«Формирование навыков общения в коллективной деятельности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста»
консультация на тему

Мадеева Татьяна Петровна

Изучение проблемы общения умственно отсталых детей имеет большое значение для организации коррекционно – педагогической работы, т.к успешность учебной деятельности определяется не только интеллектуальными возможностями, но и психологическим климатом коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_obshchenie.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Горковская  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Формирование навыков общения в коллективной деятельности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста»

                                                                             Подготовила: Мадеева Т.П.

     Изучение проблемы общения умственно отсталых детей имеет большое значение для организации коррекционно – педагогической работы, т.к успешность учебной деятельности определяется не только интеллектуальными возможностями, но и психологическим климатом коллектива. Оптимальные удовлетворяющие всех членов группы отношения способствуют социальной адаптации умственно отсталого ребенка. Исследованием межличностных отношений детей с ОВЗ занимались Л.В.Викулова, Л.И.Дарговичене, Ж.И.Намазбаева, Т.А.Процко, О.Китина и другие. Многие исследователи отмечают задержку, неустойчивость, слабую дифференцированность в развитии межличностных отношений умственно отсталых детей.

     Большинство умственно отсталых долго не вступают между собой в выраженные контакты.

     Особенно ярко это проявляется у детей - олигофренов с преобладание процессов торможения, детей с тяжёлыми формами умственной отсталости.

     Такая задержка в развитии  межличностных отношений объясняется рядом причин:

  1. сниженной или несформированной потребностью в общении;
  2. безынициативностью;
  3. неадекватной самооценкой;
  4. нарушениями речи;
  5. часто выраженным эгоцентризмом.

     Исследования структуры межличностных взаимодействий у умственно отсталых, обучающихся в коррекционной школе, показали:

  1. для младших школьников характерна примитивная избирательность в личных отношениях.

     Одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции учеников начальных классов с нарушением интеллекта отличаются недостаточной дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ученика бедны, их проявления носят негативный характер, а его оценки в большинстве случаев неадекватны в ситуациях, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми.

     У умственно отсталых школьников вплоть до старших классов сохраняется неустойчивость неофициальных групп, тогда как в массовой школе она существует только в младших классах.

     Кроме того, группам умственно отсталых часто свойственна аморфность и ситуативность. Характерным является большое количество микрогрупп. В группах умственно отсталых встречаются дети, которые совершенно не имеют связи друг с другом. Причем изолированных учеников среди умственно отсталых примерно в 3 – 4 раза больше, чем среди нормально развивающихся. Это явление связано с характером дефекта. Отторгаются чаще всего вспыльчивые, аффектные, обидчивые, неуравновешенные в поведении дети с умственной отсталостью.

     Наиболее высокое положение умственно отсталого ребенка в группе определяется общительностью, хорошим характером и успехами в учёбе. Такие дети становятся лидерами в классе. Но нередко лидеры выделяются по случайному признаку.

     Тяжело умственно отсталые дети имеют серьёзные затруднение в коммуникативной сфере. Часто речь такого ребенка может полностью отсутствовать в ее вербальной форме. В этом случае некоторые «неговорящие» дети могут пользоваться невербальными средствами коммуникации: естественными жестами, графическими знаками, символами.

     Конфликты учащихся начальных классов протекают с максимальным обострением отношений, с выражением как вербальной, так и физической агрессии. Без вмешательства взрослого, отмечено Р.К. Луцкина (1974), дети не могут найти выхода из сложившейся конфликтной ситуации. В коллективах начальных классов, страдающих интеллектуальной недостаточностью, регистрируется высокий уровень конфликтности, то есть каждые три из десяти контактов заканчиваются конфликтной ситуацией или полноценным конфликтом. Они способны вступать в нормативные конфликты, которые решают, реализуя потребность в выполнении одной социальной нормы в ущерб другой поддерживает А.В. Мудрик (2001).

     Конфликты по поводу состава участников игры: у детей с нарушением интеллекта количество значительно выше, чем у детей с сохранным интеллектом. Наибольшее количество конфликтных ситуаций и конфликтов, рассказывает Д.И. Аугене (1987), возникает при выборе участников для подвижных командных игр. Ученики начальных классов отказываются принимать в команду, участвующую в спортивном состязании, следующих детей:

  • детей с выраженной неврологической симптоматикой, затрудняющей возможности передвижения;
  • детей с тяжелым интеллектуальным нарушением, чьи интеллектуальные возможности резко отличаются от интеллектуальных возможностей большинства членов команды.

     Это связано с тем, что эта категория детей часто не понимает игровых правил и указаний членов команды, не умеет выполнять игровые действия. Так как большинство школьников имеет способность к избирательному общению с двумя-тремя одноклассниками, то имеются и личные предпочтения в подборе партнеров для игры. Конфликты из-за игрушек и атрибутов игры являются наиболее часто встречающимся видом игровых конфликтов.

     Структура межличностных отношений в коллективе умственно отсталых детей определяляется с помощью методики – социометрии.

     Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Работая над темой: «Формирование навыков общения в коллективной деятельности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста», я провела социометрию в 2-4 классах. 

В 2-3 классе детям были даны по 3группы вопросов:

  • Кого из детей в классе ты пригласил бы на свой день рождения? Кого не пригласил?
  • Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?
  • С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? С кем бы не хотел?

Из вышепроведенных исследований можно сделать вывод:

2класс:

  • Предпочитаемые (лидеры) – нет.
  • Принятые – Лена.Т., Миша.Ш.
  • Непринятые – Денис.Р.
  • Изолированные (отвергаемые) – нет.

Педагогам нужно обратить внимание на Дениса.Р. т.к коллектив не принимает, отвергает его.

3 класс:

  • Предпочитаемые (лидеры) – Костя.А.
  • Принятые – Паша.С.
  • Непринятые – Дима.К.
  • Изолированные (отвергаемые) – Вася.П.

Педагогам нужно обратить внимание на Васю.П. т.к коллектив не принимает, отвергает его.

Также требует внимания педагогов Дима.К.

В 4 классе детям были даны по 3группы вопросов:

  • Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?
  • Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?
  • С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? С кем бы не хотел?

Из вышепроведенных исследований можно сделать вывод:

4 класс:

  • Предпочитаемые (лидеры) – Ваня.Б., Илья.Ш.
  • Принятые – Лина.К.
  • Непринятые – Юля.П.
  • Изолированные (отвергаемые) – Алёша.Я.

Педагогам нужно обратить внимание на Алёшу.Я., т.к коллектив не принимает, отвергает его.

Также требует внимания педагогов Юля.П.

     Развивать межличностные отношения у детей с умственной отсталостью наиболее реально через вовлечение их в трудовые и досуговые мероприятия, поддерживая при этом проявление активности в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

Выбор системы оздоровления. Оздоровительные мероприятия при организации внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, является одной из важнейших задач государства  на сегодняшний день. В связи с ухудшением экологической обстановки, и как следствие, ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)

«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...

Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Экологическое воспитание младших школьников является  одной  из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...

Использование физкультминуток как средства повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

В данной статье рассматривается один из способов повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста в учебном процессе....

Коррекционно-педагогическая работа по развитию волевых качеств личности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Из опыты работы Коррекционно-педагогическая работа по развитию волевых качеств личности умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Тренина С. А...