо солдату

Конкурс

Кл.рук.

33

Игра «Сильные, смелые, ловкие»

Игра

Кл.рук.

34

Знакомство с деятельностью школьной ДО

Знакомство

Ст.вож.

35

Воспитанный человек

Презентация

Ст.вож.

36

День духовности и культуры

Беседа

Кл.рук.

37

День славянской письменности

Утренник

Кл.рук.

38

Что такое хорошо и что такое плохо? Правила поведения в общественных местах.

Беседа, обсуждение ситуаций

Кл.рук.

39

Правила поведения в театре

Беседа, обсуждение ситуаций

Кл.рук.

40

Права и обязанности гражданина России

Чтение статей из Декларации прав ребёнка

Кл. рук.

41

Права и обязанности гражданина России

Чтение статей из Декларации прав ребёнка

Кл. рук.

42

Право имею! Конкурс рисунков.

Конкурс

Кл.рук.

43

Утренник «Право имею»

Утренник

Кл.рук.

44

Уборка школьной территории

Субботник

Кл.рук.

45

Посадка цветов на клумбах.

Субботник

Кл.рук.

46

Подготовка к смотру строя и песни

Подготовка

Ст.вож.Кл. рук.

47

Митинг к Великой Победе

Митинг

Ст.вож.

48

Конкурс военно-патриотической песни

Конкурс

Ст.вож.

49

Концерт ко Дню Победы

Концерт

Ст.вож.

50

День защиты детей! Рисунки на асфальте

Конкурс

Кл.рук.

51

Дом, в котором я живу.

Тестирование

Соц.педагог

52

Час общения «Порадовать близких - это не просто»

Общение (дети+родители)

Соц.педагог

53

Доброе слово - что ясный день

Чтение литературных произведений и анализ

Кл.рук.

54

Легко ли быть настоящим другом?

Чтение и анализ произведений

Кл.рук.

55

Что такое взаимопомощь?

Анкетирование

Соц.педагог

56

Можно и не ссориться

Беседа, ответы на вопросы

Кл.рук.

57

На кого я хочу быть похожим?

Анкетирование

Соц.педагог

58

Легко ли быть героем в мирной жизни?

Чтение и анализ произведений

Кл.рук.

59

Игра «Будущие солдаты»

Игра

Учитель физкультуры

60

КВН «Мы за мир»

КВН

Учитель физкультуры

61

Посещение краеведческого музея

Экскурсия

Кл.рук.

63

« Полетим в космос»

Конкурс рисунков

Кл.рук.

64

Последний звоночек

Прощание с начальной школой

Кл.рук.

Организатор

65

Золотое правило этики

Беседа

Учитель ОРКиСЭ

66

Экскурсия в Свято- Преображенский женский монастырь.

Экскурсия

Кл. рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

программа по духовно-нравственному воспитанию "Давайте жить дружно!"

программа расчитана для детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию кружка "Родники"

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию кружка "Родники". 2011 - 2015 г....

Программа по Духовно-нравственному воспитанию

Воспитание духовности и нравственности у детей....

Программа по духовно - нравственному воспитанию в начальной школе "Я и окружающий мир"

Формирование  норм нравственного поведения, развитие личностных качеств учащихся...

Программа по духовно-нравственному воспитанию 3 «Б» класса. «Добродел»

Программа по духовно-нравственному воспитанию....

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями слуха "Мой мир"

Программа посвящена актуальной проблеме. Среди многих вопросов образоания одним из наиболее актуальных является нраственное воспитание учащихся. Это в полной мере относится к школьникам, имеющим наруш...