Игровые технологии как средство активизации умственной и речевой деятельности младших школьников.
статья (4 класс) по теме

Яптик Александра Анихасововна

Данная  статья представляет собой опыт работы по использованию игровых технологий в ввоспитательной работе школы-интерната.В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.  На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Все вышесказанное меня заставило искать эффективные средства активизации воспитательного процесса, творчески подходить к выбору и использовании материала, поиску новых  методов работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яптик Александра Анихасововна

воспитатель 1 группы

                                                                  МБУОШИ «Сеяхинская СШИС(П)О»

Описание опыта работы по использованию современных образовательных  технологий

Игровые технологии как средство активизации умственной и речевой деятельности младших школьников.

   «…правильно организованное обучение

ребенка ведет за собой детское умственное развитие,

вызывает к жизни целый ряд таких процессов

развития, которые вне обучения   сделались бы невозможными».

Выготский Л.С.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.  На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Все вышесказанное меня заставило искать эффективные средства активизации воспитательного процесса, творчески подходить к выбору и использовании материала, поиску новых  методов работы.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

В последнее время все больше учёных сходятся во мнении, что начинать надо с развития познавательных способностей детей, их речевой и умственной деятельности, обеспечивающих высокий уровень обучаемости, восприимчивости человека к обучению.

Проблема состоит в том, что учащимся уже в 1-м классе для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Однако исследования показывают, что даже во 2-м классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий и т.п. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий, а сделать это можно с помощью игровых технологий.

Игра всегда актуальна:

         -во - первых, наверное, потому, что ребенку  по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности;

-во - вторых, уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

- в - третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма работы  противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности,  пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации;

-в - четвёртых, мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего занятия. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным;

- в-пятых, игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает работу по развитию у детей мыслительных процессов и речевых умений и навыков.

К данной теме я обратилась в связи с тем, что  столкнулась с проблемой:  

  1. Низкий уровень речевой деятельности  воспитанников и в связи с этим трудности в усвоении учебного материала.
  2. Несформированность навыков мыслительной деятельности, которые необходимы для успешного овладения знаний определенной глубины и степени сложности.
  3. Недостаточная выраженность интеллектуальных интересов, слабая мотивация учебной деятельности.

Целью моей работы является использование игровых технологий как средства активизации умственной и речевой деятельности младших школьников. Постановка цели предопределила решение следующих задач:

  • Расширять словарный запас воспитанников, воспитывать культуру речи;
  • Активизировать умственную деятельность детей через развивающие игры, задания, упражнения для полноценного развития логичных, доказательных, аргументированных речевых способностей воспитанников;
  • Развивать навыки мыслительной деятельности, которые в последующем позволят реализовать потребность в самостоятельном приобретении знаний;

Для реализации поставленных мною задач я в своей работе использую  следующие игровые технологии:

По мнению современных педагогов, игра – наиболее прогрессивный метод обучения дошкольников и школьников. Именно в игре воспитателю легче сформировать у ребенка такие способности, как сообразительность, находчивость, умение логически мыслить, сравнивать, а также реализовать насущные воспитательные задачи. На первоочередное место игры в развитии человека в настоящее время указывается многими педагогами. Так, С.А. Шмаков считает, что «игра сейчас встаёт в строй самых жгучих проблем человечества. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Лишённые игр дети теряют те или иные качества мышления, попросту не развиваются».

Существуют различные классификации игр, но большое влияние на развитие мыслительных процессов и речи оказывает дидактическая игра. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры – путешествия, игры – минутки (мозговой штурм), игры – поручения, игры – предположения, игры – сказки (фантастические, ситуативные), игры – загадки, игры – беседы (игры – диалоги).  

Игры – путешествия имеют сходство со сказкой или фантастической историей, отражают реальные факты или события, но обычное раскрывают через необычное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, тем самым учит его моделировать реальные жизненные ситуации и находить правильный выход или рациональное решение. Например, проведенные мной мероприятия «Арифметики тропинки – одолеем без запинки!», «Заветная шкатулка», «В гости к Старичку – Мозговичку» представляют собой такие  игры – путешествия.

Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения «Что было бы…?», «Что бы я сделал…?», «Если бы я стал…?» и пр. В этом случае перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Игры – загадки предназначены для развития логического мышления младших школьников. Воспитанники проявляют интерес к отгадыванию загадок. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Например, такое задание:

Отгадай слово

В каждом секторе окружностей пропущено по две буквы, и запись может быть сделана по часовой стрелке или против. Чтобы чуть – чуть облегчить задание, ты можешь использовать код в виде загадки.

  1. Есть в саду фруктовом чудо: листья ярче изумруда, серебристые цветы, золотистые плоды.
  2. Четыре синих солнца у бабушки на кухне, четыре синих солнца горели и потухли.
  3. Рогатый, а не бодается.

В основе игры – беседы (диалога) лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре – беседе педагог часто ведет речь не от своего имени, а от имени близкого ребятам персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, развивает мышление и коммуникативные навыки. Ценность игры – беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.

Конкурсные игровые программы представляют собой командные игры, в которых существуют элементы согласования действий  играющих. Участники команд выполняют задания, в которые входят игры со словами, шарады, разгадывание ребусов, отгадывание загадок. То есть это – специально организованные соревнования в эрудиции. Например, интеллектуальная конкурсная программа «Озорные буквы», «Премудрости природы» и т.д.

 Игры – драматизации - утренники, праздники с элементами театрализованного представления, где дети знакомятся с устным народным творчеством, с произведениями писателей, лучше усваивают идейное содержание произведений, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Воспитанники, участвуя в играх-драматизациях, учатся выражать свои чувства, развивают память, речь, мимику, жесты, учатся говорить с  интонацией, выступать перед публикой, преодолевают застенчивость, замкнутость. Для возбуждения и развития интереса к играм-драматизациям дети привлекаются к участию в больших мероприятиях, к изготовлению костюмов, масок, доспехов, к оформлению помещения. Это  дает возможность воспитанникам проявить и совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики под руководством воспитателя.

Викторины - специально организованные соревнования в эрудиции. Самое главное в организации викторины – правила и вопросы. В очень выгодном свете всегда выглядят вопросы, подобранные по темам («О природе», «О технике», «О спорте», «О знаменитых путешественниках»). Темой может выступить и отдельный фильм или произведение литературы. Даже к сказке «Колобок» можно придумать не менее десяти остроумных вопросов. Например, проведенная викторина «Строим музей сказок».

Развивающие игры – развивают у детей речевую активность, мыслительные процессы. В них  используются различные виды логических задач и упражнений: игра-задание «Соседи», «Ералаш», «Самое важное», «Заверши фразу» и т.д., которые способствуют развитию речевых навыков и умений.

 С целью выявления особенностей развития логического мышления была использована диагностическая программа, которая включала в себя следующие методики:

  • «Исключение понятий» для исследования способности к классификации и анализу;
  • Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах для определения степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов;
  • «Последовательность событий» для определения способности к логическому мышлению, обобщению;
  • «Сравнение понятий» для определения уровня сформированности операции сравнения у младших школьников.

Исследования развития логического мышления проводилось среди учащихся 2–х   классов в  октябре 2012 года  в количестве 30 человек.

Методика №1 «Исключение понятий»

В ходе проведения данной методики удалось выявить, что из 30 человек -  22 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), то есть, способны к классификации и анализу, 8 человек показали низкий уровень.

Дети, которые правильно выполнили задание, обладают надлежащим уровнем  классификации и анализа.

 Результаты исследования показали уровень развития способностей у воспитанников: 13% - высокий уровень, 60% - средний уровень, 27% - низкий уровень.

 Методика №2

В ходе проведения данной методики выяснилось, что из 30 человек – 18 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. воспитанники обладают такими операциями мышления, как определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах, 12 человек показали низкий уровень развития данных операций мышления. Из результатов данной методики мы можем судить о степени развитости интеллектуальных процессов: 16% - высокий уровень, 43% - средний уровень, 40% - низкий уровень.

Методика №3«Последовательность событий»

В ходе проведения данной методики удалось выявить, что из 30 человек – 26 справились с заданием (высокий и средний уровень), 4 человека показали низкий уровень.

Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что воспитанники, показавшие высокий и средний уровень способны к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Результаты исследования показали нам степень развитости у ребенка логического мышления и интеллектуальных процессов: 20% - высокий уровень, 64% - средний уровень, 16% - низкий уровень.

Методика №4 «Сравнение понятий»

В ходе проведения данной методики выяснилось, что из 30 человек – 23 выполнили задание, показав высокий и средний уровень, 7 человек не справились, показав низкий уровень. Результаты данной методики показывают, что операцией сравнения владеют 7% воспитанников, которые показали высокий уровень, 70% показали средний уровень и 23% низкий уровень.

Октябрь 2012г.

1. Уровень развития способностей к классификации и анализу

         2. Степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов;

         3. Уровень развития способности к логическому мышлению, обобщению;

  1. Уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.

Апрель2013г.

Положительные результаты динамики развития активной речи и мыслительных процессов позволили сделать вывод о необходимости проведения данной работы в учебно-воспитательном процессе.

Хотелось бы отметить, что проводимая мною  работа не сводится только к формированию и  тренировке отдельных мыслительных операций, интеллектуальных действий и речевых умений. Эта работа направлена на изменение личности ребенка, и в первую очередь на формирование мотивации учебной деятельности.

В октябре 2012 года и в апреле 2013 года проводилась исследование мотивации обучения.

Для оценки уровня школьной мотивации была использована краткая анкета из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию. Были получены следующие результаты:

Таким образом, исходя из результатов проведённой диагностики, можно сделать выводы:

  • -  целенаправленная работа по обучению младших школьников основным приемам мыслительных операций с помощью игровых технологий способствует  развитию познавательных способностей;
  • - диагностика и своевременная коррекция мышления младших школьников  способствует более успешному развитию приемов логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ);
  • - при выполнении развивающих заданий, упражнений  у воспитанников происходит развитие речевого мышления, активной речи, что позволяет им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

Мастерство педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения и воспитания состоит в умении сделать содержание своей работы богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности младших школьников разнообразными, творческими, продуктивными.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения и воспитания, которая позволяет сделать интересными и увлекательными проводимые мероприятия, беседы в условиях интерната. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной деятельность по усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый воспитанниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в воспитательный процесс.

                                                          Список литературы

  1. Выготский Л С Мышление и речь - Избранные психологические исследования М, 1956 с. 423.
  2. Шведова Л.М. «Развитие логического мышления и интеллекта», М.,2006г.с.352.
  3. БубноваА.Х. «Развитие речи» - Азбука дошкольного воспитания, М.,2006г.с.256.
  4. Бугаева З.Н. «Развитие устной речи и дикции», М., 2005г., с.464.
  5. Богомолов В. «Тестирование детей», Серия «Психологический практикум», Ростов н/ Д., 2003г., с.352.
  6. Волкова Т.Н. «Развитие памяти и внимания», М.,2006г., с.240.
  7. Винокурова Н.К. «Развиваем способности детей.2 класс», М., 2002г., с.63.
  8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990.
  9. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
  10. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический проект, 2004.
  11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Игровые  технологии  как  средство  активизации  познавательной  деятельности  младших  школьников  с  ОВЗ...

Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

Вступивший в силу ФГОС НОО второго поколения ориентирует учителей строить процесс обучения таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности обучающегося с учетом его возрастных ...

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.

В статье рассматриваются возможности применения игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе....

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников

Игра как уникальное явление жизни человека и как педагогическая технология с давних пор привлекает внимание учёных и практиков....

Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

В статье освещаются методические приёмы, помогающие учителю начальных классов пробудить интерес обучающихся к процессу чтения....

Статья на тему "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

Ведущий вид деятельности ученика начальной школы - игра, поэтому наиболее успешное обучение - это обучение в игре....

Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности

В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...