Программа по внеурочной деятельности по направлению здоровьесбережения «Уроки докторов Природы»
презентация к уроку (1 класс) по теме
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для учителей начальных классов по внеурочной деятельности | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Еленинская СОШ
Утверждаю: Директор Панова И.Ю. «_____»_____________2013 г. | Программа рассмотрена на заседании МО Протокол . Руководитель МО
___________________________ |
Программа
по внеурочной деятельности
по направлению здоровьесбережения
«Уроки докторов Природы»
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Класс 1-4
Программу разработала:
учитель начальных классов
Мальцева Т.В.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
1. Актуальность программы
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
2. Участники программы:
- учащиеся 1 класса.
3. Состав группы:
- постоянный.
4. Особенности набора детей:
-свободный.
5. Форма занятий:
-групповая.
6. Время существования программы:
-программа краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения.
7. Количество занятий и учебных часов в неделю, за год:
-программа рассчитана на 34 учебные недели, на 68 учебных часа.
8.Цель программы:
- создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
9. Задачи курса:
- профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;
- повышение двигательной активности младших школьников;
- формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;
- организация мониторинга здоровья и физического развития;
- признание ответственности за психическое и физическое состояние учащихся и их родителей.
10. Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры (пионербол, баскетбол, элементы волейбола), развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.
11. В практике работы используются следующие формы:
- эстафеты;
- спортивные соревнования;
- спортивные праздники;
- уроки – путешествий;
- тематические праздники;
- урок – викторина;
- походы;
- беседы.
12. Материально – техническое обеспечение:
- кабинет;
- спортивный зал;
- спортивная площадка;
- актовый зал
13. Методическая база
- разработки уроков учителем;
- подбор иллюстраций;
- подбор спортивного инвентаря для проведения игр;
- подбор видеофильмов о профилактике здорового образа
-
14. Планируемые результаты:
- положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости, поддержание высокой работоспособности ученика;
- повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
- повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
- повышение приоритета здорового образа жизни.
15. Формирование УУД:
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- развивать умение слушать и понимать речь других.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учебно – тематический план
1класс
Тема 1. Дружи с водой
• Урок 1. Советы доктора Воды
• Урок 2. Друзья Вода и Мыло
Тема 2. Забота о глазах
• Урок 3. Глаза - главные помощники человека
Тема 3. Уход за ушами
• Урок 4. Чтобы уши слышали
Тема 4. Уход за зубами
• Урок 5. Почему болят зубы
• Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми
• Урок 7. Как сохранить улыбку красивой
Тема 5. Уход за руками и ногами
• Урок 8. «Рабочие инструменты» человека
Тема 6. Забота о коже
• Урок 9. Зачем человеку кожа
• Урок 10. Надежная защита организма
• Урок 11. Если кожа повреждена
Тема 7. Как следует питаться
• Урок 12. Питание - необходимое условие для жизни человека
• Урок 13. Здоровая Пища для всей семьи
Тема 8. Как сделать сон полезным
• Урок 14. Сон - лучшее лекарство
Тема 9. Настроение в школе
• Урок 15. Как настроение?
Тема 10. Настроение после школы
• Урок 16. Я пришел из школы
Тема 11. Поведение в школе
• Уроки 17-18. Я - ученик
Тема 12. Вредные привычки
• Уроки 19-20. Вредные привычки
Тема 13. Мышцы, кости и суставы.
• Урок 21. Скелет – наша опора.
• Урок 22. Осанка – стройная спина.
Тема 14. Как закаляться. Обтирание и обливание.
• Урок 23. Если хочешь быть здоров
Тема 15. Как правильно вести себя на воде
• Урок 24. Правила безопасности на воде
Тема 16. Игры и упражнении на воде
Тема17. Чтоб забыть про докторов
• Уроки 25-29. “Хочу остаться здоровым”.
Вкусные и полезные вкусности
День здоровья
«Как хорошо здоровым быть»
«Как сохранять и укреплять свое здоровье»
Тема 17. Народные игры
• Урок 30. Русская игра «Городки»
Тема 18. Подвижные игры
• Урок 31. Подвижные игры
• Уроки 32-33. Доктора природы (обобщающие)
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».(4 ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»
Раздел 2. Питание и здоровье (5ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. Викторина « Красный, жёлтый, зелёный»
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках(7ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Викторина «В здоровом теле здоровый дух».
Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Игра – викторина « Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим».
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". Круглый стол «Как сохранять и укреплять свое здоровье»
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (4ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Диагностика «Чему мы научились за год».
2 класс
Тема 1. Почему мы болеем
• Урок 1. Причина болезни
• Урок 2. Признаки болезни
• Урок 3. Как здоровье?
Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней
• Урок 4. Как организм помогает себе сам
• Урок 5. Здоровый образ жизни
Тема 3. Кто нас лечит
• Урок 6. Какие врачи нас лечат
Тема 4. Прививки от болезней
• Урок 7. Инфекционные болезни
• Урок 8. Прививки от болезней
Тема 5. Что нужно знать о лекарствах
• Урок 9. Какие лекарства мы выбираем
• Урок 10. Домашняя аптечка
Тема 6. Как избежать отравлений
• Урок 11. Отравление лекарствами
• Урок 12. Пищевые отравления
Тема 7. Безопасность при любой погоде
• Урок 13. Если солнечно и жарко
• Урок 14. Если на улице дождь и гроза
Тема 8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте
• Урок 15. Опасность в нашем доме
• Урок 16. Как вести себя на улице
Тема 9. Правила безопасного поведения на воде
• Урок 17. Вода - наш друг
Тема 10. Правила обращения с огнем
• Урок 18. Чтобы огонь не причинил вреда
Тема 11. Как уберечься от поражения электрическим током
• Урок 19. Чем опасен электрический ток
Тема 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов
• Урок 20. Травмы
Тема 13. Как защититься от насекомых
• Урок 21. Укусы насекомых
Тема 14. Предосторожности при обращении с животными
• Урок 22. Чтобы мы знаем про собак и кошек
Тема 15. Первая помощь при отравлении жидкостями, пи¬щей,парами,газом
• Урок 23. Отравление ядовитыми веществами
• Урок 24. Отравление угарным газом
Тема 16. Первая помощь при перегревании и тепловом уда¬ре, при ожогах и обморожении
• Урок 25. Как помочь себе при тепловом ударе
• Урок 26. Как уберечься от мороза
Тема 17. Первая помощь при травмах
• Урок 27. Растяжение связок и вывих костей Урок 28. Переломы
• Урок 29. Если ты ушибся или порезался
Тема 18. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос
• Урок 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало посторон¬нее тело
Тема 19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек
• Урок 31. Укус змеи
Тема 20. Сегодняшние заботы медицины
• Урок 32. Расти здоровым
• Урок 33. Воспитай себя
• Урок 34. Я выбираю движение
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».(4 ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»
Раздел 2. Питание и здоровье (5ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. Викторина « Красный, жёлтый, зелёный»
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках(7ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Викторина «В здоровом теле здоровый дух».
Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Игра – викторина « Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим».
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". Круглый стол «Как сохранять и укреплять свое здоровье»
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (4ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Диагностика «Чему мы научились за год».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
Тема 1. Чего не надо бояться
• Урок 1. Как воспитывать уверенность и бесстрашие
Тема 2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным
• Урок 2. Учимся думать
• Урок 3. Спеши делать добро
Тема 3. Почему мы говорим неправду
• Урок 4. Поможет ли нам обман
• Урок 5. «Неправда - ложь» в пословицах и поговорках
Тема 4. Почему мы не слушаемся родителей
• Урок 6. Надо ли прислушиваться к советам родителей
• Урок 7. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга
Тема 5. Надо уметь сдерживать себя
• Урок 8. Все ли желания выполнимы
• Урок 9. Как воспитать в себе сдержанность
Тема 6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу
• Урок 10. Как отучить себя от вредных привычек
• Урок 11. Как отучить себя от вредных привычек (продол¬жение)
Тема 7. Как относиться к подаркам.
• Урок 12. Я принимаю подарок
• Урок 13. Я дарю подарки
Тема 8. Как следует относиться к наказаниям
• Урок 14. Наказание
Тема 9. Как нужно одеваться '
• Урок 15. Одежда
Тема 10. Как вести себя с незнакомыми людьми
• Урок 16. Ответственное поведение
Тема 11. Как вести себя, когда что-то болит
• Урок 17. Боль
Тема 12. Как вести себя за столом
• Урок 18. Сервировка стола
• Урок 19. Правила поведения за столом
Тема 13. Как вести себя в гостях
• Урок 20. Ты идешь в гости
Тема 14. Как вести себя в общественных местах
• Урок 21. Как вести себя в транспорте и на улице
• Урок 22. Как вести себя в театре, кино, школе
Тема 15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки
• Урок 23. Умеем ли мы вежливо общаться
• Урок 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону
Тема 16. Что делать, если не хочется в школу.
• Урок 25. Помоги себе сам
Тема 17. Чем заняться после школы
• Урок 26. Умей организовать свой досуг
Тема 18. Как выбрать друзей
• Урок 27. Что такое дружба
• Урок 28. Кто может считаться настоящим другом
Тема 19. Как помочь родителям
• Урок 29. Как доставить родителям радость
Тема 20. Как помочь больным и беспомощным
• Урок 30. Если кому-нибудь нужна твоя помощь
• Урок 31. Спешите делать добро
Тема 21. Повторение
• Урок 32. Огонек здоровья
• Урок 33. Путешествие в страну здоровья
• Урок 34. Культура здорового образа жизни (урок-соревнование)
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».(4 ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»
Раздел 2. Питание и здоровье (5ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. Викторина « Красный, жёлтый, зелёный»
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках(7ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Викторина «В здоровом теле здоровый дух».
Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Игра – викторина « Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим».
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". Круглый стол «Как сохранять и укреплять свое здоровье»
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (4ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Диагностика «Чему мы научились за год».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
Тема 1. Наше здоровье
• Урок I. Что такое здоровье
• Урок 2. Что такое эмоции
• Урок 3. Чувства и поступки
• Урок 4. Стресс
Тема 2. Как помочь сохранить себе здоровье
• Урок 5. Учимся думать и действовать
• Урок 6. Учимся находить причину и последствия событий
• Урок 7. Умей выбирать
Тема 3. Что зависит от моего решения
• Урок 8. Принимаю решение
• Урок 9. Я отвечаю за свое решение
Тема 4. Злой волшебник - табак
• Урок 10. Что мы знаем о курении
Тема 5. Почему некоторые привычки называются вредными
• Урок 11. Зависимость
• Урок 12. Умей сказать НЕТ
• Урок 13. Как сказать НЕТ
• Урок 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ
• Урок 15. Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения
Тема 6. Помоги себе сам
• Урок 16. Волевое поведение Тема
7. Злой волшебник - алкоголь
• Урок 17. Алкоголь
• Урок 18. Алкоголь - ошибка
• Урок 19. Алкоголь - сделай выбор
Тема 8. Злой волшебник - наркотик
• Урок 20. Наркотик
• Урок 21. Наркотик - тренинг безопасного поведения
Тема 9. Мы - одна семья
• Урок 22. Мальчишки и девчонки
• Урок 23. Моя семья
Тема 10. Повторение. Нестандартные уроки и уроки-празд¬ники
• Урок 24. Дружба
• Урок 25. День здоровья
• Урок 26. Умеем ли мы правильно питаться
• Урок 27. Я выбираю кашу
• Урок 28. Чистота и здоровье
• Урок 29. Откуда берутся грязнули? (Игра-путешествие)
• Урок 30. Чистота и порядок
• Урок 31. Будем делать хорошо и не будем плохо
• Урок 32. КВН «Наше здоровье»
• Урок 33. Я здоровье берегу - сам себе я помогу
Урок 34. Будьте здоровы
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».(4 ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»
Раздел 2. Питание и здоровье (5ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. Викторина « Красный, жёлтый, зелёный»
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках(7ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Викторина «В здоровом теле здоровый дух».
Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Игра – викторина « Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим».
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". Круглый стол «Как сохранять и укреплять свое здоровье»
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (4ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Диагностика «Чему мы научились за год».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
3. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
5. Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.
6. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
7. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002
8. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | |
лекции | практи-ческие занятия | ||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 3 | праздник |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | 2 | викторина |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 3 | 4 | Викторина |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 | Игра - викторина |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 | Круглый стол |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 3 | 1 | 2 | Ролевая игра |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | 2 | Диагностика |
Итого: | 33 | 14 | 19 |
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | |
лекции | практи-ческие занятия | ||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 3 | |
1. | Дорога к доброму здоровью | 1 | 1 | ||
2. | Здоровье в порядке- спасибо зарядке | 1 | 1 | ||
3. | В гостях у Мойдодыра Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» | 1 | 1 | ||
1.4 | Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» | 1 | праздник | ||
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | 2 | |
2.1 | Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | 1 | 1 | ||
2.2 | Культура питания Приглашаем к чаю | 1 | 1 | ||
2.3 | Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться) | 1 | 1 | ||
2.4 | Как и чем мы питаемся | 1 | |||
2.5 | Красный, жёлтый, зелёный | 1 | 1 | викторина | |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 3 | 4 | |
3.1 | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим | 1 | 1 | ||
3.2 | Полезные и вредные продукты. | 1 | 1 | ||
3.3 | Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» | 1 | 1 | ||
3.4 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» | 1 | 1 | ||
3.5 | Как обезопасить свою жизнь | 1 | 1 | ||
3.6 | День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» | 1 | 1 | ||
3.7 | В здоровом теле здоровый дух | 1 | 1 | виктори на | |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 | |
4.1 | Мой внешний вид –залог здоровья | 1 | 1 | ||
4.2 | Зрение – это сила | 1 | 1 | ||
4.3 | Осанка – это красиво | 1 | 1 | ||
4.4 | Весёлые переменки | 1 | 1 | ||
4.5 | Здоровье и домашние задания | 1 | 1 | ||
4.6 | Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим | 1 | 1 | Игра- викторина | |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 | |
5.1 | “Хочу остаться здоровым”. | 1 | 1 | ||
5.2 | Вкусные и полезные вкусности | 1 | 1 | ||
5.3 | День здоровья «Как хорошо здоровым быть» | 1 | 1 | ||
5.4 | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» | 1 | 1 | круглый стол | |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 3 | 2 | 1 | |
6.1 | Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» | 1 | 1 | день вежливос ти | |
6.2 | Вредные и полезные привычки | 1 | 1 | ||
6.3 | “Я б в спасатели пошел” | 1 | 1 | Ролевая игра | |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | 2 | |
7.1 | Опасности летом (просмотр видео фильма) | 1 | 1 | ||
7.2 | Первая доврачебная помощь | 1 | 1 | ||
7.3 | Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» | 1 | 1 | ||
7.4 | Чему мы научились за год. | 1 | 1 | диагностика | |
Итого: | 33 | 15 | 17 |
Содержание программы:
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».(4 ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»
Раздел 2. Питание и здоровье (5ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. Викторина « Красный, жёлтый, зелёный»
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках(7ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Викторина «В здоровом теле здоровый дух».
Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Игра – викторина « Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим».
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". Круглый стол «Как сохранять и укреплять свое здоровье»
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (4ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Диагностика «Чему мы научились за год».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
- Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
- Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
- Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
- Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002
- Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Школа докторов природы» (уроки здоровья)
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности ...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе
Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа докторов природы"
Данная программа предназначена для внеурочной деятельности в 3 классе...
Программа внеурочной деятельности. Направление: художественно-эстетическое. «Любование природой» (1 класс). Авторская педагогическая разработка (адаптационная, комбинаторная, радикальная). Форма: воспитательная работа.
Данная программа по внеурочной деятельности разработана мною для учащихся 1 классов.Содержит пояснительную записку, методологические положения, структуру,краткое содержание учебных тем, учебно-тематич...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки доктора Здоровья» для учащихся
Рабочая программавнеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Уроки доктора Здоровья» для учащих...
Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"
Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление: Духовно-нравственное «Разговоры о важном»
Данная работа рассматривает важную тему духовно-нравственного развития детей. Программа которой направлена на:− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;− формирование ...