Воспитательная работа в 1 классе
рабочая программа по теме

Жигун Светлана Ивановна

Программа по воспитательной работе в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota_v_1_klasse.docx53.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 41

Рассмотрено на заседании                     Утверждена на заседании            Разрешена к применению

МО начальных классов                          Педагогического Совета              приказом директора

МАОУ СОШ № 41                                 МАОУ СОШ № 41                       МАОУ СОШ № 41.

Протокол  №                                           Протокол №                                   Приказ №         от

от                                                             от                                                                      

ПРОГРАММА

воспитательной работы

                                                                   1 «В» класса

на 2012-2013 уч. год

Составитель:

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 41

                                                                                                                              

Калининград

2012

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          В последние десятилетия в России происходят глобальные изменения. Взят курс на формирование гражданского общества и правого государства, перехода к рыночной экономике. Стремительно меняется общество, меняются и отношения между людьми. От многолетней позиции «делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека.

          Исходя из закона «Об образовании», Конституции РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Усиление воспитательной функции образования рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики.

          Воспитание - процесс, начинающийся с детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, готовым к трем главным ролям в реальной жизни - гражданина, работника, семьянина. Человек, живущий в современном обществе, должен быть уверен в себе, активен, не бояться пробовать, уметь быть терпимым к другим людям, уметь принимать решения и достигать результатов в соответствии поставленными целями, уметь брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других. Школа, семья должны помочь ребенку овладеть такими качествами личности.

          Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагнув порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

В основе воспитательной программы лежат следующие принципы:

При работе с детьми:

  1. Неразрывность обучения и воспитания. 95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.
  2. Деятельностный подход в воспитании. Школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем. Воспитательный процесс идет через основные виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную и творческую.
  3. Системность, преемственность, непрерывность в развитии и воспитании детей с учетом их особенностей.
  4. Свобода участия. Ребенку предоставляется возможность выбора задания с учетом его интересов, личных качеств и возможностей.
  5. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности, то есть зону ближайшего развития. Классный руководитель должен видеть каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить.
  6. Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
  7. Взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общества (социума).

При работе с родителями:

Принципы:

  • взаимного уважения и доверия;
  • взаимной поддержки и помощи;
  • терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Цели и задачи на 2012 – 2013 учебный год

 Цель:  создание условий для формирования личности творческой,    

             самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать  

           других.

 Задачи:

  1. Содействие формированию классного коллектива и созданию

в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды;

  1. Создание условий для успешной адаптации детей в школе, снижению

школьной тревожности;

  1. Воспитание здорового образа жизни;
  2. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей каждого ребенка;

Направления воспитательной работы

   Направление

     Цели и задачи

    Формы реализации

Интеллектуально – познавательное.

Цель: развитие познавательной активности.

 Задачи:

  • формирование потребности к самообразованию;
  • развитие умений и навыков учебной деятельности;

выявление индивидуальных способностей

  • тематические КВНы;
  • викторины;
  • интеллектуальные игры

  Художественно-эстетическое

Цель: Развитие творческой активности.

Задачи:

  • выявление и развитие индивидуальных способностей;
  • развитие умений и навыков в творческой деятельности;
  • развитие творческого воображения.

  • конкурсы;
  • выставки;
  • концерты;
  • театральные постановки;
  • посещение театров, музеев, выставок.

Гражданско-патриотическое, правовое

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.

Задачи:

  • формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом:
  • формированию гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

  • тематические классные часы, спецкурсы;
  • встречи с представителями  правовых структур, органов правопорядка;
  • конкурсы, викторины по правовой тематике;
  • праздники;
  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
  • операции «Милосердие», «Ветеран».

Нравственно-этическое

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи: формировать у учащихся:

  • нравственную культуру миропонимания;
  • осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
  • умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
  • развитие желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  • тематические классные часы;
  • поисковая работа;
  • организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
  • праздники, сюрпризы, конкурсы;
  • изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности.

Оздоровительное

Цели: формировать потребности в здоровом образе жизни.

 Задачи: 

  • формировать у учащихся культуру сохранения и
  • совершенствования собственного здоровья;
  • формировать стремление к здоровому образу жизни.

  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами;
  • лекции, беседы;
  • конкурсы плакатов по здоровому образу жизни.

Медико-диагностическое, трудовое

Цели: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.

 Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
  • повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;
  • обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.

  • тренинги общения;
  • тематические классные часы;
  • праздники, конкурсы, ролевые игры;
  • экскурсии, походы,  совместный отдых на природе;
  • КТД;
  • акции и проекты;

посещение театров, музеев, выставок

3.Работа с семьёй

Работа с родителями

Цель: максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию развитой личности.

Задачи:

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
  • обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Формы реализации:

  • анкетирование;
  • диагностика;
  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • родительские собрания;
  • посещение семей;
  • проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

                                                                          План работы с родителями.

№ №

П/П

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

1

Помощь родителей в подготовке класса к новому учебному году

Кл. руководитель

2012-2013

2

Вовлечение родителей в воспитательную жизнь класса

Кл. руководитель

2012-2013

3

Проведение классных родительских собраний

Кл. руководитель

2012-2013

4

Заседание родительского комитета

Кл. руководитель

2012-2013

5

Совместное проведение досуга детей и родителей (экскурсии, походы и т. д.)

Кл. руководитель

2012-2013

6

Проведение индивидуальных консультаций для родителей.

Кл. руководитель

2012-2013

7

Создание банка данных о семьях обучающихся

Кл. руководитель

2012-2013

8

Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Кл. руководитель

2012-2013

 

                             Тематика родительских собраний и консультаций

НАЗВАНИЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

ДАТА

«Первый раз в первый класс»

Собрать документацию, сведения о наличии учебников; Составить списки учащихся на бесплатное питание и учебники;

Выбрать родительский комитет, обсудить планирование на учебный год;

Познакомить с правилами школы

Родительское собрание

Сентябрь

«В школу – с радостью!» Особенности адаптационного периода первоклассника. «Разговор о правильном питании»

 Познакомить родителей с результатами анкетирования, диагностики. Формировать представление о школьном питании , необходимости правильного питания для школьника.

Круглый стол

Сентябрь

«День здоровья»  

Формирование дружного коллектива, приобщение к здоровому образу жизни

Совместный выезд к морю

Сентябрь

«Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочное время»

Познакомить родителей с режимом работы кружков.

Развивать инд.особенности каждого ребёнка через внеурочную деятельность.

Беседа-презентация

Октябрь

                   

« 200 лет Отечественной войне 1812г.»

Формировать дружный  коллектив класса. Приобщать родителей к совместным мероприятиям.

Экскурсия

Октябрь

«Роль общения в жизни школьника»

Создание  условий для воспитания и обучения учащихся.

Совместный час общения

(Родительское собрание)

Ноябрь

  «Развитие толерантности»

 

Создать благоприятные условия для воспитания и обучения учащихся.

Круглый стол

Декабрь

«Новогодняя игрушка»

Привлечь родителей к совместному творчеству

Конкурс

Декабрь

 Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

Оказать психологическую  помощь родителям в решении проблемы (советы, рекомендации, тренинги)

Инд.беседы

Январь

 «Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии школьника»

Познакомить с методами  воспитания в семье;

Вызвать интерес к данной проблеме.

Круглый стол

Февраль

«Сотрудничество семьи и школы — важное условие успешности ученика»

Обсудить различные проблемы обучения и воспитания школьников

Родительское собрание

Март

"Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"

 "Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с детьми"

Оказать психологическую  помощь родителям в решении проблемы (советы, рекомендации, тренинги)

Тренинг

Апрель

 «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка»

Беседа

Апрель

« 9 мая- день в истории каждой семьи»

Совместное мероприятие (возложение цветов к мемориалу )

Май

 «Итоги учебного года».

Познакомить  родителей с результатами учебной деятельности за учебный год. Напомнить о технике безопасности во время летних каникул.

Родительское собрание

Май

   

   

                     4. Календарно –тематический план воспитательной работы

                                                             1 класс

     Месяц

     

  Работа с учителями

 Работа с родителями

 Работа с общественными организациями

  Управляющий Совет школы, Совет по профилактике

 Работа с

 учащимися

Ученическое самоуправление

    Сентябрь

«Первый раз в первый класс» родительское собрание

Выявление соц.неблагополучных семей

1.09 « Урок семьи и семейных ценностей»

Поздравление детей 1 класса с началом учебного года

Планирование урока  с учителем физкультуры

«Урок олимпийских и паралимпийских игр»

«Урок мужества»

презентация

Музей Историко-художественный

Классный час «200 лет Отечественной войне 1812г.»

Изготовление фотографий

« Летний отдых»

Фотоконкурс  стенгазет        

 « Моё лето»

Изготовление поделок к ярмарке

Осенняя благотворительная ярмарка

«Дары осени»

Поездка с детьми к морю

« День здоровья» экскурсия

    Октябрь

« 200 лет Отечественной войне 1812г.»

экскурсия

Классный час  

« 200 лет Отечественной войне 1812г.»

Презентация для первоклассников

Анкетирование психолога

«Что такое здоровье и как его сохранить» Викторина

Помощь в оформлении классного уголка

«Творческая мастерская»

Оформление классного уголка

театр

Кл.час –игра (День толерантности) «Сказка ложь, да в ней намёк»

« Урок этикета» ролевая игра

  Ноябрь

Художественная галерея

«День матери»

Конкурс рисунков

Объявление для учеников 1 класса

Поздравление с «Днём пожилого человека» . Выпуск поздравительных открыток

Подготовка к мероприятию,консультация физрука

«В здоровом теле – здоровый дух». Как в семье заботятся о здоровье. Беседа

Библиотека

« У природы нет плохой погоды» . Литературный час

Парк скульптур

«Что такое искусство и для чего оно  людям». Творческая мастерская

  Декабрь

Помощь в изготовление новогодней игрушки

Посещение Дома творчества

Новогодний утренник

Информация о т/б

Обсуждение вопросов о проведении новогоднего утренника

Участие в праздничном оформлении класса

Конкурс  «Лучшее новогоднее оформление класса»

Обследование соц.неблагополучных семей

«Почему нельзя» Классный час о технике безопасности во время новогодних праздников.

   Январь

Классный  час          « Блокада Ленинграда"

Конкурс презентаций на тему «Как я провёл каникулы»

Консультация врача для часто болеющих детей

«Ежели вы вежливы»(всемирный день «спасибо»

Анкетирование «Что я люблю в своей школе»

Операция              «Чеснок». Мероприятия. направленные на формирование ЗОЖ

Викторина по зож

   Февраль

 Городской благотворительный марафон «Ты нам нужен»

Конкурсная программа «А, ну-ка, мальчики!»

Операция «Сюрприз» изготовление подарков к празднику

Поздравление мальчиков

Консультация по подготовке турнира

«Какова роль физкультуры и спорта  в сохранении здоровья» Рыцарский турнир

Математическое соревнование  «Кто лучше всех считает»

Анкетирование «Занятость детей на каникулах»

Выпуск газеты  ко Дню Святого Валентина

Поздравление-сюрприз

Индивидуальные консультации

Центральный парк культуры и отдыха

«Широкая масленица» проект

    Март

Выпуск праздничной газеты  « 8 марта»

Поздравление девочек

Выставка творческих работ

«Дюймовочка»

Обсуждение сценария к празднику

Беседа –презентация

«Секреты здорового питания»

« Праздник  Букваря»

Родительское собрание

Экскурсия Музей мирового океана

19.03. Классный час

 « День моряка-подводника»

Генеральная уборка класса

Ролевая игра «Мы в гостях»

  Апрель

  « День смеха». Игры, конкурсы

Посещение мемориала 2100 гвардейцам

«Вахта памяти» , посвящённая штурму Кёнигсберга

« Воздух и здоровье человека» . Вред табачного дыма. Конкурс плакатов по ЗОЖ

Презентация для первоклассников

Планетарий

Викторина, посвящённая «Дню космонавтики»

Что такое национальность и народ. Классный

час (презентация)

« Что такое права и обязанности»

Беседа

    Май

9мая в истории каждой семьи

«Мои любимые уроки» Викторина-игра

Возложение цветов

Классный час «Пусть сердце будет добрым»

Урок памяти «Этих дней не смолкнет слава»

Зоопарк

Беседа

« Друзья Айболита»

Итоговое родительское собрание

Праздник последнего звонка

Конкурс рисунков

«Мир глазами детей»

Совместный отдых на природе

« В природе должно быть всё чисто и красиво» прогулка с пользой

                                                       

 5. Ожидаемые результаты работы

Планируемые результаты.

 

Ценностный потенциал:

  • Восприятие ценности семьи в своей жизни.
  • Понимание ценности дружбы со сверстниками.
  • Авторитет педагога.
  • Ценность природы родного края, ее исторических памятников.
  • Доброта.
  • Честность.
  • Оптимизм.
  • Аккуратность.

Познавательный потенциал:

  • Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике конкретного школьника.
  • Забота о здоровье.
  • Умение быстро и осознанно читать.
  • Навыки этикета.
  • Внимание.
  • Воображение.

Творческий потенциал:

  • Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения анализировать свою деятельность.

Коммуникативный потенциал:

  • Умение слушать и слышать других.
  • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Художественный потенциал:

  • Художественная активность в сферах народного творчества (музыкальном , декоративно – прикладном, танцевальном).

                         

Показатели  результативности

  1. Оптимальный уровень обученности  и воспитанности учащихся.
  2. Активное участие во внеклассной работе.
  3. Рост числа учащихся, занимающихся в факультативах, клубах, кружках по интересам.
  4. Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
  5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

Диагностика

      Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

  1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

  1. Изучение межличностных отношений:
  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе.

Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдения;
  • беседы с учениками, родителями;
  • изучение высказываний на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях;
  • изучение отношений к проводимым мероприятиям, урокам.

                                                         Литература

1. Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. Москва. ООО «Вако. 2009 г.

2.В. Вайс. «Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе». Воспитание школьников №6, 2010год.

3. Кузьмина Е. В. Моя программа воспитательной работы. Классный руководитель. №4 2008 год.

4.Внеклассные мероприятия.1 класс. Москва. ООО «Вако»,  2011г.

5.Классные часы. 1 класс. Москва. ООО «Вако», 2009 г.

6. Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики. Москва. Педагогическое общество России, 2001 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы. 1 класс.

Анализ воспитательной работы. 1 класс....

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)

Программа воспитательной работы  с классом с родителями  "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Отчет классного руководителя 0-А класса по итогам организации воспитательной работы в классе за 2016 – 2017 учебный год

Анализ и результаты воспитательной работы, проведенной в нулевом (подготовительном классе)...

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн...