Программа по внеурочной деятельности по направлению здоровьесбережения «Уроки докторов Природы»
презентация к уроку (1 класс) по теме

 Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       МОУ Еленинская СОШ

Утверждаю:

Директор  Панова И.Ю.

«_____»_____________2013  г.

Программа рассмотрена на заседании МО  

Протокол  .

Руководитель МО

 

___________________________

Программа

по внеурочной деятельности

по направлению здоровьесбережения

«Уроки докторов Природы»

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Класс 1-4

                                                                                        Программу разработала:

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                  Мальцева Т.В.

                                                                                                     

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная  записка

1. Актуальность программы

    Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.        

   Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.

       Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

                 

                                                     

2. Участники программы:

- учащиеся 1 класса.

3.  Состав группы:

- постоянный.

4. Особенности набора детей:

-свободный.

 5. Форма занятий:

-групповая.

6. Время существования программы:

-программа краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения.

7. Количество занятий и учебных часов в неделю, за год:

-программа рассчитана на 34 учебные   недели,   на 68 учебных часа.

8.Цель программы:

- создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

9. Задачи курса:

  • профилактика  заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;
  • повышение двигательной активности младших школьников;
  • формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;
  • организация мониторинга здоровья и физического развития;
  • признание ответственности за психическое и физическое состояние учащихся и их родителей.

10. Основные направления реализации программы:

–    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры (пионербол, баскетбол, элементы волейбола), развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

–  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.

11. В практике работы используются следующие формы:

 - эстафеты;

- спортивные соревнования;

- спортивные праздники;

- уроки – путешествий;

- тематические праздники;

- урок – викторина;

- походы;

- беседы.

12. Материально – техническое обеспечение:

- кабинет;

- спортивный зал;

- спортивная площадка;

- актовый зал

13. Методическая база

- разработки уроков учителем;

- подбор иллюстраций;

 - подбор спортивного инвентаря для проведения игр;

- подбор видеофильмов о профилактике здорового образа  

-

14. Планируемые  результаты:

- положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости, поддержание высокой работоспособности ученика;

- повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;

- повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

- повышение приоритета здорового образа жизни.

15. Формирование УУД:

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

 Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

    Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- развивать умение слушать и понимать речь других.

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Учебно – тематический  план

1класс

Тема 1. Дружи с водой

•        Урок 1. Советы доктора Воды

•        Урок 2. Друзья Вода и Мыло

Тема 2. Забота о глазах

•        Урок 3. Глаза - главные помощники человека

Тема 3. Уход за ушами

•        Урок 4. Чтобы уши слышали

Тема 4. Уход за зубами

•        Урок 5. Почему болят зубы

•        Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми

•        Урок 7. Как сохранить улыбку красивой

Тема 5. Уход за руками и ногами

•        Урок 8. «Рабочие инструменты» человека

Тема 6. Забота о коже

•        Урок 9. Зачем человеку кожа

•        Урок 10. Надежная защита организма

•        Урок 11. Если кожа повреждена

Тема 7. Как следует питаться

•        Урок 12. Питание - необходимое условие для жизни человека

•        Урок 13. Здоровая Пища для всей семьи

Тема 8. Как сделать сон полезным

•        Урок 14. Сон - лучшее лекарство

Тема 9. Настроение в школе

•        Урок 15. Как настроение?

Тема 10. Настроение после школы         

•        Урок 16. Я пришел из школы

Тема 11. Поведение в школе

•        Уроки 17-18. Я - ученик

Тема 12. Вредные привычки

•        Уроки 19-20. Вредные привычки

Тема 13. Мышцы, кости и суставы.

•        Урок 21. Скелет – наша опора.

•        Урок 22. Осанка – стройная спина.

Тема 14. Как закаляться. Обтирание и обливание.

•        Урок 23. Если хочешь быть здоров

Тема 15. Как правильно вести себя на воде

•        Урок 24. Правила безопасности на воде

Тема 16. Игры и упражнении на воде

Тема17. Чтоб забыть про докторов

•        Уроки 25-29. “Хочу остаться здоровым”.

Вкусные и полезные вкусности

День здоровья

 «Как хорошо      здоровым быть»

 «Как сохранять и укреплять свое здоровье»    

Тема 17. Народные игры

•        Урок 30. Русская игра «Городки»

Тема 18. Подвижные игры

•        Урок 31. Подвижные игры

•        Уроки 32-33. Доктора природы (обобщающие)

Раздел 1  Введение  «Вот мы и в школе».(4 ч.)

 Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,

укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

Раздел 2.   Питание и здоровье (5ч.)

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. Викторина « Красный, жёлтый, зелёный»

Раздел 3. Моё здоровье в моих руках(7ч.)

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Викторина «В здоровом теле здоровый дух».

Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)

Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Игра – викторина « Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим».

Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4ч.)

Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". Круглый стол «Как сохранять и укреплять свое здоровье»

Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование  позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”

Раздел 7. «Вот и стали мы на год  взрослей» (4ч.)

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Диагностика «Чему мы научились за год».

2 класс

Тема 1. Почему мы болеем

•        Урок 1. Причина болезни

•        Урок 2. Признаки болезни

•        Урок 3. Как здоровье?

Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней

•        Урок 4. Как организм помогает себе сам

•        Урок 5. Здоровый образ жизни

Тема 3. Кто нас лечит

•        Урок 6. Какие врачи нас лечат

Тема 4. Прививки от болезней

•        Урок 7. Инфекционные болезни

•        Урок 8. Прививки от болезней

Тема 5. Что нужно знать о лекарствах

•        Урок 9. Какие лекарства мы выбираем

•        Урок 10. Домашняя аптечка

Тема 6. Как избежать отравлений

•        Урок 11. Отравление лекарствами

•        Урок 12. Пищевые отравления

Тема 7. Безопасность при любой погоде

•        Урок 13. Если солнечно и жарко

•        Урок 14. Если на улице дождь и гроза

Тема 8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

•        Урок 15. Опасность в нашем доме

•        Урок 16. Как вести себя на улице

Тема 9. Правила безопасного поведения на воде

•        Урок 17. Вода - наш друг

Тема 10. Правила обращения с огнем

•        Урок 18. Чтобы огонь не причинил вреда

Тема 11. Как уберечься от поражения электрическим током

•        Урок 19. Чем опасен электрический ток

Тема 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

•        Урок 20. Травмы

Тема 13. Как защититься от насекомых

•        Урок 21. Укусы насекомых

Тема 14. Предосторожности при обращении с животными

•        Урок 22. Чтобы мы знаем про собак и кошек

Тема 15. Первая помощь при отравлении жидкостями, пи¬щей,парами,газом

•        Урок 23. Отравление ядовитыми веществами

•        Урок 24. Отравление угарным газом

Тема 16. Первая помощь при перегревании и тепловом уда¬ре, при ожогах и обморожении

•        Урок 25. Как помочь себе при тепловом ударе

•        Урок 26. Как уберечься от мороза

Тема 17. Первая помощь при травмах

•        Урок 27. Растяжение связок и вывих костей Урок 28. Переломы

•        Урок 29. Если ты ушибся или порезался

Тема 18. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

•        Урок 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало посторон¬нее тело

Тема 19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

•        Урок 31. Укус змеи

Тема 20. Сегодняшние заботы медицины

•        Урок 32. Расти здоровым

•        Урок 33. Воспитай себя

•        Урок 34. Я выбираю движение

Раздел 1  Введение  «Вот мы и в школе».(4 ч.)

 Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,

укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

Раздел 2.   Питание и здоровье (5ч.)

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. Викторина « Красный, жёлтый, зелёный»

Раздел 3. Моё здоровье в моих руках(7ч.)

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Викторина «В здоровом теле здоровый дух».

Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)

Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Игра – викторина « Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим».

Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4ч.)

Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". Круглый стол «Как сохранять и укреплять свое здоровье»

Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование  позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”

Раздел 7. «Вот и стали мы на год  взрослей» (4ч.)

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Диагностика «Чему мы научились за год».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

Тема 1. Чего не надо бояться

•        Урок 1. Как воспитывать уверенность и бесстрашие

Тема 2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

•        Урок 2. Учимся думать

•        Урок 3. Спеши делать добро

Тема 3. Почему мы говорим неправду

•        Урок 4. Поможет ли нам обман

•        Урок 5. «Неправда - ложь» в пословицах и поговорках

Тема 4. Почему мы не слушаемся родителей

•        Урок 6. Надо ли прислушиваться к советам родителей

•        Урок 7. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

Тема 5. Надо уметь сдерживать себя

•        Урок 8. Все ли желания выполнимы

•        Урок 9. Как воспитать в себе сдержанность

Тема 6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу

•        Урок 10. Как отучить себя от вредных привычек

•        Урок 11. Как отучить себя от вредных привычек (продол¬жение)

Тема 7. Как относиться к подаркам.

•        Урок 12. Я принимаю подарок

•        Урок 13. Я дарю подарки

Тема 8. Как следует относиться к наказаниям

•        Урок 14. Наказание

Тема 9. Как нужно одеваться '

•        Урок 15. Одежда

Тема 10. Как вести себя с незнакомыми людьми

•        Урок 16. Ответственное поведение

Тема 11. Как вести себя, когда что-то болит

•        Урок 17. Боль

Тема 12. Как вести себя за столом

•        Урок 18. Сервировка стола

•        Урок 19. Правила поведения за столом

Тема 13. Как вести себя в гостях

•        Урок 20. Ты идешь в гости

Тема 14. Как вести себя в общественных местах

•        Урок 21. Как вести себя в транспорте и на улице

•        Урок 22. Как вести себя в театре, кино, школе

Тема 15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки

•        Урок 23. Умеем ли мы вежливо общаться

•        Урок 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону

Тема 16. Что делать, если не хочется в школу.

•        Урок 25. Помоги себе сам

Тема 17. Чем заняться после школы

•        Урок 26. Умей организовать свой досуг

Тема 18. Как выбрать друзей

•        Урок 27. Что такое дружба

•        Урок 28. Кто может считаться настоящим другом

Тема 19. Как помочь родителям

•        Урок 29. Как доставить родителям радость

Тема 20. Как помочь больным и беспомощным

•        Урок 30. Если кому-нибудь нужна твоя помощь

•        Урок 31. Спешите делать добро

Тема 21. Повторение

•        Урок 32. Огонек здоровья

•        Урок 33. Путешествие в страну здоровья

•        Урок 34. Культура здорового образа жизни (урок-соревнование)

Раздел 1  Введение  «Вот мы и в школе».(4 ч.)

 Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,

укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

Раздел 2.   Питание и здоровье (5ч.)

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. Викторина « Красный, жёлтый, зелёный»

Раздел 3. Моё здоровье в моих руках(7ч.)

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Викторина «В здоровом теле здоровый дух».

Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)

Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Игра – викторина « Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим».

Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4ч.)

Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". Круглый стол «Как сохранять и укреплять свое здоровье»

Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование  позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”

Раздел 7. «Вот и стали мы на год  взрослей» (4ч.)

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Диагностика «Чему мы научились за год».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

Тема 1. Наше здоровье

•        Урок I. Что такое здоровье

•        Урок 2. Что такое эмоции

•        Урок 3. Чувства и поступки

•        Урок 4. Стресс

Тема 2. Как помочь сохранить себе здоровье

•        Урок 5. Учимся думать и действовать

•        Урок 6. Учимся находить причину и последствия событий

•        Урок 7. Умей выбирать

Тема 3. Что зависит от моего решения

•        Урок 8. Принимаю решение

•        Урок 9. Я отвечаю за свое решение

Тема 4. Злой волшебник - табак

•        Урок 10. Что мы знаем о курении

Тема 5. Почему некоторые привычки называются вредными

•        Урок 11. Зависимость

•        Урок 12. Умей сказать НЕТ

•        Урок 13. Как сказать НЕТ

•        Урок 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ

•        Урок 15. Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения

Тема 6. Помоги себе сам

•        Урок 16. Волевое поведение Тема

7. Злой волшебник - алкоголь

•        Урок 17. Алкоголь

•        Урок 18. Алкоголь - ошибка

•        Урок 19. Алкоголь - сделай выбор

Тема 8. Злой волшебник - наркотик

•        Урок 20. Наркотик

•        Урок 21. Наркотик - тренинг безопасного поведения

Тема 9. Мы - одна семья

•        Урок 22. Мальчишки и девчонки

•        Урок 23. Моя семья

Тема 10. Повторение. Нестандартные уроки и уроки-празд¬ники

•        Урок 24. Дружба

•        Урок 25. День здоровья

•        Урок 26. Умеем ли мы правильно питаться

•        Урок 27. Я выбираю кашу

•        Урок 28. Чистота и здоровье

•        Урок 29. Откуда берутся грязнули? (Игра-путешествие)

•        Урок 30. Чистота и порядок

•        Урок 31. Будем делать хорошо и не будем плохо

•        Урок 32. КВН «Наше здоровье»

•        Урок 33. Я здоровье берегу - сам себе я помогу

Урок 34. Будьте здоровы

Раздел 1  Введение  «Вот мы и в школе».(4 ч.)

 Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,

укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

Раздел 2.   Питание и здоровье (5ч.)

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. Викторина « Красный, жёлтый, зелёный»

Раздел 3. Моё здоровье в моих руках(7ч.)

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Викторина «В здоровом теле здоровый дух».

Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)

Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Игра – викторина « Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим».

Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4ч.)

Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". Круглый стол «Как сохранять и укреплять свое здоровье»

Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование  позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”

Раздел 7. «Вот и стали мы на год  взрослей» (4ч.)

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Диагностика «Чему мы научились за год».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.        Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.

2.        Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,

3.        Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,

4.        Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

5.        Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.

6.        Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.

7.        Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002

8.        Влияние учебной нагрузки  и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

лекции

практи-ческие

занятия

I

Введение  «Вот мы и в школе».

4

1

3

праздник

II

Питание и здоровье

5

3

2

викторина

III

Моё здоровье в моих руках

7

3

4

Викторина

IV

Я в школе и дома

6

3

3

Игра - викторина

V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

Круглый стол

VI

Я и моё ближайшее окружение

3

1

2

Ролевая игра

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

2

2

Диагностика

Итого: 

33

14

19

Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

лекции

практи-ческие

занятия

I

Введение  «Вот мы и в школе».

4

1

3

1.

Дорога к доброму здоровью

1

1

2.

Здоровье в порядке- спасибо зарядке

1

1

3.

В гостях у Мойдодыра

Кукольный спектакль         

К. Чуковский «Мойдодыр»

1

1

1.4

Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

1

праздник

II

Питание и здоровье

5

3

2

2.1

Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

1

1

2.2

Культура питания

Приглашаем к чаю

1

1

2.3

Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)

1

1

2.4

Как и чем мы питаемся

1

2.5

Красный, жёлтый, зелёный

1

1

викторина

III

Моё здоровье в моих руках

7

3

4

3.1

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим

1

1

3.2

Полезные и вредные продукты.

1

1

3.3

Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»

1

1

3.4

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

1

1

3.5

Как обезопасить свою жизнь

1

1

3.6

День здоровья

 «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»

1

1

3.7

 В здоровом теле здоровый дух

1

1

виктори

на

IV

Я в школе и дома

6

3

3

4.1

Мой внешний вид –залог здоровья

1

1

4.2

Зрение – это сила

1

1

4.3

Осанка – это красиво

1

1

4.4

Весёлые переменки

1

1

4.5

Здоровье и домашние задания

1

1

4.6

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим

1

1

Игра- викторина

V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

5.1

“Хочу остаться здоровым”.

1

1

 5.2

Вкусные и полезные вкусности

1

1

 5.3

День здоровья

 «Как хорошо      здоровым быть»

1

1

 5.4

 «Как сохранять и укреплять свое здоровье»

1

1

круглый стол

VI

Я и моё ближайшее окружение

3

2

1

6.1

Моё настроение.  Передай улыбку по кругу.  Выставка рисунков «Моё настроение»

1

1

день вежливос

ти

6.2

Вредные и полезные привычки

1

1

6.3

“Я б в спасатели пошел”

1

1

Ролевая игра

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

2

2

7.1

Опасности летом (просмотр видео фильма)

1

1

7.2

Первая доврачебная помощь

1

1

7.3

Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»

1

1

7.4

Чему мы научились за год.

1

1

диагностика

Итого: 

33

15

17

Содержание программы:

Раздел 1  Введение  «Вот мы и в школе».(4 ч.)

 Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,

укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

Раздел 2.   Питание и здоровье (5ч.)

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. Викторина « Красный, жёлтый, зелёный»

Раздел 3. Моё здоровье в моих руках(7ч.)

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Викторина «В здоровом теле здоровый дух».

Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)

Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Игра – викторина « Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим».

Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4ч.)

Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". Круглый стол «Как сохранять и укреплять свое здоровье»

Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование  позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”

Раздел 7. «Вот и стали мы на год  взрослей» (4ч.)

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Диагностика «Чему мы научились за год».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
  2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
  3. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
  4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
  5. Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.
  6. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
  7. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002
  8. Влияние учебной нагрузки  и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Школа докторов природы» (уроки здоровья)

Обучение школьников бережному отношению к своему здо­ровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современ­ного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности ...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе

Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа докторов природы"

Данная программа предназначена для внеурочной деятельности в 3 классе...

Программа внеурочной деятельности. Направление: художественно-эстетическое. «Любование природой» (1 класс). Авторская педагогическая разработка (адаптационная, комбинаторная, радикальная). Форма: воспитательная работа.

Данная программа по внеурочной деятельности разработана мною для учащихся 1 классов.Содержит пояснительную записку, методологические положения, структуру,краткое содержание учебных тем, учебно-тематич...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки доктора Здоровья» для учащихся

Рабочая программавнеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Уроки доктора Здоровья»             для учащих...

Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"

Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление: Духовно-нравственное «Разговоры о важном»

Данная работа рассматривает важную тему духовно-нравственного развития детей. Программа которой направлена на:− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;− формирование ...